Постановление №ЕК/11244/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-2560/2022 о назначении администр... от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-2560/2022

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

 

30 июня 2023 года

г. Красноярск


 

Резолютивная часть постановления оглашена 27.06.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 30.06.2023.

 

Врио руководителя Красноярского УФАС России Куштысева, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-2560/2022, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/ ОГРН 2460069527/ 1052460054327) (далее – ПАО «Россети Сибирь», сетевая организация, Общество), по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гр. Скоромко А.А. (вх. №16047 от 07.09.2022) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка рассмотрения заявок №4704647 от 13.05.2022, №5360256 от 18.07.2022 на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, п. Элита, ул. Механизаторов, 7 (далее - Объект).

26.09.2022 в отношении ПАО «Россети Сибирь» возбуждено дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022, принято решение о проведении административного расследования, гр. Скоромко А.А. привлечен в качестве потерпевшего.

Определением от 25.10.2022 продлен срок административного расследования по делу об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 до 26.11.2022.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. №ЕК/19017/22 от 25.11.2022) предложено 17.01.2023 в 11 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 3А для составления протокола об административном правонарушении.

Указанное письмо получено ПАО «Россети Сибирь» 20.12.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80106078717393, направлено в адрес потерпевшего на указанный адрес электронной почты.

Протокол составлен 17.01.2023 в отсутствие извещенного надлежащим образом защитника ПАО «Россети Сибирь». Протокол получен ПАО «Россети Сибирь» 24.01.2023 (почтовый идентификатор 80093780357149), направлен в адрес потерпевшего на адрес электронной почты, указанный в определении.

Определением от 17.01.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 11:30 31.01.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-2650/2022, проводимом 31.01.2023, приняла участие защитник ПАО «Россети Сибирь» Тарасова Е.А., действующая на основании доверенности. Потерпевший участие в рассмотрении дела не принял, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение от 17.01.2023 направлено на адрес электронной почты, указанный в определении). ПАО «Россети Сибирь» уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовый идентификатор 80093780357149).

В ходе рассмотрения дела установлено, что документы, запрошенные определением от 17.01.2023, ПАО «Россети Сибирь», гр. Скоромко А.А. не представлены.

Определением от 31.01.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 10:40 22.02.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-2650/2022, проводимом 22.02.2023, стороны участие в рассмотрении дела не приняли, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение от 31.01.2023 направлено потерпевшему на адрес электронной почты, указанный в определении; направлено в адрес ПАО «Россети Сибирь» (почтовый идентификатор 80083481519649)).

В ходе рассмотрения дела 22.02.2023 установлено, что документы, запрошенные определениями от 17.01.2023, от 31.01.2023 ПАО «Россети Сибирь», гр. Скоромко А.А. не представлены.

Определением от 22.02.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 09:30 21.03.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-2650/2022, проводимом 21.03.2023, приняла участие защитник ПАО «Россети Сибирь» Маркова И.В., действующая на основании доверенности №24/95 от 21.04.2022. Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение от 22.02.2023 направлено потерпевшему на адрес электронной почты, указанный в определении; направлено в адрес ПАО «Россети Сибирь» (почтовый идентификатор 80080882536398)).

В ходе рассмотрения дела защитник ПАО «Россети Сибирь» пояснила, что первоначально к заявке были приложены план энергопринимающих устройств, первая страница выписки из ЕГРН в отношении Объекта заявителя. Уведомлениями от 15.08.2022, от 13.10.2022 у гр. Скоромко А.А. ПАО «Россети Сибирь» запрошены правоустанавливающие документы на Объект. Документы, направленные потерпевшим во исполнение уведомлений о несоответствии заявки требованиям Правил в адрес ПАО «Россети Сибирь» не представляется возможным представить в связи с возможностями программного обеспечения системы, отображающей сведения о поступивших заявках.

Определением от 21.03.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 10:00 20.04.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-2650/2022, проводимом 20.04.2023, стороны участие не приняли, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение от 21.03.2023 направлено потерпевшему на адрес электронной почты, указанный в определении; направлено в адрес ПАО «Россети Сибирь» (почтовый идентификатор 80101382039483)).

Документы, запрошенные определением от 21.03.2023, от ПАО «Россети Сибирь», гр. Скоромко А.А., в срок, установленный в определении, не поступили.

Определением от 20.04.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 14:30 30.05.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-2650/2022, проводимом 30.05.2023, стороны участие не приняли, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение от 20.04.2023 направлено потерпевшему на адрес электронной почты, указанный в определении; направлено в адрес ПАО «Россети Сибирь» (почтовый идентификатор 80101382039483)).

Документы, запрошенные определением от 20.04.2023, от гр. Скоромко А.А., в срок, установленный в определении, не поступили.

В материалы административного дела от ПАО «Россети Сибирь» (вх.№10943/23 от 30.05.2023) поступило ходатайство о приобщении плана расположения энергопринимающих устройств заявителя. Указанный документ приобщен к материалам дела.

Определением от 30.05.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 12:00 27.06.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-2650/2022, проводимом 27.06.2023, приняла участие защитник ПАО «Россети Сибирь» Маркова И.В., действующая на основании доверенности №24/70 от 05.06.2023. Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение от 30.05.2023 направлено потерпевшему на адрес электронной почты, указанный в определении; направлено в адрес ПАО «Россети Сибирь» (почтовый идентификатор 80083585430611)).

В ходе рассмотрения дела № 024/04/9.21-2560/2022 установлены следующие обстоятельства.

1) Как следует из заявления, гр. Скоромко А.А. 13.05.2022 в адрес ПАО «Россети Сибирь» посредством портала направлена заявка №4704647 на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям.

12.07.2022 Скоромко А.А. пришло два уведомления: о необходимости произвести оплату и об аннулировании заявки.

В материалы административного дела поступили пояснения ПАО «Россети Сибирь» (вх.№20970-ЭП/22 от 18.11.2022),согласно которым указано следующее.

13.05.2022 в адрес ПАО «Россети Сибирь» посредством портала направлена заявка №4704647 на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям.

Заявка №4704647 зарегистрирована 13.05.2022. По указанной заявке гр. Скоромко А.А. 19.05.2022 направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами личного кабинета.

В соответствии с пунктом 104 Правил наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Согласно пункту 106 Правил заявитель обязан в течение 5 рабочих дней (если для заявителя установлено требование осуществления закупки с соблюдением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона "О государственном оборонном заказе", - в течение 15 рабочих дней) со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.

Мотивированного отказа от заявителя от подписания договора, а также подписанного проекта договора в адрес ПАО «Россети Сибирь» не поступало, оплата по договору гр. Скоромко А.А. не производилась.

Заявка №4704647 аннулирована 12.07.2022.

Таким образом, оснований для составления протокола в части нарушения порядка рассмотрения заявки №4704647 от 13.05.2022 не имелось, поскольку заявка рассмотрена в установленные Правилами №861 сроки, проект договора размещен в личном кабинете заявителя 19.05.2022, аннулирование заявки 12.07.2022 произведено правомерно в связи с неосуществлением заявителем оплаты счета по договору, в срок, установленный Правилами.

2) Гр. Скоромко А.А. повторно подана заявка №5360256, по которой 15.08.2022 направлено уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил №861. С 19.08.2022 заявка находится в статусе «На рассмотрении».

Как указано в пояснениях ПАО «Россети Сибирь» (вх.№20970-ЭП/22 от 18.11.2022, вх.№13018-ЭП/23 от 26.06.2023), 18.07.2022 гр. Скоромко А.А. повторно подана заявка №5360256, по которой 15.08.2022 направлено уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил №861. Указанная заявка зарегистрирована 15.08.2022, хотя поступила 18.07.2022, фактически принята в работу 15.08.2022.

Из данных пояснений, а также из представленных к ним документов, установлено следующее.

При первом поступлении заявки №5360253 от 18.07.2022 на портал ТП.рф в разделе 6 заявки было указано напряжение 220кВ, тогда как заявка предусматривает классы напряжения (0,4; 6; 10) кВ, также к заявке была приложена лишь одна страница правоустанавливающего документа на Объект.

15.08.2022 заявителю направлено уведомление о несоответствии заявки №5360256 требованиям Правил (не представлены правоустанавливающие документы в отношении Объекта). Гр. Скоромко А.А. 19.08.2022 направлены дополнительные сведения по заявке №5360256 – внесены изменения в класс напряжения, однако, правоустанавливающий документ на Объект в полном объеме не представлен.

13.10.2022 по указанной заявке заявителю направлено повторное уведомление о несоответствии заявки №5360256 требованиям Правил (не представлены правоустанавливающие документы в отношении Объекта, а также необходимо уточнение класса напряжения).

В связи с тем, что гр. Скоромко А.А. изначально при подаче заявки от 18.07.2022 необходимо было уточнение класса напряжения и представления правоустанавливающего документа на Объект в полном объеме, то ПАО «Россети Сибирь» в уведомлении от 15.08.2022 о несоответствии заявки требованиям Правил должно было также указать на необходимость уточнения класса напряжения. Однако, уведомление о 15.08.2022 указанной информации не содержало.

Поскольку при направлении 19.08.2022 гр. Скоромко недостающих сведений в заявке от 18.07.2022 было произведено уточнение класса напряжения, ПАО «Россети Сибирь» в уведомлении от 13.10.2022 о несоответствии заявки требованиям Правил не должно было запрашивать уточнение класса напряжения, а предложить представить только правоустанавливающие документы в отношении Объекта заявителя.

21.10.2022 гр. Скоромко А.А. направлены дополнительные сведения по заявке №5360256 (устранены все препятствия для рассмотрения заявки). 28.10.2022 в личном кабинете заявителя был размещен проект договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 Правила. Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

В соответствии с пунктом 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Согласно пункту 105 Правил в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению № 17;

- счет на оплату технологического присоединения по договору;

- подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий. В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами. Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствие с настоящими Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.

Как указывалось ранее, заявка от 18.07.2022 №5360253 не соответствовала требованиям Правил, а именно неверно указан класс напряжения в разделе 6 заявки, не представлен в полном объеме правоустанавливающий документ на Объект. Фактически заявка принята в работу и рассмотрена ПАО «Россети Сибирь» 15.08.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (изменено наименование на ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП (период действия с 21.06.2021 по 02.12.2022, поскольку постановление № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 вступило в законную силу 21.06.2021 (решение Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-10175/2021 от 11.06.2021), штраф оплачен 02.12.2021).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике.

Объективная сторона – нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

Субъект – ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527).

Субъективную сторону административного правонарушения образует вина, выразившаяся в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований действующего законодательства, поскольку доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. Таким образом, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Время совершения административного правонарушения: 22.07.2022.

Место совершения административного правонарушения: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а.

Поскольку заявка от 18.07.2022 №5360253 поступила в адрес ПАО «Россети Сибирь» 18.07.2022, то, получив указанную заявку, ПАО «Россети Сибирь» должно было не позднее 21.07.2022 направить заявителю уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил посредством его размещения в личном кабинете заявителя. Однако, уведомление было направлено только 15.08.2022. Кроме того, указанное уведомление не содержало указания на необходимость уточнения заявителем класса напряжения.

Указанное бездействие ПАО «Россети Сибирь» содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт правонарушения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ удостоверяется заявлением гр. Скоромко А.А. (вх. №16047 от 07.09.2022), а также материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-2560/2022.

Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, общество могло принять своевременные меры в целях недопущения совершения правонарушения.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил № 861, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обусловливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности. Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией- субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Установленные Правилами №861 порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.

Исходя из изложенного, в совокупности с положением части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации в Правилах №861 сроков технологического присоединения является одним из основополагающих требований к порядку технологического присоединения, обеспечивающего доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, защиты прав потребителей. Нарушение сроков технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.

В каждом конкретном случае применение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является оценочной категорией.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Нарушение установленных Правилами №861 сроков технологического присоединения потребителей не влияет на дальнейшее поведение общества, сетевая организация продолжает нарушать установленные законодательством сроки технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается сложившейся в регионе судебной практикой.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в частности содержится в решениях Арбитражного суда Республики Хакасия по делам №А74-2035/2022, №А74-993/2022.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь», убыток Общества за январь-декабрь 2019 года составил 790 245 тыс. руб., за период январь-декабрь 2020 года прибыль – 2 757 тыс. руб., за период январь-декабрь 2021 года чистая прибыль Общества составила 1 102 864 тыс. руб., за период январь-декабрь 2022 года убыток Общества составил 207 039 тыс. руб.

Вместе с тем, Обществом не доказано, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлены.

Применение положений статьи 2.9 КоАП и освобождение ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям по рассматриваемому правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Сибирь» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вместе с тем, действиями ПАО «Россети Сибирь» ущемлены интересы потерпевшего в части нарушения права на рассмотрение заявки об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям в срок, установленный Правилами. Кроме того, об ущемлении интересов потерпевшего свидетельствует поданное им заявление в адрес Красноярского УФАС России, а также материалы дела об административном правонарушении №024/04/9.21-2560/2022.

Таким образом, для признания вышеуказанного правонарушения малозначительным отсутствуют правовые основания.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь, статьями 4.1, 4.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Признать ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Назначить ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5 - 2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП.

При этом, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

 

 

   
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Скоромко А.А.
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327