Определение №АГ/7877/23 определение о назначении дела № 024/01/10-1148/2023 от 12 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 024/01/10-1148/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

10 мая 2023 года

г. Красноярск

 

Председатель Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , руководитель управления, на основании приказа Красноярского УФАС России от 27 апреля 2023 года №117/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 024/01/10-1148/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Унитарным муниципальным автотранспортным предприятием г. Зеленогорска (далее – УМ АТП, Майское шоссе, 45,а/я 33, г. Зеленогорск, Красноярский край, 663690, ИНН/ОГРН – 2453001359/1022401483730) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»)

УСТАНОВИЛ:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ИП Юрьевой А.А. (вх. №23407/22 от 14.12.2022) о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий УМ АТП, связанных с отказом от продления договора на оказание услуг автовокзала или автостанции.

По результатам рассмотрения обращения Красноярским УФАС России установлено следующее.

На основании свидетельства (серия 24МТ № 000101) об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Российской Федерации, ИП Юрьева А.А. с 18.04.2022 осуществляет перевозки по маршруту №552 (регистрационный номер в Реестре 231) «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск».

В соответствии с вышеуказанным свидетельством в маршрут включен начальный остановочный пункт (в обратном направлении следования) – «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20». Конечный остановочный пункт (в прямом направлении следования) – «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20». Кроме того, остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20» включен в реестр остановочных пунктов на автомобильных дорогах общего пользования Красноярского края, размещенном на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в сети «Интернет» (https://mintrans.gov.ru/).

Согласно сведениям, представленным Министерством транспорта Красноярского края (вх.№ 24701-ЭП/22 от 28.12.2022) установлено три межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, схемой движения которых предусмотрен остановочный пункт в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20). Деятельность по продаже билетов на остановочном пункте по ул. Ленина, д. 20 в г. Зеленогорск осуществляет УМ АТП. На иных остановочных пунктах продажа билетов осуществляется в салоне транспортных средств.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2007 № 24-24-13/009/2007-968 помещение по адресу: г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20 принадлежит на праве хозяйственного ведения УМ АТП. В соответствии с техническим паспортом вышеуказанного помещения последнее содержит части помещения следующего назначения: зал ожидания (131 кв.м.), касса (14.8 кв.м.), санузел (3,7 кв.м), коридор (5,85 кв. м.), комната отдыха (12,3 кв.м.), авиакасса (12,3 кв.м.).

В соответствии с договором №Р-2022-49 на оказание услуг автовокзалов и автостанций от 04.05.2022, заключенным УМ АТП с ИП Юрьевой А.А., УМ АТП оказывало услуги автостанции по продаже билетов на междугородный маршрут №552 через кассу УМ АТП, расположенную по адресу: г. Зеленогорск, Красноярского края, ул. Ленина, 20, помещение 97.

Предметом вышеуказанного договора являлось:

- оказание услуг по продаже билетов на перевозку пассажиров и багажа на рейсы регулярных автобусных маршрутов, обслуживаемых ИП Юрьевой А.А.,

- оказание услуг по диспетчерскому обслуживанию рейсов на остановочном пункте «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20»;

- предоставление права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров;

- предоставление услуг зала ожидания.

Вместе с тем, письмом №1332 от 08.12.2022 УМ АТП сообщило ИП Юрьевой А.А., что не намерено заключать с ней договор на 2023 год на услуги по продаже билетов на междугородний маршрут №552 через кассу УМ АТП, расположенную по адресу: г. Зеленогорск, Красноярский край, ул. Ленина, 20, помещение 97.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров») владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании, не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном данным Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Под владельцем объекта транспортной инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9 части 1 статьи 3 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров»).

В силу части 3 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров» пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров», понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта»).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта», объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

Статьей 7 ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта» требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 13 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 (далее – Правила), пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.

На территории и в основном здании автовокзала, автостанции в удобном для ознакомления месте и в понятной форме размещается информация о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков основных служб и помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), пункта медицинской помощи, камеры хранения (при наличии), туалетов, а также указывается направление движения к ним и к транспортным средствам соответствующих маршрутов (пункт 15 Правил).

Таким образом, деятельность автовокзала, автостанции связана с предоставлением различных видов услуг пассажирам и перевозчикам.

Согласно пункту 2.3 Устава УМ АТП, утвержденного распоряжением Комитета по управлению имущества Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 01.11.2017 №365-р, целью деятельности предприятия является решение вопросов местного значения городского округа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению г. Зеленогорска и организации транспортного обслуживания населения г. Зеленогорска. Для достижения целей предприятие осуществляет, в том числе деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, деятельность автобусных станций.

Учитывая, что в силу Устава к основному виду деятельности УМ АТП относится деятельность автостанции, а также что в соответствии с техническим паспортом помещения, расположенного по адресу улица Ленина, 20, г. Зеленогорск, последнее содержит части помещения следующего назначения: зал ожидания (131 кв.м.), касса (14.8 кв.м.), санузел (3,7 кв.м), коридор (5,85 кв. м.), комната отдыха, а также, что в соответствии с договором №Р-2022-49 на оказание услуг автовокзалов и автостанций от 04.05.2022 УМ АТП в помещении по адресу ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск осуществляло оказание услуг: по реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерское обслуживание подвижного состава ИП Юрьевой А.А., предоставление права пользования пассажирам ИП Юрьевой А.А. остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания, Красноярское УФАС России приходит к выводу о том, что УМ АТП является владельцем объекта транспортной инфраструктуры (остановочный пункт ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск), в котором оказывает услуги автостанции.

При этом остановочный пункт ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск является единственным официально зарегистрированным и установленным для маршрутов регулярных перевозок остановочным пунктом в г. Зеленогорске, в котором осуществляется комплекс услуг автостанции.

Письменными пояснениями (исх.№54 от 20.01.2023, вх.№1257-ЭП/23 от 20.01.2023) УМ АТП подтверждает заключение 04.05.2022 договора №Р-2022-49 с ИП Юрьевой А.А. на оказание услуг автовокзала и автостанций. Также, сообщает, что срок действия указанного договора был определен до 31.12.2022. УМ АТП подтверждает, что с 01.01.2023 УМ АТ не имеет договорных отношений с перевозчиком ИП Юрьевой А.А. на оказание услуг автовокзалов и автостанций, в том числе по продаже билетов на междугородный маршрут №552 через кассу УМ АТП, расположенную по адресу г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20. По результатам договорных отношений с ИП Юрьевой А.А. за шесть месяцев работы УМ АТП пришло к выводу об экономической нецелесообразности дальнейшей работы с ИП Юрьевой А.А.

Вместе с тем, заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для УМ АТП в силу части 1 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров».

В пункте 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Фактически, на основании полученной информации от Министерства транспорта Красноярского края остановочный пункт в г. Зеленогорске, принадлежащий УМ АТП (г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20) является единственным официально зарегистрированным остановочным пунктом (автостанцией) в муниципальном образовании г. Зеленогорск, в котором осуществляется оказание комплекса услуг автостанции, в частности реализация билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерское обслуживание подвижного состава, предоставление права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания.

По результатам анализа товарного рынка оказания услуг автовокзала (автостанции) перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок на территории города Зеленогорска Красноярского края установлено, что в географических границах муниципального образования г. Зеленогорск УМ АТП занимает доминирующее положение (с долей 100%) на указанном товарном рынке.

К признакам ограничения конкуренции относятся - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно доводам ИП Юрьевой А.А., изложенным в заявлении, остановочный пункт УМ АТП (ул. Ленина, 20) единственный объект транспортной инфраструктуры на территории г. Зеленогорска, в связи с чем комплекс услуг автостанции ИП Юрьева А.А. может получить только при заключении соответствующего договора с УМ АТП. Отказ УМ АТП в продлении договора или заключении нового договора на оказание услуг автостанции наносит ущерб ее деятельности, поскольку приводит к потери прибыли, убыткам. Учитывая изложенное, необоснованный отказ УМ АТП в продлении договора или заключении нового договора на оказание услуг автостанции УМ АТП приводит (может привести) к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта - ИП Юрьевой А.А.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, в действиях УМ АТП были установлены признаки нарушения, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе в предоставлении услуг автостанции, в частности реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерского обслуживания подвижного состава, предоставления права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20) индивидуальному предпринимателю Юрьевой А.А., имеющей право осуществлять регулярные перевозки по маршруту №552 «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск», в расписание и путь следования по которому включен остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20», а именно: в отказе от продления срока по договору №Р-2022-49 от 04.05.2022 или заключения нового договора на оказание услуг автостанции в нарушение требований (обязанности), установленных частью 1 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 23, 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», Красноярское УФАС России направило в адрес УМ АТП предупреждение №АГ/4244/23 от 14.03.2023 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения пункта 5 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и о принятии следующих мер по устранению последствий нарушения: принять меры, направленные на повторное рассмотрение обращения ИП Юрьевой А.А. от 01.12.2022, 20.12.2022 о продлении договора №Р-2022-49 от 04.05.2022 на оказание услуг автостанций либо о заключении нового договора и при отсутствии законных оснований для отказа обеспечить предоставление ИП Юрьевой А.А. услуг автостанции, в частности реализацию билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерское обслуживание подвижного состава, предоставление права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания на объекте транспортной инфраструктуры – остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20».

Указанные меры по устранению последствий нарушения должны были быть приняты в срок до 14 апреля 2023 года.

В адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство УМ АТП о продлении срока исполнения предупреждения от 14.03.2023 № АГ/4244/23 (исх. № 356 от 14.04.2023; вх. № 7764/23 от 18.04.2023).

Из представленного ходатайства УМ АТП (исх. « 356 от 14.04.2023; вх. № 7764/23 от 18.04.2023) следует, что УМ АТП в адрес Красноярского УФАС направлено обращение (исх. № 355 от 14.04.2023; вх. № 7763/23 от 18.04.2023) с просьбой провести проверку на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий (бездействия) Министерства транспорта Красноярского края и ИП Юрьевой А.А. по факту рассмотрения заявления ИП Юрьевой А.А. об установлении межмуниципального маршрута «г. Железногорск – г. Красноярск. – г. Зеленогорск». В связи с чем предприятие ходатайствует о продлении срока исполнения предупреждения до рассмотрения вышеуказанного обращения.

Иных документов (материалов), свидетельствующих о том, что на протяжении установленного срока исполнения предупреждения от 14.03.2023 № АГ/4244/23 велась необходимая работа по его исполнению в адрес Красноярского УФАС России не поступило. В удовлетворении ходатайства отказано (исх. № АГ/6601/23 от 19.04.2023).

Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении предупреждения Красноярского УФАС России.

Согласно части 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По факту неисполнения предупреждения приказом Красноярского УФАС России №117/23 от 27.04.2023 возбуждено дело № 024/01/10-1148/2023 в отношении УМ АТП.

Ввиду изложенного, руководствуясь частями 14-15 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 024/01/10-1148/2023 к рассмотрению на 05 июня 2023 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д» (каб. 1).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/10-1148/2023 в качестве заявителя индивидуального предпринимателя Юрьеву А.А. ().

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/10-1148/2023 в качестве ответчика Унитарное муниципальное автотранспортное предприятие г. Зеленогорска (ИНН – 2466187446, Майское шоссе, 45,а/я 33, г. Зеленогорск, Красноярский край, 663690).

4. Унитарному муниципальному автотранспортному предприятию г. Зеленогорска до 30.05.2023 представить в адрес Управления:

- письменные пояснения относительно вменяемого нарушения (с приложением документальных доказательств),

- иные сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

 

Явка представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, с доверенностями на участие в данном деле обязательна.

 

 

 

 

 

 

     

 

1

 

Связанные организации

Унитарное муниципальное автотранспортное предприятие г. Зеленогорска (УМ АТП)
ИНН 2453001359, ОГРН 1022401483730
ИП Юрьева А.А.
ИНН 241901869600, ОГРН 315245500009061