Решение б/н Решение по делу № 024/01/11-1270/2019 от 17 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «Энерго Плюс»

662927, Красноярский край

 Курагинский район, д. Белый Яр

ул. Партизанская, 60

 

МБОУ «Кордовская СОШ № 14»

662941, Красноярский край

Курагинский район, с. Кордово

ул. Школьная, д. 45

 

ООО «Гефест»

662910, Красноярский край

Курагинский район, пгт. Курагино

 ул. Чехова, 8

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 108-11-19 (024/01/11-1270/2019)

 

 

17 февраля 2020 года                                                                                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 4 февраля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...>, главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 108-11-19 (024/01/11-1270/2019), возбужденное по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») в отношении  муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Кордовская средняя общеобразовательная школа № 14» (далее - МБОУ «Кордовская СОШ № 14»)  и общества с ограниченной ответственностью «Гефест» (далее – ООО «Гефест»),

в отсутствие представителей ООО «Энерго Плюс», МБОУ «Кордовская СОШ № 14», ООО «Гефест», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Энерго плюс» (исх. № 60 от 29.04.2019, вх. № 7567 от 06.05.2019) с жалобой на действия Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района, выразившиеся в прекращении договора субаренды № 12/18 от 19.11.2018, муниципального контракта №14/19 от 12.02.2019, заключенных с ООО «Энерго плюс», а также в предоставлении Кордовской средней общеобразовательной школой № 14 в пользование ООО «Гефест» муниципальных объектов теплоснабжения без проведения торгов.

Из материалов, приложенных к заявлению, а также полученных в ходе работы по заявлению, следует, что 18.09.2016 по результатам открытого конкурса между муниципальным образованием Курагинский район в лице Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района и ООО «Казыр» был заключен договор аренды № 120, предметом которого  являлись объекты системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с. Кордово, срок эксплуатации которых составляет менее 5 лет.  Срок действия договора аренды определен периодом с 18.09.2016 по 17.09.2021.

С согласия Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района указанные объекты коммунального хозяйства с. Кордово от ООО «Казыр» 19.11.2018  были переданы ООО «Энерго плюс» в субаренду (договор № 12/18).  Срок действия договора субаренды составляет 11 месяцев (с 01.12.2018 по 30.10.2019).

Между ООО «Энерго плюс» и МБОУ «Кордовская средняя общеобразовательная школа № 14» 12.02.2019 был заключен муниципальный контракт № 14/19, предметом которого является подача тепловой энергии. Срок действия контракта установлен с 01.01.2019 до 31.12.2019. Стоимость контракта определена в размере 5 741 219,25 руб.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – ФЗ «О теплоснабжении») арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Аналогичные ограничения установлены частью 2 статьи 41.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.

Учитывая изложенное, ООО «Казыр» в нарушение требований ФЗ «О теплоснабжении» и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» заключило договор субаренды № 12/18 от 19.11.2018 с ООО «Энерго Плюс».

В силу статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

По правилам статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Поскольку договор субаренды № 12/18 от 19.11.2018 заключен с нарушением действующего законодательства, то  в силу статей 167-168 ГК РФ указанная сделка является ничтожной.

Вместе с тем, в  соответствии с информацией, полученной в ходе рассмотрения заявления, было установлено, что имущество, являющееся предметом договора аренды № 120 от 18.09.2016, после расторжения последнего было передано МБОУ «Кордовская СОШ № 14» в оперативное управление  в соответствии с Распоряжением Администрации Курагинского района № 61-р от 12.02.2019  по договору от 27.02.2019.

МБОУ «Кордовская СОШ № 14» ежемесячно с 13.02.2019 заключает с ООО «Гефест» муниципальные контракты на сервисное обслуживание объектов, являющихся предметом ранее  заключенного договора аренды № 120 от 18.09.2016, без проведения процедуры торгов, а именно:

- контракт на оказание услуг № 013/19 от 13.02.2019 на сумму 394700 руб., срок оказания услуг с 13.02.2019 по 28.02.2019;

- контракт на оказание услуг № 014/19 от 01.03.019 на сумму 394700 руб., срок оказания услуг с 01.03.2019 по 31.03.2019;

- контракт на оказание услуг № 015/19 от 01.04.2019 на сумму 394700 руб., срок оказания услуг с 01.04.2019 по 30.04.2019.

Ко всем вышеуказанным муниципальным контрактам имеются акты приема-передачи (от 13.02.2019, от 01.03.2019, от  01.04.2019), в соответствии с которыми МБОУ «Кордовская СОШ № 14» передает, а ООО «Гефест» принимает на обслуживание оборудование, а именно:

- нежилое здание котельной (с. Кордово, ул. Школьная, 45, стр. 1);

- наружные тепловые сети (от нежилого здания с. Кордово, ул. Школьная, 45, стр. 1 до нежилого здания по ул. Школьная, 45);

- наружные сети водоснабжения (с. Кордово, от насосной станции по ул. Береговая, 11 стр. 1 до нежилого здания котельной по ул. Школьной, 45);

- нежилое здание (с. Кордово от насосной станции по ул. Береговая, 11 стр. 1);

- нежилое здание насосной станции на водозаборной скважине (с. Кордово от насосной станции по ул. Береговая, 11 стр. 2);

- резервуар с колодцем 100 м3 (с. Кордово, ул. Школьнгая, 45, соор. 1);

- резервуар с колодцем 100 м3 (с. Кордово, ул. Школьнгая, 45, соор. 2);

- резервуар с колодцем 100 м3 (с. Кордово, ул. Школьнгая, 45, соор. 3);

- наружные сети канализации (с. Кордово, от КК-1, КК-6, КК-8, КК-11, расположенные в районе нежилого здания по ул. Школьная, 45 до КНС по ул. Школьная, 78, соор. 1);

- сети напорной канализации (с. Кордово от КНС по ул. Школьная, 78, соор. 1 до очистных сооружений по ул. Школьная, 78, соор. 2, реки Кордовка);

- локальные очистные сооружения (с. Кордово, ул. Школьная, 78, соор, 2);

- канализационная насосная станция (с. Кордово, ул. Школьная, 78, соор. 1).

В перечень работ по сервисному обслуживанию оборудования, поименованном в Приложениях №1 к контрактам № 013/19 от 13.02.2019, № 014/19 от 01.03.019, № 015/19 от 01.04.2019, входит доставка и разгрузка угля, чистка котлов от золы и сажи, чистка карманов золоуловителей, осмотр узлов котельной и теплотрассы от котельной до здания школы на предмет выявления неисправностей, ремонт или работы по замене всех вышедших из строя деталей, устранение выявленных заводских дефектов, содержание и ремонт помещений котельной, поддержание в рабочем состоянии теплового узла здания, круглосуточная оперативная работа персонала для обеспечения бесперебойной работы котельной и теплотрассы, водоочистной станции и скважины холодной воды, замена фильтрующих элементов при необходимости, наружных сетей канализации, канализационная насосная станция.

Таким образом, между МБОУ «Кордовская СОШ № 14» и ООО «Гефест» было заключено три контракта на оказание услуг по сервисному обслуживанию оборудования на общую сумму 1 184 100 руб.

Цена каждого из вышеуказанных контрактов не превышает четырехсот тысяч рублей.

Из преамбулы контрактов следует, что они заключены в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе».

П. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе» (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Все  вышеуказанные контракты были заключены без проведения торгов. Общая сумма контрактов составляет 1184100 руб. Предметом всех контрактов является выполнение обязательств по сервисному обслуживанию оборудования.

В связи с выявлением в действиях МБОУ «Кордовская СОШ № 14» и ООО «Гефест» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарные рынки оказания услуг по обеспечению работоспособности котельных (код ОКВЭД 35.30.4), обеспечение работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 35.30.5), обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения (ОКВЭД 36.00, 37.00) с.Кордово Курагинского района Красноярского края, путем заключения без проведения публичных процедур контрактов между МБОУ «Кордовская СОШ № 14»  и ООО «Гефест» (№ 013/19 от 13.02.2019, № 014/19 от 01.03.019, № 015/19 от 01.04.2019) на сервисное обслуживание оборудования, приказом Красноярского УФАС России № 221 от 06.08.2019 возбуждено дело № 108-11-19 (024/01/11-1270/2019). 

Определением от 06.08.2019 рассмотрение дела было назначено  на 23.09.2019.

Определением от 23.09.2019 рассмотрение дела было отложено, назначено к рассмотрению на 29.10.2019.

Определением от 29.10.2019  рассмотрение дела было отложено, назначено к рассмотрению на 25.11.2019. Указанным определением срок рассмотрения дела № 108-11-19 (024/01/11-1270/2019) был продлен до 06.05.2020.

Определением от 25.11.2019  рассмотрение дела было отложено, назначено к рассмотрению на 04.02.2020.

04.02.2020 дело рассмотрено в отсутствие  представителей ООО «Энерго Плюс», МБОУ «Кордовская СОШ № 14», ООО «Гефест», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

При рассмотрении дела директор МБОУ «Кордовская СОШ № 14» <…>  сообщила, что действовала при обстоятельствах крайней необходимости, заключая контракты на оказание услуг № 013/19 от 13.02.2019, № 014/19 от 01.03.019 и № 015/19 от 01.04.2019, поскольку имущество было передано в оперативное управление в середине отопительного сезона, время на проведение торгов отсутствовало. После окончания отопительного сезона в мае 2019 года новые контракты на сервисное обслуживание оборудования не заключались школой. В штатное расписание школы была введена штатная единица - кочегар, уголь для котельной приобретается школой, соответственно,  теперь школа самостоятельно обеспечивает теплом здание школы.

Распоряжением Администрации Курагинского района № 61-р от 12.02.2019 муниципальное имущество (котельная, объекты водоснабжения, водоотведения) закреплено за МБОУ «Кордовской СОШ № 14» на праве оперативного управления, Администрация Курагинского района настоятельно рекомендовала сменить обслуживающую организацию (протокол совещания при заместителе главы Курагинского района <…> от  07.02.2019).

 МБОУ «Кордовская СОШ № 14» было направлено обращение в администрацию Кордовского сельсовета (исх. № 27 от 12.02.2019) по вопросу передачи котельной в оперативное управление администрации Кордовского сельсовета, на которое был получен отказ (исх. № 34 от 13.02.2019) с обоснованием невозможности постановки на баланс котельной, в связи с ограниченностью бюджета и отсутствием квалифицированных специалистов.

МБОУ «Кордовская СОШ № 14» было направлено также обращение в администрацию Кордовского сельсовета по вопросу о предоставлении обслуживающей организации для обеспечения теплоснабжения МБОУ «Кордовской СОШ № 14» (исх. № 30 от 13.02.2019). На данное обращение получен ответ об отсутствии специализированой компании на территории Кордовского сельсовета по обеспечению теплоснабжением муниципальных предприятий (исх. № 35 от 13.02.2019).

Кроме того, МБОУ «Кордовская СОШ № 14» было направлено также обращение в  управление образования администрации Курагииского района об оказании содействия в обеспечении теплоснабжения МБОУ «Кордовская СОШ № 14» (исх. № 25 от 12.02.2019).

На данное обращение управлением образования администрации Курагииского района рекомендовано МБОУ «Кордовская СОШ № 14» самостоятельно заключить контракт с единственным поставщиком с последующим заключением муниципального контракта конкурентным способом определения поставщика во избежание прекращения отопительного сезона и прерывания учебного процесса (исх. № 396 от 13.02.2019).

В связи с поступившими отказами в оказании помощи в организации отопительного сезона, МБОУ «Кордовская СОШ № 14» были приняты самостоятельные действия, оформлено обращение в организацию, оказывающую услуги по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей ООО «Прогресс» об обслуживании котельной МБОУ «Кордовская СОШ № 14» (исх. № 26 от 13.02.2019), отказ был дан при телефонном разговоре. ООО «Гефест» в телефонном режиме предложили заключить такой договор. В связи с низкими температурами, большим количеством осадков, угрозой срыва образовательного процесса, школа была вынуждена согласиться на условия, предлагаемые ООО «Гефест».

В сентябре 2019 года школой оформлены обращения в управление экономики и имущественных отношений Курагииского района (исх. № 348 от 11.09.2019) и Главе администрации Курагииского района  о снятии с оперативного управления здания котельной, системы водоотведения и канализации (исх. № 347 от 11.09.2019). На данный момент ответов на данные обращения не поступило.

На обращение в управление образования администрации Курагииского района о содействии в снятии с оперативного управления здании котельной, насосной станции и очистных сооружений (исх. № 346 от 25.09.2019) поступил ответ о невозможности совершения указанных действий по причине отсутствия на территории Кордовского сельсовета обслуживающих организаций, а также поставщика тепловой энергии с утвержденными тарифами (исх. № 2737 от 30.09.2019).

В настоящее время школа взяла на себя ответственность по организации теплоснабжения, в том числе на 2019-2020 учебный год. Приказом директора школы от 30.08.2019 года №105 утверждено штатное расписание, в его состав входит 4 штатных единицы по должности машиниста (кочегара) котельной на угле, которые были приняты в сентябре 2019 года.

При рассмотрении дела представитель ООО «Гефест» сообщил, что МБОУ «Кордовская СОШ № 14» обратилась в адрес ООО «Гефест» с просьбой заключить муниципальный контракт на сервисное обслуживание оборудования. ООО «Гефест» согласился оказать данные услуги школе, на предложенных условиях.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

С учетом изложенного, поскольку МБОУ «Кордовская СОШ № 14»  осуществляет приносящую доход деятельность (в том числе получает субсидии на выполнение государственного задания), учреждение является хозяйствующим субъектом по смыслу пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», а, следовательно, на него распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

По пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно части 3 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организаций» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В силу части 6 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организаций» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Под образованием в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Закона об образовании).

При приобретении услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в процессе выполнения своих обязанностей муниципальные образовательные учреждения являются муниципальными заказчиками, следовательно, должны осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание, услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе».

Учитывая изложенное, обязанность по выбору поставщика услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе за счет бюджетных средств, возложена на соответствующие бюджетные организации, при этом выбор поставщика  должен осуществляться на конкурсных началах.

Указанная позиция отражена в постановлении Второго Арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу № А28-10538/2014.

Таким образом, при осуществлении закупки на оказание услуг по сервисному обслуживанию оборудования теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения МБОУ «Кордовская СОШ № 14»  являлось муниципальным заказчиком, и было обязано руководствоваться положениями ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 ФЗ «О контрактной системе» закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Независимо от способа закупки принципы ФЗ «О контрактной системе» должны соблюдаться в полной мере.

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Согласно части 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, осуществление такой закупки должно производиться исключительно в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены статьей 93 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» закупка у единствен осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Вместе с тем, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» носит исключительный характер.

Часть 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм ФЗ «О контрактной системе», противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Указанная правовая позиция отражена в ряде решений Арбитражных судов РФ. (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 года № 03АП-6465/16, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года № 04АП-3241/16, Постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2016 года по делу № А69-2168/2016, Решение Арбитражного суда Красноярского края  от 25.07.2013 по делу №А33-5708/2013, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.2014 по делу №А74- 1116/2014, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.10.2017 №А33-10038/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-6166/2018,Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда Красноярского края от 23.07.2018 по делу А33-31305/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-13046/2018).

Аналогичные выводы содержаться в решении ФАС России  от 04.09.2018г. №СП/70624/18 по жалобе на решение Татарстанского УФАС России от 17.04.2018г. по делу о нарушении антимонопольного  законодательства  №06-2/2018, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 №Д28и-1353.

Для установления факта «дробления» предмета договоров (контрактов) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

1) предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;

2) поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика;

3) такие договоры (контракты) заключены с одним лицом.

По результатам рассмотрения заключенных между  МБОУ «Кордовская СОШ № 14» и ООО «Гефест» контрактов установлено, что предметом всех договоров является оказание услуг по сервисному обслуживанию оборудования теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения МБОУ «Кордовская СОШ № 14», т.е. по-своему характеру услуги являются идентичными. Данные контракты заключены с одним лицом и направлены на удовлетворение единой постоянной нужды заказчика в сервисном обслуживании оборудования теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, необходимом для функционирования учебного заведения и обеспечения образовательного процесса.

Таким образом, одна сделка на оказание услуг по сервисному обслуживанию оборудования теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения была разбита на три самостоятельных договора.

Вместе с тем, Комиссия соглашается с доводом МБОУ «Кордовская СОШ № 14» о разумности и допустимости заключения  контрактов  на оказание вышеуказанных услуг № 013/19 от 13.02.2019 на сумму 394700 руб. (срок оказания услуг с 13.02.2019 по 28.02.2019) и № 014/19 от 01.03.019 на сумму 394700 руб. (срок оказания услуг с 01.03.2019 по 31.03.2019) в период, необходимый для организации и проведения конкурентных процедур, в пределах ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ «о контрактной системе».

Указанные действия, связанные с заключением данных контрактов без проведения процедуры торгов, Комиссия рассматривает как действия крайней необходимости, учитывая зимний сезон и дату передачи имущества коммунального назначения в оперативное управление учреждения (Распоряжение Администрации Курагинского района № 61-р от 12.02.2019,  договор о передаче имущества в оперативное управление от 27.02.2019). Ввиду указанного данные сделки исключаются комиссией из предмета рассмотрения, поскольку их заключение было вызвано объективными причинами, связанными с необходимостью обеспечения теплоснабжением, водоснабжение образовательного учреждения. В сложившихся условиях и установленных обстоятельствах у учреждения не имелось возможности обеспечить проведение в установленном порядке  конкурентных процедур до заключения  контрактов № 013/19 от 13.02.2019 и № 014/19 от 01.03.2019.

Также  Комиссия отмечает, что контракт на оказание услуг № 015/19 от 01.04.2019 на сумму 394700 руб. (срок оказания услуг с 01.04.2019 по 30.04.2019), заключенный между  МБОУ «Кордовская СОШ № 14» и ООО «Гефест», рассматривается как самостоятельная сделка. Однако, сумма контракта не превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» (400 000 руб.), соответственно, заключение данного контракта, с учетом того, что контракты № 013/19 от 13.02.2019 и № 014/19 от 01.03.2019 исключены по вышеуказанным обстоятельствам из предмета рассмотрения, не может свидетельствовать о заключении сторонами антиконкурентного соглашения.

Комиссией также учтено, что после 01.04.2019 ответчиками более контрактов на оказание услуг по обслуживанию оборудования не заключалось. Согласно представленным пояснениям и документальным доказательствам, в связи с невозможностью обеспечения проведения конкурентных процедур на заключение муниципального контракта, сервисное обслуживание муниципального имущества теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, переданного в оперативное управление МБОУ «Кордовская СОШ № 14», осуществляется учреждением собственными силами.

Учитывая изложенное, ранее установленные признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении без проведения публичных процедур контрактов между МБОУ «Кордовская СОШ № 14»  и ООО «Гефест» (№ 013/19 от 13.02.2019, № 014/19 от 01.03.019, № 015/19 от 01.04.2019) в действиях МБОУ «Кордовская СОШ № 14» и ООО «Гефест» не подтвердились.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного   пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МБОУ «Кордовская СОШ № 14»  и ООО «Гефест».

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 23, 41, 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного  законодательства

РЕШИЛА:

На основании пункта 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 108-11-19 (024/01/11-1270/2019), возбужденному в отношении МБОУ «Кордовская СОШ № 14»  и ООО «Гефест» по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с  отсутствием нарушения  антимонопольного законодательства  в рассматриваемых Комиссией действиях ответчиков.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

Председатель Комиссии

                                                                                                      <...>

 

  Члены Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны