Решение по жалобе №082/07/18.1-68/2021 Решение по делу №082/07/18.1-68/2021 о результатах рассмотр... от 27 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

27.01.2021 №082/07/18.1-68/2021реш

 

 

Заявитель:

 

Заказчик:

 

 

Оператор электронной площадки:        

 

 

 

 

 

Решение
по делу №082/07/18.1-68/2021
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.01.2021                                                                                            г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:      

Заказчик – (по доверенности),

Заявитель – на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Услуги по предоставлению во временное пользование на основании договора аренды автотранспортных средств с водителями» (извещение № 32009872978) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

Согласно первому доводу жалобы Заявителя Заказчик необоснованно завысил требования к стажу водителей по сравнению с существующими нормативными правовыми документами Российской Федерации, в частности Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.09.2015 №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Согласно пункту 6.9.2. Положения        в извещении указываются требования к предмету закупки, условиям исполнения договора, подтверждению соответствия продукции и участников закупки требованиям, установленным в запросе котировок, предоставляемым документам, сведениям.

В пункте 8.16. Технического задания (Приложение №5 к извещению об осуществлении закупки) установлено, что управление ТС должно осуществляться водителями, имеющими опыт работы не менее 5 лет и знание автодорог города Симферополя и Республики Крым.

Согласно пояснениям Заказчика:

«По смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации автотранспортное средство (легковой автомобиль) является источником повышенной опасности. Указанная позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина». В связи с этим работа водителя автотранспортного средства относится к сложным видам деятельности, водитель несет ответственность за свою жизнь, жизнь его пассажиров и иных участников дорожного движения, водитель обязан обеспечить безопасность дорожного движения и обладать высокой квалификацией.

При проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению во временное пользование на основании договора аренды автотранспортных средств с водителями Заказчик установил требования к качеству и безопасности оказываемых услуг в связи с необходимостью обеспечения безопасной перевозки людей автотранспортными средствами. Ключевым параметром данных требований является уровень квалификации водителей, управляющих предоставляемыми автотранспортными средствами, который определяется показателями наличия у них опыта работы не менее 5 лет и знания автодорог города Симферополя и Республики Крым, указанными в пункте 8.16 Технического задания. Считаем эти значения минимально необходимыми для подтверждения соответствия автотранспортных средств требованиям к качеству и безопасности.

При этом с целью обеспечения конкуренции Заказчик даёт право участникам закупки привлекать к исполнению договора соисполнителей, что закреплено пунктом 15 Приложения № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

Необходимо отметить, что Заявитель обосновывает свою позицию нормами недействующего приказа Минтранса Российской Федерации от 28.09.2015 № 287, который был отменён с 1 января 2021 г. постановлением Правительства России от 26.10.2020 № 1742».

Извещение о проведении Закупки было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) 28.12.2020, Приказ Минтранса Российской Федерации от 28.09.2015 № 287 был отменён с 01.01.2021, при этом 01.01.2021 вступил в силу Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с пунктом 4.4. Приказа Минтранса России от 31.07.2020 N 282 водитель легкового автомобиля (легкового такси) должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей легковых автомобилей не предъявляются.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании пункта 3.1.3 Положения Заказчик обязан ориентироваться на приобретение качественной продукции, иных объектов гражданских прав, отвечающих предъявляемым к ним требованиям в соответствии с назначением, необходимыми потребительскими свойствами, техническими характеристиками, характеристиками экологической и промышленной безопасности.

По смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации автотранспортное средство (легковой автомобиль) является источником повышенной опасности. Указанная позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина». В связи с этим работа водителя автотранспортного средства относится к сложным видам деятельности, водитель несет ответственность за свою жизнь, жизнь его пассажиров и иных участников дорожного движения, водитель обязан обеспечить безопасность дорожного движения и обладать высокой квалификацией.

При проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению во временное пользование на основании договора аренды автотранспортных средств с водителями Заказчик установил требования к качеству и безопасности оказываемых услуг в связи с необходимостью обеспечения безопасной перевозки людей автотранспортными средствами. Ключевым параметром данных требований является уровень квалификации водителей, управляющих предоставляемыми автотранспортными средствами, который определяется показателями наличия у них опыта работы не менее 5 лет и знания автодорог города Симферополя и Республики Крым, указанными в пункте 8.16 Технического задания.

При этом с целью обеспечения конкуренции Заказчик даёт право участникам закупки привлекать к исполнению договора соисполнителей, что закреплено пунктом 15 Приложения № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

Из вышеуказанного следует, что данные требования, установленные извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, являются обоснованными, направлены на обеспечение безопасного, оперативного и качественного оказания услуг, установлены в соответствии с Положением о закупке, исходя из потребностей Заказчика.

Во втором доводе Заявитель указывает следующее:

«Заказчик указал о необходимости предоставления заверенной Участником копии действующего на момент подачи заявки полиса ОСАГО на автомобиль (ли), которые будут использоваться при оказании услуг, однако считаю, что исполнитель не обязан иметь в собственности необходимое автотранспортное средство, а в случае победы данное автотранспортное средство может быть приобретено до начала исполнения контракта. В связи с тем, что для коммерческого автотранспортного средства, предназначенного для оказания услуг, очень занижен максимальный пробег, то мало у кого может быть в наличии автотранспортное средство, полностью подходящее под техническое задание (даже беря в расчет максимальный возможный пробег в документации Заказчика 50 км в сутки и 246 рабочих дней Заказчика, автотранспортное средство в год проедет 12300 км, Заказчик указывает, что требуемое авто не старше 2018 года, соответственно даже беря для примера расчета данные этой документации авто за три рабочих года (2018, 2019, 2020 гг.) проезжает 36900 км, плюс пробеги на место стоянки, прохождение ТО, мойку, а также, что в году 365 дней и т.п. любое коммерческое авто на автотранспортном предприятии за год может проехать минимум 25000 км, у Заказчика же стоит ограничение в 10000 км, соответственно для исполнения контракта не на многих автотранспортных предприятиях в наличии может быть подходящее Заказчику автотранспортное средство, но может быть приобретено новое автотранспортное средство), а наличие полиса ОСАГО на момент подачи заявки не дает возможности приобретения нового автотранспортного средства, считаем, что данное требование завышено и ведет к ограничению участников закупки».

Заказчик предоставил пояснения следующего содержания:

«Требование о представлении в составе котировочной заявки копии полиса ОСАГО на предоставляемое участником автотранспортное средство установлено пунктом 13 Приложения № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме на основании положений Федерального закона от 25.04.2002         № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Закона об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи.

Данное требование установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства с целью обеспечения безопасности перевозки людей и не исключает возможности приобретения нового автотранспортного средства, поскольку Заказчик не обязывает участников закупки на момент подачи котировочной заявки иметь автотранспортное средство в своей собственности, более того, с целью обеспечения конкуренции Заказчик даёт право участникам закупки привлекать к исполнению договора соисполнителей, что закреплено пунктом 15 Приложения № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме. Указанные заказчиком в Техническом задании требования предоставляемого автотранспортного средства к значениям показателей года выпуска не ранее 2018 и пробега не более 10000 км также установлены с целью обеспечения безопасности перевозки людей, не ограничивают участников в предоставлении как новых, так и бывших в употреблении автотранспортных средств при условии, что они соответствуют требованиям Технического задания, не ограничивают возможности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), поскольку полис ОСАГО может быть выдан собственнику автотранспортного средства без его регистрации (постановки на учет) в органах ГИБДД».

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с «ТРЕБОВАНИЯМИ К СОСТАВУ ЗАЯВКИ» (Приложение №2 к извещению об осуществлении Закупки) заявка на участие в закупке должна включать в себя копии документов, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если законодательством РФ установлены требования к ним и если представление указанных документов предусмотрено извещением о проведении запроса котировок. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром (предоставляются заверенная Участником копия действующего на момент подачи заявки полиса ОСАГО на автомобиль (ли), которые будут использоваться при оказании услуг, и заверенная Участником копия водительского удостоверения лица или лиц, привлекаемых в качестве штатных водителей для оказания услуг) (пункт 13).

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Частью 3 статьи 15 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлено, что для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если владельцем транспортного средства является физическое лицо);

в) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);

г) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;

д) водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами либо копия одного из указанных документов в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона), либо свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин проведение технического осмотра таких машин не требуется);

ж) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).

Таким образом, для получения полиса ОСАГО необходимо иметь в наличии транспортное средство.

Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт <...> сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать указанные документы, которыми участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара.

При этом Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь технические средства, необходимые для оказания услуг по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не иметь полиса ОСАГО на транспортные средства, как и сами транспортные средства, предлагаемые для оказания услуг при заполнении заявки на участие в Закупке. Заказчиком не представлено обоснования требования наличия действующего на момент подачи заявки полиса ОСАГО на автомобиль (ли), которые будут использоваться при оказании услуг.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения на момент подачи заявки на участие в закупке участник закупки должен иметь соответствующие транспортные средства в наличии. Установление такого требования нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В третьем доводе Заявитель оспаривает установление максимального пробега автотранспортного средства на уровне 10 000 км. Заявитель просит рассмотреть возможность увеличения минимального пробега автотранспортного средства до 65000 км, с учетом прохождения сервисного обслуживания на официальных сервисных центрах, наличия гарантии от производителя и автосалона на автотранспортное средство до 300000 км, данный километраж не является большим для коммерческого автотранспортного средства осуществляющего нерегулярные перевозки по заказам и не приводит к ухудшению оказания услуги.

В соответствии с нормами действующего законодательства Заказчик самостоятельно устанавливает требования к закупаемым товарам, работам, услугам. Контрольный орган не обладает полномочиями для установления таких требований, а лишь проверяет их на соответствие действующему законодательству в рамках своих компетенций.

Согласно «Требованиям Заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товаров, используемых при оказании Услуг» (Приложение №1 к Техническому заданию) пробег автотранспортного средства на дату начала оказания услуг          должен составлять не более 10 000 км.

Согласно пояснениям Заказчика указанные заказчиком в Техническом задании требования предоставляемого автотранспортного средства к значениям показателей года выпуска не ранее 2018 и пробега не более 10000 км установлены с целью обеспечения безопасности перевозки людей, не ограничивают участников в предоставлении как новых, так и бывших в употреблении автотранспортных средств при условии, что они соответствуют требованиям Технического задания.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам Закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев довод Заявителя относительно установления требования о максимальном пробеге автотранспортного средства на дату начала оказания услуг на уровне 10 000 км, приняла решение о признании его необоснованным, так как Заявителем не доказана дискриминационная составляющая данного требования, потенциально имеющая возможность привести к необоснованному ограничению конкуренции при проведении Закупки.

На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа принимает решение о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части второго довода.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны