Постановление №АГ/13891/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-1256/2023 о прекращении производ... от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-1256/2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

16 августа 2023 года г. Красноярск

 

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Годованюк Александр Александрович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-1256/2023, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) (далее – ПАО «Россети Сибирь») по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании части 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от администрации Губернатора Красноярского края поступило заявление гр. Табалюка В.А.(вх. № 7445/23 от 13.04.2023) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям малоэтажной жилой застройки (индивидуальный жилой дом/садовый/дачный дом), расположенной относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Ачинск, с/о «Водник», участок № 61, кадастровый номер земельного участка 24:43:0132011:142 (далее – Объект).

Определением от 11 мая 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1256/2023 и принято решение о проведении административного расследования; гр. Табалюк И.Г. привлечена в качестве потерпевшей.

Определением от 09 июня 2023 года управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования по делу № 024/04/9.21-1256/2023 до 11.07.2023.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № ЕК/11425/23 от 06.07.2023) было предложено 16 августа 2023 года в 15 ч. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, кабинет 8 для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено ПАО «Россети Сибирь» 13.07.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083986883474.

В назначенную дату протокол составлен не был в связи со следующим.

21.02.2023 гр. Табалюк И.Г. посредством личного кабинета подана заявка на осуществление технологического присоединения Объекта. Согласно данной заявке, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 15,0 кВт при напряжении 0,4 кВ, категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения – 3 класс.

07.03.2023 в личном кабинете заявителя был размещен проект договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор), технические условия №8000543155.

Согласно п. 10 раздела 3 «Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов» проекта Договора, размер платы за технологическое присоединение Объекта составляет 20 018 677,28 рублей (двадцать миллионов восемнадцать тысяч шестьсот семьдесят семь рублей 28 копеек), в том числе НДС 20% в сумме 3 336 446,28 рублей (три миллиона триста тридцать шесть тысяч четыреста сорок шесть рублей 28 копеек).

По мнению потерпевшей, сумма подключения к электрическим сетям «не подъемная» для пенсионеров, членов СНТ «Водник».

В рамках административного расследования ПАО «Россети Сибирь» представлены письменные пояснения и документы (вх. № 13664-ЭП/23 от 04.07.2023), согласно которым, 21.02.2023 гр. Табалюк И.Г. была подана заявка № 7088452, 01.03.2023 заявка принята в работу, 07.03.2023 проект договора направлен на рассмотрение заявителя. 28.02.2023 гр. Табалюк И.Г. была подана вторая заявка № 7129840, 01.03.2023 заявка отложена, 04.04.2023 заявка аннулирована.

В соответствии с письменными пояснениями и документами ПАО «Россети Сибирь» расстояние от границ земельного участка потерпевшей до ближайшего объекта электросетевого хозяйства, принадлежащего ПАО «Россети Сибирь» на праве собственности или ином законном основании и введенным в эксплуатацию, а именно, от опоры №7 ВЛ-0,4 кВ Л-2 ТП 64-6-2 до границ участка гр. Табалюк И.Г., определено с использованием спутникового мониторинга с определением координат и составляет 1530 метров. Так как расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа, то положения абзаца первого пункта 17 Правил не могут быть применены при расчете стоимости по договору. В подтверждение указанного довода в материалы дела представлены копии плана расположения земельного участка гр. Табалюк И.Г. с указанием расстояния.

Учитывая, что расстояние от ближайших электросетевых объектов, принадлежащих филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго», до границ земельного участка Табалюк И.Г., подтверждённых правоустанавливающими документами, определено с использованием спутникового мониторинга с определением координат и составляет более 1,5 км, то у сетевой организации отсутствуют основания для применения расчета размера платы за технологическое присоединение, установленного абз. 1-3 п. 17 Правил.

В связи с отсутствием оплаты по выставленному счету, договор на осуществление технологического присоединения по заявке № 7088452 заключен не был.

Сведений о направлении в адрес ПАО «Россети Сибирь» мотивированного отказа от заключения договора, в материалы административного дела потерпевшей не представлено.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пункту 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 26 ФЗ № 35 «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

В соответствии с п. 8(3) Правил подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается, за исключением случаев технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения. В случае направления заявителем 2 и более заявок в разные сетевые организации для технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения, заявитель в течение 3 рабочих дней со дня направления второй и последующих заявок обязан уведомить об этом каждую сетевую организацию, в которую направлена заявка.

В соответствии с пунктом 9 Правил, Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации.

Согласно п. 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Согласно пункту 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

В соответствии с пунктом 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В случае если заявителем выступает физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, гарантирующий поставщик обеспечивает размещение в личном кабинете потребителя наименования и платежных реквизитов гарантирующего поставщика, а также информации о номере лицевого счета заявителя. В указанном случае договор, обеспечивающий продажу электрической энергии на розничном рынке, признается заключенным со дня размещения сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации, в личном кабинете потребителя.

В соответствии с пунктом 17 Правил, в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.

С соблюдением требований абзацев первого - третьего настоящего пункта определяется плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации.

С соблюдением требований абзацев первого - третьего настоящего пункта определяется плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В ходе административного расследования установлено, что мотивированный отказ от заключения договора в надлежащем виде и соответствующий требованиям пункта 15 Правил от гр. Табалюк И.Г. в адрес ПАО «Россети Сибирь» не направлялся.

Красноярское УФАС России в силу статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) наделено полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, по факту нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), в том числе к электрическим сетям.

Порядок рассмотрения споров, связанных с применением платы за реализацию территориальной сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) и платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), определен Правилами урегулирования споров, связанных с применением платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) и платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2009 № 14 (далее – Правила № 14).

Пунктом 2 Правил № 14 установлено, что органами, осуществляющими рассмотрение споров, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования).

В связи с отсутствием у Красноярского УФАС России полномочий органа регулирования, управление не имеет правовых оснований для рассмотрения разногласий по вопросу определения платы за технологическое присоединение, возникших между заявителем и сетевой организацией.

Таким образом, при рассмотрении действий сторон в части соблюдения требований и норм Правил установлено, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет более 500 метров, в связи с чем, при установлении размера платы за технологическое присоединение не могут быть применены положения пункта 17 Правил. На основании изложенного, у ПАО «Россети Сибирь» отсутствовала обязанность по расчету стоимости мероприятий по технологическому присоединению с применением норм пункта 17 Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

ПАО «Россети Сибирь» является сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение в границах расположения принадлежащих ПАО «Россети Сибирь» электрических сетей.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание, принцип однократности технологического присоединения и наличие на рассмотрении заявки № 7088452 на технологическое присоединение Объекта, у потерпевшей не было оснований для подачи заявки № 7129840 на технологическое присоединение того же Объекта. Следовательно, действия сетевой организации по аннулированию повторной заявки, при наличии на рассмотрении ранее поданной заявки на тот же Объект, не могут содержат признаки нарушения норм Правил.

В действиях ПАО «Россети Сибирь», не установлено нарушений норм Правил, в том числе п. 17 Правил, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.21 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5 и статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-1256/2023, возбужденному в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Табалюк И.Г.
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327