Решение б/н Решение по делу № 024/05/5-1203/2020 от 15 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «Сравни.ру»

 

ул. Бульвар Энтузиастов, д. 2, эт. 26,

г. Москва, 109544

 

 mariya.obolenceva@sravni.ru

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 024/05/5-1203/2020

 

15 июня 2020 года                                                                                                                   г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела <...>, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий – <...>, специалист – эксперт отдела информатизации и контроля рекламы <...>, рассмотрев материалы дела № 024/05/5-1203/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Сравни.ру» (ОГРН 1087746642774, ИНН 7710718303; 109544, г. Москва, ул. Бульвар Энтузиастов, д. 2, эт. 26) (далее – ООО «Сравни.ру») рекламы с признаками нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя ООО «Сравни.ру»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица (далее – Заявитель) (вх. № 5245 от 27.03.2020) по факту распространения 16.01.2020 в информационной телекоммуникационной сети Интернет в поисковой системе «Google» рекламы услуг по получению сведений о кредитной истории на сайте sravni.ru следующего содержания: «Проверить кредитную историю – узнать КИ онлайн бесплатно – sravni.ru Подбор кредита онлайн. Сравните и выберите лучшие условия на Сравни.ру» (далее – Реклама).

По мнению Заявителя, рассматриваемая Реклама является недостоверной и нарушает требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Заявителем также представлены доказательства, подтверждающие распространение вышеуказанной Рекламы в сети Интернет в поисковой системе «Google». В заявлении указано, что рекламная информация о возможности получения кредитной истории бесплатно на сайте sravni.ru, не соответствует действительности, так как сведения о кредитной истории были предоставлены Заявителю после оформления платной подписки на сайте sravni.ru и оплаты указанных услуг, что подтверждается кассовым чеком об оплате указанных услуг, представленным Заявителем.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно, услугам по предоставлению информации о кредитной истории.

На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой Рекламе указано о том, что на сайте sravni.ru можно получить выписку с информацией о кредитной истории бесплатно. При этом согласно представленным материалам выписка с кредитной историей была получена после оформления платной подписки на сайте sravni.ru и оплаты указанных услуг, следовательно, в рассматриваемой Рекламе содержатся несоответствующие действительности сведения о рекламируемой услуге, что является признаком нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Красноярское УФАС России в адрес ООО «Гугл» направило запрос о предоставлении сведений о рекламодателе рассматриваемой Рекламы, по инициативе которого 16.01.2020 в информационной телекоммуникационной сети Интернет в поисковой системе «Google» распространялась данная Реклама, а также о способе распространения рассматриваемой Рекламы в поисковой системе «Google».

В адрес Красноярского УФАС России поступила запрошенная информация. Из представленных ООО «Гугл» сведений следует: «Согласно стандартному процессу размещения рекламы в сервисе Google Реклама (Google AdWords) заказчик самостоятельно создает объявление или группу объявлений, посвященных одному товару или услуге, а также по своему усмотрению может изменять текст таких объявлений. Более подробно общий порядок создания и распространения рекламных объявлений описан ниже.

Стандартный процесс размещения заказчиком (пользователем сервиса Google Реклама (Google AdWords) текстового рекламного объявления происходит следующим образом:

1. Заказчик создает аккаунт в системе Google Реклама (Google Adwords), указывая адрес электронной почты и пароль.

2. Заказчик выбирает целевую аудиторию для показа своих объявлений, путем указания соответствующей страны, региона или города, а также языка целевой аудитории, возраста, прочих параметров.

3. Заказчик самостоятельно определяет бюджет, то есть сумму, которую он готов тратить на рекламные услуги сервиса Google Реклама (Google AdWords).

4. Заказчик самостоятельно создает объявление или группу объявлений, посвященных одному товару или услуге, а также по своему усмотрению может изменять текст таких объявлений. В случае если заказчик создает группу объявлений, система Google Реклама (Google AdWords) посредством своего функционала автоматически по очереди будет показывать разные объявления из группы, выявляя самые популярные, т.е. те, которые получают больше всего кликов (переходов) пользователей сети Интернет.

5. Заказчик создает объявление, то есть целиком и полностью формирует текст сообщения, который будет показываться пользователям, включая заголовок рекламного сообщения, текст сообщения и указание гиперссылки на сайт, который продвигается.

6. Заказчик выбирает ключевые слова, при введении которых в поисковую строку, будет показываться его объявление.

7. Заказчик указывает устраивающий его способ оплаты рекламных услуг: банковский перевод, банковская карта, OIWI и т.д.

8. После создания (изменения) рекламного объявления и до начала его показа с использованием системы Google Реклама (Google AdWords) данное рекламное объявление проходит автоматическую проверку посредством функционала системы Google Реклама (Google Adwords) (самообучающейся автоматической системы). Самообучающаяся автоматическая система использует алгоритмы, которые направлены на выявление попыток размещения недопустимых объявлений.

Рекламное объявление, являющееся предметом Вашего запроса, относится к категории так называемых динамических поисковых объявлений, процесс создания и показа которых обладает дополнительной спецификой. Объявления такого типа показываются по запросам в Google, тесно связанным с содержанием рекламируемого сайта. Дополнительные детали, относящиеся к созданию и показу динамических поисковых объявлений, доступны по следующим                      ссылкам: https://support.google.com/google-ads/answer/2471185?hl=ru и https://support.google.com/google-ads/answer/3249700.

По нашим сведениям Рекламное объявление отображалось с 7 сентября 2017 года и продолжало отображаться на момент направления вашего запроса (1 апреля 2020 г.). В том числе, Рекламное объявление было показано 16 января 2020г.

В распоряжении ООО «Гугл» находится следующая информация о лице, на которое зарегистрирован аккаунт в сервисе Google Реклама (Google AdWords), с использованием которого происходило размещение рассматриваемого рекламного объявления:

Customer ID: 338-779-3935

Наименование: sravni.ru

Название организации: ООО «Сравни.ру»

Телефон:+7 905 713-96-37

Email: mariya.obolenceva@sravni.ru

Адрес: ООО «Сравни.ру» <...>, г. Москва 109544

Указанные выше данные были предоставлены непосредственно создателем аккаунта при его регистрации в системе Google Реклама (Google AdWords).

3. Договоры на размещение заказчиками материалов в Google AdWords (Google Реклама) заключаются на стандартных условиях, которые доступны на сайте (далее — «Условия», условия действовавшие в период с их принятия лицом, на которое зарегистрирован аккаунт в сервисе Google AdWords по 30 июня 2019 приведены в Приложении 1, условия действующие в период с 1 июля 2019 по настоящее время приведены в Приложении 2). Условия являются типовыми и представляют собой оферту на заключение договора. Заказчики, которые хотят воспользоваться услугами Google AdWords (Google Реклама), принимают Условия в электронной форме (или же своими конклюдентными действиями, приступая к размещению своих объявлений через Google AdWords (Google Реклама).

Согласно данным, имеющимся у ООО «Гугл», Условия были приняты лицом, с аккаунта которого в сервисе Google Реклама (Google AdWords) производилось размещение рассматриваемого рекламного объявления, 11 мая 2017 года».

В адрес Красноярского УФАС России также представлены копии условий оказания рекламных услуг и условий Рекламной Программы Google Россия.

Так, согласно представленным ООО «Гугл» сведениям следует, что лицом, на которое зарегистрирован аккаунт в сервисе Google Реклама (Google AdWords), с использованием которого происходило размещение рассматриваемой Рекламы является общество с ограниченной ответственностью «Сравни.ру» (ОГРН 1087746642774, ИНН 7710718303; 109544, г. Москва, ул. Бульвар Энтузиастов, д. 2, эт. 26).

На основании изложенного Красноярское УФАС России установило, что рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ООО «Сравни.ру».

По данному факту Красноярское УФАС России 6 мая 2020 года возбудило дело № 024/05/5-1203/2020 в отношении ООО «Сравни.ру» по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Дело), рассмотрение Дела было назначено на 3 июня 2020 года.

Определение о возбуждении Дела (исх. № 8152 от 06.05.2020) было направлено в адрес ООО «Сравни.ру» заказным письмом с уведомлением и вручено 22.05.2019 (почтовый идентификатор № 80081848013915). В назначенное время на рассмотрение Дела представитель ООО «Сравни.ру» не явился, запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения представлены.

В адрес Красноярского УФАС России от ООО «Сравни.ру» представлены письменные пояснения по обстоятельствам рассматриваемого Дела и ходатайство о рассмотрении Дела в отсутствие представителя ООО «Сравни.ру», из которых следует: «Настоящим сообщаем, что нами проведена проверка изложенной в письме Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 8152 от 06.05.2020 г. информации и было установлено, что в январе 2020 г. руководителем отдела маркетинга ООО «Сравни.ру» <...> с целью поисковой оптимизации сайта без согласования с юридическими службами и руководством компании действительно размещалась рекламная информация о получении кредитной истории бесплатно. В настоящее время указанные нарушения устранены и предприняты меры к недопущению подобных нарушений в будущем.

В отношении указанного выше сотрудника принято решение о наказании в виде выговора. Копию приказа прилагаем.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его незначительные последствия, просим рассмотреть возможность применения ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.

Также ходатайствуем о рассмотрении дела № 024/05/5-1203/2020 в отсутствие представителя или защитника ООО «Сравни.ру».

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев ходатайство, приняла решение об удовлетворении ходатайства о рассмотрении Дела в отсутствие представителя или защитника ООО «Сравни.ру». Таким образом, Дело было рассмотрено в отсутствие представителя или защитника ООО «Сравни.ру».

ООО «Сравни.ру» также представлен приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора в отношении руководителя отдела маркетинга ООО «Сравни.ру» Ю.А. Костиной.

Изучив материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление по факту распространения 16.01.2020 в информационной телекоммуникационной сети Интернет в поисковой системе «Google», посредством использования сервиса по созданию и размещению рекламных объявлений «Google Реклама» («Google AdWords»), Рекламы услуг по получению сведений о кредитной истории на сайте sravni.ru, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании сведений, полученных от ООО «Гугл» Комиссия Красноярского УФАС России установила, что Реклама отображалась в сервисе «Google Реклама» в период с 07.09.2017 по 01.04.2020, на момент направления Красноярским УФАС России запроса о предоставлении информации, и в том числе, отображалась 16.01.2020.

Рассматриваемая Реклама обладает всеми юридическими признаками рекламы, указанными в статье 3 Федерального закона «О рекламе», следовательно, является рекламой.

Комиссия Красноярского УФАС России установила, что исходя из своего содержания Рассматриваемая Реклама направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению информации о кредитной истории. Также, в рассматриваемой Рекламе указано о том, что на сайте sravni.ru можно получить выписку с информацией о кредитной истории бесплатно. Рассматриваемая Реклама содержит следующую информацию: «Проверить кредитную историю – узнать КИ онлайн бесплатно – sravni.ru Подбор кредита онлайн…». При этом, как следует из материалов, приложенных к заявлению, выписка с кредитной историей была получена заявителем после оформления платной подписки на сайте sravni.ru и оплаты указанных услуг, что не соответствует содержанию рассматриваемой Рекламы.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая Реклама нарушает требования, установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как содержит несоответствующие действительности сведения о стоимости рекламируемой услуги и условиях ее приобретения.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, которым в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ООО «Сравни.ру».

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ООО «Сравни.ру» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей Рекламу ООО «Сравни.ру», распространяемую в информационной телекоммуникационной сети Интернет в поисковой системе «Google», посредством использования сервиса по созданию и размещению рекламных объявлений «Google Реклама», поскольку она нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 

2. Выдать ООО «Сравни.ру» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в части распространения Рекламы с указанными выше нарушениями Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   <...>

                       

                                                                                                                                    

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны