Решение №05/5122 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 9 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена  02 августа  2016 г.

В полном объеме решение изготовлено  05 августа  2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  по  рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Рассмотрев дело № 05/101-16, возбужденное приказом Крымского УФАС России приказом № 27 от  08.02.2016г. в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» (далее - ГУП РК «Вода Крыма», предприятие)  (ул. Киевская,1А, г. Симферополь, Республика Крым, 295053)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,       руководствуясь ст.48 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон)

                                 Установила:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) поступило  письмом от 26.10.15 № 1289Ж-2015 (вх.№ 635/10  от  09.11.15г.) из прокуратуры г. Симферополя  заявление от  <…>. от 28.09.2015, б/н   по вопросам оплаты услуг за поверку счетчиков холодной воды в пользу нескольких учреждений.

В заявлении  гр. <…>. сообщает, что при  проведении поверки счетчиков холодной воды взимаются денежные средства за выполнение работ по поверке счетчика воды  в пользу ГУП РК «Вода Крыма» и ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в                Республике Крым» (далее – ФБУ «Крымский ЦСМ», учреждение), что может свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения заявления, а также материалов, представленных ГУП РК «Вода Крыма», Крымским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные обстоятельства  согласно п. 2,3 ч. 2 статьи 39 Федерального           закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона,                   выразившегося во взимании с потребителей услуг по поверке счетчиков холодной воды необоснованно завышенной платы за услугу по проведению                подготовки к поверке счетчиков холодной воды, в которую включены затраты, связанные с  проведением поверочных операций.

В связи с изложенным  выше, Крымским УФАС России Приказом № 27 от  08.02.2016г. в отношении Государственного унитарного предприятия              Республики Крым «Вода Крыма»  возбуждено дело № 05/101-16 о нарушении            антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции», и создана комиссия по его рассмотрению (далее – Комиссия).

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим                        доминирующим положением, соглашения или согласованные действия,                        запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической  деятельностью. Частью 1 статьи 10  Закона определен запрет на  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Государственное унитарное предприятие «Вода Крыма» в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального конституционного Закона от 21.03.14             № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, с 10.12.14 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц как Государственное  унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», место нахождения: 295053, город Симферополь, ул. Киевская, 1А.

 Анализ рынка по предоставлению услуги  «проведение  подготовки  к           поверке  счетчиков холодной воды» проведен в соответствии с Порядком              проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом  проводится  анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции                    доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного                контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по     проведению  подготовки  к поверке  счетчиков холодной воды  за период 2015 года направлены запросы  Крымским УФАС России  в  Федеральное бюджетное  учреждение «Государственный региональный центр стандартизации,           метрологии и испытаний в Республике Крым», в  Территориальное управление Федеральной службы по аккредитации по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому  федеральным округам, в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, ООО «ГК ЖКХ-СЕРВИС» (г. Симферополь), ООО Управляющая  компания «Управдом» (г.Симферополь), ООО «Фирма «БНВ» (г.Севастополь), ООО «Севприбор» (г.Севастополь), ГУП РК «Вода Крыма».

 На основании аналитического отчета о состоянии конкуренции на           рынке услуг по  проведению  подготовки  к поверке  счетчиков холодной воды       сделан вывод о признании доминирующим положения ГУП РК «Вода Крыма» на рынке  услуг по проведению  подготовки  к поверке  счетчиков воды связи с тем, что в соответствии с ч.1 ст. 5 Закона  доля на рынке в географических             границах Республики Крым и города Севастополя составляет 78,43%,                            реализуемый товар (услуга) не может быть заменен другим товаром при  потреблении.

ФБУ «Крымский ЦСМ»  письмом № 20/122 от 20.04.2016 сообщает, что предоставляет услуги по поверке счетчиков холодной воды DN—15 на территории Республики Крым, за исключением города Севастополя.

Потребители услуги по проведению подготовки  к   поверке  счетчиков воды,  проживающие на территории Республики Крым  приобретают  либо имеют возможность приобрести товар (услугу), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности на территории Республики Крым. Таким образом, исходя из территориального разделения предоставления указанных услуг потребителям в  географических границах Республики Крым доля  ГУП РК «Вода Крыма» на рынке услуг по проведению подготовки к поверке счетчиков воды составило 100%.

В ходе анализа материалов,  представленных  ГУП РК «Вода Крыма» и ФБУ «Крымский ЦСМ» установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального Закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

ФБУ «Крымский ЦСМ»» аккредитован Федеральной службой по            аккредитации на право проведения поверки и калибровки средств измерений, аттестации методик (методов) выполнения измерений, метрологической               экспертизы документации, а также в качестве Государственного центра              испытаний средств измерений.

Федеральное бюджетное учреждение «Крымский ЦСМ» –  предприятие, находящееся в сфере управления Федерального агентства по техническому           регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли            Российской Федерации.

Основной целью ФБУ «Крымский ЦСМ» в сфере технического регулирования является создание в регионе условий для обеспечения качества и                безопасности товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности, поддержания единства измерений, защита граждан и отечественной экономики от            последствий недостоверных результатов измерений. В связи с этим Центр решает задачи стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия.

На основании изложенного выше, право проведения поверки и калибровки средств измерений принадлежит ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Крым».

Согласно информации ГУП РК «Вода Крыма» у предприятия отсутствует аккредитация Федеральной службой по аккредитации на право проведения поверки и калибровки средств измерений.

Пунктом 17 Приказа  Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о                   поверке" установлено, что поверка может проводиться на контрольно-поверочных пунктах при изготовителях средств измерений и организациях, производящих ремонт средств измерений. Контрольно-поверочные пункты            организуются аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Согласно Типовому положению о контрольно-поверочном пункте (далее – КПП)  территориального органа Госстандарта России, утвержденного директором Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы 30 декабря 1993 года КПП создаются территориальными органами  Госстандарта России (далее – ТО) на предприятиях и в организациях для              проведения поверки средств измерений при выпуске их из производства или ремонта и находящихся в эксплуатации.

КПП создаются на основании договора между ТО  и предприятием. КПП подчиняются территориальным  органам Госстандарта России. КПП входит в состав отдела (лаборатории) ТО или подчиняется заместителю директора ТО в соответствии с утвержденной структурой.

Положение о контрольно-поверочных пунктах ФБУ «Крымский ЦСМ» (далее – Положение) утверждено и.о.генерального директора ФБУ «Крымский ЦСМ» 04.02.2015 года. Настоящее положение устанавливает порядок организации, задачи и обязанности КПП ФБУ «Крымский ЦСМ», созданного на базе предприятий (приложение 1 настоящего Положения).

Согласно пункту 2.2 основными обязанностями КПП являются:

- выполнение условий договора между ФБУ «Крымский ЦСМ» и предприятием;

-проведение по согласованной номенклатуре поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации и ремонте.

Согласно пункту 3.8 Положения в обязанности Предприятия входит обеспечение КПП помещением и, при необходимости, вспомогательным персоналом, необходимым для проведения поверки, поверочными установками, эталонами и вспомогательным оборудованием и т.п. в соответствии с нормативными документами на поверку.

01.10.2015 года между  ФБУ «Крымский ЦСМ» и ГУП РК «Вода Крыма»   заключен  Договор №1-2015 о создании контрольно-поверочных пунктов (далее Договор № 1-2015), в том числе, в городе Симферополь, ул. Гурзуфская,5 (Симферопольский филиал ГУП РК «Вода Крыма»).

Пунктом  2.1.1. Договора № 1-2015 определена обязанность ФБУ «Крымский ЦСМ» осуществлять деятельность КПП в соответствии с Положением о контрольно-поверочных пунктах и действующим законодательством в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с пунктами 2.1.2. и 2.1.3. Договора № 1-2015 обязанностью ФБУ «Крымский ЦСМ» является осуществление контроля за действиями персонала  Предприятия при проведении подготовки к поверке средств измерений. В присутствии персонала Предприятия, снимать показания с поверочных установок, оборудования и оформлять протоколы поверки. По результатам поверки на средства измерений наносить поверительное клеймо. В случаи, если средство измерения по результатам поверки признано непригодным, выписывать извещение о непригодности.

Пунктом 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.4 Договора № 1-2016 установлена обязанность Предприятия:

- обеспечить персоналу ФБУ «Крымский ЦСМ» доступ в помещения КПП, к  поверочным установкам, эталонам и вспомогательному оборудованию и т.п. в соответствии с требованиями нормативных документов на поверку;

-предоставить КПП техническую документацию на средства измерений;

-в случаи предоставления поверочных установок, эталонов и вспомогательного оборудования обеспечить их сохранность;

-обеспечить своевременное и равномерное предъявление средств               измерений на поверку.

Следует отметить, на момент обращения <…> в ГУП РК «Вода Крыма» об осуществлении поверки счетчика воды, договор о создании контрольно-поверочных пунктов между  ФБУ «Крымский ЦСМ» и ГУП РК «Вода Крыма» не был заключен.

В соответствии с пунктом 17  статьи  2  Федерального Закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений» поверка средств измерений (далее - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Частью первой Государственной системой обеспечения единства измерений  –  ГОСТ 8.156-83 «Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки» определено, что при проведении поверки должны быть выполнены следующие операции: внешний осмотр, проверка герметичности, определение относительной погрешности. Частью № 3 «Проведение поверки» ГОСТ 8.156-83                  «Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки» к проведению поверки отнесены операции: внешний осмотр, проверка герметичности, определение относительной погрешности.

Внешний осмотр, проверка герметичности, определение относительной погрешности осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 ГОСТ 8.156-83.

Для исключения возможности выпуска из производства или после ремонта негерметичных счетчиков представитель ТО Госстандарта должен проверить герметичность 10% счетчиков, предъявленных на государственную поверку. В случае негерметичности какого-либо счетчика из отобранной партии всю партию счетчиков подвергают проверке на герметичность.

Определение относительной погрешности определяют в трех поверочных расходах – номинальном, переходном и минимальном.

При положительных результатах государственной поверки навешиваются пломбы с оттиском поверительного клейма. Результаты поверки заносят в паспорт и удостоверяют подписью государственного поверителя и оттиском поверительного клейма. Результаты поверки счетчика заносят в протоколы.

Исходя из изложенного выше, операции при проведении поверки средств измерений: внешний осмотр, проверка герметичности, определение относительной погрешности не являются услугой  по техническому обслуживанию счетчика, а отнесены к услуге - проведение поверки.

Договором оказания услуг по поверке (калибровке) средств измерений              № 169 от 05.02.2015 года (далее – договор №169)  ФБУ «Крымский ЦСМ» определен «Исполнителем», а  ГУП РК «Вода Крыма» - «Заказчиком».

Договор № 169 от 05.02.2015 года являлся действующим на момент           обращения гр.  <…>  в ГУП РК «Вода Крыма» об осуществлении поверки счетчика воды .   

 В соответствии с пунктом 1.1 договора № 169 ФБУ «Крымский ЦСМ»  принимает на себя по поручению Заказчика обязательства по оказанию услуг по поверке (калибровке) и техническому обслуживанию средств измерений (далее – поверке), предоставленных Заказчиком, а Заказчик обязуется             оплатить и принять результаты поверки.  Пунктом 1.3 договора № 169 определено, что  оказание услуг по поверке и техническому обслуживанию средств измерений осуществляется в соответствии с предоставленным Заказчиком и  согласованным Исполнителем графиком поверки (калибровки) средств           измерений, заявкой Заказчика.

Пунктом 2.1.1 Договора № 169 установлено предоставить Исполнителю средства измерений укомплектованные, в работоспособном состоянии,             очищенные от пыли и грязи, со свидетельством о последней поверке.

Пунктом 2.1.2  обеспечить Исполнителю надлежащие условия поверки.

В соответствии с пунктом 3.1 договора № 169 стоимость услуг по поверке и техническому обслуживанию средств измерений определяется действующим на момент поверки Прейскурантом, утвержденным Исполнителем и указывается в актах оказанных услуг.

Пунктом 2.1.4 установлено своевременно оплатить оказанные Исполнителем услуги.

На основании изложенного, в соответствии с договором № 169 услуги  по поверке (калибровке) и техническому обслуживанию средств измерений оказывает  ФБУ «Крымский ЦСМ» и стоимость данных  услуг определено действующим на момент поверки Прейскурантом, утвержденным  Исполнителем.

При анализе информации, предоставленной ФБУ «Крымский ЦСМ» установлено следующее.

Поверка счетчиков воды проводиться согласно ГОСТ 8.156-83 «ГСИ. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки» и МИ 1592-99 «ГСИ. Счетчики воды. Методика поверки» и включает в себя следующие работы:

1. Внешний осмотр (п.3.1 ГОСТ 8.156-83; п.1.5.1 МИ 159-99), призванный установить соответствие внешнего вида счетчика требованиям технических условий на прибор.

2. Проверку герметичности (п.3.2 ГОСТ 8.156-83; п.1.5.2 МИ 159-99), выполняемую путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости счетчика установленного давления и выдерживания этого режима в течение установленного времени.

3. Определение погрешности счетчика (п.3.4 ГОСТ 8.156-83; п.1.5.4 МИ 159-99), определяемой при трех поверочных расходах (номинальном, переходном и минимальном) путем сравнения показаний счетчика и эталонной установки,   на которой устанавливается поверяемый счетчик.

4.Офомление результатов поверки (п.4 ГОСТ 8.156-83;п.1.6 МИ 159-99), когда при положительном результате поверки пломбу с оттиском                        поверительного клейма навешивают в установленном месте на счетчик, а                результаты поверки заносят в протокол поверки и в паспорт счетчика, удостоверяя результата оттиском поверительного клейма. При отрицательном                   результате поверки пломбу с оттиском поверительного клейма снимают, а           запись в паспорте гасят.

Согласно информации ФБУ «Крымский ЦСМ» все перечисленные операции (кроме оформления результатов поверки) проводятся на территории и на оборудовании ГУП РК «Вода Крыма» при проведении сотрудниками их водомерной мастерской подготовки к поверке средств измерений под руководством и контролем поверителя ФБУ «Крымский ЦСМ». 

Оформление результатов поверки  поверитель ФБУ «Крымский ЦСМ» проводит самостоятельно и независимо от сотрудников ГУП РК «Вода Крыма».

В соответствии с информацией, предоставленной ФБУ «Крымский ЦСМ»  расчет стоимости работ по поверке средств измерений осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Правилами по метрологии «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ» ПР 50.2.015-99, утвержденными Приказом Госстандарта России от 26.08.1999г. № 359, Приказа Минпромторга РФ от 16.03.2010 № 196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».

  В связи с тем, что счетчики холодной и горячей воды DN 15 не входят в перечень типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями – государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам, утверждение и согласование стоимости вышеуказанных работ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии действующим законодательством не предусмотрено. (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250"О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами           метрологии" (с изменениями)). 

Стоимость метрологических работ (услуг) на 2015 год, оказываемых ФБУ «Крымский ЦСМ», в том числе, по поверке средств измерений определяется с учетом трудоемкости выполнения работ и стоимости одного часа работы  специалиста государственного регионального центра метрологии в размере 450,24 руб/час. Расчет стоимости одного часа работы специалиста ФБУ «Крымский ЦСМ» на 2015 год определен согласно пункту 4 приложения №3 приказа Министерства промышленности торговли РФ от 16.03.2010 г. № 196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по  обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».

В соответствии с хронометражной картой работ по поверке счетчиков              холодной и горячей воды DN 15 (на оборудовании заказчика) стоимость                данных работ определена исходя из стоимости человека-часа и расчетной                   нормы времени в размере 0,223 часа. В расчетную норму времени вошли              следующие поверочные операции: внешний осмотр, проверка герметичности, определение относительной погрешности на максимальном расходе, определение относительной погрешности на переходном расходе, определение относительной погрешности на минимальном расходе, оформление результатов              поверки.

Стоимость работ по поверке счетчиков холодной и горячей воды DN 15 (на оборудовании заказчика) определяется исходя из стоимости человека-часа и расчетной нормы времени в размере 0,223 часа и составляет 90,00 руб без НДС(106,2 руб. с НДС 18%).

На основании изложенного, ФБУ «Крымский ЦСМ» установлена стоимость работ по поверке счетчика.

В соответствии с информацией ГУП РК «Вода Крыма»  предприятие не осуществляет поверку приборов учета холодной воды. При проведении поверки выполняются следующие операции: соответствующая подготовка оборудования, внешний осмотр счетчика, проверка его герметичности, определение относительной погрешности, оформление результата поверки.

ГУП РК «Вода Крыма» сообщает, что процесс поверки происходит в           лаборатории Симферопольского филиала ГУП РК «Вода Крыма», на оборудовании предприятия. Первые три из вышеназванных операций выполняются работниками ГУП РК «Вода Крыма» под контролем специалиста ФБУ                       «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Крым». «Эти операции именуются  как услуга по                 техническому обслуживанию счетчика. После их выполнения работник ФБУ «Крымский ЦСМ» навешивает пломбы с оттиском поверительного клейма и удостоверяет результат поверки» (текст оригинала).

Согласно пооперационному описанию технического обслуживания              водосчетчиков Д=15мм., ГУП РК «Вода Крыма» осуществляются следующие операции:

1. Произвести визуальный осмотр корпуса водосчетчика, резьбы на патрубках;

2. Снять пломбу, произвести чистку корпуса, хомута (при необходимости -заменить), извлечь фильтр, очистить его входные и выходные отверстия;

3. Установить и закрепить водосчетчики на испытательной установке;

4. Установить сопло, соответствующее первому (номинальному)                    поверочному расходу;

5. Произвести кратковременный пропуск воды через воды через                        водосчетчики при наибольшем поверочном расходе для удаления воздуха из системы. Открыть кран слива воды из мерного бака;

6. Записать первоначальные показания водосчетчиков закрыть кран слива воды из мерного бака;

7. Произвести пропуск первого поверочного расхода через водосчетчики;

8. Открыть кран слива воды из мерного бака, записать показания                   водосчетчиков, определить погрешность;

9. Установить сопло соответствующее второму (переходному) поверочному расходу, закрыть кран слива воды из мерного бака;

10. Произвести пропуск второго переходного расхода через водосчетчики (расчет водомерной мастерской);

11. Открыть кран слива воды из мерного бака, записать показания                     водосчетчиков, определить погрешность;

12. Установить сопло, соответствующее третьему (минимальному                 поверочному) расходу, закрыть кран слива воды из мерного бака;

13. Произвести пропуск третьего поверочного расхода через водосчетчики;

14. Открыть кран слива воды из мерного бака, записать показания                  водосчетчиков, определить погрешность;

15. Снять водосчетчики с установки после поверки.

На основании пооперационного описания технического обслуживания            водосчетчиков Д-15 мм. ГУП РК «Вода Крыма» затраты времени на техническое обслуживание одного водосчетчика составляют 0,32 чел/час.

Калькуляция ГУП РК «Вода Крыма» на техническое обслуживание и              подготовку к поверке счетчиков воды  диаметром 15мм. рассчитана исходя из              рассчитанной  нормы  времени 0,32 чел/час. Стоимость технического обслуживания счетчиков воды диаметром 15мм. составила 86,48 руб. (с НДС 18% - 102,05 руб.).

На основании изложенного, ГУП РК «Вода Крыма» установлена стоимость «технического обслуживания счетчика» воды.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1.1 договора № 169             обязательства по техническому обслуживанию средств измерений  принял ФБУ «Крымский ЦСМ». Кроме того, согласно пункту 3.1 данного договора,  стоимость услуг по поверке и техническому обслуживанию средств измерений определяется действующими на момент поверки Прейскурантом, утвержденным ФБУ «Крымский ЦСМ».

Таким образом, следует вывод, что ГУП «Вода Крыма» и ФБУ «Крымский ЦСМ» нарушены пункты 1.1 и 3.1 договора № 169.

Гражданину  <…> по результатам поверки прибора учета воды выписано ГУП РК «Вода Крыма» два счета для осуществления оплаты под номером 15414 от 29 апреля 2015 года: на счет ФБУ «Крымский ЦСМ»  на сумму 106,2 руб. за поверку водосчетчика ДУ 15мм. и на счет  ГУП РК «Вода Крыма» на сумму 102,05 руб.за предоставление услуг по техническому обслуживанию счетчика населения.

Следует отметить, что ГОСТ 8.156-83 «ГСИ. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки» не предусматривает при осуществлении поверочных работ предоставление услуг по техническому обслуживанию счетчиков (отсутствует такое понятие как «техническое обслуживание счетчиков). ГОСТ 8.156-83 «ГСИ. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки» предусматривает подготовительные работы перед проведением поверки.

При проведении анализа пооперационного описания технического                    обслуживания водосчетчиков ДN-15 ГУП РК «Вода Крыма» (далее – пооперационное описание)   установлено, что к услуге техническое обслуживание водосчетчиков и подготовка к поверке счетчиков воды  ГУП РК «Вода Крыма» отнесены виды операций, связанные с  проведением поверочных работ,  а именно, с пункта 7 по пункт 14,  включительно, пооперационного описания. В соответствии с ГОСТ 8.156-83 «ГСИ. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки» ряд операций указанных пунктов пооперационного описания технического обслуживания водосчетчиков ДN-15 отнесены к услуге «поверка счетчика учета холодной воды».

Кроме того, в соответствии с информацией, предоставленной ФБУ    «Крымский ЦСМ»  от 27.11.2015 года № 20/345 и  ГУП РК «Вода Крыма» от 03.12.15 № 6569/01-19  соответствующая подготовка оборудования, внешний осмотр счетчика, проверка его герметичности, определение относительной погрешности, проводятся на территории и на оборудовании ГУП РК «Вода Крыма» при проведении сотрудниками их водомерной мастерской подготовки к поверке средств измерений под руководством и контролем поверителя ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в    Республике Крым». 

Оформление результатов поверки поверитель ФБУ «Крымский ЦСМ» проводит самостоятельно и независимо от сотрудников ГУП РК «Вода Крыма».

ГУП РК «Вода Крыма» сообщает, что процесс поверки происходит в            лаборатории Симферопольского филиала ГУП РК «Вода Крыма», на оборудовании предприятия. Первые три из вышеназванных операций выполняются            работниками ГУП РК «Вода Крыма» под контролем специалиста ФБУ                    «Крымский ЦСМ».

Из анализа нормативных материалов установлено, что данные виды              операций по поверке счетчика должны осуществляться аккредитованным в           соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

На основании изложенного, ГУП РК «Вода Крыма» не уполномочено     осуществлять операции по поверке средств измерений (под контролем                     специалиста ФБУ «Крымский ЦСМ»), так как предприятие не аккредитовано на               проведение поверки средств измерений.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что в калькуляцию ГУП РК «Вода Крыма» на техническое обслуживание и подготовку к поверке счетчиков воды  диаметром 15мм. включены затраты, связанные с осуществлением поверки счетчика воды, согласно указанного выше пооперационного   описания технического обслуживания водосчетчиков ДN-15.

Кроме того установлено, что в расчетную норму времени по проведению поверки счетчиков холодной и горячей воды DN 15 (на оборудовании заказчика)  ФБУ «Крымский ЦСМ» вошли следующие поверочные операции: внешний осмотр, проверка герметичности, определение относительной погрешности на максимальном расходе, определение относительной погрешности на переходном расходе, определение относительной погрешности на минимальном               расходе, оформление результатов поверки.

На основании изложенного, затраты, связанные с проведением поверочных операций включены как в стоимость поверки счетчика  воды при осуществлении оплаты потребителем за услуги ФБУ «Крымский ЦСМ» при проведении поверки счетчика воды, так и в стоимость технического обслуживания счетчика воды, что осуществляет ГУП РК «Вода Крыма», согласно информации                предоставленной предприятием.

Письмом от 02.08.2016, б/н  ГУП РК «Вода Крыма» выразило несогласие с выводами, изложенными в заключении по делу № 05/101-16, ссылаясь на то, что отсутствие ответа на запрос  Крымского УФАС России Федеральной службой по аккредитации (г.Москва, ул.Вавилова,7)  влечет  «невозможность делать какие либо выводы, которые могут повлиять на данное дело»(текст оригинала).

Данные доводы ответчика признаны Комиссией несостоятельными по следующим обстоятельствам.

Комиссия Крымского УФАС России по рассмотрению дела № 05/101-16 Определением об отложении рассмотрения дела № 05/101-16 от 19.02.2016 года (далее – Определение) определила  ГУП РК «Вода Крыма» до 01.03.2016 предоставить перечень конкурентов, оказывающих услуги при осуществлении поверки счетчиков холодной воды на территории Республики Крым, отдельно по городу Симферополь (с указанием юридического адреса, контактного телефона).

  Письмом от 29.02.2016 года, б/н (вх.№ 513 от 01.03.16) ГУП РК «Вода Крыма» предоставило информацию на определение Крымского УФАС от 19.02.2016 года.

Учитывая изложенное, отсутствие ответа от Федеральной службы по аккредитации не оказывает существенного влияния для принятия решения по делу № 05/101-16.

Доводы ответчика о том, что договор № 169 от 05.02.2015года не имеет ни какого отношения к предоставлению услуги по поверке счетчиков для населения комиссия не может принять во внимание, так как они противоречат фактическим обстоятельствам дела.

 Изучив материалы дела, заслушав доводы  заявителя, ответчика и заинтересованного лица,  исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь,  комиссия приходит к следующему заключению.

Действия ГУП РК «Вода Крыма» привели к необоснованному завышению стоимости услуг по проведению  подготовки  к поверке  счетчиков воды  (по техническому обслуживанию счетчиков холодной воды), в результате включения затрат, связанных с  проведением поверочных операций, что привело к ущемлению интересов <…>, привело или может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг по поверке счетчиков воды.

Частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов неопределённого круга потребителей.

Следовательно, ГУП РК «Вода Крыма»  в силу своего доминирующего   положения при оказании услуги по  проведению  подготовки к поверке счетчиков холодной воды (оказание услуг по техническому обслуживанию счетчиков холодной воды), обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10             Федерального  Закона "О защите конкуренции", и не допускать действий,        результатом которых является или может являться ущемление неопределённого круга потребителей.

С учетом изложенного, Комиссия  Крымского УФАС России пришла к выводу, что действия ГУП РК «Вода Крыма»,  выразившиеся во взимании с потребителей услуг по поверке счетчиков холодной воды необоснованно завышенной стоимости услуг по проведению подготовки к поверке счетчиков холодной воды, в которую включены затраты связанные с  проведением поверочных операций являются нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) определено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Кроме того, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

 Свидетельством ущемления интересов других лиц является обращение в антимонопольный орган гражданина <…> от 28 сентября 2015          года.

  По результатам рассмотрения дела Комиссия установила наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А :

 

1.Признать доминирующее положение ГУП РК «Вода Крыма» на рынке  услуг по проведению  подготовки  к поверке  счетчиков воды в территориальных границах Республики Крым и города Севастополя с  долей - 78,43%,             в территориальных границах Республики Крым -100%. 

2. Признать факт нарушения Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Вода Крыма» (ул.Киевская,1А, г.Симферополь,                  Республика Крым, 296005)  части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во взимании с потребителей услуг по поверке счетчиков   холодной воды необоснованно завышенной платы за услугу по проведению  подготовки к поверке счетчиков холодной воды (техническое обслуживание счетчиков воды), в которую включены затраты связанные с  проведением поверочных операций, что привело к ущемлению интересов  <…> , привело или может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

3.  Выдать Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального         закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4.Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС    России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном

правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                     

Члены Комиссии:

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

 

Предписание

по делу № 05/101-16

05.08.2016 года

г. Симферополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14.07.2016 года по делу № 05/805-15 о нарушении Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымтелеком»  (ул. Серова, 10, г. Симферополь, Республика Крым) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Предписывает:

Государственному  унитарному  предприятию  Республики Крым «Вода Крыма» (далее - ГУП РК «Вода Крыма», предприятие)  (ул. Киевская,1А, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) устранить допущенное нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во взимании с потребителей услуг по поверке счетчиков  холодной воды необоснованно завышенной платы за услугу по проведению подготовки к поверке счетчиков холодной воды («техническое обслуживание счетчиков»), в которую включены затраты, связанные с  проведением поверочных операций, путем исключения из стоимости данных услуг затрат, связанных с проведением поверочных операций и  урегулирования договорных взаимоотношений ГУП РК «Вода Крыма» с ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Крым» в соответствии с нормами действующего законодательства в части предоставления услуг  по проведению подготовки к поверке счетчиков холодной воды.

           2. Срок исполнения предписания – в течение двух месяцев с момента получения.

            3. Об исполнении Предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                  

Члены Комиссии:

       

Связанные организации

Связанные организации не указаны