Решение №06/12599 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 4 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/4113-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

01.11.2017                                                                                     г.  Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов Заказчика Н.В. Варенюк (по доверенности),

представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, -

рассмотрев жалобу Заявителя б/н, б/д (вх. №4698/09 от 27.10.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения в муниципальном образовании городской округ Керчь Республики Крым» (извещение №0175300011917000081) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), согласно Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в Конкурсной документации установлены ненадлежащие критерии и порядок оценки заявок участников на участие в Конкурсе.

2. Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования не к участникам закупки, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 27.10.2017 №06/12319, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт).

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик руководствовался требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 06.10.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

- начальная (максимальная) цена контракта – 4 000 000,00 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 27.10.2017 10:00, дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 27.10.2017 10:00; дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 30.10.2017;

- на участие в Конкурсе подано 3 заявки.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены ненадлежащие критерии и порядок оценки заявок участников на участие в Конкурсе.

В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила от 28.11.2013 №1085).

Согласно пункту 4 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

В соответствии с положениями пункта 8 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта».

Заказчик в Конкурсной документации установил: «…

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ

В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Оценка заявок на участие в открытом конкурсе:

1. В целях определения победителя открытого конкурса комиссия по осуществлению закупок производит оценку заявок на участие в открытом конкурсе, которые не были отклонены. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

2. Используемые для определения победителя открытого конкурса критерии оценки и величины их значимости указаны в РАЗДЕЛЕ «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ».

3. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется путем сопоставления их итоговых рейтингов. Итоговый рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе вычисляется как сумма рейтингов заявки по каждому критерию оценки.

4. Рейтинг заявки по критерию оценки представляет собой оценку в баллах, получаемую участником открытого конкурса по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки. Дробное значение рейтинга заявки по критерию оценки заявки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

5. Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

6. На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

7. Заявке на участие в открытом конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

8. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе, содержащих такие же условия.

9. Победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен первый номер.

Оценка заявок по критерию «Цена контракта»

Количество баллов, присуждаемых по критерию «Цена контракта» (ЦБi), определяется по формуле:

а) в случае если ,

,где

 - предложение участника конкурса, заявка которого оценивается;

 - минимальное предложение из предложений по данному критерию оценки, сделанных участниками конкурса;

 

б) в случае если ,

,где

 - максимальное предложение из предложений по данному критерию, сделанных участниками конкурса.

 

Оценка заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»

Для оценки заявок по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» используется 100-балльная шкала оценки.

Конкурсная комиссия оценивает предложение участника открытого конкурса на соответствие:

- содержания предложения объекту закупки;

- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;

- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.

Баллы по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» присваиваются следующим образом:

100 баллов: при наличии (предоставлении) предложения по методологии выполнения работ; календарному плану выполнения работ; составу и структуре работ; технологии проведения работ; используемых средств измерения при проведении работ; организация охраны труда и окружающей среды при производстве работ.

50 баллов: при наличии (предоставлении) предложения по методологии выполнения работ; составу и структуре работ; технологии проведения работ; используемых средств измерения при проведении работ; организация охраны труда и окружающей среды при производстве работ.

25 баллов: при наличии (предоставлении) предложения по методологии выполнения работ; календарному плану выполнения работ; составу и структуре работ; используемых средств измерения при проведении работ; организация охраны труда и окружающей среды при производстве работ.

0 баллов: в случае если описание качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки будет копией ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ, а также несоответствия данного описания (полностью или частично) законодательству Российской Федерации.

Количество баллов, присваиваемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по осуществлению закупок, присуждаемых заявке по данному критерию.

Для проведения экспертной оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики выполняемых работ» заказчик вправе привлечь независимого эксперта (экспертную организацию) в данной сфере.

…» (цитата).

Согласно пункту 3 Правил от 28.11.2013 №1085 «оценка» — процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил от 28.11.2013 №1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил от 28.11.2013 №1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в частности:

предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.

Кроме того, порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание понятий «предложения по методологии выполнения работ», «организация охраны труда и окружающей среды» и прочее, позволяющее определить наличие положительной и/или отрицательной информации о деловой репутации участников закупки, и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".

Данные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правила от 28.11.2013 №1085 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В жалобе Заявитель указывает: «…В особых условиях технического задания установлено: «Руководители бригад, проводящих полевые работы, обязаны за 7 дней до начала работ проинформировать Заказчика о намечаемых работах и представить Заказчику:

- документы (свидетельство о поверке), подтверждающие готовность передвижных лабораторий, приборов м оборудования к выполнению работ;

- Ф.И.О. руководителя бригады, номер контактного телефона.

Ответственные лица Заказчика перед началом выполнения работ должны проверить наличие приборов и оборудования на лаборатории для выполнения работ, указанных в настоящем Техническом задании, и свидетельств о поверке на них.».

В тоже время п. 3.1 проекта контракта предусматривает: «3.1. Выполнение работ осуществляется в срок с даты заключения контракта в течении 45 дней (сорока пяти) календарных дней.

Таким образом, заказчиком установлено требование не к участнику закупки (его сотруднику), а также возлагает обязанности на таких третьих лиц ранее срока выполнения работ по контракту…» (цитата жалобы).

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии и не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что данным условием Заказчик ограничил круг участников Аукциона.

Комиссия, выслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

3. Внеплановая проверка процедуры закупки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссией не проводится ввиду проведения данной проверки при рассмотрении материалов дела №06/4103-17 по жалобе ООО «АвтоДорСервис» на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По результатам проверки Комиссия решением от 01.11.2017 по делу №06/4103-17 признала Заказчика нарушившим требования частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50, подпункта г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Правила № 1085, пункта 5 Правил от 30.08.2017 № 1042

Заказчику выдано предписание от 01.11.2017 по делу №06/4103-17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в части отмены протоколов Конкурса, приведения Конкурсной документации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 01.11.2017 по делу №06/4103-17 и осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Решением от 01.11.2017 по делу №06/4103-17 материалы дела №06/4103-17 переданы соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правила от 28.11.2013 №1085.

3. Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, т.к. по установленным нарушениям выдано предписание по делу №06/4103-17.

4. Материалы по делу №06/4113-17 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, в виду передачи материалов дела №06/4103-17.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 27.10.2017 №06/12319.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны