Решение б/н Решение по делу № Т6-13-11, возбужденному в отношении ООО "Н... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Никса»

 

ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013

 

Общество с ограниченной ответственностью «Пелотон»

 

пр. Свободный, 60а,  г. Красноярск, 660041

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«23» мая  2011 года по делу № Т6-13-11

 

г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2011 года.

Комиссия Красноярского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Денк В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля; Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрела дело № Т6-13-11, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Никса» (ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Красноярским УФАС России на основании приказа № 738 от 07.10.2010 «О проведении выездной внеплановой проверки» проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Никса»  (юридический и фактический адрес: ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности.

В ходе проведения проверки были получены и исследованы  действующие договоры поставки продовольственных товаров, заключенные ООО «Никса».

В соответствии с актом проверки от 10.12.2010 в договоре поставки № П-198 от 01.08.2010, заключенном между ООО «Никса» и ООО «Пелотон»  (далее – договор поставки), выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В качестве приложения № 1 к указанному договору сторонами подписано коммерческое условие. В соответствии с п. 2.10 коммерческого условия поставщик обязуется предоставить скидку на поставляемый товар не менее 3 % от базового прайс-листа.

Срок договора поставки № П-198 от 01.08.2010 определен до 31 декабря 2011 года.

К договору поставки приложен протокол согласования разногласий к коммерческим условиям к договору поставки, подписанный представителями ООО «Никса» и ООО «Пелотон». В данном протоколе представлена иная редакция пунктов 2.2, 3.11, статья 2 дополнена пунктом 2.12. Положения пункта 2.10 не претерпели изменений.

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Договор поставки № П-198 от 01.08.2010 заключен до в период действия Федерального закона  от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона  № 381-ФЗ, вступившего в силу 01.02.2010, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного  количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются согласно части 6 статьи 9 Федерального закона  № 381-ФЗ.

Согласно  подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ запрещено нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

В рассматриваемом договоре поставки и приложениях к нему не определено количество продовольственных товаров, необходимых для получения скидки. Не включение в цену поставки установленной скидки  указывают на наличие в действиях ООО «Никса» признаков нарушения подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ.

На основании вышеизложенного Красноярским УФАС России на основании приказа № 116 от 04.03.2011 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № Т6-13-11 о нарушении антимонопольного законодательства» было возбуждено дело № Т6-13-11 в отношении ООО «Никса».

Определением от 04.03.2011 о назначении дела № Т6-13-11 к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью ООО «Пелотон»  (2463034850).

Дело рассмотрено с участием представителя ООО «Никса» по доверенности <…> и представителя ООО «Пелотон»  <…>.

Рассмотрев представленные материалы, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

ООО «Никса» является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети «Универсам №5».

ООО «Пелотон»  осуществляет предпринимательскую деятельность, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговую сеть.

Между ООО «Никса» и ООО «Пелотон»  был заключен договор поставки № П-198 от 01.08.2010. В качестве приложения № 1 к указанному договору сторонами подписано коммерческое условие. В соответствии с п. 2.10 коммерческого условия поставщик обязуется предоставить скидку на поставляемый товар не менее 3 % от базового прайс-листа.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия составляет основы конституционного строя. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).

 В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Договорные обязательства регулируются в соответствии со статьями 1 и 2 ГК РФ гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные основные положения получили реализацию в статьях 421 и 422 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора, определенным в части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Законом, ограничивающим гражданские права и устанавливающим обязательные для сторон договора поставки правила, стал Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу 1 февраля 2010 года.

Целью Федерального закона № 381-ФЗ в соответствии со статьей 1 является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации как основы конституционного строя путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Кроме того целями закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Цели Федерального закона № 381-ФЗ достигаются путем установления требований к  организации и осуществлению торговой деятельности, а также путем антимонопольного регулирования в этой области.

   В статье 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлены обязательные для сторон договора  поставки требования к организации и осуществлению торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с частями 3, 4 и 6 указанной статьи установлен порядок определения цены договора поставки.

В частности, цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона № 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, в подпункте «б» пункта 1 части 1 для данных субъектов установлен запрет создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Положениями частей 3, 4 и 6 статьи 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлен порядок ценообразования договора поставки. В частности, установлено:

  1. каким образом должна определяться цена договора поставки – исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон;
  2. единственно допустимое в договоре поставки вознаграждение – вознаграждение в связи с приобретением определенного количества товара;
  3. лицо, которому выплачивается данное вознаграждение – хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность;
  4. условия выплаты данного вознаграждения – в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров;
  5. предельный размер данного вознаграждения – 10% от цены приобретенных продовольственных товаров;
  6. запрет на расчет цены товара с учетом согласованного размера вознаграждения.

 

С учетом вышеизложенного, Комиссия отмечает, что согласованная сторонами цена договора поставки № П-198 от 01.08.2010 определена в спецификации к данному договору и является его неотъемлемой частью. Форма договора предложена ООО «Никса». Предусмотренная скидка в 3 % не поставлена в зависимость от приобретения определенного количества товара.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № Т6-13-11, которое состоялось 10 мая 2011 года,  ООО «Никса» и ООО «Пелотон» было представлено дополнительное соглашение от 01.08.2010 к договору поставки № П-198 от 01.08.2010. Указанным дополнительным соглашением пункты 2.5, 2.7, 2.10 Приложения № 1 коммерческие условия к договору поставки № П-198 от 01.08.2010 исключены.

Комиссия отмечает, что в период проведения проверки в отношении ООО «Никса», дополнительное соглашение от 01.08.2010 к договору поставки № П-198 не было представлено управлению, что явилось поводом к возбуждению настоящего дела.

При этом, тот факт, что дополнительное соглашение к договору поставки № П-198 подписано сторонами 01.08.2010, не позволяет квалифицировать действия ООО  «Никса» в качестве нарушения антимонопольного законодательства.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

           

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                        В.А. Денк

 

                                                                                                                                             Н.О. Высотина

 

                                                                                                                                                Е.В. Амосова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны