Решение №06/13942 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о... от 20 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/4273-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

14.11.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Уполномоченного органа Е. В. Купаревой (по доверенности),

Заказчика З. Ш. Водотыки (по доверенности),

Представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 07.11.2017 (вх. №4853/09 от 08.11.2017) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция систем обеззараживания на ВОС г. Керчь»» (номер извещения 0175200000417000500) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), согласно Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе  требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям (по позициям: бетон тяжелый класс В20, бетон тяжелый класс В7,5, бетон тяжелый класс В15, розетка штепсельная, полотно иглопробивное, замок, листы гипсокартонные, грунтовка, кран шаровый, смесь асфальтобетонная, люк чугунный тяжелый) значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства а также противоречат требованиям ГОСТов, локальной смете, что нарушает требования Закона о контрактной системе, приводит к невозможности сформировать и подать заявку на участие в Аукционе, а также вводит участников закупки в заблуждение.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 09.11.2017 №06/12756, направленное Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 15:20 13.11.2017. На основании пункта 3.32 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14 по собственной инициативе Комиссии для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 15:20 14.11.2017.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте — 20.10.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 140 487 880,00 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 08.11.2017 08:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 14.11.2017, дата проведения Аукциона: 17.11.2017;

- на участие в Аукционе подана 1 заявка – признана соответствующей;

- Аукцион признан несостоявшимся.  

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе  установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям (по позициям: бетон тяжелый класс В20, бетон тяжелый класс В7,5, бетон тяжелый класс В15, розетка штепсельная, полотно иглопробивное, замок, листы гипсокартонные, грунтовка, кран шаровый, смесь асфальтобетонная, люк чугунный тяжелый) значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства а также противоречат требованиям ГОСТов, локальной смете, что нарушает требования Закона о контрактной системе, приводит к невозможности сформировать и подать заявку на участие в Аукционе, а также вводит участников закупки в заблуждение.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать следующую информацию:

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлено следующее требование о соответствии товаров, используемых при выполнении работ по указанным Заявителем в жалобе, например: «…

Бетон тяжелый, класс В20. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015. В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент по ГОСТ 31108-2016. Допускается использовать шлакопортландцемент в качестве вяжущего материала по ГОСТ 31108-2016. В качестве крупных заполнителей для бетонов необходимо применять щебень или гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. В качестве мелкого заполнителя для бетона необходимо применять природный песок. Песок природный, применяемый в качестве мелкого заполнителя должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. Щебень, в случае его применения в качестве крупного заполнителя, должен быть из осадочных пород. Наибольшая крупность заполнителя: 20 мм. Применяемый цемент: ЦЕМ I - ЦЕМ III.

 

Бетон тяжелый, класс В7,5. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015. В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент по ГОСТ 31108-2016. Допускается использовать шлакопортландцемент в качестве вяжущего материала по ГОСТ 31108-2016. В качестве крупных заполнителей для бетонов необходимо применять щебень или гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. В качестве мелкого заполнителя для бетона необходимо применять природный песок. Песок природный, применяемый в качестве мелкого заполнителя должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. Щебень, в случае его применения в качестве крупного заполнителя, должен быть из осадочных пород. Наибольшая крупность заполнителя: 20 мм. Применяемый цемент: ЦЕМ I - ЦЕМ III.

 

Бетон тяжелый, класс В15. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015. В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент по ГОСТ 31108-2016. Допускается использовать шлакопортландцемент в качестве вяжущего материала по ГОСТ 31108-2016. В качестве крупных заполнителей для бетонов необходимо применять щебень или гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. В качестве мелкого заполнителя для бетона необходимо применять природный песок. Песок природный, применяемый в качестве мелкого заполнителя должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. Щебень, в случае его применения в качестве крупного заполнителя, должен быть из осадочных пород. Наибольшая крупность заполнителя: 20 мм. Применяемый цемент: ЦЕМ I - ЦЕМ III.

Бетон тяжелый, класс В7,5. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015. В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент по ГОСТ 31108-2016. Допускается использовать шлакопортландцемент в качестве вяжущего материала по ГОСТ 31108-2016. В качестве крупных заполнителей для бетонов необходимо применять щебень или гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. В качестве мелкого заполнителя для бетона необходимо применять природный песок. Песок природный, применяемый в качестве мелкого заполнителя должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. Щебень, в случае его применения в качестве крупного заполнителя, должен быть из осадочных пород. Наибольшая крупность заполнителя: 10 мм. Применяемый цемент: ЦЕМ I - ЦЕМ III.

 

Бетон тяжелый, класс В15. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015. В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент по ГОСТ 31108-2016. Допускается использовать шлакопортландцемент в качестве вяжущего материала по ГОСТ 31108-2016. В качестве крупных заполнителей для бетонов необходимо применять щебень или гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. В качестве мелкого заполнителя для бетона необходимо применять природный песок. Песок природный, применяемый в качестве мелкого заполнителя должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. Щебень, в случае его применения в качестве крупного заполнителя, должен быть из осадочных пород. Наибольшая крупность заполнителя: 40 мм. Применяемый цемент: ЦЕМ I - ЦЕМ III.

…» (цитаты).

Согласно требованиям межгосударственного стандарта «ГОСТ 31108-2016 Цементы общестроительные. Технические условия», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1361-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31108-2016 и введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г. (далее – ГОСТ 31108-2016), установлено: «…

5.2 По вещественному составу цементы подразделяют на пять типов:

- ЦЕМ I - портландцемент;

- ЦЕМ II - портландцемент с минеральными добавками;

- ЦЕМ III - шлакопортландцемент;

- ЦЕМ IV - пуццолановый цемент;

- ЦЕМ V - композиционный цемент.

…» (цитата ГОСТ 31108-2016).

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, ответы на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком на официальном сайте, установила ненадлежащее описание Заказчиком товаров, используемых при выполнении работ, указанных Заявителем в жалобе по позициям: бетон тяжелый класс В20, бетон тяжелый класс В7,5, бетон тяжелый класс В15, бетон тяжелый класс В7,5 в части указания Заказчиком требования на возможность применения портландцемента с минеральными добавками (ЦЕМ II), но без конкретизации выбора минеральных добавок, чем нарушены требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалов, применяемых при изготовлении такого товара.

Данные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

На заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлены объективных доказательств и документально не подтверждены доводы, изложенные в жалобе, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством установления требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов по позициям: розетка штепсельная, полотно иглопробивное, замок, листы гипсокартонные, грунтовка, кран шаровый, смесь асфальтобетонная, люк чугунный тяжелый и невозможности формирования заявки на участие в электронном аукционе ввиду установления таких требований.

Учитывая приведенное, доводы жалобы Заявителя являются частично обоснованными.

2. Внеплановая проверка процедуры закупки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссией не проводится ввиду проведения данной проверки при рассмотрении материалов дела №06/4241-17 по жалобе ООО «Аквапрув» на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По результатам проверки Комиссия решением от 14.11.2017 по делу №06/4241-17 признала Заказчика нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Предписание Заказчику не выдано в виду того, что выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Решением от 14.11.2017 по делу №06/4241-17 материалы дела №06/4241-17 переданы соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать т.к. выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Материалы по делу №06/4273-17 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, в виду передачи материалов дела №06/4241-17.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 09.11.2017 №06/12756.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны