Решение №06/1388 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 22 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/258-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

16.03.2016                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 16.03.2016

Решение изготовлено в полном объеме   21.03.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус» (далее – Заказчик) А. М. Швейкуса (генеральный директор),
М. А. Щукиной (по доверенности);

акционерного общества «Электротехническая компания «Плутон» (далее – Заявитель) Т. В. Шевченко (по доверенности), –

рассмотрев жалобу Заявителя от 03.03.2016 №048 (вх. №257/09 от 04.03.2016) на действия Заказчика при проведении закупки у единственного исполнителя «Выполнение и сдача Заказчику Проектной документации, прошедшей Государственную экспертизу и Рабочий проект по объекту «Реконструкция контактной сети ГУП РК «Крымтроллейбус»» (номер извещения 31603266515) (далее — закупка №31603266515), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки №31603266515. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в осуществлении закупки у единственного исполнителя, тем самым ограничив круг участников закупки.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 09.03.2016 №06/1047, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru).

Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 15:30 15.03.2016. Комиссией объявлен перерыв до 16:00 16.03.2016 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.

В ходе заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении закупки №31603266515 Заказчик руководствовался постановлением Совета министров Республики Крым от 04.02.2015 №25
«Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым в 2015 году» (с изменениями) (далее — Положение о закупках на территории Республики Крым в 2015 году).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус», утвержденным приказом и.о. генерального директора
ГУП РК «Крымтроллейбус»от 09.10.2015 №351 (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении исполнителя:

- извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком на официальном сайте — 01.02.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – закупка у единственного поставщика;

- начальная (максимальная) цена договора 610 000 000,00 российских рублей;

- победителем закупки №31603266515 определено ООО «СИТИ ЭЛЕКТРОТРАНС» с ценой договора 610 000 000,00 российских рублей.

В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик необоснованно осуществил закупку №31603266515 у единственного исполнителя.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В статье 19 Положения о закупке Заказчик установил случаи закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):

«19.2. Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика может осуществляться в следующих случаях:

19.2.1. Закупка товаров, работ, услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий или для удовлетворения срочных потребностей Предприятия вследствие чрезвычайного события, в связи с чем применение иных способов Закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно.

19.2.2. Закупка товаров, работ, услуг, которые могут быть получены только от одного поставщика, подрядчика, исполнителя. Критерием, позволяющим осуществлять Закупку в соответствии с настоящим пунктом, является, в том числе, один из следующих:

19.2.2.1. Товары производятся, работы выполняются, услуги оказываются по уникальной технологии, либо товары, работы, услуги обладают уникальными свойствами, что подтверждено соответствующими документами.

19.2.2.2. Поставщик, подрядчик, исполнитель закупаемых товаров, работ, услуг является субъектом естественной монополии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

19.2.2.3. Поставщик, подрядчик, исполнитель закупаемых товаров, работ, услуг, установленных п. 19.2.2.1. настоящего Положения, является единственным официальным дилером поставщика, подрядчика, исполнителя, указанных товаров, работ, услуг.

19.2.2.4. Поставщик, подрядчик, исполнитель закупаемых товаров, работ, услуг является единственным поставщиком, подрядчиком исполнителем в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением поставщика, подрядчика, исполнителя из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

19.2.2.5. Поставщик, подрядчик, исполнитель закупаемых товаров, работ, услуг или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и наличие иного поставщика, подрядчика, исполнителя невозможно по условиям гарантии.

19.2.2.6. Договор заключается Предприятием по результатам торгов (иных процедур), в которых Предприятие принимало участие, в том числе торгов (иных процедур) на право заключения договора.

19.2.2.7. Заключение договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, Закупка которых иным способом признана несостоявшейся по основаниям, установленным настоящим Положением.

19.2.3. Когда необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика (подрядчика, исполнителя) нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность и взаимосвязь с первоначальной закупкой с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками не превышает 30 (тридцати) процентов первоначального объема (в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям) с сохранением начальных цен за единицу продукции), разумность цены и непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым. Ограничение в 30% может быть снято только по согласованию с директором.

19.2.4. В случаях необходимости увеличения более чем на 30 (тридцать) процентов от стоимости всех предусмотренных договором товаров, работ, услуг потребности в таких товарах, работах, услугах, на поставку, выполнение, оказание которых заключен договор, такие изменения допускаются исключительно по особому решению Комиссии, при условии предоставления аргументированного обоснования необходимости такого увеличения организатором размещения заказа, согласованного с директором и резолюцией председателя Комиссии о включении в повестку очередного заседания.

19.2.5. Продление срока действия договора заключенного ранее по фиксированным ценам за единицу продукции, услуги, работы, осуществляется по согласованию с генеральным директором;

19.2.6. Осуществляется закупка у поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации или актом Правительства Российской Федерации, одобренным на заседании Правительства Российской Федерации, или Указом Главы Республики Крым;

19.2.7. Выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;

19.2.8. Осуществляется закупка на сумму, не превышающую сто тысяч рублей.

19.2.9.При приобретении товаров и иного имущества по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени (например, в случае приобретения товара у поставщика, ликвидирующего свою хозяйственную деятельность, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, который распродаёт имущество по соглашению с кредиторами, или согласно аналогичным или иным случаям, когда поставщик, в силу каких-либо обстоятельств предоставляет значительные кратковременные скидки и так далее), в случае, если этим не нарушаются положения Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

19.2.10.Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными Предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

19.2.11. Осуществляется оказание услуг энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

19.2.12.  Осуществляется приобретение материальных носителей, в которых выражены объекты интеллектуальной собственности в случае, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу.

19.2.13. Заключение гражданско-правовых договоров о выполнении работ, оказании услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), в том числе нотариусами, адвокатами;

19.2.14. Заключается договор на оказание услуг по авторскому контролю над разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами, а также на проведение технического и авторского надзора за проведением работ авторами проекта;

19.2.15. Осуществляется расходование денежных средств, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

19.2.16. Возникла потребность в закупке услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств, гостиничное обслуживание, наем жилого помещения;

19.2.17.  Возникла потребность в получении банковских гарантий;

19.2.18. Возникла потребность заключения договора с кредитной организацией (Банком) направленная на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек Предприятия;

19.2.19. Предприятие  является исполнителем по заключенному договору, для исполнения которого необходимо осуществить закупку продукции;

19.2.20 Осуществляются обязательные платежи, установленные законом (налоги, сборы, пошлины), штрафы, пени, неустойки по заключенным договорам, а также выплачиваемые в соответствии с решениями уполномоченных государственных органов;

19.2.21. Оказание услуг мобильной и оптоволоконной связи;

19.2.22. Возникла потребность в направлении работников Предприятия на курсы по повышению квалификации;

19.2.23. Осуществляется заключение договора об оказании услуг нотариусом

19.2.24. Осуществляется заключение договора об оказании услуги по обучению, повышению квалификации работников Предприятия, (семинары, конференции, дополнительное обучение); осуществляется заключение договора об оказании услуг по участию работников Предприятия в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах.

19.2.25. В случае, если закупка должна быть проведена в кратчайшие сроки (аварийность объекта, неотложная закупка по иным срочным основаниям).

19.2.26. Осуществляется заключение договора об организации расчётно-кассового обслуживания Предприятия, в том числе:

- об открытии и ведении банковского счета;

- об организации дистанционного банковского обслуживания, в том числе без открытия банковского счета;

- об инкассации, приёму и зачислению наличных денежных средств;

- об организации зарплатных проектов;

- о выпуске и обслуживании корпоративных пластиковых карт;

- об организации различных режимов перечисления денежных средств между счетами Предприятия;

- прочие договоры об организации расчётно-кассового обслуживания Предприятия.

19.2.27. Заключение договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, Закупка которых иным способом признана несостоявшейся по основаниям, установленным настоящим Положением» (цитата Положения о закупках).

Согласно извещению о закупке №31603266515 предметом закупки является Выполнение и сдача Заказчику Проектной документации, прошедшей Государственную экспертизу и Рабочий проект по объекту «Реконструкция контактной сети ГУП РК «Крымтроллейбус».

Учитывая приведенное, предмет закупки №31603266515 не подпадает под случаи закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, услуг), определенных Положением о закупках.

Действия Заказчика, необоснованно осуществившего закупку №31603266515 у единственного исполнителя, нарушают требования части 3 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что источником финансирования закупки №31603266515 является субсидия на осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности. Учитывая приведенное, закупка №31603266515 осуществлялась Заказчиком в соответствии с требованиями статьей 15, 112 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями) (далее — Закона о контрактной системе) и Положения о закупках на территории Республики Крым в 2015 году, что нашло отражение в договоре от 30.12.2015 №386/01-06, заключенном Заказчиком с ООО «Сити электротранс».

В силу части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Вместе с тем, частью 33 статьи 112 Закона о контрактной системе определено, что до 31 декабря 2015 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Таким образом, законодатель определил разделил нормативные правовые акты регламентирующие закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым в 2015 году:

- в одном случае — Закон о контрактной системе;

- во втором — порядок закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым (Положение о закупках на территории Республики Крым в 2015 году).

Учитывая приведенное выше, положения части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе не содержит норм, позволяющих осуществлять закупки товаров, работ, услуг на основании иных нормативных правовых актах (на основании Положения о закупках на территории Республики Крым в 2015 году) кроме как на основании Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик не осуществил закупку №31603266515 в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/258-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 09.03.2016 №06/1047.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание
по делу №06/258-16
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

16.03.2016                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 16.03.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  21.03.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 16.03.2016 по делу №06/258-16 по итогам рассмотрения жалобы акционерного общества «Электротехническая компания «Плутон» от 03.03.2016 №048 (вх. №257/09 от 04.03.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус» (далее — Заказчик) при проведении закупки у единственного исполнителя «Выполнение и сдача Заказчику Проектной документации, прошедшей Государственную экспертизу и Рабочий проект по объекту «Реконструкция контактной сети ГУП РК «Крымтроллейбус»» (номер извещения 31603266515) (далее — закупка №31603266515), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить закупку №31603266515.

2. Заказчику провести закупку «Выполнение и сдача Заказчику Проектной документации, прошедшей Государственную экспертизу и Рабочий проект по объекту «Реконструкция контактной сети
ГУП РК «Крымтроллейбус»» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями).

4. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика в срок до 08.04.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 09.03.2016 №06/1047.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны