Решение по жалобе №082/07/18.1-583/2021 Решение по делу №082/07/18.1-583/2021 о нарушении законода... от 21 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

21.04.2021 №082/07/18.1-583/2021реш

 

 

Заказчик:

 

 

Заявитель:

 

Оператор электронной площадки:

 

Решение
по делу №082/07/18.1-583/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

21.04.2021                                                                                              г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:

- (далее – Заказчик) – (по доверенности), (по доверенности),

- (далее – Заявитель) – (по доверенности),

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Комплект для защиты от термических рисков электрической дуги» (извещение №32110118861) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно доводам жалобы:

«Во-первых, Заказчик в закупочной документации (Приложение №1 – Техническое задание) установил завышенное требование к ткани верха «Термостойкая антиэлектростатическая смесовая ткань с повышенным содержанием хлопка. Содержание хлопка не менее 88%. Содержание антистатичной нити не менее 2%» для Костюмов из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами и Костюмов из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами на утепляющей прокладке.

Согласно п. 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.234-2012 Термостойкую спецодежду изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта из материалов с постоянными термостойкими свойствами, сохраняющими заявленные уровни защиты на протяжении установленного срока эксплуатации.

Также п. 5.5 ГОСТ Р 12.4.234-2012 содержит требования к материалам, в том числе требования к физико-механическим свойствам:

5.5.2.1 Требования к материалу верха:

- разрывная нагрузка не менее 800 Н по основе и по утку;

- раздирающая нагрузка не менее 40 Н по основе и утку;

- стойкость к истиранию не менее 4000 циклов;

- воздухопроницаемость для летней одежды - не менее 40 дм³/м²с (за исключением материала с покрытием);

- гигроскопичность не менее 5%;

- изменение линейных размеров после мокрых обработок или химической чистки ±3%;

- устойчивость окраски к стиркам не менее 4/4 балла;

- устойчивость окраски к органическим растворителям не менее 4/4 балла;

- водоотталкивание (при наличии водоотталкивающей отделки) после 5 циклов стирок/химчисток не менее 80 баллов.

ГОСТ Р 12.4.234-2012 не содержит норм по составу и плотности тканей для изделия для защиты от термических рисков электрической дуги.

При направлении запроса разъяснений от Заказчика был получен ответ, что «обоснованием применения термостойкой антиэлектростатической смесовой ткани с повышенным содержанием хлопка является наличие запаса физико-механических свойств (воздухопроницаемости, гигроскопичности)». При этом, Заказчик установил требование к воздухопроницаемости ткани верха «не менее 30 дм³/м²с», которое также не соответствует п. 5.5 ГОСТ Р 12.4.234-2012 и содержит заниженный по сравнению с ГОСТ показатель.

Во-вторых, Заказчик в закупочной документации (Приложение №1 – Техническое задание) с нарушением установил требование к уровню защиты Подшлемника под каску термостойкого и Перчаток трикотажных термостойких «не менее 14 кал/см2».

 

В соответствии с п.4.7 ТР ТС 019/2011 одежда для защиты от термических рисков электрической дуги должна применяться в комплекте с СИЗ (перчатки термостойкие, подшлемники летние и зимние термостойкие, белье нательное термостойкое, фуфайка-свитер термостойкий). Подпункт 7 пункта 4.7 ТР ТС 019/2011 регламентирует, что данные СИЗ должны изготавливаться из огнестойкого материала с термостойкими свойствами, указанными в подпункте 1 пункта 4.6 настоящего ТР ТС, не должны гореть, плавиться и тлеть после воздействия на них открытого пламени в течение 10 с, устойчивость к воздействию открытого пламени должна сохраняться после 5 стирок. Уровень защиты данных СИЗ в соответствии с ТР ТС 019/2011 не регламентируется. Направляем подтверждение по данному факту от сертификационного органа».

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к документации о закупке) в отношении костюма из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (позиция 1) и костюма из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами на утепляющей прокладке (позиция 2) Заказчиком установлено обязательное соответствие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС 019/2011) с предоставлением сертификата соответствия и протоколов испытаний, подтверждающих все технические и защитные характеристики на данные модели, а также соответствие, в том числе, следующим параметрам:

Ткань верха:

 

Термостойкая антиэлектростатическая смесовая ткань с повышенным содержанием хлопка. Содержание хлопка не менее 88%. Содержание антистатичной нити не менее2%

 

Соответствие

 

Воздухопроницаемость не менее 30 дм³/м²с

 

Соответствие

 

 

Подтверждение соответствие объекта (изделия) – предъявляемым требованиям, установленным в технических регламентах и обязательным требованиям для применения и использования объектов технического регулирования продукции имеющей единый знак обращения ТС, полностью отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья человека:

 

ТР ТС 019/2011

 

Соответствие

 

ГОСТ Р 12.4.234-2012 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний.

 

Соответствие

 

ГОСТ 12.4.280-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий.

 

Соответствие

             

а для второй позиции – и

ГОСТ 12.4.303-2016 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от пониженных температур. Технические требования.

 

Соответствие

Согласно пояснениям Заказчика,  «Одежда от термических рисков электрической дуги должна соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011 (далее ТР ТС). Сертификация изделий проходит именно на соответствие требованиям ТР ТС, таким образом, испытания проводятся на соответствие нормативных показателей, установленных в ТР ТС.

9 абзац Подпункта 1 Пункта 4.7 ТР ТС устанавливает следующие требования: «Материалы одежды специальной защитной от термических рисков электрической дуги должны обладать стойкостью к истиранию серошинельным сукном не менее 4000 циклов, разрывной нагрузке не менее 800 Н, раздирающей нагрузке не менее 40 Н, воздухопроницаемостью не менее 30 дм32с»

При этом в ТР ТС указаны Перечни документов по стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований настоящего Технического регламента. В п/п №282 указано, что соблюдение требований подпункта 1 пункта 4.7. ТР ТС обеспечивают подразделы 4.2, 5.1.5, 5.3.2.2, 5.5.1-5.5.3 и 5.5.4.3 ГОСТ Р 12.4.234-2012. Подраздел 5.5.1 ГОСТ содержит также требования к физико-механическим свойствам, при этом требование в части воздухопроницаемости для летних костюмов установлено на уровне не менее 40 дм32с, что является расширенным и может быть соблюдено добровольно. При проведении испытаний на соответствие требований ТР ТС, по методам ГОСТ, нормативным показателем воздухонепроницаемости будет являться показатель на уровне «не менее 30 дм32с».

Таким образом, Заказчик правомерно устанавливает требование о соответствии продукции ТР ТС и ГОСТ, а также никакое иное значение (кроме как не менее 30 дм32с.) к показателю воздухопроницаемости Заказчик установить не может, поскольку ТР ТС 019/2011 является главенствующим к ГОСТ Р 12.4.234-2012 документом, а ГОСТ Р 12.4.234-2012 – подчиненный документ.

Заказчиком были установлены такие дополнительные характеристики объекта закупки с учетом его потребностей, обусловленных климатическими условиями эксплуатации, в том числе и результатами носки (у Заказчика уже имеется положительный опыт закупки и носки спецодежды, состоящей из хлопчатобумажных тканей со специальной пропиткой)».

Также Заказчиком представлены сведения о наличии на рынке нескольких видов тканей, с содержанием хлопка не менее 88%, обеспечивающих защиту от термических рисков электрической дуги:

 

Термостойкая ткань

Производитель ТКАНИ

Содержание хлопка в составе, %

Indura Ultra Soft (арт. 322)

США, Westex (поставщик ООО «Веста)

88%

Банвеар 235

Xinxiang Jinghong Printing and Dyeing Co., Ltd, Китай (поставщик ООО «Торговый Дом Текстиль»)

88%

Банвеар 305

Xinxiang Jinghong Printing and Dyeing Co., Ltd, Китай (поставщик ООО «Торговый Дом Текстиль»)

88%

Indura Ultra Soft (арт. 853)

США, Westex (поставщик ООО «Веста)

88%

Indura Ultra Soft (арт. 454)

США, Westex (поставщик ООО «Веста)

88%

Flametuff

Российская Федерация, ООО «Адвентум Технолоджис» (поставщик ООО «ГК Текстайм»)

88%

БиОТерм

Российская Федерация, ГК "Чайковский текстиль"

90%

APKPOC (ARCROS)

Российская Федерация, ООО «Торговый Дом Текстиль»

88%

 

и перечень производителей и поставщиков, заявляющих на своих официальных сайтах продукцию с аналогичными техническими характеристиками:

 

Производитель, дилер, поставщик

Ссылка на сайт

1

ГК «Восток-Сервис»

https://vostok.ru/

2

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ГРУППА КОМПАНИЙ "НОВОКС"

https://specovka.market/

3

ООО «НАЧАЛО»

http://xn----7sbbaoeasbk1cn4am3a8b1b.xn--plai/

4

ТД ФАКЕЛ

https://www.f-tk.ru/

5

Компания ООО "СИЗПЛЮС" комплексное снабжение

https://sizplus .га/

6

Компания ФАП спецодежда

https://fapsiz.ru/

 

ГОСТ Р 12.4.234-2012 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний» (далее – ГОСТ Р 12.4.234-2012) не содержит требований по составу и плотности ткани. Заказчиком были установлены такие дополнительные характеристики объекта закупки с учетом его потребностей, обусловленных климатическими условиями эксплуатации, в том числе и результатами носки (у Заказчика уже имеется положительный опыт закупки и носки спецодежды, состоящей из хлопчатобумажных тканей). Установление дополнительных требований в данном случае нельзя рассматривать, как дискриминацию и ограничение конкуренции ввиду отсутствия монопольного производителя/поставщика спецодежды, с указанными характеристиками.

Требование к воздухопроницаемости на уровне «не менее 30 дм32с» не является нарушением ГОСТ Р 12.4.234-2012 т.к. в соответствии с п. 5.5.2.1 воздухопроницаемость для летней одежды установлена на уровне не менее 40 дм32с за исключением материала с покрытием. Кроме этого, в соответствии с п.4.7  ТР ТС 019/2011 «Материалы одежды специальной защитной от термических рисков электрической дуги должны обладать .... воздухопроницаемостью не менее 30 дм32с, что и было отражено Заказчиком в техническом описании объекта закупки.

Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств того, что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, что не позволяет принять участие в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов.

Исходя из вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что довод жалобы является необоснованным.

Во втором доводе Заявитель оспаривает установление Заказчиком  требования к уровню защиты Подшлемника под каску термостойкого и Перчаток трикотажных термостойких «не менее 14 кал/см2».

Заказчик по данному доводу предоставил пояснения следующего содержания:

«Установление требований о наличии уровня защиты для перчаток и подшлемников термостойких установлено исходя из оценок риска работ, выполняемых в электроустановках ГУП РК «Крымэнерго», предъявляемых при комплексном использовании СИЗ от термических рисков электрической дуги и основывается на:

п.4.7. ТР ТС 019/2011 п.п.1 «одежда специальная, перчатки термостойкие, белье термостойкое, подшлемники термостойкие должны изготавливаться из материалов с постоянными термостойкими свойствами и соответствовать требованиям подпункта 1 п. 4.6 настоящего технического регламента Таможенного союза в части защиты от конвективной теплоты и теплового излучения» … а также п.п. 7 «белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги должны предохранять пользователя от ожогов второй степени, изготавливаться из огнестойкого материала с термостойкими свойствами, указанными в подпункте 1 пункта 4.6. настоящего настоящего технического регламента Таможенного союза, не должны гореть, плавиться и тлеть после воздействия на них открытого пламени в течение 10 с, устойчивость к воздействию открытого пламени должна сохраняться после 5 стирок (химчисток)» Таким образом, в соответствии с ТР ТС 019/2011 постоянные термостойкие свойства подшлемников и перчаток должны быть подтверждены.

Методика испытаний данных средств защиты определена в соответствии с п.6,18 ГОСТ 12.4.234-2012 (метод А). Параметрами, характеризующими защитные свойства термостойких подшлемников и перчаток являются: значение электродугового термического воздействия (ЗЭТВ) и коэффициент снижения тепла (КСТ). В случае невозможности определения ЗЭТВ находится значение пороговой энергии вскрытия (Еп.в.). Таким образом, при прохождении сертификации изделий данные параметры всегда определяются, а также определяются после 5 стирок с целью определения постоянства защитных свойств и не могут быть не измерены и не определены.

Заказчик с целью получения продукции, соответствующей необходимости выполнения работ, установил защитные характеристики, требуемые для данного вида работ с учетом оценки риска и безопасности работников предприятия.

Заказчиком был проанализирован рынок СИЗ термостойких перчаток/подшлемников и установлено, что производители заявляют конкретные защитные характеристики, например:

 

 

 

 

         Как отмечено Заявителем в жалобе, уровни защиты не регламентируются для данного вида изделия. На заседании Комиссии Крымского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные технические и функциональные характеристики оборудования по предмету закупки установлены исходя из потребностей Заказчика, а также эксплуатационных особенностей использования товара.

Законодательством предусмотрено, что заказчик формирует техническое задание документации о закупке в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики предмета закупки с учетом требований Закона о закупках.

Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств того, что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, что не позволяет принять участие в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов.

Также Заказчиком представлены коммерческие предложения от ООО «Центр спецодежды», ООО «Торговый дом «Лига Спецодежды» Крым», ИП Илларионо-            ва А.Г., на основании которых формировалась НМЦД, которые подтверждают возможность поставки товара на требуемых Заказчиком условиях. При этом                ООО «Центр спецодежды» и ООО «Торговый дом «Лига Спецодежды» являются производителями товара.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны