Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО АКБ «ЮГРА»

 

ул. Победы, 8/1,

г. Мегион, Ханты – Мансийский

автономный округ – Югра,

Тюменская область, 628682

 

филиал ОАО  АКБ «ЮГРА» в г. Красноярске

                                                                                                                                              <…>

ул. Судостроительная, 101,

г. Красноярск, 660012

 

                              

 

                             

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № Р561-14.3-14 об административном правонарушении

 

Подпись: «14» августа 2014 года 	                                                                        г. Красноярск

 Резолютивная часть постановления оглашена 13.08.2014.

 В полном объеме постановление изготовлено 14.08.2014.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко Олег Петрович,  рассмотрев материалы дела № Р561-14.3-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении                                   открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк «ЮГРА» (628682, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Победы, 8/1) (далее – ОАО АКБ «ЮГРА»),

в присутствии представителя ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности №312 от 01.07.2014 <…>.

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения: нарушение законодательства о рекламе (части 7 статьи 5, пункта 2 части  2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006  № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Время и место совершения административного правонарушения: 14 марта 2014 года,                г. Красноярск

В рамках имеющихся полномочий, Красноярским УФАС России было рассмотрено дело      № 133  в отношении ОАО АКБ «ЮГРА» по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части  2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». В результате рассмотрения дела Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о передаче материалов дела № 133 должностному лицу Красноярского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, которым было возбуждено дело об административном правонарушении.

Исходя из представленных материалов, должностным лицом Красноярского УФАС России, заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установлено следующее.

В ходе наблюдения за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») 14.03.2014 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение наружной рекламы финансовых услуг с использованием рекламной конструкции, расположенной возле здания по адресу: г.Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 60, следующего содержания: «БАНК ЮГРА…Основан в 1990 году…ИПОТЕКА…По стандартам АИЖК…8 800 5555 797.. www.jugra.ru…от 9,1%*» (далее - Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной вдоль проезжей части пр. Красноярский рабочий. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это             информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с современным экономическим словарем, ипотечный кредит – это долгосрочные ссуды, предоставляемые банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, сооружений. Ипотечный жилищный кредит позволяет заемщику получить в пользование жилье, оплатив относительно небольшую часть стоимости долга банку и внося процент за предоставленный кредит. Однако при этом собственником жилья остается банк вплоть до полного возврата кредита, в связи с чем оно становится объектом залога. При невозможности возврата ипотечного жилищного кредита заемщик вынужден освободить жилье, но ему возвращается оплаченная часть ипотечного кредита без возврата выплаченных ранее процентов.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, размещённой на рекламной конструкции, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой Рекламе крупным шрифтом сообщаются только одно условие оказания финансовой услуги, в то время как остальные условия оказания финансовой услуги представлены значительно более мелким шрифтом в нижней части рассматриваемой Рекламы. Таким образом, потребители рекламы не имеют возможности ознакомится с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями рекламы. В результате чего потребители имеют возможность войти в заблуждение относительно условий финансовой услуги, предлагаемой ОАО АКБ «ЮГРА» в Рекламе.

Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2  части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЮГРА».

По данному факту 05.05.2014 Красноярским УФАС России возбуждено дело № 133 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28   Федерального Закона  «О рекламе» в отношении ОАО АКБ «ЮГРА».

В результате рассмотрения дела № 133 Комиссией Красноярского ФАС России было принято решение: признать ненадлежащей Рекламу, распространенную ОАО АКБ «ЮГРА» (628682, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Победы, 8/1), поскольку она нарушает требования требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28   Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ОАО АКБ «ЮГРА» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В результате изучения материалов дела заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил.

Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы, ОАО АКБ «ЮГРА»  зарегистрировано в качестве юридического лица 07.10.1996 г. за основным государственным регистрационным номером 1028600001770.

Устав ОАО АКБ «ЮГРА» согласован начальником Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области С.А. Поповым 25 февраля 2013 года, утвержден внеочередным Общим собранием акционеров, протокол №2 от 29 ноября 2012 года.

В результате изучения материалов дела заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что 31 января 2013 года между ОАО АКБ «ЮГРА» и ООО «Смарт-вью» был заключен договор № 31.01.13/01 (далее – Договор), согласно которому ОАО АКБ «ЮГРА» поручает, а ООО «Смарт-вью» принимает на себя выполнение комплекса работ и услуг по проведению рекламных кампаний, предусмотренных Договором. Согласно Приложению № 164 к Договору от 31.01.2013 (далее – Приложение) ОАО АКБ «ЮГРА» поручает ООО «Смарт-вью» выполнить мероприятие по заключению и исполнению договоров, направленных на размещение рекламных материалов ОАО АКБ «ЮГРА» в городе Красноярске согласно адресам размещения, указанным в Приложении.

В материалах дела № 133 имеются письменные пояснения директора филиала                            ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск В.Ю. Подгорнова, из которых следует что, исходя из понятия «реклама», реклама не может и не должна содержать весь объем информации, который может быть предоставлен клиенту банка по конкретной услуге, а лишь формирует его интерес и побуждает потребителя обратиться в соответствующую организацию за подробной информацией. Реклама ОАО АКБ «ЮГРА» размещалась на статичной рекламной конструкции, установленной в общедоступных местах, с возможностью длительного визуального контакта. По мнению директора филиала ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск <…>, Федеральный Закон  «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым должна быть выполнена реклама, не ставит его размер в зависимость от месторасположения, времени считывания и высоты расположения текста. Так как требования к размеру шрифта рекламы законодательно не установлены, соответственно размер рекламы, по мнению директора филиала ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск В.Ю. Подгорнова, в том числе шрифта, может быть различным.

Использование ОАО АКБ «ЮГРА» такого визуального приема, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, когда размер букв крупного шрифта превышает размер букв мелкого шрифта, по мнению директора филиала ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск                         <…>, не исключает возможность прочтения потребителем в конкретных условиях всего объема размещенной информации и не вводит потребителя в заблуждение. Шрифт своим размером обеспечивал нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части, а также возможность восприятия его содержания без специальных приспособлений.  ОАО АКБ «ЮГРА», в лице директора филиала  ОАО АКБ «ЮГРА» в  г. Красноярск В.Ю. Подгорнова, считает, что шрифт рекламы позволял каждому потребителю прочитать весь объем размещенной в рекламе информации. А так же сообщает, что жалоб от потребителей на размер шрифта рекламы не поступало.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещалась на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом. При этом заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Исходя из вышеизложенного, учитывая особенности размещения рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – щите, размещенном вдоль проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны остальные условия, влияющие на фактическую стоимость финансовой услуги, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. пришел к выводу о том, что потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная ОАО АКБ «ЮГРА» Реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (минимальная процентная ставка), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В результате изучения условий предоставления ОАО АКБ «ЮГРА» финансовой услуги, содержащейся в макете Рекламы, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. пришел к выводу о том, что в Рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно, об условиях формирования процентных ставок, влияющих на стоимость услуги «ипотечный кредит» ОАО АКБ «ЮГРА».

Поскольку распространенная ОАО АКБ «ЮГРА» Реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по услуге «ипотечный кредит»), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации о продукте  приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Учитывая вышеизложенное, заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установлено, что в рассматриваемой Рекламе отсутствует существенная информация об условиях предоставления финансовой услуги ОАО АКБ «ЮГРА».

Отсутствие в Рекламе части существенной информации об условиях предоставления финансовой услуги ОАО АКБ «ЮГРА» приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, относительно итоговой стоимости финансовой услуги.

На основании вышеизложенного заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Исследовав материалы дела № 133, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. пришел к выводу о том, что в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЮГРА».

Таким образом, ОАО АКБ «ЮГРА», являясь рекламодателем и распространив рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. 

Письмом Красноярского УФАС России от 26.06.2014 исх. № 11578 законному представителю ОАО АКБ «ЮГРА» было предложено явиться 30 июля 2014 года в 15 часов 00 минут в Красноярское УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.

Вызов на составление протокола об административном правонарушении от 26.06.2014 исх.         № 11578 был направлен в адрес ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Мегион заказным письмом с уведомлением и вручен 07.07.2014 (почтовое уведомление № 660 01722926520).

В указанное время на составление протокола № Р561-14.3-14 об административном правонарушении явился представитель ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности №312 от 01.07.2014 <…>.

Копия протокола № Р561-14.3-14 об административном правонарушении от 30.07.2014 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № Р561-14.3-14 были получены представителем ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности №312 от 01.07.2014 <…>. нарочно.

В указанное в определении о назначении времени и места рассмотрения дела                         об административном правонарушении № Р561-14.3-14 явился представитель ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности №312 от 01.07.2014 <…>. Дополнительные пояснения и сведения, опровергающие факт нарушения до рассмотрения дела об административном правонарушении              № Р561-14.3-14 не были представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом установлена административная ответственность.

Совершение  ОАО АКБ «ЮГРА» рассматриваемых действий, подтверждает наличие вины в совершении административного правонарушения, поскольку у указанного юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но указанным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. было установлено наличие вины в действиях ОАО АКБ «ЮГРА».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В ходе рассмотрения дела № Р561-14.3-14 заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. не было установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, при отсутствии обстоятельств, исключающих  возможность рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.2 КоАП РФ), а также обстоятельств, при которых производство по делу подлежит прекращению (ст. 28.9 КоАП РФ), установив факт нарушения законодательства о рекламе, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.Признать ОАО АКБ «ЮГРА» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.3 КоАП РФ.

2.Привлечь ОАО АКБ «ЮГРА» к административной ответственности и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в Арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В трехдневный срок с момента уплаты штрафа в адрес Красноярского УФАС России надлежит представить надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

Сумма наложенного штрафа должна быть уплачена по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России)

Р/с 40101810600000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

БИК 040407001

ИНН 2466009115

КПП 246601001

ОКАТО 04401000000

КБК 161 116 26000 01 6000 140

Назначение платежа за нарушение законодательства о рекламе, ст. 14.3 КоАП РФ

Примечание:

Наименование взыскателя: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д».

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

Согласно статье 31.9 КоАП РФ и статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления постановления к исполнению 1 год.

 

Подпись: Заместитель руководителя управления 	                   О.П. Харченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романова Олеся Александровна

8 (391) 211-18-30

Связанные организации

Связанные организации не указаны