Письмо №ЕК/13113/23 РЕШЕНИЕ № 024/01/10-2814/2022 от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

3 августа 2023 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 3 августа 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-2814/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Куштысева Е.В., заместитель руководителя управления, члены Комиссии: Сугорова В.В., заместитель начальника аналитического отдела, Кистер А.А., главный специалист-эксперт естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-2814/2022 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Россети Сибирь» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/ОГРН 2460069527/ 1052460054327) (далее - ПАО «Россети Сибирь») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 024/01/10-2814/2022 возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 20.10.2022 № 272/22 по признакам нарушения ПАО «Россети Сибирь» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в непринятии мер, направленных на урегулирование с ПАО «Красноярскэнергосбыт» вопроса об исключении точки поставки объекта ООО «Кандагар2009», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка восточная промзона, уч.19 (далее - Объект), из договора на оказание услуги по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «Россети Сибирь».

Определением от 03.11.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-2814/2022 назначено на 30.11.2022 в 11:30. К участию в рассмотрении дела привлечены в качестве: ответчика: ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН: 1052460054327, ИНН: 2460069527, 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а); заявителя: ООО «Кандагар 2009» (ОГРН: 1092468037353, ИНН: 2465226011, 660015, Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, восточная промзона площадка, участок 19, строение 1); заинтересованного лица: ПАО «Красноярскэнергосбыт» (ОГРН: 1052460078692, ИНН: 2466132221, 660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43); АО «КрасЭКо» (ОГРН: 1152468001773, ИНН: 2460087269, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д.10 помещ. 55).

Определением от 30.11.2022 рассмотрение дела отложено на 18.01.2023 в 14:30.

Определением от 18.01.2023 рассмотрение дела отложено на 27.02.2023 в 15:00.

Определением от 27.02.2023 рассмотрение дела отложено на 18.04.2023 в 15:00.

Определением от 18.04.2023 рассмотрение дела отложено на 25.05.2023 в 15:00.

Определением от 25.05.2023 рассмотрение дела отложено на 25.07.2023 в 15:00.

ПАО «Россети Сибирь», ООО «Кандагар 2009», ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭко» надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела (почтовые уведомления №№
80104684100783, 80104684101032, 80104684101155, 80104684101339, 80104684100790).

В рассмотрении дела № 024/01/10-2815/2022, состоявшемся 25.07.2023, приняли участие представитель ПАО «Россети Сибирь» Чижова К.Р., действующая на основании доверенности №24/79 от 05.06.2023, представитель АО «КрасЭКо» Малай В.М., действующая на основании доверенности №10 от 01.01.2023.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующие обстоятельства.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Кандагар 2009» (вх. № 12887 от 19.07.2022) по вопросу урегулирования гарантирующим поставщиком и сетевой организацией правоотношений в части оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении объекта ООО «Кандагар2009», а также по вопросу допуска прибора учета в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка восточная промзона, уч.19 (далее - Объект). Енисейским управлением Ростехнадзора направлено аналогичное заявление ООО «Кандагар 2009» (вх. № 14017 от 05.08.2022), прокуратурой Емельяновского района (вх.№ 16133 от 08.09.2022) направлены аналогичные по содержанию заявления ООО «Кандагар 2009».

Между ОАО «МРСК Сибири» (в настоящее время ПАО «Россети Сибирь») и ООО «Кандагар 2009» 21.08.2012 заключен договор № 20.24.6695.12 об осуществлении технологического присоединения. Согласно техническим условиям, являющимся приложением № 1 к договору № 20.24.6695.12 от 21.08.2012, технологическое присоединение осуществляется для устройств заявителя, расположенных по адресу: производственная база, Красноярский край, Емельяновский район, Муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка Восточная промзона, участок, 19, строение 1. Осуществление технологического присоединения энергопринимающх устройств по техническим условиям к заключенному договору от 21.08.2012 № 20.24.6695.12 подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения № с-213 от 18.01.2013. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон присоединенная мощность 160кВа (КТПН 10/0,4кВ № 62С); максимальная мощность 130кВт, категория надежности III (третья); электроустановки ООО «Кандагар 2009» подключены к кабельной линии 10кВ фидер 139-52, принадлежащей ФКУ ОИК – 36 ГУФСИН России по Красноярскому краю. КЛ 10кВ Ф. 139-52 имеет технологическое присоединение к яч.52 РУ-10 кВ ПС 110/10 кВ № 1369 «Солнечный».

На основании договора аренды электросетевого хозяйства от 01.06.2013, заключенного между ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (в настоящее время АО «КрасЭКо») и ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», АО «КрасЭКо» получило права владения и пользования в отношении имущества электросетевого хозяйства (комплекса), в том числе Ф.139-52 от ПС 110/10 № 139 «Жилпоселок» до п. Старцево, ул. Центральная, 50.

Письмом от 03.02.2014 № 018/669 ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» сообщило ОАО «МРСК Сибири» о направлении двух экземпляров подписанного со стороны общества акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в связи со сдачей в аренду электросетевого хозяйства исправительной колонии № 36 по договору аренды №б/н от 01.06.2013, технологически присоединённой к сетям ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (№ 19.3-31-10), составленным ОАО «МРСК Сибири» (Исполнитель) и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (Заявитель) 01.01.2014, на балансе Исполнителя находятся ПС-110/10 № 39 «Солнечный» РУ-10кВ яч. № 52, включая нижние контакты ячейки № 52, на балансе Заявителя находится, в том числе ВЛ-10кВ фидер 139-52.

Правоотношения между ПАО «Россети Сибирь» и АО «КрасЭКо» урегулированы договором № 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.02.2012. Согласно пункту 2.1 указанного договора стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии в точках присоединения к электрическим сетям сторон путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и(или) ином законном основании, и оплачивать друг другу услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные договором.

Пунктом 2.3 договора установлено, что в случае если после заключения договора произойдет изменение состава точек присоединения и существенных условий, указанных в пункте 2.2, то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к договору путем оформления дополнительных соглашений к договору в срок пять рабочих дней.

При этом соответствующая точка поставки внесена в договор между смежными сетевыми организациями только в связи с заключением между ПАО «Россети Сибирь» и АО «КрасЭКо» дополнительного соглашения от 22.03.2023 № 18.2400.263.12 ДС 66 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.02.2012 № 18.2400.263.12. Пунктом 2.1 дополнительного соглашения установлено, что оно вступает в силу с 01.01.2024, но не ранее вступления в силу нормативного акта Министерства тарифной политики Красноярского края, учитывающего изменение необходимой валовой выручки сторон на период тарифного регулирования, в связи с включением в состав договора новых точек поставки электрической энергии.

Точка поставки также была включена в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «КрасЭКо» (дополнительное соглашение № 53 от 01.06.2023).

Согласно письменным пояснениям АО «КрасЭКо» (в том числе, исх. № 006/11622 от 18.10.2022, № б/н от 17.02.2023), а также устным пояснениям представителя в ходе рассмотрения настоящего дела, действующими на дату заключения договора аренды от 01.06.2013 нормативными правовыми актами не была предусмотрена обязанность уведомления сетевой организации на приобретение прав на смежное имущество электросетевого хозяйства. Общество уведомило ПАО «Россети Сибирь» о приобретении прав в отношении имущества и направило на подписание проект акта РБП. Подписание Акта РБП от 01.01.2014 свидетельствует о том, что общество урегулировало со смежной сетевой организацией вопрос с определением границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В соответствии со сложившимся в указанный период обычаем взаимодействия смежных сетевых организаций подписание дополнительного соглашения к договору в целях включения точки поставки, в случае согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, могло не осуществляться. При этом АО «КрасЭКо» выполняло функции сетевой организации в отношении объекта ООО «Кандагар-2009» (что заявителем подтверждается).

Согласно пояснениям ПАО «Россети Сибирь» (в том числе, исх. № 1.3/29/1877-пд от 12.10.2022, № 1.3/29.1/255-пд от 20.02.2023), уведомлений о смене собственника объектов электросетевого хозяйства, к которым непосредственно присоединен объект заявителя, для внесения изменений в договорные отношения по передаче электрической энергии с ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «КрасЭКо» в ПАО «Россети Сибирь» не поступало. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии заключается на основании соответствующего обращения, который носит заявительный характер в соответствии с волей стороны по тем объектам, которые определены самим заявителем. ПАО «Россети Сибирь» осуществляет два основных вида деятельности - передачу электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Осуществление технологического присоединения, а также переоформление документов о технологическом присоединении осуществляется в рамках деятельности и законодательства по осуществлению технологического присоединения структурным подразделением ПАО «Россети Сибирь», осуществляющим данную функцию и не возлагает на ПАО «Россети Сибирь» обязанности по анализу цели переоформления документов со стороны заявителя.

С учетом вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктом 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В силу пункта 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил № 861, предусмотренные для сетевых организаций.

Согласно пункту 8 Правил № 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил № 861.

Согласно пункту 34 Правил № 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил № 861.

Пунктом 4 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы, учитывая отсутствие выражения АО «КрасЭКо» намерения (в письме от 03.02.2014 № 018/669 и впоследствии, до рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела) по эксплуатации электросетевого имущества, полученного по договору аренды от 01.06.2013, для осуществления деятельности сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии (с учетом наличия правовой возможности использования имущества в иных целях, в том числе для собственных нужд), отсутствовали правовые основания для совершения ПАО «Россети Сибирь» действий, направленных на исключение точки поставки заявителя из договора с ПАО «Красноярскэнергосбыт» и инициированию заключения с АО «КрасЭКо» дополнительного соглашения о включении соответствующей точки поставки в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией.

Ссылка АО «КрасЭКо» на сложившийся в 2013-2014 годах обычай взаимодействия смежных сетевых организаций не может быть принята в связи с урегулированием указанного вопроса положениями действующего законодательства, в том числе пунктом 4 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 34 Правил № 861.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение (статья 5 Закона о защите конкуренции), совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (могло привести) к ограничению конкуренции или ущемлению прав хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссия не установила злоупотребление ПАО «Россети Сибирь» доминирующим положением, рассматриваемые действия сетевой организации не противоречат требованиям действующего законодательства.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела № 024/01/10-2802/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 024/01/10-2814/2022 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО «КрасЭКо»
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773
ПАО "Красноярскэнергосбыт"
ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
ООО «Кандагар 2009»
ИНН 2465226011, ОГРН 1092468037353