Решение №06/3250-19 Решение по делу №06/3250-19 о результатах рассмотрения жал... от 14 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

14.01.2019 №06/3250-19реш

 

   Заказчик:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского"

295007,г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, д. 4, zakup_kfu@mail.ru

 

   Заявитель:

ООО "Беспилотные системы"

426011, г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 24-62

info@unmanned.ru

 

Оператор электронной торговой площадки:

Закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ»

127055, г. Москва,

ул. Новослободская, д. 24, стр. 2

e-mail: info@sberbank-ast.ru

 

 

Решение
по делу №06/3250-19
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

14.01.2019                                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении  закупки «
Поставка беспилотных воздушных суден самолетного типа» (извещение №31908394532) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия   Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам жалобы Заявителя, включение в техническое задание требования относительно количества аккумуляторной батареи для производства полетов общей продолжительностью не менее 180 минут, а также требования относительно конструкции двигателя беспилотного воздушного судна  с толкающим воздушным винтом приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1.2. технических требований к беспилотному воздушному судну приложения №1 технического задания документации о Закупке  установлено:

    • Требования к БВС
  • максимальная высота полета над уровнем моря (м) – не менее 4000;
  • скорость полета (км/час) – в диапазоне от 60 до 130;
  • грузоподъемность (максимальная масса целевой нагрузки): не менее 1,5 кг;
  • максимальная продолжительность полета на одной батарее не менее (мин.) – 180;
  • аэродинамическая компоновка БВС – планер разборного типа, с отделяемыми крыльями;
  • габариты в полностью собранном состоянии: размах – не менее 2250 (мм) и не более 2800 (мм);
  • взлет – с катапульты;
  • посадка (автоматический/ручной режим) – выброс парашюта;
  • силовая установка – двигатель электрический с толкающим воздушным винтом;
  • БВС должен использовать только один источник питания (АКБ) для выполнения полета;
  • при отказе двигателя БВС должен продолжить полет с допустимым снижением, используя подъемную силу крыла;
  • взаимодействие БВС с НСУ должно обеспечивать взлет и посадку БВС в автоматическом режиме после проведения предполетных мероприятий;
  • БВС должен выполнять автономный полет по заданному маршруту, состоящему из массива географических или относительных координат (точек) в полностью автоматическом режиме без участия оператора;
  • на БВС должен быть предусмотрен встроенный контроль исправности основных узлов воздушного судна с выдачей информации на НСУ».

Представители Заказчика на заседании комиссии пояснили:

«Заказчиком установлены требования по минимальной продолжительности полета на одной батарее для объекта закупки, что связано со структурой воздушного пространства на территории предполагаемых работ. Большая часть Республики Крым находится в воздушном пространстве класса С, а, следовательно, предполагает установление только Временного режима использования воздушного пространства, что приводит к необходимости обеспечения максимального долгого нахождения беспилотного воздушного судна в воздухе без необходимости смены аккумуляторной батареи.

Что касается требования Заказчика относительно силовой установки - двигатель с электрическим толкающим воздушным винтом, поясняем. Толкающий винт является более предпочтительным для проведения аэрофотосъемочных работ, так как формируемый тянущим винтом воздушный поток может привести к дополнительным искажениям в кадре, а, следовательно, понижению качества формируемого ортофтоплана. Российский рынок беспилотников имеет достаточное товаров с толкающим винтом, это беспилотники ГК Геоскан, ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис», ZALA AERO GROUP, БВС «Аэроб 4D». Также анализ зарубежных аналогов позволяет сделать вывод, что толкающий винт является более предпочтительным для проведения точных работ. Ярким представителем беспилотника с такой компоновкой является Trimble UX5. Также преимущества толкающего винта перед тянущим подтверждаются результатами исследований ученых Московского авиационного института [Остославский, И.В. Аэродинамический расчет самолетов / И.В. Остославский, В.М. Титов ; под ред. А.И. Журавченко ; Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. — Москва ; Ленинград : ОНТИ НКТП СССР. Главная редакция авиационной литературы, 1938. - С. 206]».

На довод Заявителя относительно неправомерного установления Заказчиком требования относительно габаритов беспилотного воздушного судна в полностью собранном состоянии «размах - не менее 2250 (мм) и не более 2800 (мм)» представителями Заказчика были даны пояснения:

«Заказчиком учтено при составлении технического задания, что больший размер длины крыла при взлете БВС определяет больший размер допустимой зоны безопасного взлета и стартовой площадки, что в условиях Горного Крыма ограничивает размеры потенциально допустимых площадок для взлета, а, следовательно, может снизить эффективность использования объекта закупки.

Требования технического задания по размаху крыла БВС в собранном состоянии не ограничивают конкуренцию, так как на российском рынке присутствует не менее двух производителей, БВС которых укладываются в заявленные параметры.

Также Заказчиком учтено при составлении технического задания, что больший размер длины крыла при взлете БВС определяет больший размер допустимой зоны безопасного взлета и стартовой площадки, что в условиях Горного Крыма ограничивает размеры потенциально допустимых площадок для взлета, а, следовательно, может снизить эффективность использования объекта закупки».

В соответствии с доводом жалобы Заявителя, включение Заказчиком в техническое задание требования относительно запуска беспилотного воздушного судна взлетной массой до 9 кг ведет к необоснованному ограничению конкуренции.

Вместе с тем, представители Заказчика пояснили:

«Российский рынок беспилотных летальных аппаратов имеет достаточное количество предложений БВС со взлетной массой до 9 кг (Геоскан 201 - 8,5 кг, DELTA-М - 9 кг, ZALA 421-16Е2 - 7,5 кг, Supercam S250 — 7,5 кг), следовательно, указание взлетной массы БВС и параметров катапульты, обеспечивающей взлет, не является намеренным ограничением количества участников закупок».

         Представителями Заказчика на заседание Комиссии  также были представлены ответы на запрос Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" от ООО «ПЛАЗ» №19/2490 и ООО «Ботлихский радиозавод» №348/19, в соответствии с которыми данные организации готовы изготовить и поставить товар в соответствии с техническим заданием Заказчика.

Комиссия Крымского УФАС России, изучив положения документации о Закупке, приходит к выводу, что описание объекта Закупки сформировано Заказчиком, исходя из потребности Заказчика в соответствующих характеристиках товара, документов и сведений того, что установленные технические характеристики поставляемого товара ограничивают число участников закупки, Заявителем представлено не было.

Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны