Постановление №ВМ/7402/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-3163/2022 о назначении администр... от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

02 мая 2023 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления оглашена 26.04.2023

В полном объеме постановление изготовлено 02.05.2023

 

Мерзляков, заместитель руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев протокол № 024/04/9.21-3163/2022 от 27.02.2023 и материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-3163/2022, возбужденного в отношении юридического лица - публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а) (далее – ПАО «Россети Сибирь»), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 Кодекса об административным правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гр. Петровой  (вх. № 19476/22 от 27.10.2022) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта «малоэтажная жилая застройка (индивидуальный жилой дом / садовый / дачный дом)», расположенной (которая будет располагаться) по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Березовский район, садоводческое общество «Семья» многодетных семей Ленинского р-на, участок № 24, кадастровый номер земельного участка: 24:04:0103001:418 (далее – Объект).

Определением от 22 ноября 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3163/2022 и принято решение о проведении административного расследования; гр. Петрова И.П. привлечена в качестве потерпевшей.

Определением от 22 декабря 2022 года управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № МД/1298/23 от 26.01.2023) было предложено 27.02.2023 в 15 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 15 для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено ПАО «Россети Сибирь» 30.01.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80100180845425.

Протокол составлен 27.02.2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.

Указанный протокол был получен ПАО «Россети Сибирь» 13.03.2023 (почтовый идентификатор 80090382556406), направлен гр. Петровой И.П. на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Определением от 27.02.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3163/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ назначено к рассмотрению на 12:30 13.03.2023.

В связи с отсутствием надлежащего уведомления ПАО «Россети Сибирь» и гр. Петровой И.П. о времени и месте рассмотрения дела определением от 13.03.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3163/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ было отложено на 10:20 12.04.2023.

В связи с поступлением в адрес управления от гр. Петровой И.П. ходатайства (вх. № 6261/23 от 29.03.2023) о переносе дате или времени рассмотрения дела в связи с рассмотрением гражданского дела Красноярским краевым судом в 10:30 12.04.2023 по апелляционной жалобе гр. Петровой И.П., гр. Площенко Н.К., гр. Морозовой В.В., определением от 12.04.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3163/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ отложено на 17:00 26.04.2023.

Определение от 12.04.2023 было получено ПАО «Россети Сибирь» 24.04.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 80093883537455, получено гр. Петровой И.П. 25.04.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 80092783650851. Таким образом, процессуальных препятствий для рассмотрения настоящего дела по существу не имеется.

Дело рассмотрено 26.04.2023 в присутствии защитника ПАО «Россети Сибирь» Марковой И.В., действующей на основании доверенности № 24/95 от 21.04.2022, гр. Петровой И.П., привлеченной в качестве потерпевшей, а также гр. Площенко Н.К., допущенной к рассмотрению дела в качестве слушателя по устному ходатайству гр. Петровой И.П. Личности удостоверены паспортами.

Гр. Петрова И.П. перед рассмотрением дела уведомила должностное лицо о ведении аудиозаписи.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

Как установлено в ходе административного расследования, между ПАО «Россети Сибирь» и гр. Петровой И.П. 16.03.2022 был заключен договор № 20.2400.1848.22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта (далее – Договор).

Согласно п. 6 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента подписания сторонами, то есть до 16.09.2022.

Согласно п. 10 технических условий № 8000490006, являющихся приложением к Договору, в целях технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация осуществляет:

10.1. Организационные мероприятия:

10.1.1. Подготовку технических условий на технологическое присоединение.

10.1.2. Обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством РФ и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

10.2. Требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» для электроснабжения объектов заявителя: выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством..

10.2.1. Строительство ЛЭП 0,4 кВ от точки, указанной в пункте № 7 ТУ, до точки присоединения, находящейся не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом.

10.2.2. Определение проектом необходимости установки укоса на отпаечной опоре ЛЭП 0,4 кВ.

10.2.3. Выполнение монтажа комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Согласно п. 11 технических условий № 8000490006, являющихся приложением к Договору, в целях технологического присоединения заявитель осуществляет:

11.а. Выполнение ввода от комплекса коммерческого учета электрической энергии до энергопринимающих устройств объекта выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП.

11.б. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Гр. Петрова И.П. представила в материалы заявления письмо ПАО «Россети Сибирь» (исх. № 1.3/19/1653 от 24.06.2022), исходя из которого между ПАО «Россети Сибирь» и СНТ «Семья» 19.03.2012 заключен договор № 20.24.115.12 об осуществлении технологического присоединения. 11.09.2015 подписан акт № АТП-48-15-3008; письмо ПАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. № 35098 от 21.03.2022), согласно которому гр. Петрова И.П. обращалась в адрес гарантирующего поставщика за заключением договора энергоснабжения, приложив при этом, в том числе, акт об осуществлении технологического присоединения № б/н от 20.05.2021, акт допуска прибора учета в эксплуатацию № б/н от 20.05.2021, оформленные между СНТ «Семья» и гр. Петровой И.П.

Вместе с тем, ПАО Красноярскэнергосбыт» в вышеуказанном письме отметило, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Семья» с максимальной мощностью 105 кВт выполнено от КТП-6/0,4 кВ № 5069 в отношении дачных участков №№ 3, 15, 29, 44, 46, 53, 52, расположенных по адресу: Красноярский кр., Березовский р-он, СНТ «Семья», что подтверждено актом разграничения балансовой принадлежности сторон № АРБП-48-15-3008 от 11.09.2015. Указанный акт не содержит информации о схеме подключения иных энергопринимающих устройств, а также земельного участка для ведения садоводства, имеющего кадастровый номер 24:04:0103001:418, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский р-он, СО «Семья» многодетных семей Ленинского р-на, участок № 24.

Также ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратило внимание на то, что выписка из протокола собрания от 29.10.2011 № 3 содержит информацию, что в состав СНТ «Семья» входит 85 земельных участков, при этом только в отношении земельных участков №№ 3, 15, 29, 44, 46, 53, 52 выделена максимальная мощность в размере по 15 кВт.

Таким образом, ПАО «Красноярскэнергосбыт» не располагает документами, подтверждающими технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, в отношении которого поступило заявление о заключении договора энергоснабжения.

Согласно заявлению, на момент обращения гр. Петровой И.П. в адрес Красноярского УФАС России ПАО «Россети Сибирь» мероприятия по технологическому присоединению Объекта заявителя к электрическим сетям не выполнило.

Гр. Петрова И.П. приобщила к материалам дела (вх. № 23087/22 от 12.12.2022), в том числе, акт об осуществлении технологического присоединения от 20.05.2021, подписанного между СНТ «Семья» и гр. Петровой И.П. (максимальная мощность 1 кВт, III категория надежности); акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 20.05.2021, подписанного между СНТ «Семья» и гр. Петровой И.П.

Вместе с тем, указанный акт об осуществлении технологического присоединения, заключенный между СНТ «Семья» и гр. Петровой И.П., не свидетельствует о наличии надлежащего технологического присоединения, так как СНТ «Семья» не является сетевой организацией, сведения о перераспределении мощности в соответствии с разделом IV Правил № 861 не представлены, сведения об уведомлении сетевой организации о перераспределении мощности в пользу гр. Петровой И.П. отсутствуют. Кроме того, схема границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон не содержит сведений об опосредованном технологическом присоединении Объекта гр. Петровой И.П. к электрическим сетям сетевой организации ПАО «Россети Сибирь».

Гр. Петрова И.П. также пояснила, что условиями договора энергоснабжения № 20.24.115.12 от 19.03.2012 установлены предельные договорные величины потребляемой мощности, в связи с чем СНТ «Семья» не вправе подключать к электросетям новых потребителей, поскольку такое подключение повлечет нарушение условий договора о предельной мощности, выделенной Товариществу. Гр. Петрова И.П. считает, что СНТ не является надлежащим лицом, имеющим право осуществить технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, данные действия должна осуществить сетевая компания, имеющая лицензию на такой вид деятельности.

Исходя из представленных гр. Петровой И.П. письменных пояснений (вх. № 259/23 от 10.01.2023), в адрес ПАО «Россети Сибирь» трижды подавались заявки на осуществление технологического присоединения (в 2012 году, 04.04.2019 № 11000426702, в 2022 году). Гр. Петрова И.П. сообщила, что заявка от 2022 года игнорируется сетевой организацией, вместе с тем антимонопольный орган считает данный довод несостоятельным, так как между ПАО «Россети Сибирь» и гр. Петровой И.П. заключен договор № 20.2400.1848.22 от 16.03.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Красноярским УФАС России был направлен запрос в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. № АГ/3776/23 от 07.03.2023) с целью получения следующей информации:

- имеющихся документов о технологическом присоединении Объекта гр. Петровой И.П., в том числе опосредованно через электрические сети СНТ «Семья» (ИНН 2462218510, ОГРН 1112468065302);

- сведений о заключении договора энергоснабжения в отношении Объекта, принадлежащего гр. Петровой И.П. (с приложением договора энергоснабжения при наличии);

- имеющихся документов о технологическом присоединении объектов СНТ «Семья» (ИНН 2462218510, ОГРН 1112468065302);

- договора энергоснабжения, заключенного с СНТ «Семья» (со всеми дополнениями, приложениями, изменениями);

- сведений о выделенной мощности на Объект, принадлежащий гр. Петровой И.П., в том числе по договору энергоснабжения, заключенному с СНТ «Семья».

На указанный запрос гарантирующий поставщик предоставил информацию (вх. № 4662-ЭП/23 от 10.03.2023), согласно которой ПАО «Красноярскэнергосбыт» сведениями о технологическом присоединении Объекта к электрическим сетям сетевой организации, величине выделенной на Объект мощности не располагает, в договорных отношениях по электроснабжению с гр. Петровой И.П. не состоит.

ПАО «Красноярскэнергосбыт» приобщило в материалы дела запрошенные управлением документы, а также сообщило, что от гр. Петровой И.П. 15.03.2023 поступило заявление о заключении договора энергоснабжения, при этом последняя не предоставила документы, подтверждающие выполнение технологического присоединения участка № 24 к сетям сетевой организации, в связи с чем заключение договора было приостановлено (исх. № 35098 от 21.03.2023), после чего обращения от гр. Петровой И.П. с надлежащим образом оформленными документами не поступали.

Красноярским УФАС России были направлены запросы в адрес СНТ «Семья» (исх. №№ АГ/3775/23 от 07.03.2023, АГ/4206/23 от 14.03.2023) с целью получения следующих документов и сведений:

- документов о технологическом присоединении объектов СНТ «Семья», в том числе заявки, договора, технических условий, акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

- договора энергоснабжения, заключенного с ПАО «Красноярскэнергосбыт» (со всеми дополнениями, приложениями, изменениями);

- сведений о подаче заявок на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (со всеми приложениями);

- документов об опосредованном технологическом присоединении Объекта гр. Петровой И.П., в том числе заявки, договора, технических условий, акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения) через электрические сети СНТ «Семья»;

- сведений о выделенной мощности на Объект, в том числе по договору энергоснабжения, заключенному между СНТ «Семья» и гарантирующим поставщиком.

Ответ на указанные запросы в адрес управления на момент рассмотрения настоящего дела не поступили.

Гр. Петрова И.П. направила в адрес управления ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 024/04/9.21-3163/2022 (вх. № 5278-ЭП/23 от 20.03.2023). Указанное ходатайство было удовлетворено антимонопольным органом, гр. Петрова И.П. ознакомлена с материалами дела 24.03.2023.

Исходя из представленных ПАО «Россети Сибирь» письменных пояснений (вх. № 5843-ЭП/23 от 24.03.2023), укрупненная стоимость выполнения мероприятий составляет 148 301,80 рублей с НДС. В целях исполнения мероприятий по технологическому присоединению сотрудниками филиала выполнено предпроектное обследование Объекта с выездом на место, в результате чего сетевой организацией выявлено, что на расстоянии менее 15 м от Объекта заявителя располагаются сети ВЛ-0,4кВ ТП 5069 (феникс), принадлежащие СНТ «Семья», с установленными на опорах приборами учета. На основании вышеизложенного, Общество считает, что заявители имеют фактическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Семья». Общество отметило, что в 2019 году зарегистрировано право собственности на Объект, между тем, у сетевой организации отсутствует информация о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимости, расположенный (который будет располагаться) по адресу заявителя.

Общество приобщило копию договора № 20.24.115.12 об осуществлении технологического присоединения, заключенного 19.03.2012 между ПАО «Россети Сибирь» и СНТ «Семья», со всеми приложениями; копию акта № АТП-48-15-3008 от 11.09.2015, АРБП составленного между ПАО «Россети Сибирь» и СНТ «Семья», дополнительные соглашения в рамках договора между ПАО «Россети Сибирь» и СНТ «Семья».

Согласно представленной гр. Петровой И.П. информации (вх. № 5876/23 от 24.03.2023), экземпляры дополнительных соглашений к договору № 20.24.115.12 об осуществлении технологического присоединения, заключенного 19.03.2012 между ПАО «Россети Сибирь» и СНТ «Семья», содержат различные печати, в связи с чем гр. Петрова И.П. считает указанные документы фальсифицированными.

Вместе с тем, управление не правомочно оценивать достоверность документов, поступивших в антимонопольный орган, в том числе в отсутствие документальных доказательств обращения гр. Петровой И.П. в правоохранительные органы по вопросу фальсификации документов.

Кроме того, договор № 20.24.115.12 об осуществлении технологического присоединения, заключенный 19.03.2012 между ПАО «Россети Сибирь» и СНТ «Семья», не является предметом настоящего дела.

Гр. Петрова И.П. направила в адрес управления ходатайство (вх. № 8457/23 от 26.04.2023) об обязании ПАО «Россети Сибирь» осуществить технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, выдаче предписания, а также о привлечении к административной ответственности должностного лица ПАО «Россети Сибирь», ответственного за осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям в срок до 16.09.2022 включительно.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Из пояснений ПАО «Россети Сибирь» (вх. № 5843-ЭП/23 от 24.03.2023) следует, что сетевая организация не имеет возможности исполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями к договору об осуществлении технологического присоединения, ввиду следующего.

ПАО «Россети Сибирь» является территориальной сетевой организацией: в соответствии с п. 3.2. Устава ПАО «Россети Сибирь» оказывает услуги по передаче электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии являются регулируемым видом деятельности согласно п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», пп. 3, 6 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основ ценообразования), Правилами. Отношения между заявителем и сетевой организацией в связи с заключением и исполнением договора регулируются Правилами, согласно которым, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Таким образом, не заключение договора с заявителем, по данным основаниям - недопустимо.

Затраты, которые несет сетевая организация в рамках выполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, компенсируются организации в рамках тарифного регулирования. Следовательно, все затраты сетевой организации должны быть экономически целесообразны.

Источниками финансирования являются средства, полученные от оказания услуг, реализации товаров по регулируемым государствам ценам (тарифам) и иные.

Реализация договоров льготного технологического присоединения (далее - ЛТП) максимальной мощностью не более 150 кВт осуществляется в рамках инвестиционной программы утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации на период 5 лет.

Направление средств инвестиционной программы общества ПАО «Россети» на реализацию льготного технологического присоединения с учетом объема некомпенсированных выпадающих доходов приводит к снижению надежности электроснабжения существующих потребителей, в том числе населения, в связи с недофинансированием мероприятий по реконструкции существующей электросетевой инфраструктуры, а также к снижению доступности услуги по технологическому присоединению для других групп заявителей.

Пункт 32 Основ ценообразования предусматривает, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций.

Порядок формирования и утверждения инвестиционных программ регламентирован Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977.

Согласно п. 32 Основ ценообразования средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования.

Однако, несмотря на то что, в составе тарифных заявок на соответствующий период регулирования в качестве выпадающих доходов филиалом были заявлены фактически привлечённые заемные средства на ЛТП, за период 2018-2019 г. в размере 2 710 035 тыс. руб. из них компенсировано в НВВ только 596 640 тыс. руб. (22 %).

В соответствии с проектом скорректированной инвестиционной программой филиалом увеличена кредитная нагрузка по ЛТП в 2020 году ещё на 661 190 тыс. руб., а в 2021 году был отказ от привлечения заемных средств в связи с невозможностью дальнейшего наращивания кредитного портфеля. Обязательства перед льготной категорией заявителей Общество в настоящее время вынуждено выполнять за счет амортизации. Настоящая проблема в недостатке финансирования влечет нарушения по исполнению принятых Обществом договорных обязательств с учетом установленных публичным договором сроков исполнения мероприятий.

После включения планируемых расходов в инвестиционную программу производится закупочная деятельность для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации и выполнения строительно-монтажных работ, которая осуществляется на конкурсной основе ввиду того, что деятельность сетевой организации носит регулируемый характер, понесенные расходы в рамках выполнения договоров должны быть экономически обоснованными.

В период с апреля по август 2020 года Обществом осуществлялась лишь деятельность по передаче электрической энергии и проведению аварийных и восстановительных работ на электрических сетях по причине ограничения хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов края с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции, установленное Правительством Красноярского края.

В 2020-2022 году поставка материальных запасов практически также не осуществлялась по причине ограничения грузоперевозок, что создало определенный дефицит специфических комплектующих для технологического присоединения.

Указанные ограничения в деятельности послужили возникновению большого числа неисполненных сетевой организацией обязательств, следовательно, дальнейшего накопления неисполненных договоров ТП.

Договор технологического присоединения является по своей природе публичным договором, и Общество обязано заключить со всеми желающими договоры, без учета наличия финансовых средств и технической возможности, с учетом вышеуказанного.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Красноярское УФАС России не имеет возможности вмешиваться в хозяйственную деятельность ПАО «Россети Сибирь», обязав его путем внесения представления исполнить обязательства по договору об осуществлению технологического присоединения, заключенному с гр. Петровой И.П., поскольку для осуществления мероприятий по технологическому присоединению сетевая организация самостоятельно определяет источники и порядок привлечения соответствующих средств.

Управлением принимаются меры по выявлению должностного лица ПАО «Россети Сибирь», ответственного за осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям в срок до 16.09.2022 включительно, в сетевую организацию направлен соответствующий запрос.

В ходе рассмотрения настоящего дела гр. Петрова И.П. поддержала заявленные требования, а также заявила ходатайство о приобщении в материалы дела фотографий приборов учетов, которые, согласно пояснениям потерпевшей, не опломбированы и установлены на объектах, расположенных в границах СНТ «Семья». Указанное ходатайство удовлетворено должностным лицом.

Маркова И.В. в ходе рассмотрения дела обратила внимание на то, что 20.07.2022 гр. Петрова И.П. обратилась в Красноярский краевой суд с исковыми заявлениями о признании Договора недействительным. В исковых требованиях Судом было отказано (решения суда вступили в законную силу 13.12.2022 и 29.03.2023). В связи с чем, Общество считает, что не имело правовых оснований для исполнения Договора в период судебных разбирательств.

Вместе с тем, Договор сторонами не расторгнут, в судебном порядке не признан недействительным, он является действующим, подлежащим исполнению, не смотря на наличие судебных разбирательств.

На момент рассмотрения настоящего дела ПАО «Россети Сибирь» не осуществило технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям в установленный Договором и законодательством срок, а именно до 16.09.2022 включительно. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).

В соответствии с пунктом 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Пунктом 104 Правил установлено, что договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 Правил.

В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - это документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

Вышеуказанные документы не были представлены в материалы дела сторонами, в связи с чем должностное лицо приходит к выводу об отсутствии таких документов и, как следствие, об отсутствии надлежащего технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо было подвергнуто административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно требованиям статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП (период действия с 21.06.2021 по 02.12.2022, поскольку постановление № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 вступило в законную силу 21.06.2021 (решение Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-10175/2021 от 11.06.2021), штраф оплачен 02.12.2021).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике.

Объективная сторона – нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъект – ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527).

Субъективную сторону административного правонарушения образует вина, выразившаяся в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований действующего законодательства, поскольку доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. Таким образом, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного Договором и Правилами № 861 срока технологического присоединения Объекта гр. Петровой И.П. к электрическим сетям (до 16.09.2022 включительно), содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: 17.09.2022.

Место совершения административного правонарушения: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а.

Факт правонарушения, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, удостоверяется заявлением гр. Петровой И.П. (вх. № 19476/22 от 27.10.2022) и материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-3163/2022.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

ПАО «Россети Сибирь» в письменных пояснениях (вх. № 5843-ЭП/23 от 24.03.2023) ссылается на возможность применения антимонопольным органом положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Сетевой организацией не было осуществлено технологическое присоединение Объекта в установленный законодательством и Договором срок.

Об ущемлении интересов гр. Петровой И.П. также свидетельствует поданное ей заявление на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в неосуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям в установленный законом и Договором срок.

Таким образом, для признания вышеуказанного правонарушения малозначительным отсутствуют правовые основания.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обусловливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности. Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Установленные Правилами порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.

Исходя из изложенного, в совокупности с положением части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации в Правилах сроков технологического присоединения является одним из основополагающих требований к порядку технологического присоединения, обеспечивающего доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, защиты прав потребителей. Нарушение сроков технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Нарушение установленных Правилами сроков технологического присоединения потребителей не влияет на дальнейшее поведение общества, сетевая организация продолжает нарушать установленные законодательством сроки технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается сложившейся в регионе судебной практикой.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь», убыток Общества за январь-декабрь 2019 года составил 790 245 тыс. руб., за период январь-декабрь 2020 года прибыль – 2 757 тыс. руб., за период январь-декабрь 2021 года чистая прибыль Общества составила 1 102 864 тыс. руб., за период январь-декабрь 2022 года убыток Общества составил 207 039 тыс. руб.

Вместе с тем, Обществом не доказано, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ для уменьшения штрафа ниже минимального размера не имеется.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП РФ, Обществом не были заявлены, при рассмотрении данного дела не установлены.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь, статьями 4.1, 4.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Назначить юридическому лицу ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам:

УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России л/с 04191216710)

Банковские реквизиты:

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5 - 2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

При этом, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

 

     
     

 

 

 

Связанные организации

Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
Петрова Ирина Павловна
ИНН , ОГРН