Письмо №ВМ/8840/23 Решение № 024/07/3-1232/2023 от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение № 024/07/3-1232/2023

 

23 мая 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «СтройМеталлГрупп» на действия организатора торгов – АО «Норильсктрансгаз», закупочной комиссии запроса котировок в электронной форме «Поставка опор для ТП-КП-0-68» (извещение № 32312144917) (далее – закупка),

посредством видео-конференц-связи с участием представителей заявителя К. (доверенность от 06.03.2023 № 83), организатора торгов Л. (доверенность от 26.12.2022 № 178/22),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России из ФАС России 05.05.2023 поступила жалоба ООО «СтройМеталлГрупп» на действия организатора торгов, закупочной комиссии, выразившиеся в проведении закупки с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Красноярское УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора закупки направило уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось в связи с технической невозможности проведения заседания Комиссии посредством видеоконференцсвязи на 14:30 часов (время местное) 23.05.2023.

Согласно доводам жалобы закупочная комиссия необоснованно отклонила заявку заявителя, поданную на участие в закупке, поскольку установленные требования к площади недвижимого имущества завышены в рамках проводимой закупки.

Организатор торгов представил возражения, согласно которым заявка ООО «СтройМеталлГрупп» на участие в закупке не соответствовала отборочным критериям закупочной документации. Требование о наличие объекта недвижимого имущества площадью не менее 1000 кв. м. обусловлено объемом закупаемой продукции, а также нормативами проведения ремонтных работ такой продукции.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках АО «Норильсктрансгаз», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Решением закупочной комиссии, оформленным протоколом от 17.04.2023 №НТГ/312-пр-ззк, размещенном в Единой информационной системе, заявка подателя жалобы была отклонена по следующим, указанным в протоколе основаниям: «Не допущен. Участник не соответствует Приложению 1.2 к Информационной карте, отсутствуют подтверждающие документы (свидетельство о праве собственности (выписка из ЕГРН)) на собственное/арендованное нежилое помещение по месту нахождения функционального Заказчика (поселок Тухард, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край) площадью не менее 1000 кв.м. для проведения ремонтных работ».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В силу пункта 7.3.6.1 Положения о закупках в закупочной документации должны быть указаны требования к участнику закупки, включая перечень отборочных критериев и документов, подлежащих представлению участником закупки для подтверждения соответствия установленным требованиям.

Приложением № 1 к информационной карте установлены отборочные критерии, несоответствие которым приводит к отклонению заявки участника закупки. В частности, в Приложении № 1.2 к информационной карте установлены требования к организационно-техническим возможностям участника, в том числе, наличие собственного/ арендованного объекта недвижимого имущества (здания, сооружения, их частей) по месту нахождения функционального Заказчика (поселок Тухард, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край) площадью не менее 1000 кв.м. для проведения ремонтных работ.

Наличие объекта недвижимого имущества (здания, сооружения, их частей) для проведения ремонтных работ подтверждается копией свидетельства о праве собственности (выписки из ЕГРН), а в случае принадлежности объекта недвижимого имущества иному лицу (не участнику закупочной процедуры) - также договором аренды/ субаренды/договором на выполнение соответствующих работ/оказание услуг с подтверждением права пользования производственными/складскими объектами, в т.ч. предварительными или заключенными под отлагательными условиями.

Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО «СтройМеталлГрупп» представлен предварительный договор на объект недвижимого имущества площадью 878,1 кв.м. по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Тухард, ул. Л.П. Ненянг, зд. 1А, а также на здание-ангар площадью 1035 кв. м., возводимого по тому же адресу, с приложением копии выписки из ЕГРН на объект площадью 878,1 кв.м. и технического паспорта на арочный, быстровозводимый ангар размеров 15,0*69,0*7.9.

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, здание-ангар не является объектом недвижимого имущества.

Согласно разделу 8.1.5 Положения о закупках в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет заявку участника закупки на соответствие требованиям закупочной документации (извещения о проведении закупки).

Пунктом 25 информационной карты закупочной документации установлены основания для отстранения участников закупочной процедуры, согласно которым, заказчик отстраняет от участия в закупочной процедуре участника, чья заявка не соответствует отборочным критериям, предусмотренными закупочной документацией, т.е. не предоставлены полностью или частично документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям («Отборочные критерии»).

Таким образом, закупочная комиссия отклоняя заявку заявителя, руководствовалась требованиями закупочной документации, поскольку ООО «СтройМеталлГрупп» не подтверждено наличие собственного/арендованного объекта недвижимого имущества (здания, сооружения, их частей) по месту нахождения функционального Заказчика (поселок Тухард, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край) площадью не менее 1000 кв.м.

Вместе с тем, согласно доводам жалобы требование организатора торгов к площади (не менее 1000 кв.м.) помещения для проведения ремонтных работ, а также виду имущества, к которому должно быть отнесено такое помещение (недвижимое), является завышенным.

Так, из представленного заявителем расчета, с учетом небольших размеров (средняя площадь одного изделия составляет 0,41 кв.м.) и объема подлежащих поставке металлоконструкций (819 опор металлических), а также с учетом распределения зон для их хранения, ремонта и покраски следует, что достаточным для проведения данных работ является наличие помещения общей площадью от 360 до 500 кв.м. При этом, указанные ремонтные работы возможно провести не только на недвижимых объектах, но и движимых, например в ангаре.

Согласно возражениям организатора торгов требование о размере площади объекта недвижимого имущества не менее 1000 кв.м. установлено исходя из объема поставляемой продукции, а также установленных норм технических регламентов для выполнения ремонтных работ, связанных с требованиями к рабочей зоне, зоне складирования и хранения материала, зоне сварочных работ, зоне лакокрасочных работ.

При этом, предоставляя в письменных возражениях расчет площади помещения организатором торгов использованы характеристики опор значительно отличающихся от характеристик металлоконструкций, подлежащих поставке (8100*1100*1100 см). Кроме того, даже по таким расчетам, общая площадь для размещения всего объема подлежащих поставке металлоконструкций, требует помещения размером не более 500 кв.м., при этом какое-либо обоснование наличия еще 500 кв.м. для размещения рабочих зон для сварочных и покрасочных работ организатором торгов не представлено.

Дополнительное требование о недвижимости объекта, организатор торгов мотивировал тем, что лишь указанные объекты внесены в ЕГРН и их наличие можно подтвердить соответствующей выпиской, в отличие от движимых объектов.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требование о наличии производственных мощностей, не должно повлечь за собой наступление несоизмеримых неблагоприятных последствий для конкуренции на том или ином рынке, либо в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что при включении в закупочную документацию требования о наличии помещения определенной площади, необходимого для проведения ремонтных работ, а также указание на его недвижимость, организатор торгов с целью недопущения ограничения круга потенциальных участников закупки, обязан обосновать данные требования с учетом объемов и габаритов закупаемой продукции, а также с учетом того, что именно такие характеристики помещения наиболее соответствуют потребностям заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.

В закупочной документации такое обоснование отсутствует, представленное организатором торгов в письменных возражениях обоснование площади помещения не менее 1000 кв.м. не нашло своего подтверждения в ходе заседания Комиссии исходя из закупаемого объема и характеристик продукции, а также его назначения (для проведения ремонтных работ, а не для хранения всей поставляемой продукции), а требование наличия именно недвижимого имущества со ссылкой лишь на возможность предоставления выписки из ЕГРН, без какого-либо обоснования невозможности проведения ремонтных работ в иных помещениях, не относящихся к недвижимому имуществу, является необоснованным и не влечет каких-либо дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств.

В таком случае предъявление указанных требований к участнику не является оправданным и обоснованным с точки зрения целей проведения закупки, установленных пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и создает неоправданные барьеры хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в рассматриваемой закупке.

В соответствии с пунктом части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках.

Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках, при этом, по мнению Комиссии, требования к потенциальным контрагентам должны иметь именно объективное обоснование, соответствовать принципу равенства участников закупки и не должны приводить к необоснованному сокращению количества участников закупочной процедуры.

Таким образом, действия организатора торгов, установившего указанное требование в закупочной документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о № 223-ФЗ и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтройМеталлГрупп» на действия организатора торгов – АО «Норильсктрансгаз» при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка опор для ТП-КП-0-68» (извещение № 32312144917) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении порядка организации закупки.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Норильсктрансгаз"
ИНН 2457081355, ОГРН 1162468114885
ООО "СтройМеталлГрупп"
ИНН 7720803653, ОГРН 1147746095144