Решение б/н Решение по делу № 024/05/5-1651/2019 от 20 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ»

 

ул. Карла Маркса, д. 8 «А», пом. 102,

г. Красноярск, Красноярский край, 660049

 

2099903@bk.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 024/05/5-1651/2019

 

«20» декабря 2019 года                                                                                                          г. Красноярск

 

Резолютивная часть решение оглашена 16.12.2019.

В полном объеме решение изготовлено 20.12.2019.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела <...>, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий – <...>, специалист – эксперт контрольного отдела <...>, рассмотрев материалы дела № 024/05/5-1651/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» (ОГРН: 1162468063647, ИНН: 2466170065; 660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 8 «А», пом. 102) (далее – ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ») рекламы с признаками нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон  «О рекламе»),

в отсутствие представителя ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 15036 от 23.08.2019) (далее – Заявитель) по факту распространения 24.05.2018 в торгово-развлекательном комплексе «Сибирский городок» рекламных купонов зрелищного мероприятия – выставки общества с ограниченной ответственностью «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» (ОГРН: 1162468063647, ИНН: 2466170065; 660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 8 «А», пом. 102) (далее – ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ») в виде авиабилетов следующего содержания: «БИЛЕТ В МИР ПУТЕШЕСТВИЙ BOARDING PASS…Зарегистрируйте ваш промо-код сегодня по телефону: 8 800 770 08 97 БИЛЕТ ДАЙСТВИТЕЛЕН В ТЕЧЕНИИ 14 ДНЕЙ С ДАТЫ ПОЛУЧЕНИЯ. Выставку имеют возможность посетить только семейные пары, достигшие 30 лет, по окончанию каждая семейная пара имеет право выбрать только один подарок в день её проведения. Продолжительность выставки 1 час. Повторное посещение возможно через 12 месяцев. ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 8А тел. 8 800 770 08 97 звонки принимаются с 11.00 до 18.00 www.orion-holiday.com info@orion-holiday.com Все гости, посетившие праздничную выставку ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», получат гарантированный из нижеперечисленного списка: Бытовая техника Автоаксессуар Туристический сертификат SPA сертификат КРАСНОЯРСК наши партнеры…» (далее – Реклама). По мнению Заявителя указанная Реклама нарушает требования Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к выставке ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», направленной на привлечение внимания к данной организации.

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон о защите детей), без указания категории данной информационной продукции.

Под информационной продукцией, согласно статье 2 Закона о защите детей понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых носителях, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о защите детей зрелищное мероприятие – это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

При этом указанный в данном понятии перечень мероприятий, относящихся к зрелищным мероприятиям, не является исчерпывающим.

Рассматриваемая Реклама является рекламой информационной продукции, распространяемой посредством зрелищного мероприятия – выставки ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ».

В соответствии  частью 3 статьи 6 Закона о защите детей классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

– информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

– информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

– информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

– информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

– информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Так, в соответствии с вышеуказанной классификацией, реклама информационной продукции, в том числе распространяемой посредством зрелищного мероприятия, должна сопровождаться соответствующим знаком, указывающим категорию данной информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

В рассматриваемой Рекламе указание категории информационной продукции в соответствии с классификацией, установленной частью 3 статьи 6 Закона о защите детей отсутствует, что является признаком нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Из содержания рассматриваемой Рекламы следует, что партнерами ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» являются региональные, федеральные и международные компании, перечень которых приведен на обратной стороне рекламного купона. При рассмотрении Рекламы Красноярским УФАС России не установлено того обстоятельства, что сведения о партнерах ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», указанных в Рекламе, являются достоверными. Данные сведения вызывают у потенциальных потребителей рекламного сообщения доверие к ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», что также подтверждается информацией из заявления: «На этом же билете были указаны партнеры ООО «Орион Холидей», которыми являются Альфа банк, ТРЦ «Планета», Роев Ручей, телеканал Афонтово, Киви, Мастер кард, виза и другие. Данный список партнеров вызвал доверие к ООО «Орион Холидей», как к добросовестному и серьезному туроператору».

На основании изложенного в рассматриваемой Рекламе содержатся признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований пункта 20 части 3, части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой Рекламы является ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ».

По данному факту Красноярское УФАС России 18 сентября 2019 года возбудило дело № 024/05/5-465/2019 по признакам нарушения требований, установленных пунктом 20 части 3, частью 10.1 статьи 5 Федерального  закона «О рекламе» в отношении ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» (далее – Дело).

Определение о возбуждении Дела (исх. № 14992 от 18.09.2019) было направлено в адрес ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» заказным письмом с уведомлением и вручено 25.09.2019 (почтовый идентификатор № 80101440174033). В назначенное время на рассмотрение Дела явился представитель ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» по доверенности б/н от 06.03.2019 И.И. Тимофеев, запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения не представлены.

В ходе рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения (исх. № 16402 от 11.10.2019) было направлено в адрес ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» заказным письмом с уведомлением и вручено 18.10.2019 (почтовый идентификатор № 80083841772905). В назначенное время представитель ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией, подтверждающей надлежащее уведомление ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» о дате, времени и месте рассмотрения Дела, доказательства надлежащего уведомления в материалах Дела имеются.

Изучив имеющие материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о необходимости рассмотрения вопроса о соответствии Рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе» на заседании Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Красноярском УФАС России (далее – Экспертный совет по рекламе).

Согласно Положению об экспертном совете по применению законодательства Российской Федерации о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – Положения) Экспертный совет по рекламе образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела в связи неявкой на рассмотрение участвующего в деле лица и необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела (исх. № 17601 от 01.11.2019) было направлено в адрес ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» заказным письмом с уведомлением и вручено 14.11.2019 (почтовый идентификатор № 80080742940556). В назначенное время представитель ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией, подтверждающей надлежащее уведомление ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» о дате, времени и месте рассмотрения Дела, доказательства надлежащего уведомления в материалах Дела имеются.

Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела в связи неявкой на рассмотрение участвующего в деле лица и необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела (исх. № 18904 от 22.11.2019) было направлено в адрес ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» заказным письмом с уведомлением и вручено 28.11.2019 (почтовый идентификатор № 80086742880144). В назначенное время представитель ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией, подтверждающей надлежащее уведомление ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» о дате, времени и месте рассмотрения Дела, доказательства надлежащего уведомления в материалах Дела имеются.

28.11.2019 в Красноярском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по рекламе, в рамках которого был рассмотрен вопрос о наличии либо отсутствии нарушений требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в Рекламе ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ».

В ходе заседания, большинством голосов членов Экспертного совета по рекламе принято решение о признании рассматриваемой Рекламы нарушающей требования, установленные пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, изучив имеющиеся материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического по факту распространения 24.05.2018 в торгово-развлекательном комплексе «Сибирский городок» Рекламы в виде купонов с признаками нарушения требований пункта 20 части 3, части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей, без указания категории данной информационной продукции.

Под информационной продукцией, согласно статье 2 Закона о защите детей понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых носителях, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с классификацией, установленной частью 3 статьи 6 Закона о защите детей реклама информационной продукции, в том числе распространяемой посредством зрелищного мероприятия, должна сопровождаться соответствующим знаком, указывающим категорию данной информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

Из разъяснений, указанных в письме ФАС России от 20.06.2019 № ДФ/52056/19 «По вопросу применения части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Разъяснения) к рекламе зрелищных мероприятий» следует: «Понятие зрелищного мероприятия содержится в пункте 3 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в соответствии с которым зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Следует иметь в виду, что указанный в данном понятии перечень мероприятий, относящихся к зрелищным мероприятиям, не является исчерпывающим.

Вместе с тем отнесение информации к рекламе зрелищных мероприятий осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения».

Исходя из содержания Рекламы и на основании указанных Разъяснений Красноярское УФАС России установило, что в рассматриваемой Рекламе отсутствуют признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Из содержания рассматриваемой Рекламы следует, что партнерами ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» являются региональные, федеральные и международные компании, которые приведены на обратной стороне рекламного купона. При рассмотрении Рекламы Красноярским УФАС России не установлено того обстоятельства, что сведения о партнерах ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», указанный в Рекламе, являются достоверными. Данные сведения вызывают у потенциальных потребителей рекламного сообщения доверие к ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», что также подтверждается информацией из заявления: «На этом же билете были указаны партнеры ООО «Орион Холидей», которыми являются Альфа банк, ТРЦ «Планета», Роев Ручей, телеканал Афонтово, Киви, Мастер кард, виза и другие. Данный список партнеров вызвал доверие к ООО «Орион Холидей», как к добросовестному и серьезному туроператору».

Определениями о возбуждении Дела (исх. № 14992 от 18.09.2019), об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения (исх. № 17601 от 01.11.2019) и об отложении рассмотрения Дела (исх. № 18904 от 22.11.2019) Красноярское УФАС России запросило у ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» сведения, подтверждающие партнерские отношения с указанными в рассматриваемой Рекламе компаниями, с приложением копий подтверждающих документов. Запрошенные документы и сведения от ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», подтверждающие достоверность информации, содержащейся в рассматриваемой Рекламе, в адрес Красноярского УФАС России к моменту рассмотрения Дела не представлены.

Таким образом, Красноярское УФАС России установило, что рассматриваемая Реклама ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» нарушает требования, установленные пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

На основании вышеизложенного, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель, которым в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ».

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь пункта 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия    

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей  Рекламу ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ», поскольку она нарушает требования, установленные пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. В связи с истечением 24.05.2019 срока давности привлечения к административной ответственности со дня совершения ООО «ОРИОН ХОЛИДЕЙ» указанных действий не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   <...>

                                                                                            

                                                                                                                                     

                                                                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны