Решение б/н Решение по делу № 406-16-14 от 24 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрация Мотыгинского района Красноярского края

ул. Советская, д. 116 п. Мотыгино   

 Красноярский край, 663400

 

 

Администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края

663400, Красноярский край, п. Мотыгино

ул. Советская, д. 109

 

 

ООО «УК «АГРЭ-Сервис»

663400, Красноярский край, п. Мотыгино

 ул. Советская, 20

 

РЕШЕНИЕ

 

от «24»  февраля 2015  года

по делу № 406-16-14                                                                                                              г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 10 февраля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 февраля  2015 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления, члены Комиссии: – <...>, начальник отдела контроля органов власти, <...>, старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрев дело №406-16-14, возбужденное в отношении администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края (далее – Администрация) и ООО «УК «АГРЭ-СЕРВИС» по признакам нарушения статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в достижении  антиконкурентного соглашения о заключении договора возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 в целях удовлетворения муниципальной нужды – техническое обслуживание и содержание муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг в сфере ЖКХ п. Мотыгино, без проведения публичных процедур, предусмотренных Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также передачи обществу в пользование муниципального имущества (объектов теплоснабжения п. Мотыгино) по вышеуказанному договору без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»

в отсутствие представителей администрации п. Мотыгино, администрации Мотыгинского района,  а также ООО «УК «АГРЭ-СЕРВИС», уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (почтовые уведомления № 66001724026457, № 66001724026464, № 66001724026440 соответственно),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение администрации Мотыгинского района Красноярского края  (исх. 2539 от 14.10.2014; вх. № 20358 от 15.10.2014) с жалобой на действия администрации п. Мотыгино и ООО УК «АГРЭ-Сервис», выразившиеся в заключении договора возмездного оказания услуг от 01.10.2013 на сумму 6 691 984,37 руб., с нарушением, по мнению заявителя, требований, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На основании Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино, Федерального закона от 21.12.1994 № 68 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино приняла решение от 02.07.2013 №1 (по сроку действия с момента подписания до 01.08.2013):

- ввести режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселок Мотыгино с 02.07.2013 по 01.08.2013;

- передать Ангарской геологоразведочной экспедиции - филиал ОАО «Красноярскгеология» во временное пользование муниципальное имущество согласно приложения No1;

- предприятию Ангарской геологоразведочной экспедиции - филиал ОАО «Красноярскгеология» произвести подключение электроснабжения к жизнеобеспечивающим и социально значимым объектам муниципального образования поселок Мотыгино, а именно насосную станцию месторождения «Зырянка», станцию обезжелезивания, водораздаточную станцию;

- предприятию Ангарской геологоразведочной экспедиции - филиал ОАО «Красноярскгеология» обеспечить круглосуточную охрану объектов месторождения  «Зырянка».

Председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино, в соответствии с протоколом  от 02.07.2013 №1, являлся Глава п. Мотыгино <…>, в числе присутствующих был  депутат Мотыгинского районного Совета  <…>, являющийся начальником АГРЭ.

Впоследствии режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселок Мотыгино продлен до 02.09.2013 в соответствии с протоколом заседания  комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино № 2 от 31.07.2013. Председателем указанной комиссии также являлся  <…>, а членом комиссии - , в том числе, <…>.

25.09.2013 комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино приняла решение №5 (по сроку действия с момента подписания до 02.11.2013):

- продлить режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселок Мотыгино с 02.10.2013 по 02.11.2013;

- предложить Мотыгинскому районному Совету депутатов рассмотреть вопрос о выделении Средств из районного бюджета на приобретение угля и проведение ремонтных работ в котельных №1, № 5, № 8, № 11, № 12 п. Мотыгино;

- передать ООО «УК «АГРЭ-Сервис» во временное пользование муниципальное имущество: котельные №1, № 5, № 8, № 11, № 12 с теплотрассами, а также водопровод «Зырянка».

Указанное решение подписано Главой п. Мотыгино <…>.

01.10.2013 между администрацией п. Мотыгино и ООО УК «АГРЭ-Сервис» на сумму 6 691 984,37 руб. заключен договор возмездного оказания услуг б/н, в соответствии с Приложением № 1 к которому, в пользование ООО УК «АГРЭ-Сервис» переходит муниципальное имущество (объекты ЖКХ). Со стороны администрации договор был подписан главой п. Мотыгино – <…>, а со стороны ОАО «Красноярскгеология» - начальником АГРЭ <…>.

В рамках указанной деятельности ООО УК «АГРЭ-Сервис» должно совершить следующие действия: обеспечить сохранность имущества; производить необходимые ремонты оборудования; осуществлять предоставление коммунальных услуг (пункт 1.1. договора). Исполнитель оказывает услуги в месте своего нахождения (пункт 1.2). Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора расчеты производятся по счетам за фактически выполненные объемы, в соответствии со ставками, согласованными между заказчиком и исполнителем. Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в течение 10-ти дней с момента принятия им услуг от исполнителя. Расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке платежными поручениями. Оказание услуг осуществляется в сроки с 01.10.2013 по 22.12.2013 (пункт 4.1). Факт оказания услуг подтверждается актом об оказании услуг, подписанным обеими сторонами (пункт 4.4.1), в течение 3-х дней по окончании оказания услуг при условии, что услуги оказаны исполнителем надлежащим образом и в полном объеме (пункт 4.4.2).

Приложением № 1 к договору оказания возмездных услуг б/н от 01.10.2013 установлен перечень имущества, в отношении которого необходимо ООО «УК «АГРЭ-Сервис» осуществить техническое обслуживание и содержание, а именно:

1. Нежилое здание котельной No5, литер В, В1, год ввода 1980, расположенное по адресу р.п. Мотыгино, ул. Советская, зд. No 126, площадь 72 м.кв.;

2. Нежилое здание котельной No8, литер В, год ввода 1979 год, общая площадь 102,3 м.кв., расположенное по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Школьная, зд. No 186;

3. Нежилое здание котельной No11, год ввода 1978, общая площадь 31,5 м.кв., расположенное по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Советская, 1006;

4.Нежилое здание котельной No 12, год ввода 1974, общая площадь 156,8 м.кв., расположенное по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Авиаторов, зд. No 46;

5.Тепловая сеть от котельной No5, год ввода 1977, протяженностью 877,6 м., расположенная по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Советская, Партизанская, переулок Кирпичный;

6. Тепловая сеть от котельной No 12, год ввода 1975, протяженностью 1971,9 м., расположенная по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Авиаторов, Привокзальная;

7. Тепловая сеть от котельной No8, год ввода 1980, протяженностью 2792,25 м., расположенная по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Комсомольская, Таежная, Центральная, Школьная, Пионерская, Советская;

8. Тепловая сеть от котельной No11, год ввода 1979, протяженностью 541,7 м., расположенная по адресу: р.п. Мотыгино, ул. Советская, 1006;

9. Нежилое здание котельной No1, год ввода 1950, расположенное по адресу: п. Мотыгино, ул.Октябрьская, зд. No 60, общая площадь 249,0 кв.м.;

10. Коммунальная сооружение тепловая сеть от котельной No1, год ввода 1952, протяженность 19992,8 м., расположенное по адресу: п.Мотыгино, ул. Октябрьская, Советская, Первомайская;

11. Нежилое здание гаража, год ввода 1990, расположенное по адресу: п. Мотыгино, ул. Октябрьская, зд. No60, пом. З, общая площадь 608,6 кв.м.; No 60, общая площадь 71,0 кв.м.;

12. Нежилое здание банно-прачечного комплекса, год ввода 1968, расположенное по адресу: п. Мотыгино, ул. Октябрьская, зд. No 60, общая площадь 398,7 кв.м.;

13. Нежилое здание склада, год ввода 1990, расположенное но адресу: п. Мотыгино, ул.Октябрьская, зд.No60, общая площадь 66,2 кв.м.;

14. Нежилое здание ремонтных мастерских, год ввода 1990, расположенное но адресу: п.Мотыгино, ул. Октябрьская, зд.No60, общая площадь.66,2 кв.м.;

15.Нежилое здание слесарного цеха, год ввода 1990, расположенное по адресу: п. Мотыгино. ул.Октябрьская, зд.No60, общая площадь 109,8 кв.м.;

16.Нежилое здание диспетчерской, год ввода 1968, расположенное по адресу: п.Мотыгино, ул. Октябрьская, зд. No60, общая площадь 34,4 кв.м.;

17.Нежилое здание станции «Перекачка», п. Мотыгино, зд. No1 «б», общей площадью 33 м.кв.;

18.Нежилое здание станции «Зырянка», п. Мотыгино, ул. Речная, зд.No84«А», общей площадью 286,6 м.кв.;

19.Нежилое здание насосной станции п. Мотыгино, ул. Промышленная, зд. No 1 «А», общей площадью 57,2 м.кв.;

20. Нежилое здание насосной станции п.Мотыгино, ул. Речная, зд. No 84 «а», общей площадью 9,4 м.кв.;

21. Сооружение - водопроводная сеть от насосной станции п. Мотыгино, ул. Речная, 84 «А».

 По акту  приема-передачи (приложение No1 к договору от 01.10.2013) администрация поселка Мотыгино передала исполнителю муниципальное имущество (21 объект, предназначенный для обеспечения теплоснабжения п. Мотыгино). Передача администрацией п. Мотыгино вышеуказанного муниципального имущества по договору от 01.10.2013 ООО УК «АГРЭ-Сервис»  была осуществлена в нарушение части 1 статьи 17. ФЗ «О защите конкуренции» без проведения торгов.

Согласно расчету, утвержденному исполнителем и согласованному заказчиком, общая стоимость затрат по обеспечению деятельности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям, присоединенным к сетям централизованного тепло водоснабжения котельных NoNo 1, 5, 8, 11, 12, составила 6 691 984,37 руб.

Во исполнение условий договора от 01.10.2013 обществом в период с 01.10.2013 по 22.12.2013 выполнены и приняты заказчиком (администрацией) работы по обеспечению деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям, присоединенным к сетям централизованного тепло -, водоснабжения котельных №1, №5, №8, №11, №12 на сумму  6 691 984,37 руб., что подтверждается актом  о приемке выполненных работ (формы КС-2) No1 (без даты), подписанным главой поселка Мотыгино <…>, генеральным директором ООО «УК «АГРЭ-Сервис» <…>.

В связи с установлением в действиях администрации п. Мотыгино и ООО УК «АГРЭ-Сервис» признаков нарушения п. 4 ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении  антиконкурентного соглашения о заключении договора возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 в целях удовлетворения муниципальной нужды – техническое обслуживание и содержание муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения п. Мотыгино, без проведения публичных процедур, предусмотренных Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также передачи обществу в пользование муниципального имущества (объектов теплоснабжения п. Мотыгино) по вышеуказанному договору без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», приказом Красноярского УФАС России от 10.12.2014 № 704  возбуждено  настоящее  дело.

Определением от 10.12.2014 к участию в  рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Администрация и ООО УК «АГРЭ-Сервис», в качестве заявителя – администрация Мотыгинского района, рассмотрение  дела было назначено на 24.12.2014.

24.12.2014 на основании ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в рассмотрении дела № 406-16-14 объявлен перерыв до 30.12.2014.

Определением от 30.12.2014 рассмотрение дела было отложено на  10.02.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств от ООО УК «АГРЭ-Сервис».

В соответствии с письменными пояснениями администрации п. Мотыгино (исх. от 22.12.2014 № 1274, вх. от 13.01.2015 № 241) договор аренды б/н от 01.10.2013 был расторгнут сторонами 01.11.2013, соответственно общество пользовалось имуществом не более 31 дня, в связи с чем нарушение антимонопольного законодательства не произошло. Денежные средства по договору не перечислялись.

Как стало известно в ходе рассмотрения настоящего дела,  ООО «УК «АГРЭ-Сервис» обращалось с иском в Арбитражный суд Красноярского края к администрации п. Мотыгино о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 в сумме 6 691 984,37 руб. (дело № А33-133336/2014). Однако, производство по указанному делу было прекращено в связи с отказом ООО «УК «АГРЭ-Сервис» от заявленных требований.

Администрацией п. Мотыгино в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 405-16-14 представлены сведения о том, что на территории п. Мотыгино осуществляют деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии)  ООО «Мотыгинский Водоканал»,  ООО «Универсал» и ООО «УК «АГРЭ-Сервис».

Согласно сведениям, представленным ООО «УК «АГРЭ-Сервис» (исх. б/н б/д, вх. от 02.02.2015 № 1699) между Администрацией и ООО «УК «АГРЭ-Сервис» был заключен 01.10.2013 договор аренды б/н муниципального имущества (имущественный комплекс системы коммунальной инфраструктуры Муниципального образования п. Мотыгино). В соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от 01.10.2013 к указанному договору, обществу передано в пользование  23 объекта, предназначенных для обеспечения теплоснабжения п. Мотыгино. Срок действия договора установлен с 01.10.203 по 31.05.2014 (п. 3.1 договора аренды б/н от 01.10.2013).

В соответствии с соглашением б/д о расторжении договора аренды муниципального имущества б/н от 01.10.2013 указанный договор аренды расторгнут сторонами с 01.11.2013. Согласно акту-приема передачи от 31.10.2013 к указанному соглашению муниципальное имущество возвращено в казну муниципального образования п. Мотыгино.

 По договору аренды б/н муниципального имущества (имущественный комплекс системы коммунальной инфраструктуры Муниципального образования п. Мотыгино) обязанность по проведению ремонта переданного в пользование имущества на арендатора не была возложена.

Однако между сторонами был заключен договор возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013, предусматривающий проведение необходимого ремонта оборудования, находящегося в пользовании ООО «УК «АГРЭ-Сервис» имущества, переданного обществу Администрацией согласно Приложению № 1 к указанному договору (21 объект, предназначенный для обеспечения теплоснабжения п. Мотыгино).

В соответствии с актом о приемке выполненных работ к договору возмездного оказания услуг от 01.10.2013 б/н, ООО «УК «АГРЭ-Сервис» за период с 01.10.2013 по 22.12.2013 были выполнены работы по обеспечению деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям, присоединенным к сетям централизованного тепло- водоснабжения котельных № 1, № 5, № 8, № 11 и № 12 на сумму  6 691 684,37 руб.

В соответствии с расчетом затрат по обеспечению деятельности по предоставлению ЖКУ потребителям, присоединенным к сетям централизованного тепло-,  водоснабжения котельных № 1, № 5, № 8, № 11 и № 12 на сумму 6 691 684,37 руб., представленным ООО «УК «АГРЭ-Сервис»  в рамках рассмотрения настоящего дела, указанные затраты включают в себя затраты на заработную плату (3 933 470,41 руб.), отчисления  (1 227 242,77 руб.) и затраты на топливо (1 530 971,19 руб.).

Согласно представленным ООО «УК «АГРЭ-Сервис» материалам при рассмотрении настоящего дела, Приложением № 1 к договору возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 предусмотрен перечень имущества, составляющий, в том числе, перечень имущества, переданного администрацией п. Мотыгино ООО «УК «АГРЭ-Сервис» по договору аренды муниципального имущества б/н от 01.10.2013.

Действия Администрации, связанные с  предоставлением в аренду ООО «УК «АГРЭ-Сервис» по договору аренды № б/н от 01.10.2013 объектов коммунальной инфраструктуры п. Мотыгино без проведения публичных процедур на срок более 30 календарных дней являлись, в том числе, предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 414-15-16-13. Решением от 24.04.2014 по указанному делу администрация п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе,  в части совершения действий, связанных с  предоставлением в аренду ООО «УК «АГРЭ-Сервис» по договору аренды № б/н от 01.10.2013 муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры п. Мотыгино) без проведения публичных процедур на срок более 30 календарных дней (указанные обстоятельства были установлены в ходе рассмотрения дела № 414-15-16-13 на основании того, что письмом  исх. от 05.12.2013 № 01/458, направленным в адрес Администрации, ООО «АГРЭ-Сервис»,  сообщило, что с 06.12.2013 действие договора аренды муниципального имущества от 01.10.2013 б/н будет прекращено в связи с необходимостью передачи имущества в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», что подтверждает тот факт, что общество пользовалось имуществом после даты расторжения договора (01.11.2013), соответственно, муниципальное имущество у ООО УК  «АГРЭ Сервис» по договору от 01.10.2013 находилось в пользовании более 30 календарных дней без проведения торгов).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация, в том числе, тепло- и водоснабжения населения муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относится  организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Часть 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения,  исполняются за счет средств  местных бюджетов.

Пунктом 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В настоящее время  действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (до 01.01.2014 -  Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон No 94-ФЗ, Закон о размещении заказов, ФЗ № 94-ФЗ), в соответствии с которыми выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов, запроса котировок).

Статьей 1 Федерального закона No 94-ФЗ было предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов.

Согласно статьям 1, 3 Федерального закона N 94-ФЗ обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения муниципальных заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (пункт 2 статьи 10 Закона).

Финансирование администрации поселка Мотыгино осуществляется из бюджета поселка Мотыгино Мотыгинского района, соответственно финансовые обязательства Администрации, возникающие в связи с решением вопросов местного значения,  исполняются за счет средств  местного бюджета.

Учитывая изложенное, хозяйствующие субъекты в 2013 году могли вступать в договорные отношения с администрацией п. Мотыгино, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения контракта  в соответствии с  Федеральным Законом от 21.07.2005 No 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов, запроса котировок).

Пунктом 1 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрена возможность  размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения торгов. Предусмотренный частью 2 статьи 55 указанного Закона перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является исчерпывающим.

Так, пункт 6 части 2 указанной статьи предусматривается размещение заказа у единственного поставщика в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

К признакам непреодолимой силы, содержащимся в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Как указано в разъяснениях, данных в пункте 4 письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029, к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий.

Абзацами 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В соответствии с протоколом совещания комиссии по ЧС от 02.07.2013 № 1, чрезвычайная ситуация на территории п. Мотыгино объявлена в связи с отключением от электроснабжения водозабора «Зырянка», водораздаточной станции и других жизнеобеспечивающих объектов, что повлекло отключение от водоснабжения поселка. В связи с указанными обстоятельствами введен режим повышенной готовности по лесным пожарам, поскольку, в случае пожара, пожарные машины не смогут заправиться водой.

Решением комиссии, созданной Администрацией п. Мотыгино, на территории муниципального образования п. Мотыгино введена чрезвычайная ситуация сроком до 01.08.2013, впоследствии срок продлен до 02.09.2013 и до 02.11.2013.

Изначально причиной введения на территории Мотыгино режима чрезвычайной ситуации явилось расторжение 01.07.2013 договоров аренды муниципального имущества коммунального комплекса (теплосети, котельные, водопровод, насосная станция) с ресурсоснабжающими организациями ООО «УК Комплекс» и ООО «Теплосети», ранее осуществлявшими в п. Мотыгино теплоснабжение и подготовку котельных, тепловых сетей к предстоящему отопительному сезону во исполнение предписаний  Красноярского УФАС России, выданных на основании вынесенных решений от 28.12.2012 №282-16-12, от 29.12.2012 № 283-16-12 по факту заключения администрацией п.Мотыгино договоров аренды муниципального имущества коммунального комплекса (теплосети, котельные, водопровод, насосная станция) с ООО «УК Комплекс» и ООО «Теплосети» с нарушением требований антимонопольного законодательства, а именно – без проведения торгов.

После расторжения договоров аренды комиссией Администрации п. Мотыгино проведен осмотр технического состоянии котельных No1, 5, 8, 11, 12. Согласно акту осмотра от 05.07.2013 здания котельных находились в аварийном состоянии, требовался капитальный ремонт, соответственно у администрации п. Мотыгино действительно имелась потребность в проведении работ по ремонту и подготовке к отопительному сезону спорных котельных. Вместе с тем, проведение данных работ не связано с ликвидацией последствий, вызванных какими-либо чрезвычайными ситуациями, в связи с чем расторжение договоров аренды объектов муниципального коммунального комплекса и выявленное неудовлетворительное техническое состояние котельных, не обладают признаками неопредолимой силы.

Таким образом, у администрации п. Мотыгино отсутствовали законные основания для заключения договора с ООО «АГРЭ-Сервис» на проведение работ (оказание услуг) в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг населению без проведения торгов с единственным подрядчиком на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Учитывая, что средства, на которые осуществлялись работы (оказывались услуги) ООО «АГРЭ-Сервис» по договору возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013, были бы выделены из бюджета в 2013 году в размере  6 691 684,37 руб., а также то, что техническое обслуживание и содержание муниципального имущества, предназначенного для обеспечения потребителей п. Мотыгино коммунальными услугами (п. 1.1 договора возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013) является муниципальной нуждой, при удовлетворении данной нужды необходимо было руководствоваться нормами Федерального Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ. Учитывая сумму выделенных средств на удовлетворение указанной нужды в соответствии с ч. 2 ст.10 ФЗ № 94-ФЗ необходимо было размещение муниципального заказа путем проведения торгов.

Однако, при заключении договора возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 между Администрацией и ООО «АГРЭ-Сервис» торги не проводились.

В соответствии с  пунктом 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями  между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, договор от 01.10.2012  возмездного оказания услуг (по техническому обслуживанию и ремонту объектов ЖКХ) на сумму 6 691 684,37 руб., заключенный с нарушением порядка, установленного ФЗ № 94-ФЗ (без проведения торгов), является антиконкурентной сделкой и свидетельствует о заключении между Администрацией и ООО «АГРЭ-Сервис» антиконкурентного соглашения о заключении договора возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 в целях удовлетворения муниципальной нужды – техническое обслуживание и содержание муниципального имущества, предназначенного для обеспечения потребителей п.Мотыгино коммунальными услугами, без проведения публичных процедур, предусмотренных Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, что является нарушением статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В доказательство наличия имеющееся договоренности между ответчиками  свидетельствует также том факт, что администрация п. Мотыгино в лице главы – <…>, а также ООО «УК «АГРЭ-Сервис» в лице генерального директора <…> (являющегося также депутатом Мотыгинского районного совета), являлись членами Комиссии, на которой было принято решение от 02.07.2013 №1 о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселок Мотыгино с 02.07.2013 в отсутствие оснований для ее введения,  который был сначала продлен до 02.09.2013 в соответствии с протоколом заседания  комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино № 2 от 31.07.2013 (председателем комиссии являлся <…>, членом комиссии – <…>), а далее продлен до 02.11.2013 в соответствии с решением от 25.09.2013 комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности в поселке Мотыгино №5 (решение подписано <…>), что обусловило в дальнейшем формальную возможность заключения между ответчиками без проведения публичных процедур, предусмотренных ФЗ № 94-ФЗ, вышеуказанного договора возмездного оказания услуг от 01.10.2013 по техническому обслуживанию и содержание муниципального имущества, предназначенного для обеспечения потребителей п.   Мотыгино  коммунальными услугами. При этом, <…>, как глава п. Мотыгино, и <…>, как депутат Мотыгинского районного Совета депутатов, не могли не знать о законодательно установленном порядке расходования бюджетных средств, ввиду чего, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия были совершены ими умышленно.

Сама возможность заключения соглашения (осуществление согласованных действий) между органами местного самоуправления  и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение (действия) приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Таким образом, учитывая, что договор возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013  заключен с нарушением требований 94-ФЗ, Комиссия делает вывод о ничтожности названного договора в силу ст.167-168 ГК РФ.

Дополнительно Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено,  что Приложением № 1 к договору возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 предусмотрен перечень имущества, составляющий, в том числе, перечень имущества, переданного администрацией п. Мотыгино ООО «УК «АГРЭ-Сервис» по договору аренды муниципального имущества б/н от 01.10.2013.. Поскольку действия Администрации, связанные с  предоставлением в аренду ООО «УК «АГРЭ-Сервис» по договору аренды № б/н от 01.10.2013, муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры п. Мотыгино) без проведения публичных процедур на срок более 30 календарных дней, в том числе, являлись предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 414-15-16-13, указанным действиям Администрации не может быть дана квалификация повторно.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях  Администрации и ООО «УК «АГРЭ-Сервис»  нарушения  статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на избежание проведения публичных процедур при заключении договора в целях удовлетворения муниципальной нужды – техническое обслуживание и содержание муниципального имущества, предназначенного для обеспечения потребителей п. Мотыгино коммунальными услугами (инфраструктура ЖКХ поселка Мотыгино, водозаборные и водоочистительные объекты, система транспортировки и распределения питьевой воды, объекты центрального теплоснабжения: котельные NoNo 1, 5, 8, 11, 12, система транспортировки и распределения тепла), что привело к недопущению конкуренции за право заключения муниципального контракта на техническое обслуживание и содержание указанного муниципального имущества с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами.

В связи с тем, что на момент принятия решения работы по договору возмездного оказания услуг от 01.10.2013 б/н исполнены, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи Администрации и ООО «УК «АГРЭ-Сервис» предписания о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

Однако, с целью недопущения наступления негативных последствий ничтожной сделки, нарушающей антимонопольное законодательство,  Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи администрации п. Мотыгино предписания о недопущении действий, направленных на исполнение обязательств по договору  возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 перед ООО «УК «АГРЭ-Сервис»  в части оплаты работ (услуг), являющихся предметом указанного договора.

 Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ввиду указанного Комиссия считает необходимым передать копии материалов настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении  в отношении Ответчиков дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьями 16, 22, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и ООО «УК «АГРЭ-Сервис» нарушившими пункт 4   статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части  достижения  антиконкурентного соглашения о заключении договора возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 в целях удовлетворения муниципальной нужды – техническое обслуживание и содержание муниципального имущества, предназначенного для обеспечения потребителей п. Мотыгино коммунальными услугами, без проведения публичных процедур, предусмотренных Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что привело (могло привести) к недопущению конкуренции за право заключения муниципального контракта на техническое обслуживание и содержание муниципального имущества с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами.

2. Выдать администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, с этой целью администрации п. Мотыгино надлежит не допускать действий, направленных на исполнение обязательств по договору  возмездного оказания услуг б/н от 01.10.2013 перед ООО «УК «АГРЭ-Сервис»  в части оплаты работ (услуг), являющихся предметом указанного договора.

3.  Передать копии материалов дела №406-16-14 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении  в отношении Ответчиков дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

 

Председатель Комиссии

                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны