Решение №05/5118 РЕШЕНИЕ (Государственное унитарное предприятие Республики К... от 8 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05/542-16

 

                                                                                                    г. Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2016г.

В полном объеме решение изготовлено 05 августа 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –<…>.

Члены Комиссии:

<…>;

<…>

в присутствии

 от ответчика: представителя по доверенности <…>;

от заявителей представители не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом,

 рассмотрев дело №05/542-16 по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымтроллейбус» (295034, г. Симферополь, ул. Киевская,78;) пункта 1 части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                    УСТАНОВИЛА

 

                              

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  поступило  обращение  <…> (далее – Заявитель 1), <…> (далее – Заявитель 2), (далее – Заявитель 3) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях  Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус» (далее – ГУП РК «Крымтроллейбус», Предприятие). Также Прокуратурой Республики Крым было направлено на рассмотрение заявление <…>, приобщенное Управлением к заявлению, поступившему в адрес Крымского УФАС.

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтроллейбус» зарегистрировано в качестве юридического лица Федеральной налоговой службой 04.01.2015 года (свидетельство   серия <...>   № 000024200). Устав предприятия утвержден Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа от 28 ноября 2014 г. №64. Согласован Министерством имущественных и земельных отношений 15.12.2014 г.

Согласно Уставу основными видами деятельности являются:

- деятельность троллейбусного транспорта; грузовые и пассажирские перевозки; производство и реконструкция троллейбусного подвижного состава; предоставление услуг по перевозке пассажиров в городах Симферополе, Алуште, Ялте на городских, пригородных маршрутах и междугородной горной троллейбусной трассе Симферополь-Алушта-Ялта; перевозка различных грузов наличным автотранспортом и специальными троллейбусами для обеспечения основной производственной деятельности; предоставление услуг по сопровождению негабаритных грузов;

- осуществление ремонта подвижного состава (троллейбусов, автомобилей, механизмов), реставрация и изготовление запасных частей; осуществление профилактического обслуживания. Ремонт тяговых подстанций и контактной сети, а также предоставление услуг и средств связи; приобретение и использование серебра в пластинах с целью изготовления контактов для технического обслуживания и ремонта электрооборудования троллейбусов; оперативное управление подвижным составом на действующей троллейбусной маршрутной сети, осуществление сбора и контроля за оплатой проезда и реализации проездных документов.

Одним из дополнительных видов деятельности ГУП РК «Крымтроллейбус» является размещение оборудования контрагентов на опорах контактной сети.

Заявитель 1 пояснил, что он является участником свободной экономической зоны  Республики Крым и им заключен договор с Министерством экономического развития Республики Крым  в целях развития территорий  Республики Крым  и открытия новых возможностей для молодежи, в связи с этим Обществом  реализуется инновационный проект «Wi-Fly».

В рамках данного проекта предусмотрено размещение на территории Крыма точек wi-fi доступа, обеспечивающих бесплатное предоставление услуг доступа к сети Интернет.

Обществом был заключен договор с ГУП РК «Крымтроллейбус» 24 апреля 2015 года Договор №111-15 о предоставлении услуг по использованию опор контактной сети троллейбуса для размещения оборудования и кабельной сети.

По условиям Договора за размещение оборудования на опорах контактной сети установлена плата  в размере 137,40 руб. за одну опору в месяц в количестве 56 опор, а также за размещение кабелей – 68,70 руб. за одну опору  в месяц в количестве 147 опор. Стоимость договора 17 793,30 руб.

В декабре 2015 года ГУП РК «Крымтроллейбус» уведомило Общество о том, что Приказом Предприятия №356 от 14 октября 2015 года утверждены новые тарифы  на услуги по размещению оборудования. Стоимость эксплуатации одной опоры установлена в размере 415,36 руб.

Общество вынуждено было подписать Дополнительное соглашение о повышении цены на услуги, предоставляемые ГУП РК «Крымтроллейбус», в связи, с чем стоимость договора составила 39 459.20 руб. «Никаких документов с экономическим обоснованием повышения тарифа Предприятием предоставлено не  было. Установление в Крыму  режима Чрезвычайной ситуации так же не может быть принято во внимание, ввиду того, что режим ЧС введен 22 ноября 2015 года, а Приказ о повышении тарифов утвержден 14 октября 2015 года» (язык оригинала).

По мнению Заявителя 1, опоры контактной сети троллейбуса, на которых размещается оборудование, используются для ведения хозяйственной деятельности ГУП РК «Крымтроллейбус» в течение десятков лет и не являются постройками, созданными для оказания услуг <…>. В связи с чем никаких дополнительных затрат при заключении Договора, ГУП РК «Крымтроллейбус» не понесло. На территории города Симферополя и вдоль трассы Симферополь-Алушта-Ялта опоры контактной сети троллейбуса  являются единственным подходящим местом для размещения wi-fi доступа. ГУП РК «Крымтроллейбус» является единственным владельцем опор контактной сети, что делает его монополистом в сфере предоставления услуг по их использованию» (язык оригинала).

Заявитель 2 пожаловался на неправомерные действия ГУП РК «Крымтроллейбус» и копии своей жалобы направил в адрес Прокуратуры Республики Крым и Совета министров Республики Крым. В  жалобе указано, что 19.01.2015 г. Между ГУП РК «Крымтроллейбус» и <…> заключен Договор на размещение кабельной линии на опорах контактной сети троллейбуса. Пунктом 3.1. предусмотрена и определена протоколом согласования цена в размере 34,35 руб. за одну опору в месяц. 

В адрес Заявителя 2  09.12.2016 г. поступило  письмо ГУП  РК «Крымтроллейбус» об изменении тарифов, согласно Приказу №356  от 14.10.2015. Стоимость размещения  одной единицы  оборудования (волоконно-оптического кабеля)  на одной опоре контактной сети  троллейбуса составляет 415, 36 руб. в месяц.  «В качестве основания утверждения тарифов является якобы проведенный «мониторинг и анализ цен». Новый утвержденный тариф увеличен с суммы 34 рубля 35 копеек на сумму 415 рублей 36 копеек, увеличение в 12 раз. Процент фактически установленного нового тарифа по сравнению с предусмотренным договором составляет 1 109,20%» (язык оригинала).

Заявитель 3 в своем заявлении указал, что им был заключен Договор с ГУП РК «Крымтроллейбус» на услуги по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети, цена, в соответствии с Протоколом согласования, составила 21035,94 руб. за 316 опор. «Однако, 16.11. <…> получено от ГУП РК «Крымтроллейбус Дополнительное соглашение №3 от 27.10.2015 к Договору №02-15 от 19.01.2015 на размещение кабельной линии на опорах  контактной сети троллейбуса, которым стоимость размещения одной единицы оборудования на одной опоре контактной сети троллейбуса на момент подписания Протокола согласования цены  и Дополнительного  соглашения №3, будет составлять 415,36 (четыреста пятнадцать рублей тридцать шесть копеек) руб., а сумма Договора №02-15 от 19.01.2015 увеличится с 21035,94 руб. … за 316 опор до 107578,24…руб. за 259 опор, что составляет повышение цены более чем в пять раз» (язык оригинала).

Крымское УФАС России запросило письмом от 20.01.2016 №05/164  информацию по вопросу повышения тарифов.

Предприятие письмом от 29.01.2016г. №210/01-18 (вх.08.02.2016 №296) ГУП РК «Крымтроллейбус» пояснило, что произвело «расчет тарифных ставок методом сбора подобных данных по предприятиям электротранспорта в различных регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Крым. Данный метод основывается на сборе коммерческих предложений на аналогичные услуги предоставляемые предприятиями, имеющими подобный профиль деятельности и использующие такие опоры контактной сети. По результатам полученных коммерческих предложений были выведены средние значения для контрагентов имеющих различное количество оборудования размещенного на опорах контактной сети» (язык оригинала).

Предприятие предоставило Пояснительную записку к тарифам по размещению оборудования на опорных элементах контактной сети ГУП РК «Крымтроллейбус». Полученные данные приведены в таблице.

 

Наименование

Тип кабеля

Стоимость за 1 место размещения в месяц с НДС, руб.

Стоимость за 1 место размещения в месяц с НДС при оптовом размещении, руб.

МКП МТК «Воронежпассажиртранс»

силовой

1017,0

1017,0

МКП МТК «Воронежпассажиртранс»

волоконно-оптический

500,0

500.0

МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление»

волоконно-оптический

177,0

177,0

МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление»

силовой

295,0

295,0

ГУП г. Севастополя «Севэлекторотранс им. А.С. Круподерова»

_

253,0

160,0

МУП г. Евпатории «Трамвайное управление им. И.А. Пятецкого»

_

150,0

150,0

МУП г. Барнаула «Горэлектротранс»

силовой

432,0

337,0

МУП г. Барнаула «Горэлектротранс»

волоконно-оптический

848,0

643,0

МУП «Брянское троллейбусное управление»

_

134,50

134,50

МУП г. Абакана «Троллейбусное управление»

_

140,0

140,0

МКП г. Новосибирска «Горэлектротранспорт»

волоконно-оптический

622,45

622,45

Суммарное значение:

 

4568,95

3158,95

Количество предложений

 

11

11

Усредненное значение:

 

415,36

287,18

  

«По результатам полученных коммерческих предложений были выведены средние значения для контрагентов имеющих различное количество оборудования размещенного на опорах контактной сети. Стоимость 415,36 руб. была применена для контрагентов, размещающих от 1 до 350 единиц оборудования, а стоимость 287,18 руб. для контрагентов, размещающих от 350 единиц оборудования. Также оптовый тариф был применен для контрагентов, физических лиц, проживающих в частных домовладениях и не использующих размещенное оборудование в коммерческих целях» (язык оригинала).

В ходе рассмотрения заявления, а также материалов, представленных ГУП РК «Крымтроллейбус», Крымским УФАС России установлены структурные признаки доминирующего положения ГУП РК «Крымтроллейбус» и признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

             В связи с изложенным  выше, Крымским УФАС России  Приказом № 41 от 11.04.2016г. в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус»  возбуждено дело № 05/542-16 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №05/542-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 22.04.2016 № 05/2354  рассмотрение дела № 05/542-16 назначено на 17.05.2016г., в качестве заявителя к участию в рассмотрении дела привлечены   <…>, <…>, <…>.

 Определением об отложении рассмотрения дела от 17.05.2016   рассмотрение дела № 05/542-16 в связи с ходатайством ГУП РК «Крымтроллейбус» о необходимости запроса информации у ГУП «Крымэнерго», МУП «Горсвет», МКП «Горсвет», МУП «Ялтагорсвет» о количестве опор отложено Комиссией Крымского УФАС России на 16.06.2016.

Определением об отложении рассмотрения дела от 16.06.2016 рассмотрение дела № 05/542-16 в связи с ходатайством ГУП РК «Крымтроллейбус» о необходимости  получения информации от ГУП РК «Крымэнерго» в объемах  указанных в ходатайстве ГУП РК «Крымтроллейбус»  отложено комиссией Крымского УФАС на 27.07.2016.

         Рассмотрев доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
            Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
           В силу пункта 4 статьи 4 Закона под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
          Согласно п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам
           Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта        (за исключением финансовой организации):
           1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
          2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
         Таким образом, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

           В соответствии с п. 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 № 5) и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 года № 220, в рамках рассмотрения дела Крымским УФАС был подготовлен аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по размещению оборудования  (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети.

    Согласно аналитическому отчету продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по размещению оборудования  (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети на территории г. Симферополя.

    Товары (услуги) потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара  существуют.

В соответствии с выводами аналитического отчета, по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по  размещению оборудования  (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети на территории г. Симферополя, с учетом дополнительно предоставленной информации ГУП РК «Крымэнерго», не установлено доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению оборудования  (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети на территории г. Симферополя у Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус».

Таким образом, у Заявителей имеется альтернатива размещения своего оборудования помимо  опор контактной сети ответчика.

Статья 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.  Согласно ч.1 ст.10 указанного закона запрещаются действия  (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
            На основании выводов аналитического отчета в совокупности с материалами настоящего дела Комиссия определила, что Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтроллейбус» не имеет возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке услуг по  размещению оборудования  (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети, а также,  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона «О защите конкуренции» положение ГУП РК «Крымтроллейбус»  на рынке услуг по размещению оборудования  (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети на территории г. Симферополя не является доминирующим.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №05/542-16 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях со стороны Государственного унитарного предприятия  Республики Крым «Крымтроллейбус».

 

Председатель Комиссии                                                                     <…>

 

Члены Комиссии:

 

                                     <…>

 

                                      <…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны