Решение №02/661 Решение о нарушении законодательства о контрактной системе (... от 4 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №02/42-15
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

27.03.2015                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 27.03.2015

Решение изготовлено в полном объеме 01.04.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьева Максима Сергеевича,

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны,

члена Комиссии – специалиста – эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России Ткаченко Юлии Юрьевны,

при участии представителя интересов общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС ЦЕНТР» (далее – ООО «СЕРВИС ЦЕНТР», Заявитель) Макарова Алексея Валентиновича (по доверенности от 12.03.2015 б/н),

при участии представителей интересов Федерального государственного бюджетного учреждения «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» (далее – ФГБУ «МДЦ «АРТЕК», Заказчик) Косых Александра Витальевича (по доверенности от 18.02.2015 №01/10-84), Слышинского Виктора Святославовича (по доверенности от 09.02.2015 №01/10-61),

рассмотрев жалобу ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» от 19.03.2015 №2/19 (вх. №48/09 от 20.03.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек» (извещение №0375100001215000010) (далее – электронный аукцион), рассмотрев представленные ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» материалы, заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Двадцатого марта 2015 года в Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 19.03.2015 №2/19 на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек» (извещение №0375100001215000010).

По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе на поставку оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек» (извещение №0375100001215000010) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» считает, что в нарушении части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе «в Извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме п.17 «Предъявляемые Участникам аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены Участниками аукциона» Заказчиком установлены … требования, вводящие участника Закупки в заблуждение» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19) в части указания наименования страны происхождения товара, а также необходимости подтверждения правомочности Участника закупки заключать Договор. Кроме того, Заявитель считает, что «Заказчиком допущены нарушения
44-ФЗ, в части выбора единичного (общего) кода ОКПД вместо того, чтобы конкретизировать – дать объективный характер, согласно классификатора ОКПД, закупаемые Заказчиком товары» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19). Также, Заявитель указывает на то, что «в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение данного Закона. Статья 31 Закона № 44-ФЗ не предусматривает возможности установления условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19), тогда как «в нарушении указанных требований
44-ФЗ, Заказчиком в п.9 Части 2. Информационной карты электронного аукциона, содержится … требование, ограничивающее количество участником Закупки» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19) в части запрета на привлечение к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей). На основании изложенного, Заявитель просит «приостановить процедуру закупки до рассмотрения жалобы по существу; признать настоящую жалобу обоснованной; выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства РФ» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19).

Данная жалоба в порядке статьей 105, 106 Закона о контрактной системе принята к рассмотрению, Крымским УФАС России вынесено уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.03.2015 исх. №02/526, которое размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупки (http://www.zakupki.gov.ru) в разделе жалобы (в появившемся интерфейсе, в строке «номер извещения» необходимо указать реестровый номер обжалуемой закупки) и на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/), а также направлено сторонам. Рассмотрение жалобы назначено на 26.03.2015 на 11 часов 00 минут. В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 №36262, по собственной инициативе Комиссии Крымского УФАС России для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 27.03.2015.

ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» письмом от 25.03.2015 №01/10-310 (вх. №476 от 25.03.2015) предоставлены возражения на жалобу ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» от 19.03.2015 №2/19, а также предоставлены документы и сведения, запрошенные Крымским УФАС России уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.03.2015 исх. №02/526.

В результате рассмотрения жалобы ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» по существу в части действий ФГБУ «МДЦ «АРТЕК», на основании документов и сведений, представленных Заявителем и Заказчиком, Комиссия установила следующее.

Заказчиком объявлен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для столовых для нужд
ФГБУ «МДЦ «АРТЕК». Извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010 размещено ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» http://www.sberbank-ast.ru 16.03.2015. Начальная (максимальная) цена контракта – 67 131 822 (шестьдесят семь миллионов сто тридцать тысяч восемьсот два) российских рубля 43 копейки. Дата и время окончания подачи заявок — 05.04.2015 17:00. Вместе с извещением Заказчиком опубликованы (размещены): Документация открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «АРТЕК», обоснование начальной (максимальной) цены контракта, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек», три извещения о внесении изменений в документацию об аукционе.

Пояснения представителей Заявителя и Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

В жалобе от 19.03.2015 №2/19 Заявитель указывает на то, что «в Извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме п.17 «Предъявляемые Участникам аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены Участниками аукциона» Заказчиком установлены … требования, вводящие участника Закупки в заблуждение» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19), а именно: в нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в первой части заявки от участника требуется указать наименование места происхождения товара или наименование производителя товара вместо указания наименования страны происхождения товара.

Порядок подачи участниками заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 66 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из пунктов части 3 статьи 66 информацию, в частности, при заключении контракта на поставку товара (пункт 1):

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 №396-ФЗ, от 31.12.2014 №498-ФЗ);

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 №396-ФЗ, от 31.12.2014 №498-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек», прикрепленному к извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, Заказчиком определены следующие требования к первой части заявки участников данного электронного аукциона, в частности, при поставке товара:

«17.2.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) при заключении Договора на поставку товара:

а) согласие Участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот Участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой Участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек»).

Указание Заказчиком в извещении «наименование места происхождения товара или наименование производителя» противоречит требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, т.к. данная норма утратила силу в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе указанными выше федеральными законами.

На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что Федеральным государственным бюджетным учреждением «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» несоблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения об определении содержания извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд
ФГБУ «МДЦ «Артек», прикрепленного к извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, в части требований к первой части заявки участников данной закупки, что нарушает части 3, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изменениями).

ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» в жалобе от 19.03.2015 №2/19 заявляет о том, что «в Извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме п.17 «Предъявляемые Участникам аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены Участниками аукциона» Заказчиком установлены … требования, вводящие участника Закупки в заблуждение» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19), а именно: в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе от участника требуется подтверждения правомочности заключения договора.

Требования к участникам закупки определены статьей 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 №140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 №396-ФЗ;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 введен Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек», прикрепленному к извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, Заказчиком определены следующие требования к участникам данного электронного аукциона:

«17.1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к Участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) правомочность Участника закупки заключать Договор;

3) непроведение ликвидации Участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности Участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у Участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) отсутствие в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об Участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Участника закупки;

7) отсутствие у Участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - Участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

8) обладание Участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением Договора Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения Договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма» (цитата извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек»).

Указание Заказчиком в извещении «правомочность Участника закупки заключать Договор» противоречит требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, т.к. данная норма утратила силу в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 04.06.2014 №140-ФЗ, вступившим в силу с 04.06.2014.

На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что Федеральным государственным бюджетным учреждением «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» несоблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения об определении содержания извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек», прикрепленного к извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, в части требований к участниками данной закупки, что нарушает части 1, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изменениями).

В жалобе от 19.03.2015 №2/19 Заявитель указывает на то, что «Заказчиком в извещении указан код ОКПД 29.32.65.599 «Оборудование прочее, не включенное в другие группировки». По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения 44-ФЗ, в части выбора единичного (общего) кода ОКПД вместо того, чтобы конкретизировать – дать объективный характер, согласно классификатора ОКПД, закупаемые Заказчиком товары» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19; оформление, синтаксис и пунктуация документа сохранены).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» в пункте 1.3.2 «Форма сведений об объекте закупки (сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара)» раздела 1.3 «Формы, сведения и документы для участников закупки» Документации открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000010) указаны подробные сведения об объекте закупки.

Представитель Заявителя не предоставил каких-либо доказательств, опровергающих вывод о том, что имеющиеся в Документации электронного аукциона сведения об объекте закупки не позволяют участнику подготовить заявку для участия в данной закупке.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст (с изменениями).

В извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010 указано, что поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» относится к коду ОКДП 29.32.65.599. При этом код ОКПД 36.14.14.129 определяет название данной группы услуг как «Оборудование прочее, не включенное в другие группировки».

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предусматривает указание кода ОКДП в извещении о проведении электронного аукциона. Данная позиция содержится в извещении о проведении электронного аукциона, поскольку предусмотрена функционалом официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, приходит к выводу, что указание в данном извещении кода ОКПД 36.14.14.129 не противоречит объекту закупки №0375100001215000010 и не нарушает требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что Федеральным государственным бюджетным учреждением «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» не нарушены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при указании кода ОКПД в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек», размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» в жалобе от 19.03.2015 №2/19 заявляет о том, что «В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение данного Закона. Статья 31 Закона № 44-ФЗ не предусматривает возможности установления условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика» (цитата жалобы Заявителя от 19.03.2015 №2/19).

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 данного Закона);

- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (пункт 3 части 1 статьи 31 данного Закона);

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке (пункт 4 части 1 статьи 31 данного Закона);

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято (пункт 5 части 1 статьи 31 данного Закона);

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (пункт 7 части 1 статьи 31 данного Закона);

- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (пункт 8 части 1 статьи 31 данного Закона);

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 8 части 1 статьи 31 данного Закона).

При этом согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Также, частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

- финансовых ресурсов для исполнения контракта (пункт 1 части 2 статьи 31 данного Закона);

- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (пункт 2 части 2 статьи 31 данного Закона);

- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; (пункт 3 части 2 статьи 31 данного Закона);

- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (пункт 4 части 2 статьи 31 данного Закона).

В настоящее время, дополнительное требование к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено постановлениями правительства Российской Федерации от 21.07.2014 №682 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок» и от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям». Действие данных постановлений на предмет электронного аукциона (закупка №0375100001215000010) не распространяется.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В пункте 9 части 2 «Информационная карта электронного аукциона» Документации открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта «Поставка оборудования для столовых для нужд
ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000010), указано следующее:

«…

9.

п.1.11

Привлечение субподрядчиков, соисполнителей

Не допустимо

…» (цитата документации электронного аукциона, оформление документа сохранено).

Таким образом, Заказчик, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, неправомерно установил излишнее требование к участнику закупки о запрете на привлечение к исполнению контракта соисполнителя (субподрядчика).

На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что Федеральным государственным бюджетным учреждением «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» несоблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при включении в Документацию открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000010), в части установления излишнего требования к участнику закупки о запрете на привлечение к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), что нарушает части 1, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изменениями).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 №36262, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС ЦЕНТР» от 19.03.2015 №2/19 (вх. №48/09 от 20.03.2015) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «Артек» (извещение №0375100001215000010), — в части несоответствия Документации открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта «Поставка оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000010) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями) – обоснованной частично.

2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» нарушение частей 1, 6 статьи 31, частей 3, 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями).

3. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю материалы дела от 20.03.2015 №02/42-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №02/42-15
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

 

27.03.2015                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 27.03.2015

Предписание изготовлено в полном объеме 01.04.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьева Максима Сергеевича,

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны,

члена Комиссии – специалиста – эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России Ткаченко Юлии Юрьевны, —

на основании решения Комиссии от 27.03.2015 по делу №02/42-15, по итогам рассмотрения жалобы ООО «СЕРВИС ЦЕНТР» от 19.03.2015 №2/19
(вх. №48/09 от 20.03.2015) на действия заказчика — Федерального государственного бюджетного учреждения «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» (далее – ФГБУ «МДЦ «АРТЕК», Заказчик) — при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для столовых для нужд ФГБУ «МДЦ «АРТЕК» (извещение №0375100001215000010) (далее — электронный аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Минюсте России 27.02.2015 №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику при проведении электронного аукциона:

- не учитывать требования пункта 17.1 извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд
ФГБУ «МДЦ «Артек», прикрепленному к извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, а руководствоваться положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

- не учитывать требования пункта 17.2.1 извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка оборудования для столовых для нужд
ФГБУ «МДЦ «Артек», прикрепленному к извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0375100001215000010, размещенному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, а руководствоваться положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Заказчику при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона не учитывать требование пункта 9 части 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе.

3. Заказчику в срок до 27.04.2015 представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (0652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны