Решение №05/2473 Решение о нарушении антимонопольного законодательства (ответ... от 22 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 05/132-15

Резолютивная часть объявлена 13.08.2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 21.08.2015 года

г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым  и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Мельникова В.В. – заместитель руководителя Крымского УФАС России;

Члены комиссии:

Неклиевич Т.Б. –  начальник отдела контроля естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России;

Несина Е.Ф. – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России;

Ткаченко Ю.Ю. – специалист-эксперт  отдела контроля естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России,

рассмотрев дело №05/132-15  в отношении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – Министерство)  по признакам нарушения требований  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Министерства (…), представителей заинтересованного лица, в соответствии со статьей 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                      УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  рассмотрено письмо Управления Федеральной службы безопасности РФ …. на действия Министерства экологии и природных ресурсов по вопросу выдачи специального разрешения ….., указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Министерство выдало специальное разрешение (….)на основании пп.1 п.8 постановления Совета министров Республики Крым от 09.07.2014 года № 205 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на пользование недрами» (далее – Постановление) и приказа Министерства от 16.10.2014 года  №220 «О результатах заседания комиссии по недропользованию». Срок действия данного разрешения установлен до 01.01.2015 года (пункт 7 Постановления).

В действиях Министерства  установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выдаче  специального разрешения (….) в виде  осуществления действий (бездействия), которые могу к привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Приказом руководителя Крымского УФАС России (…)возбуждено дело №05/132-15 по признакам нарушения Министерством экологии и природных ресурсов  части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Определением от 05.05.2015 года  рассмотрение дела назначено на 25.05.2015 на 11-00 часов.

Определением от 25.05.2015 года  в связи с заявлением ООО «К…» и ходатайством ответчика о привлечении в качестве заинтересованного лица ООО «К….» , рассмотрение дела отложено на 02.06.2015 на 12-00 часов.

Определением от 02.06.2015 года  рассмотрение дела отложено на 13.07.2015 года на 15-00.

Определением от 13.07.2015 года  рассмотрение дела отложено на 30.07.2015 года на 15-00.

Приказом Крымского  УФАС от 28.07.2015 года №136 в состав комиссии внесены изменения.

Определением от 30.07.2015 срок рассмотрения дела продлен до 30.10.2015 года.

Определением от 30.07.2015 рассмотрение дела отложено на 13.08.2015 на 10-00 часов.

В ходе рассмотрения комиссией дела Министерство письмом (…..) пояснило, что специальное разрешение Министерством экологии и природных ресурсов было выдано ООО «К…» (…….)на основании подпункта 1 пункта 8 Постановления Совмина РК  от 09.07.2014 №205.

Если заявитель по результатам геологического изучения участка недр за собственные средства совершил подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам (далее – ГКЗ), то предоставление участков недр в пользование с целью добычи полезных ископаемых осуществляется  на основании подпункта 1 пункта 8 Порядка без проведения аукциона и без предварительной публикации информации об участках недр на официальном сайте органа.

Подсчет и утверждение в ГКЗ запасов полезных ископаемых  (………) осуществлен ДП НАК «Н.. У» «К…» по договору о совместной деятельности с Компанией «И.Э. К.» ….г.

В последующем Представительству Компании «И.Э. К.» в г. Симферополе, согласно протокола заседания Комитета по Управлению совместной деятельности между  ДП НАК «Н..У» «К..» и Компанией  «И. Э. К.», было дано разрешение на реализацию любой технической продукции и прочей геологической информации, полученной и оплаченной компанией в результате совместной деятельности, для погашения собственных убытков и исполнения обязательств перед третьими лицами.

В свою очередь, ООО «К…», согласно договора купли- продажи…,  приобретена геолого-экономическая оценка … Покупка геолого-экономической оценки …..послужила основанием для выдачи специального разрешения …ООО «К..» без аукциона на основании подпункта 1 пункта 8 Порядка, как единственному владельцу геологической информации…

Выдача ООО  «К…» специального разрешения на добычу полезных ископаемых ….не противоречит требованиям статьи 17 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – ФЗ-2395-1, Закон о недрах, а действие статьи 13 Закона Республики Крым от 30.07.2014 № 45-ЗРК «О недрах» распространяется лишь на основания возникновения права пользования участками недр местного значения, к которым участки недр, расположенные на месторождении газа и конденсата, не относятся…

…считаю, что в действиях Минприроды Крыма признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют» (текст в редакции Министерства экологии и природных ресурсов).

ООО «К..» также считает, что Министерством не допущено никаких нарушений установленного Порядка при выдаче обществу специального разрешения …и в его действиях отсутствует какие-либо нарушения  статьи 15 ФЗ-135. Министерство не наделено полномочиями,  осуществление которых приводит  или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

1.Согласно  ФЗ-2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) различаются участки недр федерального значения (статья 2.3 Закона о недрах) и участки недр, не относящиеся ни к участкам недр федерального значения, ни к участкам недр местного значения.

…….не относится к участкам недр федерального значения, так как общий объем запасов газа на момент выдачи специального разрешения на пользование недрами составляет…….

Вместе с тем, указанное месторождение также не относится к участкам недр местного значения, что следует из представленных Министерством пояснений.

Кроме того, в соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2)  участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3)     участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи, которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.   

Из Распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» следует, что газ и конденсат не относятся к общераспространенным полезным ископаемым.

Указанное обстоятельство также нашло свое отражение в Распоряжении Министерства природы России № 34-р и Совета министров Республики Крым №1300-р от 08.12.2014 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Крым».

Таким образом, …. не относится к участкам недр местного значения.

Согласно статье 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользование участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его  территориальными органами относительно участков недр. За исключением участков недр федерального или местного значения.

В указанном случае таким органом управления является федеральный  орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган. Федеральным органом управления государственным фондом недр является Министерство природы Российской Федерации, однако, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования  недрами, а также принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования  участками недр  в установленном законодательством РФ порядке  в соответствии с подпунктами 5.2.4 и 5.3.7 Положения о Федеральном агенстве по недропользованию (далее – Роснедра), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 293, отнесены к полномочиям Роснедр.

Следует отметить, что согласно выводам, изложенным в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены  потенциальные желающие получить товары, работы и услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

2. Подпунктом 1 пункта 8 Постановления предусмотрена выдача специальных разрешений в случае  добычи полезных ископаемых, если заявитель по результатам геологического изучения участка недр за собственные средства совершил подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам (далее – ГКЗ), а также добычи полезных ископаемых, если заявитель за собственные средства совершил апробацию в ГКЗ.

Представленные документы свидетельствуют о том, что ООО «К…» подало документы, приобретенные им по договору купли-продажи …, в соответствии с которым иностранная компания «И..Э.К.» за ….. рублей передала обществу информацию «геолого-экономическую оценку…., которая фактически получена в результате совместной деятельности с госпредприятием ДП НАК «Н.У.«К..». Однако первичная геологическая информация о перспективных залежах углеводородов в недрах ….государством в ходе геологической разведки, проведенной Черноморской конторой разведочного бурения треста «Крымнефтегазразведка» Главного управления геологии и охраны недр при Совете министров УССР в 1963 году.

Исходя из Положений  договора купли-продажи…., заключенного между ООО «К..» и компанией «И.Э. К.», общество является собственником информации (геолого-экономической оценки….).

Подпунктом 1 пункта 8 Постановления Совмина  от 09.07.2014 года №205 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на пользование недрами» четко предусмотрено, что разрешения выдаются в случае «добычи полезных ископаемых, если заявитель по результатам  геологического изучения участка недр за собственные средства совершил подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам (далее-ГКЗ), а также добычи полезных ископаемых, если заявитель за собственные средства совершил апробацию в ГКЗ».

Вместе с тем материалами дела установлено, что  ООО «К..» не совершало за собственные средства подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам (далее ГКЗ), а также не совершало апробацию в ГКЗ.

Таким образом, разрешение на добычу полезных ископаемых ООО «К…» не может быть выдано по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 8 Порядка без проведения конкурсных процедур.

Кроме того, материалами дела установлено, что договор купли-продажи… был подписан со стороны  ООО «К….»…...

Согласно норм, указанных в приложении №1 к Постановлению,  заявитель должен приложить к завлению  комплект документов, которые можно получить только у ГУП РК «К…», подведомственного Министерству.

Срок действия   специального разрешения  на пользование недрами … установлен Постановлением до 01.01.2015 года,  в связи с чем не представляется возможным выдать предписание об устранении нарушения и выполнению действий направленных на его устранение.

Кроме того установлено, что разработчиком Постановления было Министерство экологии и природных ресурсов (письмо Министерства ….).

 На основании изложенного, в действиях Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым  установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в   выдаче специального разрешения № 7 от 16.10.2014 года   на пользование недрами на территории Республики Крым   без проведения конкурсных процедур. Данные действия Министерства могут привести к  недопущению, устранению доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с Законом РФ «О недрах».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41,частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

                                                     РЕШИЛА:

  1.  Признать  действия  Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, выразившиеся в выдаче специального разрешения …на пользование недрами на территории Республики Крым без проведения конкурсных процедур, что может привести к недопущению,  устранению конкуренции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Не выдавать предписание Министерству экологии и природных ресурсов.       

3. Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для  решения вопроса  о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны