Решение №06/1039 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 9 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №06/214-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

03.03.2016

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2016

Решение изготовлено в полном объеме   09.03.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Алупкинская больница» (далее — Заказчик) И. В. Сохина (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «Стрикта» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения  (шприцы, системы), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013                №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 29.02.2016 № 26 (вх. № 222/09 от 29.02.2016) на положения документации Заказчика об аукционе в электронной форме «Поставка изделий медицинского назначения  (шприцы, системы)» (номер извещения 0375200023916000011) (далее – Аукцион).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, включившего в одну закупку в числе прочих товаров, свободно продаваемых на товарном рынке, «Набор для инфузионной терапии» (позиция 9 технического задания), характеристики которого соответствуют только одному производителю «Vogt Medical», Германия, и не может быть предложен к поставке неограниченным числом поставщиков.

Крымским УФАС России принято Уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.03.2016 №06/907, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное в единой информационной системе.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – 24.02.2016;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 445 616,00 рублей;

4) дата окончания подачи заявок: 03.03.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей 06.03.2016, дата проведения Аукциона 09.03.2016.

1. В жалобе Заявитель указал, что «из положений аукционной документации следует, что Заказчик в числе прочих товаров, свободно продаваемых на товарном рынке, также указал товар - «Набор для инфузионной терапии» (позиция 9 технического задания), характеристики которого соответствуют только одному производителю «Vogt Medical», Германия.

Более того, в настоящее время «Набор для инфузионной терапии», с характеристиками, приведенными в техническом задании, реализуются только ограниченному кругу лиц через сеть региональных представителей «Vogt Medical».

При таких обстоятельствах, представляется, что товар - «Набор для инфузионной терапии» мог быть приобретен только путем проведения отдельной закупки без включения в нее каких-либо иных товаров» (цитаты из жалобы).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Вместе с тем, заказчик должен руководствоваться правилами описания объекта закупки, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации об электронном аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно извещению по закупке №0375200023916000011, документации об Аукционе Заказчиком закупаются изделия медицинского назначения:

Наименование товара

1

Шприц 2,0 3-х компонентный с приложенной иглой

2

Шприц 2,0 3-х компонентный

3

Шприц 5,0 3-х компонентный с приложенной иглой

4

Шприц 5,0 3-х компонентный

5

Шприц 10,0 3-х компонентный с приложенной иглой

6

Шприц трехкомпонентный 20,0 мл

7

Шприц 100 мл 3-х компонентный

8

Инфузионная система

9

Набор для инфузионной терапии

 

Шприцы предназначены для введения лекарственных веществ, инфузионная система предназначена для внутривенного введения инфузионных растворов, набор для инфузионной терапии предназначен для быстрого налаживания внутривенной инфузии через периферический внутривенный катетер по методике «всё из одного пакета». Учитывая изложенное, шприц и набор для инфузионной терапии не являются взаимозаменяемыми по функциональному применению.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании документации об Аукционе указал характеристики набора для инфузионной терапии, соответствующие только одному производителю «Vogt Medical», Германия.

Заказчик в доводы необоснованности жалобы Заявителя предоставил следующие возражения: «Функциональная и технологическая связь инфузионных систем, трансфузионных систем, наборов для инфузионной терапии и шприцов заключается в том, что данные товары используются для проведения таких манипуляций, как внутривенные инъекции и капельные инфузии (вливания), внутримышечные, внутри кожные и подкожные инъекции, а также переливание кровезаменителей, извлечение крови, используются вместе и подменяют друг друга, поэтому их объединение в один лот никак не нарушаем норм материального права. Необходимо отметить, что для больницы является очень важным одновременное поступление товара, объединенных в предмете настоящего аукциона. Многочисленная дробность приведет к несвоевременному поступлению одних изделий медицинского назначения и других, что отрицательным обратом отразится на деятельности учреждения (Заказчика), а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию экстренной медицинской помощи. При разработке документации мы устанавливаем требования не в целях получения определенного товара, а в целях соответствия закупаемого товара своим потребностям, при этом, при разработке документации об аукционе товар с данными требованиями не должен допустить ограничения количества участников размещения заказа. Нами был сделан запрос в ООО "Фогт Медикаль" о возможности предоставления коммерческого предложения для всех заинтересованных лиц на продукцию «Набор для инфузионной терапии». Ответ получен положительный, а именно, коммерческое предложение предоставляется всем заинтересованным лицам. При обосновании НМЦК нам поступили три коммерческих предложений, что также подтверждает отсутствие ограничения конкуренции. Исходя из того, что в данном наборе несколько составляющих, которые производятся разными фирмами и находятся в свободном доступе, а именно, в набор входят: 1) Инфузионная система, которая производится VOGT MEDIKAL.SFM. BBRAUN.KDM и т.д.; 2) Kaтетер, который производится например, TROGE. BBRAUN.APEXMED и т.д.; 3) Фиксирующая повязка, которая производится VOGT MEDIKAL. Медитек знамя труда и т.д., то любая компания, желающая поучаствовать в закупке, может собрать необходимый комплект из данных составляющих любым производителей, где изделия соответствуют характеристикам. Так как набор находится в единой стерильной упаковке, что наиболее удобно для использования в условиях стационара, то ключевым критерием при приеме товара будет служить стерильность набора. Таким образом, исходя из того, что данный набор может сформировать любая компания(поставщик), только при этом сделать его стерильным, то антимонопольное законодательство РФ соблюдается в полном объеме и запрос не обоснован, так как нет ограничений в предоставлении набора в том виде, который интересует заказчика» (цитаты из письменных возражений Заказчика от 02.03.2016 №227/03-16).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что техническое задание формировалось на основании пожеланий медицинского персонала, и не отрицал факт соответствия установленных характеристик закупаемого набора для инфузионной терапии параметрам наборов для инфузионной терапии выпускаемых компанией «Vogt Medical», т. к. оно является более приемлемым потребностям Заказчика.

При этом, представителем Заказчика не предоставлено доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод, что под запрашиваемые Заказчиком характеристики возможна поставка наборов для инфузионной терапии хотя бы двух производителей.

Учитывая приведенное, установление Заказчиком характеристик набора для инфузионной терапии соответствующих характеристикам наборов для инфузионной терапии, выпускаемых компанией «Vogt Medical», влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика по включению в одну закупку функционально не связанных между собой изделий медицинского назначения, установление в техническом задании документации об Аукционе требований к набору для инфузионной терапии соответствующих одному производителю, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, противоречат требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 2 статьи 8, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя нашли свое подтверждение.

2. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.

2.1. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара, поставка которого является предметом, контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований предусмотрена Законом о контрактной системе.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании данной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое содержит перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно Перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102, шприцы, устройства для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов внесены в указанный Перечень.

Таким образом, в отношении данных товаров Заказчик должен установить ограничения (запреты) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102.

Заказчик в извещении о проведении закупки №0375200023916000011 указал:

Информация об объекте закупки

Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами

Не установлены

 

Преимущества

…Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014  - 15 % …

Вместе с тем в документации об Аукционе Заказчик установил:

33

Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

 

   Установлены ограничения допуска товара, включенного в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предоставляются преференции в отношении  цены контракта в размере 15 процентов в порядке, установленном Приказом.

Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении закупке №0375200023916000011 и документации об Аукционе указана противоречивая информация в отношении условий, запретов и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, т.к. в извещении отсутствуют сведения об условиях, запрета и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государств (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102), а в документации об Аукционе - условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государств (Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155).

Бездействие Заказчика, не установившего ограничения допуска в отношении медицинских изделий, являющихся объектом закупки Аукциона, а также указание противоречивой информации в отношении условий, запретов и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства нарушают требования части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2. В силу части 5 стати 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.

В частности, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Вместе с тем, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе содержит ту же информацию, что и извещение о проведении электронного аукциона.

Комиссией установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе Заказчик указал количество товара, поставляемого участником во исполнение государственного контракта, заключенного по итогам Аукциона:

«…

Наименование товара

Ед. измер.

Кол-во 

1

Шприц 2,0 3-х компонентный с приложенной иглой

шт.

20 000

2

Шприц 2,0 3-х компонентный

шт.

5 000

3

Шприц 5,0 3-х компонентный с приложенной иглой

шт.

2 000

4

Шприц 5,0 3-х компонентный

шт.

1 000

5

Шприц 10,0 3-х компонентный с приложенной иглой

шт.

3 000

6

Шприц трехкомпонентный 20,0 мл

шт.

4 000

7

Шприц 100 мл 3-х компонентный

шт.

200

8

Инфузионная система

шт.

5 000

9

Набор для инфузионной терапии

шт.

500

…» (цитата документации об Аукционе).

При этом в извещении об осуществлении закупки №0375200023916000011, размещенном в единой информационной системе, Заказчик информацию о количестве поставляемого товара указал в количестве «1,00»:

«…Информация об объекте закупки

Наименование товара, работы, услуги

Код по ОКПД2

Единица измерения

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

Изделия медицинского назначения (шприцы, системы)

32.50.13.110

компл

1,00

445 616,00

445 616,00

Итого:

445 616,00

…» (цитата извещения об осуществлении закупки).

Таким образом, Заказчик в извещении указал не надлежащее количество поставляемого товара, являющегося предметом контракта, чем нарушил требования пункта 2 статьи 42, части 5 стати 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.3. В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией (данной части).

Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участнику закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Комиссия, проанализировав проект контракта, не установила наличия в нем условия о том, что в случае если контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, действия Заказчика по ненадлежащему установлению в проекте контракта обязательных условий, предусмотренных частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают требования частей 1, 13 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Заказчик в извещении о проведении Аукциона указал:

Требуется обеспечение исполнения контракта

 

Размер обеспечения исполнения контракта

22 280,00 Российский рубль

 

В пункте 30 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе Заказчик указал «Размер обеспечения исполнения контракта — 5% начальной (максимальной) цены контракта».

Комиссия, изучив проект контракта «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ № __________ на поставку изделий медицинского назначения (шприцов, систем)» документации об Аукционе (далее — проект контракта), не установила наличия в нем размера обеспечения исполнения контракта. Требования к обеспечению исполнения контракта Заказчик в проекте контракта изложил следующим образом: «…

6. Обеспечение исполнения Контракта

6.1. Размер обеспечения исполнения Контракта: (____________ ) руб.

6.2. Срок возврата Заказчиком Поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Поставщиком: трех рабочих дней со дня наступления события, послужившего основанием для возврата денежных средств (полное исполнение Поставщиком обязательств по Контракту; расторжение Контракта по Соглашению сторон и др.).

6.3. В ходе исполнения контракта Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта…» (цитата из проекта контракта).

Кроме того, в проекте контракта Заказчик не указал, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта размер и возможность обеспечения исполнения контракта банковской гарантией, нарушают требования частей 1, 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.6. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В Информационной карте документации об Аукционе Заказчик указал: «…

23

Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.

 Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений: 24 февраля 2016 года.

Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений: 29 февраля 2016 года.

24

Дата и время окончания срока  подачи заявок на участие в электронном аукционе

03 марта 2016 года 09 часов 00 минут (время Московское).

…» (цитата документации об Аукционе).

Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе не указал соответствующую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.

Действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе ненадлежащую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 3 статьи 14, частей 1, 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, части 5 стати 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, частей 1, 3 статьи 64, частей 1, 2 статьи 70, частей 1, 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/214-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.03.2016 №06/907.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №06/214-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

03.03.2016

г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 03.03.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  09.03.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 03.03.2016 по делу №06/214-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стрикта» от 29.02.2016 № 26 (вх. № 222/09 от 29.02.2016) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Алупкинская больница» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме «Поставка изделий медицинского назначения  (шприцы, системы)» (номер извещения 0375200023916000011) (далее – Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить Аукцион.

2. Заказчику в срок до 23.03.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

3. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.03.2016 №06/907.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны