Постановление №ЕК/11801/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-1273/2023 о прекращении производ... от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

11 июля 2023 года г. Красноярск

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России, Куштысева, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-1273/2023, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН / ОГРН 2460069527 / 1052460054327) (далее – ПАО «Россети Сибирь», сетевая организация, Общество), по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании части 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступили заявлении гр. Бандуркы О (вх. №№ 7574/23 от 14.04.2023, 7575/23 от 14.04.2023) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям с максимальной мощностью до 150 кВт включительно в отношении объекта сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка.  (далее – Объект).

Определением от 11.05.2023 возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1273/2023 и принято решение о проведении административного расследования, гр. Бандурка О.А. привлечен в качестве потерпевшего. Указанным определением у ПАО «Россети Сибирь» и гр. Бандуркы О.А. была запрошена информация, имеющая значение для полного и всестороннего административного расследования.

Определением от 13.06.2023 управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования до 11.07.2023 в связи с представлением сторонами запрошенной информации не в полном объеме, а также учитывая необходимость получения дополнительных документов и сведений после анализа поступившей информации.

В ходе административного расследования установлено, что гр. Бандурка О.А. 20.05.2022 направил в адрес ПАО «Россети Сибирь» заявку на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, которой был присвоен № 4792061.

Согласно п. 5 заявки, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 140,0 кВт при напряжении 0,4 кВт.

По результатам рассмотрения указанной заявки ПАО «Россети Сибирь» разместило в личном кабинете потребителя договор № 20.2400.7604.22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В соответствии с п. 10 Договора, размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 № 99-э с изменениями, внесенными Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 04.02.2022 № 5-э, от 25.02.2022 № 9-э и составляет 167425,44 руб. (сто шестьдесят семь тысяч четыреста двадцать пять рублей 44 копейки), в том числе НДС 20 % в сумме 27904,24 руб. (двадцать семь тысяч девятьсот четыре рубля 24 копейки).

Исходя из п. 22 Договора, последний считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра Договора в сетевую организацию.

Гр. Бандурка О.А. в заявлении указал, что счет сетевой организацией не выставлялся, квитанции были направлены заявителю после звонка в ПАО «Россети Сибирь», которые были оплачены им 03.11.2022.

Заявитель сообщил, что, как указано в личном кабинете потребителя, Договор между ним и ПАО «Россети Сибирь» расторгнут 15.12.2022 (аннулирован сетевой организацией).

На обращение в адрес ПАО «Россети Сибирь» гр. Бандурка О.А. получил ответ (исх. № 1.3/20/676 от 06.03.2023), согласно которому при подаче заявки заявитель указал способ получения договора «лично».

Общество в письме указало, что информирование о необходимости получения проекта договора направлено 20.06.2022 в 10:35:17 посредством SMS-сообщения. Так как гр. Бандурка О.А. проект договора не получил, сетевая организация направила в его адрес заказным письмом от 02.08.2022 № 1.3/19/1976 с уведомлением на почтовый адрес заявителя, указанный в заявке. За истечением срока хранения письмо было направлено почтовым отделением в архив. После чего заявка и Договор были аннулированы.

Гр. Бандурка О.А. считает действия ПАО «Россети Сибирь» нарушающими его права и действующее законодательство.

Согласно представленной гр. Бандуркой О.А. информации (вх. № 11363/23 от 02.06.2023), после звонка в ПАО «Россети Сибирь» заявитель увидел в личном кабинете потребителя направленные ему сетевой организацией счета для оплаты, которые сразу же оплатил.

Исходя из представленных ПАО «Россети Сибирь» письменных пояснений (вх. № 11536-ЭП/23 от 06.06.2023), гр. Бандурка О.А. обратился в сетевую организацию с заявкой на осуществление нового технологического присоединения объекта сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая; к.н. з/у 24:04:0101002:473. При подаче заявки заявитель выбрал способ обмена документами «лично». Рассмотрев заявку, после устранения всех замечаний, Обществом был подготовлен пакет документов, который был передан в отдел взаимодействия с клиентами, для выдачи заявителю. 20.06.2022 заявителю было направлено смс-сообщение, согласно которому последнему сообщено о готовности проекта договора, который необходимо получить по месту подачи заявки, при наличии паспорта. Заявитель также уведомлен, что проект договора, не полученный в срок до 13.07.2022, будет направлен по адресу, указанному в заявке. Кроме того, в сообщении был указан номер телефона контакт-центра. До указанной даты заявитель не обратился в ПАО «Россети Сибирь» за получением пакета документов, предусмотренного п. 105 Правил. 02.08.2022 предусмотренный Правилами пакет документов был направлен по адресу, указанному заявителем в заявке посредством АО «Почта России» (идентификационный номер 80081575461485).

ПАО «Россети Сибирь» отметило, что в соответствии с п. 15 Правил договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Однако подписанный договор в адрес сетевой организации не поступал. Каких-либо обращений от заявителя с момента подачи заявки до 02.11.2022 не было. 02.11.2022 заявитель, осуществив звонок в отдел взаимодействия с клиентами, сообщил об отсутствии у него счета на оплату, который был повторно направлен заявителю посредством электронной почты. При изложенных обстоятельствах ПАО «Россети Сибирь» полагает, что со стороны заявителя отсутствовали действия, направленные на заключение договора.

Согласно представленным ПАО «Россети Сибирь» письменным пояснениям (вх. № 1.3/29.2/3096-пд от 04.07.2023), заявитель обратился 20.05.2022 в сетевую организацию через Портал-ТП.РФ с заявкой № 4792061 на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям. Исходя из технических параметров, указанных в заявке (заявленная мощность 140 кВт по уровню напряжения 0,4 кВ) и подачу заявки физическим лицом, она не относится к категории «льготных», указанных в п.12(1) и п.14 Правил, следовательно, подготовка оферты осуществляется в общем порядке, установленном п.15 Правил.

Общество отметило, что в соответствии с п. 105 Правил размещение счета в личном кабинете и заключение договора путем его оплаты действует только в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, к которым вышеуказанная заявка гр. Бандуркы О.А. не относится. Способ получения договора заявителем при подаче заявки указан «лично».

ПАО «Россети Сибирь» пояснило, что формулировка п. 22 договора ТП соответствует порядку направления и заключения договора ТП, установленному п. 15 Правил для заявителей, не относящихся к п. 12(1) и разделу X Правил: после проверки сетевой организацией заявки и пакета документов на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, заявителю направляется для подписания заполненный и подписанный сетевой организацией проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору). Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации. В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, по данная этим заявителем заявка аннулируется.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «Россети Сибирь» считает, что в соответствии с нормами Правил, у сетевой организации отсутствовали обязательства по размещению в личном кабинете заявителя условий типового договора, предназначенных только для заявителей, указанных в разделе Х Правил, не направление в личный кабинет заявителя оферты договора ТП для подписания ее в электронном виде также обусловлено выбором заявителем варианта личного получения оферты.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Исходя из п. 12(1) Правил, в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны: а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил; б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта); г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 150 кВт, за исключением заявителей, соответствующих критериям, указанным в абзаце двадцать шестом пункта 17 настоящих Правил.

Как указано в пп. «а»-«в» п. 9 Правил, в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения заявителя.

Согласно п. 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (период действия повторности - с 21.06.2021 по 02.12.2022).

Гр. Бандурка О.А. направил 20.05.2022 в адрес ПАО «Россети Сибирь» заявку № 4792061 юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно в отношении Объекта как физическое лицо, выбрав форму заявки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом указав в п. 1 заявки полное наименование юридического лица – Бандурка Олег Андреевич, в п. 2 заявки в качестве номера записи в Едином государственном реестре юридических лиц (номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) и даты ее внесения в реестр заявитель указал паспортные данные.

Исходя из требований пп. «а» п. 9 Правил, в заявке заявителя – юридического лица, в том числе относящегося к п. 12(1) Правил, должны быть указаны полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц. Данные сведения отсутствуют в заявке гр. Бандуркы О.А., в связи с чем антимонопольный орган приходит к выводу о несоответствии указанной заявки требованиям Правил.

В связи с указанным, ПАО «Россети Сибирь» должно было не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки (20.05.2022) направить заявителю уведомление (не позднее 25.05.2022), содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указать на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств Объекта заявителя, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в настоящем случае не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Вместе с тем, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 5 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Следовательно, ненаправление в адрес заявителя уведомления о несоответствии заявки Правилам в нарушение п. 15 Правил, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности такого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для направления заявителю уведомления, содержащего указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указания на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.

Принимая во внимание то, что заявка на осуществление технологического присоединения Объекта гр. Бандуркы О.А. поступила в адрес сетевой организации 20.05.2022, Общество должно было не позднее 25.05.2022 направить в адрес заявителя уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указать на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек 26.05.2023.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-1273/2023, возбужденному в отношении ПАО «Россети Сибирь»» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а), прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Примечание:

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
Бандурке О.А.
ИНН , ОГРН