Письмо №ВМ/12707/23 Решение № 024/07/3-2049/2023 от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 


 


 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-2049/2023

 

25 июля 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Спецстройкомплект» на действия организатора торгов – ОАО «РЖД», закупочной комиссии открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1699/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопродукции (далее – закупка),

при участии посредством видео-конференц-связи представителей: от заявителя Кеворковой Е.А. (доверенность от 07.07.2023 №1), организатора торгов Симончук Н.А. (доверенность от 12.01.2023 № КРАС ДМС – 5/Д), Голубушиной М.С. (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС – 121/Д),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 18.07.2023 поступила жалоба ООО «Спецстройкомплект» на действия закупочной комиссии, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки заявителя.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы.

Согласно доводам жалобы закупочной комиссией заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в закупке, поскольку техническое предложение участника закупки соответствовало требованиям закупочной документации.

 

Кроме того, по мнению заявителя, документы, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям предоставляется во второй части заявки, следовательно, первая часть заявки заявителя не подлежала отклонению.

Также заявитель указывает на введение участников закупки в заблуждение, проводя закупку неконкурентным способом.

Организатор закупки представил возражения, согласно которым в представленном техническом предложении заявителя отсутствовала маркировка товаров, указанных по позициям №№ 14-17 технического задания закупочной документации.

Кроме того, организатор торгов указывает на невозможность оспаривания положений закупочной документации, поскольку заявитель вправе оспорить положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, который на дату подачи жалобы истек.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ОАО «РЖД», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Решением закупочной комиссии, оформленным протоколом № 1699/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 рассмотрения первых частей заявок от 05.07.2023, заявке участника закупки ООО «Спецстройкомплект» отказано в допуске к участию в закупке, по следующему основанию: «На основании пункта 3.6.6.4. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего неполную информацию о товарах, а именно: по позициям №№ 14-17 приложения № 1 к техническому заданию в техническом предложении участника указана не полная маркировка предлагаемых к поставке товаров».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 3.14 части 3 закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в закупке, согласно которым первая часть аукционной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 к аукционной документации, оформленное по форме приложения № 1.3 к аукционной документации. При этом не допускается указание в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, а также сведений о ценовом предложении (п. 3.14.5.1 части 3 закупочной документации).

Согласно пунктам 3.7.1, 3.7.2 части 3 закупочной документации рассмотрение первых частей аукционных заявок осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.6 аукционной документации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом аукционной документации. Первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам, которые являются предметом аукциона, изложенным в приложении № 1.1 аукционной документации, на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения.

В соответствии с пунктом 3.17.1 части 3 закупочной документации в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением № 1.1 аукционной документации, предоставляются во второй части аукционной заявки. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.

 

С учетом изложенного, довод заявителя о том, что проверка предлагаемого участником закупки товара на соответствие условиям закупочной документации должна осуществляться на этапе рассмотрения вторых частей заявок, не находит своего подтверждения, поскольку техническое предложение участник закупки формирует в составе первой части заявки.

Согласно пункту 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Приложение № 1.1 аукционной документации не содержит перечень таких документов.

Техническое задание закупочной документации изложено в приложении 1.1 к закупочной документации. Из условий технического задания следует, что наименование, количество (объем), технические и функциональные характеристики товара указаны в Приложении № 1 к Техническому заданию.

Согласно приложению № 1 к техническому заданию к поставке по позициям №№14-17 требуется:

п/п

Наименование

Марка, чертеж

Технические регламенты, ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО, ТС, иные нормативно-технические документы

Сорт, размер

Технические и функциональные характеристики

14

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

 

ГОСТ 3916.1-2018

 

фанера толщина 10 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г не более 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

15

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

 

ГОСТ 3916.1-2018

 

фанера толщина 18 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г не более 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

16

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

 

ГОСТ 3916.1-2018

 

фанера толщина 4 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г не более 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

17

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

 

ГОСТ 3916.1-2018

 

фанера толщина 6 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г не более 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

 

Закупочной документацией установлено форма технического предложения участника закупки, согласно которой техническое предложение состоит из 2 частей. Первая часть является неизменяемой и обязательной для участников процедур закупок. Вторая часть заполняется участником с учетом требований технического задания и характеристик предлагаемых товаров.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении необходимо указать полное наименование, конкретную марку, и/или чертеж, и/или модель, и/или артикул, либо иное обозначение (при наличии), присвоенное производителем товара и/или указанное в нормативно-технических документах на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и др.) ГОСТ, в целях идентификации заказчиком предложенного участником товара, полные технические характеристики, совпадающие с характеристиками производителя товара, а так же полное наименование и ИНН производителя товара, страну происхождения, гарантийный срок товара.

Изучив заявку ООО «Спецстройкомплект», поданную на участие в закупке, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что участником закупки в форме технического предложения по позициям №№14-17 указаны наименование товара, единица измерения, количество (объем), наименование и ИНН производителя товара, наименование страны происхождения товара, гарантийный срок на товар, а также следующие необходимые сведения:

п/п

Наименование

Марка, чертеж

Технические регламенты, ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО, ТС, иные нормативно-технические документы

Сорт, размер

Технические и функциональные характеристики

14

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

ФК 

ГОСТ 3916.1-2018

IV/IV

фанера толщина 10 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

15

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

ФК 

ГОСТ 3916.1-2018

IV/IV

фанера толщина 18 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

16

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

ФК 

ГОСТ 3916.1-2018

IV/IV

фанера толщина 4 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

17

ФАНЕРА БЕРЕЗА/БЕРЕЗА

 ФК

ГОСТ 3916.1-2018

IV/IV

фанера толщина 6 мм – получаемая в результате проклеивания хвойных или смешанных шпонов карбамидными клеями. степень содержания формальдегида в мг на 100г не более 10 мг. Не шлефованая сорт IV/IV

 

Исходя из представленных участником закупки технических характеристик товаров, к поставке предложена продукция, соответствующая требованиям закупочной документацией.

 

 

Из пояснений представителя организатора торгов следует, что заявитель (участник закупки под номером 5 не указал полное обозначение (маркировку), присвоенное производителем товара в целях идентификации предложенного участником закупки товара.

Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России положения закупочной документации, в том числе, техническое задание закупочной документации, не содержит определение «маркировка».

Из содержания технического задания закупочной документации следует, что по позициям №№14-17 участнику закупки необходимо указать ГОСТ и марку либо иное обозначение, присвоенное производителем товара и/или указанное в нормативно-технических документах на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и др.) в целях идентификации.

Согласно требованиям ГОСТа 3916.1-2018 «Межгосударственный стандарт. Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия» фанеру подразделяют:

- на сорта в зависимости от внешнего вида поверхности;

- марки в зависимости от степени водостойкости клеевого соединения;

- шлифованную и нешлифованную в зависимости от степени механической обработки поверхности (пункт 3.1).

При этом пунктом 3.1.2 ГОСТа 3916.1-2018 определено, что по степени водостойкости клеевого соединения фанеру подразделяют на марки:

- ФСФ - повышенной водостойкости для внутреннего и наружного использования;

- ФК - водостойкая для внутреннего использования.

Таким образом, с учетом требований ГОСТа 3916.1-2018, марка фанеры (товар по позициям №№14-17 технического задания) может быть ФСФ либо ФК. Заявителем в техническом предложении по позициям №№14-17 в столбце «марка, чертеж» указана марка «ФК», что соответствует требованиям ГОСТа 3916.1-2018.

Также из пояснений представителя организатора торгов следует, что отсутствие полного условного обозначения, предусмотренного ГОСТом 3916.1-2018, не позволило закупочной комиссии идентифицировать предлагаемый заявителем по позициям №№14-17 товар.

Вместе с тем, Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что согласно пункту 3.3 ГОСТа 3916.1-2018 условное обозначение фанеры должно содержать: - наименование продукции; - породу древесины наружных слоев; - марку; - сочетание сортов шпона наружных слоев; - класс эмиссии; - вид обработки поверхности; - размеры; - обозначение настоящего стандарта.

Из сведений, указанных в техническом предложении заявителя по позициям №№14-17, можно определить все предусмотренные ГОСТом 3916.1-2018 технические характеристики предлагаемой фанеры.

Кроме того, из ответа производителя продукции (направленного в ответ на запрос организатора торгов), предложенной заявителем по позициям №№14-17, можно сделать однозначный вывод о наличии в составе технического предложения ООО «Спецстройкомплект» всех необходимых параметров предлагаемой продукции.

Следовательно, отсутствие в техническом предложении участника закупки по позициям №№14-17 маркировки, при указании всех технических характеристик такой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ, не противоречащих требованиям закупочной документации, не могло послужить основанием для отклонения заявки, поскольку участником закупки предложен товар, соответствующий потребности заказчика.

Согласно пункту 3.6.6 части 3 закупочной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе: 3.6.6.4 несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:

- аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;

 

- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);

- техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, отсутствовали указанные выше основания для отклонения заявки заявителя, поскольку участником закупки представлено техническое предложение соответствующее установленной форме, представленные технические характеристики товаров по позициям №№14-17 соответствовали требованиям закупочной документации, в столбце «Маркировка, чертеж» указана марка в соответствии с ГОСТ 3916.1-2018.

С учетом изложенного, фактически для участия в закупке заявителем представлены все необходимые характеристики поставляемого товара соответствующего требованиям заказчика, отсутствие «маркировки» не является нарушением, повлекшим невозможность идентифицировать качество поставляемого товара, и соответственно не может являться основанием для отклонения заявки.

Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что действия закупочной комиссии по отказу в допуске к участию в закупке заявки заявителя по указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 05.07.2023 основанию ведет к формальному отклонению поданных претендентами заявок на участие в закупках, что не соответствует принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, установленному в части 1 стать 3 Закона № 223-ФЗ.

На довод организатора торгов об отсутствии у заявителя права на оспаривание положений закупочной документации Комиссия Красноярского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона №135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона №ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, согласно части 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В связи с тем обстоятельством, что ООО «Спецстройкомплект» является участником закупки, то общество вправе оспорить положения закупочной документации.

При этом, из пояснений представителя заявителя следует, что ООО «Спецстройкомплект» не оспаривает положения документации, а указывает на то, что проведение, по его мнению, неконкурентной закупки вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.

Комиссией Красноярского УФАС России изучив положения закупочной документации, установлено, что закупка проводится конкурентным способом, а именно путем проведения открытого аукциона в электронной форме, о чем указано в извещении и закупочной документации, что не может ввести в заблуждение участников закупки.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Спецстройкомплект» на действия организатора торгов – ОАО «РЖД, закупочной комиссии открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1699/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки лесопродукции обоснованной.

2. Признать закупочную комиссию нарушившей требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений путем повторного рассмотрения заявки заявителя.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Спецстройкомплект"
ИНН 5257169992, ОГРН 1175275011669
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295