Решение №06/10090 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 10 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/3303-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

06.09.2017                                                                                              г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика А. С. Титова (по доверенности), Л. Т. Давлетшаева (по доверенности), —

представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 01.09.2017 № 01-17/555 (вх. №3713/09 от 01.09.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция подземного газопровода высокого давления 2-й категории Кировский район, с.Журавки (1-я очередь)» протяженностью 8,104 км (инв. № 05.03.2.00324)» (номер извещения 0575200000417000173) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившем в Конкурсной документации ненадлежащий нестоимостной критерий оценки заявок участников Конкурса.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 04.09.2017 № 06/9786, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия Заказчика действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте — 24.08.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

- начальная (максимальная) цена контракта – 7 663 767,02 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 14.09.2017 09:00; дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 14.09.2017 09:00; дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 18.09.2017.

В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик установил в Конкурсной документации ненадлежащий нестоимостной критерий оценки заявок участников Конкурса.

В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также — Правила оценки заявок от 28.11.2013 №1085).

Пунктом 10 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с Конкурсной документацией по критерию «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма» установлен следующий порядок оценки: «…

2.1.1

Наличие у участника открытого конкурса опыта выполнения работ сопоставимых по характеру и объёму с предметом конкурса (НЦБi)

2.1.1.1. При оценке учитывается количество представленных исполненных контрактов (договоров) на работы сопоставимого характера. 

Под работами сопоставимого характера понимаются исполненные участником закупки в период с 01.07.2015 г. до даты публикации извещения о проведении закупки контракты (договоры) на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству (реконструкции) сетей газораспределения (которые включают в обязательном порядке следующие работы: разработка проектной и рабочей документации, выполнение комплексных инженерных изысканий (инженерно – геодезических, инженерно – геологических, инженерно – экологических, инженерно – гидрометеорологических), стоимостью не менее 1 915 941,76 (один миллион девятьсот пятнадцать тысяч девятьсот сорок один рубль 76 копеек) (25 % от НМЦК), а также прилагается копия положительного заключения по проектной документации и результатам инженерных изысканий в полном объеме (все листы заключения).

В качестве подтверждения по данному показателю представляются копии исполненных контрактов (договоров) с приложением копий подписанных актов о сдаче-приемке выполненных работ.

2.1.1.2.  Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НБЦ1i), определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗ х 100 х (Кi /Кmax)

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя = 1.

 - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из сделанных участниками закупки.

Максимальное значение в баллах для данного показателя указанного критерия – составляет 100 баллов.

 2.1.1.3. В случае отсутствия в составе заявки участника сведений, подтверждающих опыт участника закупки по показателю оценки «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера», по указанному показателю оценки такой заявке будет присвоено 0 баллов.

…» (цитата).

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих сведений и документов, подтверждающих, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма» ограничивает количество участников закупки.

Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанному нестоимостному критерию оценки, установленный в Конкурсной документации, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно положениям Конкурсной документации наличие опыта у участника Конкурса по выполнению изыскательских работ при выполнении проектных работ по реконструкции подземного газопровода высокого давления вызвано необходимостью выполнения победителем Конкурса перечня работ, установленным техническим заданием Конкурсной документации, в частности: «…

1.5.

Сведения о составе и сроках выполнения работ

6. Состав работ:

  1. Подготовительные работы.
  2. Инженерно – геодезические изыскания;
  3. Инженерно – геологические изыскания (включая геофизические исследования: сейсмическое микрорайонирование и определение карстовой опасности);
  4. Инженерно – экологические изыскания;
  5. Инженерно – гидрометеорологические изыскания;
  6. Иные виды изысканий (при необходимости);
  7. Проектная документация (утверждаемая стадия);
  8. Проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов изыскательских работ и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта. Получение положительных заключений;
  9. Рабочая документация
  10. Оформление земельно – имущественных отношений.

…» (цитата).

Данная позиция представителей Заказчика указана в письменных возражениях Заказчика.

Учитывая приведенные Заказчиком, его представителями доводы, Комиссия приходит к следующими выводам.

В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В Конкурсной документации Заказчиком указано: «…

II.II.ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

№ п/п

Наименование

Информация

2.

Требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона

Требования к участникам закупки:

  1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки- требуется:
  • Участник закупки (Подрядчик) должен быть членом Саморегулируемой организации – Ассоциации (Некоммерческого партнерства) основанном на членстве лиц, осуществляющим архитектурно – строительное проектирование в области архитектурно-строительного проектирования, соответствующей требованиям, установленным п.3 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017). Членство в Саморегулируемой организации – Ассоциации (Некоммерческом партнерстве), основанном на членстве лиц, осуществляющим архитектурно – строительное проектирование не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч.4.1. ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017).

Членство  Участника в Саморегулируемой организации  - Ассоциации (Некоммерческом партнерстве) подтверждается  действующей на дату подачи заявки участником настоящего открытого конкурса выпиской из реестра членов СРО (Саморегулируемой организации -  Ассоциации) в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58.

…» (цитата).

Вместе с тем, учитывая пояснения Заказчика, представителей Заказчика о том, что наличие опыта у участника Конкурса  по выполнению изыскательских работ при выполнении проектных работ по реконструкции подземного газопровода высокого давления вызвано необходимостью выполнения победителем Конкурса перечня инженерных изысканий для подготовки проектной документации, Заказчик не установил в Конкурсной документации надлежащих требований о том, что в соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данные действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащих требований к участникам закупки, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/3303-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 04.09.2017 № 06/9786.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/3303-17
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

06.09.2017                                                                                              г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 06.09.2017 по делу №06/3303-17 по итогам рассмотрения жалобы Заявителя от 01.09.2017 № 01-17/555 (вх. №3713/09 от 01.09.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция подземного газопровода высокого давления 2-й категории Кировский район, с.Журавки (1-я очередь)» протяженностью 8,104 км (инв. № 05.03.2.00324)» (номер извещения 0575200000417000173) (далее — Конкурс), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Конкурсе;

- вернуть участникам закупки обеспечение поданных заявок на участие в Конкурсе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Конкурсе;

- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 06.09.2017 по делу №06/3303-17 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС);

- назначить новые дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новые дату и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей Конкурсной документации;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

2. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 06.09.2017 по делу №06/3303-17.

3. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика в срок до 13.10.2017 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

4. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 04.09.2017 № 06/9786.

В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны