Решение по жалобе №082/07/18.1-583/2021 Решение по делу №082/07/18.1-583/2021 о нарушении законода... от 21 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru 21.04.2021 №082/07/18.1-583/2021реш
|
|
Заказчик:
Заявитель:
Оператор электронной площадки:
|
Решение
по делу №082/07/18.1-583/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
21.04.2021 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- (далее – Заказчик) – (по доверенности), (по доверенности),
- (далее – Заявитель) – (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Комплект для защиты от термических рисков электрической дуги» (извещение №32110118861) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг (далее – Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно доводам жалобы:
«Во-первых, Заказчик в закупочной документации (Приложение №1 – Техническое задание) установил завышенное требование к ткани верха «Термостойкая антиэлектростатическая смесовая ткань с повышенным содержанием хлопка. Содержание хлопка не менее 88%. Содержание антистатичной нити не менее 2%» для Костюмов из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами и Костюмов из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами на утепляющей прокладке.
Согласно п. 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.234-2012 Термостойкую спецодежду изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта из материалов с постоянными термостойкими свойствами, сохраняющими заявленные уровни защиты на протяжении установленного срока эксплуатации.
Также п. 5.5 ГОСТ Р 12.4.234-2012 содержит требования к материалам, в том числе требования к физико-механическим свойствам:
5.5.2.1 Требования к материалу верха:
- разрывная нагрузка не менее 800 Н по основе и по утку;
- раздирающая нагрузка не менее 40 Н по основе и утку;
- стойкость к истиранию не менее 4000 циклов;
- воздухопроницаемость для летней одежды - не менее 40 дм³/м²с (за исключением материала с покрытием);
- гигроскопичность не менее 5%;
- изменение линейных размеров после мокрых обработок или химической чистки ±3%;
- устойчивость окраски к стиркам не менее 4/4 балла;
- устойчивость окраски к органическим растворителям не менее 4/4 балла;
- водоотталкивание (при наличии водоотталкивающей отделки) после 5 циклов стирок/химчисток не менее 80 баллов.
ГОСТ Р 12.4.234-2012 не содержит норм по составу и плотности тканей для изделия для защиты от термических рисков электрической дуги.
При направлении запроса разъяснений от Заказчика был получен ответ, что «обоснованием применения термостойкой антиэлектростатической смесовой ткани с повышенным содержанием хлопка является наличие запаса физико-механических свойств (воздухопроницаемости, гигроскопичности)». При этом, Заказчик установил требование к воздухопроницаемости ткани верха «не менее 30 дм³/м²с», которое также не соответствует п. 5.5 ГОСТ Р 12.4.234-2012 и содержит заниженный по сравнению с ГОСТ показатель.
Во-вторых, Заказчик в закупочной документации (Приложение №1 – Техническое задание) с нарушением установил требование к уровню защиты Подшлемника под каску термостойкого и Перчаток трикотажных термостойких «не менее 14 кал/см2».
В соответствии с п.4.7 ТР ТС 019/2011 одежда для защиты от термических рисков электрической дуги должна применяться в комплекте с СИЗ (перчатки термостойкие, подшлемники летние и зимние термостойкие, белье нательное термостойкое, фуфайка-свитер термостойкий). Подпункт 7 пункта 4.7 ТР ТС 019/2011 регламентирует, что данные СИЗ должны изготавливаться из огнестойкого материала с термостойкими свойствами, указанными в подпункте 1 пункта 4.6 настоящего ТР ТС, не должны гореть, плавиться и тлеть после воздействия на них открытого пламени в течение 10 с, устойчивость к воздействию открытого пламени должна сохраняться после 5 стирок. Уровень защиты данных СИЗ в соответствии с ТР ТС 019/2011 не регламентируется. Направляем подтверждение по данному факту от сертификационного органа».
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к документации о закупке) в отношении костюма из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (позиция 1) и костюма из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами на утепляющей прокладке (позиция 2) Заказчиком установлено обязательное соответствие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС 019/2011) с предоставлением сертификата соответствия и протоколов испытаний, подтверждающих все технические и защитные характеристики на данные модели, а также соответствие, в том числе, следующим параметрам:
Ткань верха: |
|
|||||
Термостойкая антиэлектростатическая смесовая ткань с повышенным содержанием хлопка. Содержание хлопка не менее 88%. Содержание антистатичной нити не менее2% |
|
Соответствие |
|
|||
Воздухопроницаемость не менее 30 дм³/м²с |
|
Соответствие |
|
|||
|
Подтверждение соответствие объекта (изделия) – предъявляемым требованиям, установленным в технических регламентах и обязательным требованиям для применения и использования объектов технического регулирования продукции имеющей единый знак обращения ТС, полностью отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья человека: |
|||||
|
ТР ТС 019/2011 |
|
Соответствие |
|||
|
ГОСТ Р 12.4.234-2012 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний. |
|
Соответствие |
|||
|
ГОСТ 12.4.280-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. |
|
Соответствие |
|||
а для второй позиции – и
ГОСТ 12.4.303-2016 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от пониженных температур. Технические требования. |
|
Соответствие |
Согласно пояснениям Заказчика, «Одежда от термических рисков электрической дуги должна соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011 (далее ТР ТС). Сертификация изделий проходит именно на соответствие требованиям ТР ТС, таким образом, испытания проводятся на соответствие нормативных показателей, установленных в ТР ТС.
9 абзац Подпункта 1 Пункта 4.7 ТР ТС устанавливает следующие требования: «Материалы одежды специальной защитной от термических рисков электрической дуги должны обладать стойкостью к истиранию серошинельным сукном не менее 4000 циклов, разрывной нагрузке не менее 800 Н, раздирающей нагрузке не менее 40 Н, воздухопроницаемостью не менее 30 дм3/м2с»
При этом в ТР ТС указаны Перечни документов по стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований настоящего Технического регламента. В п/п №282 указано, что соблюдение требований подпункта 1 пункта 4.7. ТР ТС обеспечивают подразделы 4.2, 5.1.5, 5.3.2.2, 5.5.1-5.5.3 и 5.5.4.3 ГОСТ Р 12.4.234-2012. Подраздел 5.5.1 ГОСТ содержит также требования к физико-механическим свойствам, при этом требование в части воздухопроницаемости для летних костюмов установлено на уровне не менее 40 дм3/м2с, что является расширенным и может быть соблюдено добровольно. При проведении испытаний на соответствие требований ТР ТС, по методам ГОСТ, нормативным показателем воздухонепроницаемости будет являться показатель на уровне «не менее 30 дм3/м2с».
Таким образом, Заказчик правомерно устанавливает требование о соответствии продукции ТР ТС и ГОСТ, а также никакое иное значение (кроме как не менее 30 дм3/м2с.) к показателю воздухопроницаемости Заказчик установить не может, поскольку ТР ТС 019/2011 является главенствующим к ГОСТ Р 12.4.234-2012 документом, а ГОСТ Р 12.4.234-2012 – подчиненный документ.
Заказчиком были установлены такие дополнительные характеристики объекта закупки с учетом его потребностей, обусловленных климатическими условиями эксплуатации, в том числе и результатами носки (у Заказчика уже имеется положительный опыт закупки и носки спецодежды, состоящей из хлопчатобумажных тканей со специальной пропиткой)».
Также Заказчиком представлены сведения о наличии на рынке нескольких видов тканей, с содержанием хлопка не менее 88%, обеспечивающих защиту от термических рисков электрической дуги:
Термостойкая ткань |
Производитель ТКАНИ |
Содержание хлопка в составе, % |
Indura Ultra Soft (арт. 322) |
США, Westex (поставщик ООО «Веста) |
88% |
Банвеар 235 |
Xinxiang Jinghong Printing and Dyeing Co., Ltd, Китай (поставщик ООО «Торговый Дом Текстиль») |
88% |
Банвеар 305 |
Xinxiang Jinghong Printing and Dyeing Co., Ltd, Китай (поставщик ООО «Торговый Дом Текстиль») |
88% |
Indura Ultra Soft (арт. 853) |
США, Westex (поставщик ООО «Веста) |
88% |
Indura Ultra Soft (арт. 454) |
США, Westex (поставщик ООО «Веста) |
88% |
Flametuff |
Российская Федерация, ООО «Адвентум Технолоджис» (поставщик ООО «ГК Текстайм») |
88% |
БиОТерм |
Российская Федерация, ГК "Чайковский текстиль" |
90% |
APKPOC (ARCROS) |
Российская Федерация, ООО «Торговый Дом Текстиль» |
88% |
и перечень производителей и поставщиков, заявляющих на своих официальных сайтах продукцию с аналогичными техническими характеристиками:
|
ГОСТ Р 12.4.234-2012 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний» (далее – ГОСТ Р 12.4.234-2012) не содержит требований по составу и плотности ткани. Заказчиком были установлены такие дополнительные характеристики объекта закупки с учетом его потребностей, обусловленных климатическими условиями эксплуатации, в том числе и результатами носки (у Заказчика уже имеется положительный опыт закупки и носки спецодежды, состоящей из хлопчатобумажных тканей). Установление дополнительных требований в данном случае нельзя рассматривать, как дискриминацию и ограничение конкуренции ввиду отсутствия монопольного производителя/поставщика спецодежды, с указанными характеристиками.
Требование к воздухопроницаемости на уровне «не менее 30 дм3/м2с» не является нарушением ГОСТ Р 12.4.234-2012 т.к. в соответствии с п. 5.5.2.1 воздухопроницаемость для летней одежды установлена на уровне не менее 40 дм3/м2с за исключением материала с покрытием. Кроме этого, в соответствии с п.4.7 ТР ТС 019/2011 «Материалы одежды специальной защитной от термических рисков электрической дуги должны обладать .... воздухопроницаемостью не менее 30 дм3/м2с, что и было отражено Заказчиком в техническом описании объекта закупки.
Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств того, что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, что не позволяет принять участие в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов.
Исходя из вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что довод жалобы является необоснованным.
Во втором доводе Заявитель оспаривает установление Заказчиком требования к уровню защиты Подшлемника под каску термостойкого и Перчаток трикотажных термостойких «не менее 14 кал/см2».
Заказчик по данному доводу предоставил пояснения следующего содержания:
«Установление требований о наличии уровня защиты для перчаток и подшлемников термостойких установлено исходя из оценок риска работ, выполняемых в электроустановках ГУП РК «Крымэнерго», предъявляемых при комплексном использовании СИЗ от термических рисков электрической дуги и основывается на:
п.4.7. ТР ТС 019/2011 п.п.1 «одежда специальная, перчатки термостойкие, белье термостойкое, подшлемники термостойкие должны изготавливаться из материалов с постоянными термостойкими свойствами и соответствовать требованиям подпункта 1 п. 4.6 настоящего технического регламента Таможенного союза в части защиты от конвективной теплоты и теплового излучения» … а также п.п. 7 «белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги должны предохранять пользователя от ожогов второй степени, изготавливаться из огнестойкого материала с термостойкими свойствами, указанными в подпункте 1 пункта 4.6. настоящего настоящего технического регламента Таможенного союза, не должны гореть, плавиться и тлеть после воздействия на них открытого пламени в течение 10 с, устойчивость к воздействию открытого пламени должна сохраняться после 5 стирок (химчисток)» Таким образом, в соответствии с ТР ТС 019/2011 постоянные термостойкие свойства подшлемников и перчаток должны быть подтверждены.
Методика испытаний данных средств защиты определена в соответствии с п.6,18 ГОСТ 12.4.234-2012 (метод А). Параметрами, характеризующими защитные свойства термостойких подшлемников и перчаток являются: значение электродугового термического воздействия (ЗЭТВ) и коэффициент снижения тепла (КСТ). В случае невозможности определения ЗЭТВ находится значение пороговой энергии вскрытия (Еп.в.). Таким образом, при прохождении сертификации изделий данные параметры всегда определяются, а также определяются после 5 стирок с целью определения постоянства защитных свойств и не могут быть не измерены и не определены.
Заказчик с целью получения продукции, соответствующей необходимости выполнения работ, установил защитные характеристики, требуемые для данного вида работ с учетом оценки риска и безопасности работников предприятия.
Заказчиком был проанализирован рынок СИЗ термостойких перчаток/подшлемников и установлено, что производители заявляют конкретные защитные характеристики, например:
Как отмечено Заявителем в жалобе, уровни защиты не регламентируются для данного вида изделия. На заседании Комиссии Крымского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные технические и функциональные характеристики оборудования по предмету закупки установлены исходя из потребностей Заказчика, а также эксплуатационных особенностей использования товара.
Законодательством предусмотрено, что заказчик формирует техническое задание документации о закупке в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики предмета закупки с учетом требований Закона о закупках.
Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств того, что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, что не позволяет принять участие в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов.
Также Заказчиком представлены коммерческие предложения от ООО «Центр спецодежды», ООО «Торговый дом «Лига Спецодежды» Крым», ИП Илларионо- ва А.Г., на основании которых формировалась НМЦД, которые подтверждают возможность поставки товара на требуемых Заказчиком условиях. При этом ООО «Центр спецодежды» и ООО «Торговый дом «Лига Спецодежды» являются производителями товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.