Письмо №ВМ/12483/23 РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-1991/2023 от 24 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-1991/2023
19 июля 2023 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Галимов В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Спасательные плоты» (вх. №103788-ЭП/23 от 10.07.2023) на действия организатора торгов – АО «Красноярскнефтепродукт», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку бонов сорбирующих для нужд АО «Красноярскнефтепродукт» (извещение № 32312484724) (далее – закупка),
при участии: от организатора торгов АО «Красноярскнефтепродукт» представитель – Малаховой Н.В. (доверенность № 175 от 07.07.2023), в отсутствие представителя заявителя уведомленного надлежащим образом и направившего соответствующее ходатайство,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 10.07.2023 поступила жалоба ООО «Спасательные плоты» на действия организатора торгов АО «Красноярскнефтепродукт», выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов, закупочной комиссии направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы организатором АО «Красноярскнефтепродукт» в Информационной карте закупочной документации содержится избыточное (нарушающее законодательство Российской Федерации) требование о предоставлении в составе заявки на участие в торгах книги учета доходов и расходов.
Согласно письменным возражениям АО «Красноярскнефтепродукт», закупочной комиссией осуществлено отклонение заявки ООО «Спасательные плоты» поскольку им не предоставлены установленные подпунктами 9, 10 пункта 4.5 части 5 и подпункта 11 пункта 5.2 части 5 части 1 «Информационная карта», документы, в том числе книга учета доходов и расходов.
При рассмотрении жалобы представитель АО «Красноярскнефтепродукт», пояснил, что законодательством Российской Федерации и в частности Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ) нет прямых запретов на установление требований к участникам закупки по предоставлению в составе заявки книги учета доходов и расходов. Кроме того, по мнению представителя организатора торгов у заявителя отсутствуют иные налоговые документы кроме книги учета доходов и расходов, поскольку он применяет режим упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).
Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, выслушав представителя АО «Красноярскнефтепродукт», пришла к следующим выводам.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, Положением о закупках АО «Красноярскнефтепродукт», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 3 Закона о закупках определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1).
Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу требований пунктов 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2) и к участникам такой закупки (пункт 9).
Установлено, что АО «Красноярскнефтепродукт» 14.06.2023 на сайте www.rts-tender.ru и в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 32312484724 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бонов сорбирующих.
Согласно закупочной документации предусмотрено предоставление участником закупки, в том числе следующих документов:
-копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату с приложением копии документа о приеме бухгалтерской отчетности налоговым органом, в случае обязанности формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (подпункт 8 пункта 4.5 раздела 4 «Информационной карты);
-копии налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и книги учета доходов и расходов (при применении УСН) (подпункт 9 пункта 4.5 раздела 4 «Информационной карты»).
- копию справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по форме, утвержденной приказом ФНС России от 23.11.2022 № ЕД-7-8/1123@ (код по КНД 1120101), полученную не ранее чем за 30 (тридцать) дней до даты размещения извещения о проведении закупки (подпункт 10 пункта 4.5 раздела 4 «Информационной карты»);
-документ, подтверждающий систему налогообложения (справка на фирменном бланке организации о применении общей системы, с указанием размера ставки НДС, либо справка на фирменном бланке организации о применении специального налогового режима) (подпункт 11 пункта 4.5 раздела 4 «Информационной карты»).
Из анализа указанных положений документации следует, что организатор торгов требует представить участника закупки книгу учета доходов и расходов наравне с предоставлением бухгалтерской отчетности (бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах на последнюю отчетную дату), обязанность по ведению которой возложена на всех юридических лиц, в том числе на УСН, а также копией налоговой декларации по единому налогу, обязанность по заполнению которой возложена на всех хозяйствующих субъектов, применяющих УСН, что вполне достаточно для подтверждения финансово-экономического состояния участника закупки.
Таким образом, требование о предоставлении участником закупки книги учета доходов и расходов в составе документации, по мнению Комиссии Красноярского УФАС России, является излишним.
Вышеуказанная позиция Красноярского УФАС России также подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 02.08.2021 № 305-ЭС-21-12225.
Более того, согласно пункту 8.3 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ведение книги расходов и доходов осуществляется с целью правильного исчисления налоговой отчетности и предоставления в налоговый орган по его требованию с целью проверки.
Таким образом, обязательное предоставление книги доходов и расходов в закупочной документации нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что с учетом выявленных Комиссией нарушений положений закупочной документации, протокол рассмотрения заявок на участие в закупке № 061/2023 от 30.06.2023 подлежит отмене.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Спасательные плоты» на действия организатора торгов АО «Красноярскнефтепродукт», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку бонов сорбирующих для нужд АО «Красноярскнефтепродукт» (извещение № 32312484724) обоснованной.
2. Установить в действиях АО «Красноярскнефтепродукт» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
3. Выдать АО «Красноярскнефтепродукт» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации закупки, путём внесения изменений в закупочную документацию.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.