Решение №02/583 Решение о нарушении законодательства о контрактной системе (... от 25 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №02/37-15
о нарушении законодательства
Российской Федерации
о контрактной системе

23.03.2015                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2015

Решение изготовлено в полном объеме 25.03.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьева Максима Сергеевича,

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны,

члена Комиссии – главного специалиста – эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Левицкого Романа Алексеевича, —

при участии представителя интересов общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС ЦЕНТР» (далее – ООО «СЕРВИС ЦЕНТР», Заявитель) Макарова Алексея Валентиновича (по доверенности от 12.03.2015 б/н),

при участии представителей интересов Федерального государственного бюджетного учреждения «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» (далее – ФГБУ «МДЦ «АРТЕК», Заказчик) Косых Александра Витальевича (по доверенности от 18.02.2015 №01/10-84), Слышинского Виктора Святославовича (по доверенности от 09.02.2015 №01/10-61),

рассмотрев жалобу ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» от 16.03.2015 №1 (вх. №35/09 от 17.03.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000001) (далее – электронный аукцион), рассмотрев представленные ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» материалы, заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Семнадцатого марта 2015 года в Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 16.03.2015 №1 на действия Заказчика при проведении электронного аукциона №0375100001215000001 на право заключения контракта на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «АРТЕК».

По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (извещение №0375100001215000001) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» считает, что «Заказчиком допущены нарушения … нормативных актов РФ, в части предъявления требований к оказанию услуг по уборке и мытью производственных помещений. Услуги по уборке и мытью производственных помещений относятся к клининговым (санитарное содержание) услугам, и классифицируются другим кодом ОКПД. Таким образом ограничивая количество потенциальных участников закупки. Кроме того, Заказчиком не обозначены объёмы (квадратура помещений, периодичность, количество столов и т.д.) оказания данного вида услуг. С учетом указанных положений ТЗ, не содержащих максимально возможного количества предполагаемых к оказанию по данным пунктам услуг, невозможно определить объём услуг, выполняемых по контракту, и как следствие Исполнитель не может определить свои трудозатраты необходимые для оказания услуг. … Инструкция не отражает должным образом требования Заказчика к подготовке 1 (первой) части заявки, не содержит в себе правил чтения символов и знаков, применяемых Заказчиком при описании ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ, ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, отсутствует толкование знаков, затрудняя тем самым участника Закупки должным образом подготовить заявку, что ведёт к ограничению количества участников Закупки» (цитата жалобы Заявителя от 16.03.2015 №1). На основании изложенного, Заявитель просит «приостановить процедуру закупки до рассмотрения жалобы по существу; признать настоящую жалобу обоснованной; выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства РФ» (цитата жалобы Заявителя от 16.03.2015 №1).

Данная жалоба в порядке статьей 105, 106 Закона о контрактной системе принята к рассмотрению, Крымским УФАС России вынесено уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 17.03.2015 исх. №02/496, которое размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупки (http://www.zakupki.gov.ru) в разделе жалобы (в появившемся интерфейсе, в строке «номер извещения» необходимо указать реестровый номер обжалуемой закупки) и на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/), а также направлено сторонам. Рассмотрение жалобы назначено на 23.03.2015 на 14 часов 00 минут.

ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» письмом от 19.03.2015 №01/10-263 (вх. №442 от 19.03.2015) предоставлены возражения на жалобу ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» от 16.03.2015 №1, а также предоставлены документы и сведения, запрошенные Крымским УФАС России уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 17.03.2015 исх. №02/496.

В результате рассмотрения жалобы ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» по существу в части действий ФГБУ «МДЦ «АРТЕК», на основании документов и сведений, представленных Заявителем и Заказчиком, Комиссия установила следующее.

Заказчиком объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «АРТЕК». Извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000001 (с изменениями) размещено 05.03.2015 ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» http://www.sberbank-ast.ru - 05.03.2015. Начальная (максимальная) цена контракта – 354 717 706 (триста пятьдесят четыре миллиона семьсот семнадцать тысяч семьсот шесть) российских рублей 87 копеек. Дата и время окончания подачи заявок — 20.03.2015 10:00. Вместе с извещением Заказчиком опубликованы (размещены): Документация по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек», проект государственного контракта оказания услуг по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек», обоснование начальной (максимальной) цены договора для проведения электронного аукциона по определению поставщика «Услуга по организации питания для
ФГБУ «МДЦ «Артек», Техническое задание на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (с приложениями).

Пояснения представителей Заявителя и Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

В жалобе от 16.03.2015 №1 Заявитель указывает на то, что «Заказчиком в извещении указан код ОКПД 55.30.11 «Услуги по обеспечению питанием с полным ресторанным обслуживанием». Наименование закупки: оказание услуг по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек». Согласно п. 2.1. Стандарта услуг Технического задания: 2.1.       Исполнитель должен предоставить весь комплекс услуг, необходимый для организации питания, а именно: закупку пищевых продуктов, хранение пищевых продуктов, приготовление продукции общественного питания в соответствии с меню (Приложение № 1); организацию приготовления пищи по месту нахождения Заказчика, сервировку столов, выдачу рационов питания; уборку и мытье производственных помещений и посуды; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при оказании услуг. По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения вышеуказанных нормативных актов РФ, в части предъявления требований к оказанию услуг по уборке и мытью производственных помещений. Услуги по уборке и мытью производственных помещений относятся к клининговым (санитарное содержание) услугам, и классифицируются другим кодом ОКПД. Таким образом ограничивая количество потенциальных участников закупки» (цитата жалобы Заявителя от 16.03.2015 №1; оформление, синтаксис и пунктуация документа сохранена).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст (с изменениями).

В извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000001 указано, что услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» относится к коду ОКДП 55.30.11. При этом код ОКПД 55.30.11 определяет название данной группы услуг как «Услуги по обеспечению питанием с полным ресторанным обслуживанием». Описание группировки услуг под кодом ОКПД 55.30.11 включает: услуги по приготовлению кулинарной продукции, реализации и организации потребления этой продукции и напитков ресторанами, кафе и аналогичными предприятиями питания, обеспечивающими полное обслуживание, включая услуги официантов, оказываемые посетителям за столиками (а также за стойками или в отдельных кабинетах), в сопровождении развлекательных программ или без них.

В месте с тем, в соответствии с пунктом 6 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изменениями) исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

В пункте 2.2 раздела 2 «Стандарт услуги» Технического задания на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» Заказчиком определено, что Исполнитель обязан осуществлять организацию питания на территории Заказчика в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.3.2.1940-05 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания», СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»,  и иными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, установленными действующим законодательством для организации питания. Также, в пункте 2.2 раздела 2 «Стандарт услуги» Технического задания на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» содержатся сведения о том, что качество услуг по организации питания должно соответствовать требованиям, в частности, санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.3.2.1940-05. «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания», а также национальных стандартов: ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования», ГОСТ Р 53523-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочным предприятиям общественного питания», ГОСТ Р 53995-2010 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания», ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу».

В соответствии с пунктом 5.11 раздела 5 «Требования к устройству и содержанию помещений» санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 №31 (далее — СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01), в производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств; после каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола. Также, согласно пункту 6.4 СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 санитарная обработка технологического оборудования проводится по мере его загрязнения и по окончании работы; производственные столы в конце работы тщательно моются с применением моющих и дезинфицирующих средств, промываются горячей водой при температуре 40-50 °С и насухо вытираются сухой чистой тканью. При этом пунктом 6.6 СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 определено, что после каждой технологической операции разделочный инвентарь (ножи, доски и др.) подвергают санитарной обработке: механической очистке, мытью горячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой.

Согласно пункту 15.1 СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 руководитель организации обеспечивает необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей. При этом в пункте 15.2 СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 указано, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).

Пунктом 7.2 санитарных правил «Организация детского питания. СанПиН 2.3.2.1940-05», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.01.2005, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 №3 (далее — СанПиН 2.3.2.1940-05), определено, что выпуск продуктов детского питания для детей дошкольного и школьного возраста может осуществляться на действующих мощностях (в начале смены или в отдельную смену после мойки и дезинфекции оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями, аналогичными требованиям к производству пищевой продукции общего назначения. При этом, согласно пункту 2.7. СанПиН 2.3.2.1940-05 юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие деятельность в области производства и оборота продуктов детского питания, несут ответственность за обеспечение их качества и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая приведенное выше, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности, санитарно-эпидемиологических правил и норм, содержание помещения и производственного оборудования в надлежащей чистоте является частью производственного процесса оказания услуг общественного питания.

Представитель Заявителя не предоставил каких-либо доказательств, опровергающих вывод о том, что уборка и мытье производственных помещений не является частью производственного процесса оказания услуг общественного питания и не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в частности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, действующим в данной сфере.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предусматривает указание кода ОКДП в извещении о проведении электронного аукциона. Данная позиция содержится в извещении о проведении электронного аукциона, поскольку предусмотрена функционалом официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000001, приходит к выводу, что указание в данном извещении кода ОКПД 55.30.11 не противоречит объекту закупки №0375100001215000001 и не нарушает требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Комиссия Крымского УФАС России, изучив доводы Заявителя об отсутствии в Документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) объёмов (квадратуры помещений, периодичности, количества столов и т.д.) оказания услуг по уборке и мытью производственных помещений, установила следующее.

Уборка и мытье производственных помещений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности, санитарно-эпидемиологических правил и норм, являются частью производственного процесса оказания услуг общественного питания и, в данном случае, не являются отдельной услугой объекта закупки №0375100001215000001. В связи с этим, у Заказчика отсутствует необходимость указывать объемы (квадратуру помещений, периодичность, количество столов и т.д.) уборки и мытья производственных помещений как отъемлемого производственного процесса от оказания услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек».

Комиссия Крымского УФАС России, изучив доводы Заявителя об отсутствии в Документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в данном электронном аукционе, установила следующее.

Согласно пояснениям Заказчика ФГБУ «МДЦ «Артек» (начало цитаты письма ФГБУ «МДЦ «Артек» от 19.03.2015 №01/10-263): «Техническое задание соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе, при его составлении использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Необходимость включения в состав документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует из п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на услугу по организации питания для
ФГБУ «МДЦ «Артек» содержит исчерпывающую инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме. Содержание первой и второй частей Заявки установлены Заказчиком в Инструкции, Информационной части Документации, а так же Приложением 1 «Рекомендуемая форма согласия участника закупки на выполнение работы или оказание услуги. Согласие Участника закупки на выполнение работы или оказание услуги».

Требования к содержанию инструкции законодательством не предусмотрены» (конец цитаты письма ФГБУ «МДЦ «Артек» от 19.03.2015 №01/10-263).

В ходе анализа Комиссией Крымского УФАС России Документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) установлено наличие в приложении №3 к данной документации «Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме». При этом в Документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) и Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (Приложение №3 к документации) не установлено требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом ни Заявитель в жалобе от 16.03.2015 №1, ни представитель Заявителя не предоставили каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности или препятствованию заполнению заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуги по организации питания для ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000001) или наличия требований, влекущих за собой ограничение участия Заявителя в таком аукционе или ограничение доступа Заявителя к участию в таком аукционе.

Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив Приложение №3 к Документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) «Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме», приходит к выводу, что данная инструкция не нарушает требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при утверждении Документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) Федеральным государственным бюджетным учреждением «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС ЦЕНТР» (г. Москва) от 16.03.2015 №1 (вх. №35/09 от 17.03.2015) на документацию по проведению Федеральным государственным бюджетным учреждением «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» электронного аукциона на право заключения контракта «Услуга по организации питания для ФГБУ «МДЦ «Артек» (закупка №0375100001215000001) – необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны