Решение №06/1498 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 13 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/311-17
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.02.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участи представителей интересов:

акционерного общества «Санаторий «Ай-Петри» (далее — Заказчик,
АО «Санаторий «Ай-Петри») К. И. Лебедевой (по доверенности), А. Ю. Шматова (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Межконтиненталь Корпорация» (далее — Заявитель, ООО «Межконтиненталь Корпорация»)
В. Ю. Груздевой (по доверенности), –

рассмотрев жалобу Заявителя б/д, б/н (вх. №349/09 от 16.02.2017) на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме «Выполнение работ по реконструкции фасада и балконов корпуса № 10» для нужд АО «Санаторий «Ай-Петри» (номер извещения 31704792879) (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, указавшим в документации о Запросе предложений ненадлежащие критерии оценки заявок участников закупки.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 17.02.2017 №06/1130, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Санаторий «Ай-Петри», утвержденного решением Совета директоров АО «Санаторий «Ай-Петри» (протокол №1 от 19.01.2017) (далее — Положения о закупках), документацией о Запросе предложений.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положением о закупках предусмотрена возможность определения поставщика (подрядчика, исполнителя) таким способом закупки как запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте —14.02.2017;

- способ размещения закупки — запрос предложений в электронной форме;

- дата и время окончания подачи заявок: 22.02.2017 в 09:00; дата и время рассмотрения заявок: 22.02.2017 в 13:00; дата и время подведения итогов: 22.02.2017 в 14:00;

- начальная (максимальная) цена договора – 5 822 909,42 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на то, что в документации о Запросе предложений указаны ненадлежащие критерии оценки заявок участников закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках);

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Положением о закупках определено: «…

40. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений

 

40.1. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется в следующем порядке:

- проведение отборочной стадии;

- проведение оценочной стадии.

40.2. Отборочная стадия.

40.6. Оценочная стадия. В рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика с целью определения победителя или в предварительном ранжировании до переторжки.

40.7. Оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.

40.8. Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 (пятнадцать) процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

40.9. Отборочная и оценочная стадии могут совмещаться (проводиться одновременно).

…» (цитата Положения о закупках).

Таким образом, в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках оценка заявок участников на участие в Запросе предложений осуществляется по критериям и в порядке, которые указаны в документации о Запросе предложений.

В соответствии с Положением о закупках: «…

 

36. Документация о проведении запроса предложений

36.3. В документации о проведении запроса предложений должны быть указаны следующие сведения:

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, методика оценки предложений участников закупки, порядок расчета рейтинга каждой заявки, сведения и документы, которые подлежат оценке и сопоставлению.

…» (цитата Положения о закупках).

При этом в приложении 1 к Положению о закупках указано: «…

 

Порядок оценки заявок, предложений участников процедуры закупки

 

1. Настоящий Порядок оценки заявок, предложений участников процедуры закупки определяет порядок оценки заявок, предложений на участие в закупке (далее - Порядок), содержание и значимость критериев оценки заявок, предложений, осуществляемых Единой комиссией (далее – Комиссия) в целях выявления лучших условий исполнения договора.

2. Оценка заявок, предложений осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок, предложений:

1) цена договора;

2) цена договора за единицу товара, услуги, работы;

3) срок (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

4) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

5) качество работ, услуг;

6) квалификация участника процедуры закупки;

7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг;

8) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

9) расходы на эксплуатацию товара;

10) расходы на техническое обслуживание товара;

11) иные критерии, предусмотренные документацией о закупке.

…» (цитата Положения о закупках).

Таким образом, согласно Положению о закупках перечень критериев оценки заявок на участие в Запросе предложений не является исчерпывающим.

В разделе 1 «ОБЩАЯ ЧАСТЬ» документации о Запросе предложений Заказчиком установлено: «…

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

2.12. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений

2.12.9. Оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.

2.12.10. Критериями оценки и сопоставления заявок являются: критерий № 1 — «Цена договора»; критерий № 2 — «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов (ИТР), привлекаемых для выполнения работ»; № 3 — «Срок выполнения работ»; критерий № 4 — «Деловая репутация».

2.12.11. В рамках оценочной стадии заказчик оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, учитывая критерии, определенные настоящей документации, в следующем порядке:

 

1. Для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

- для критерия «1» - 50% - K1;

- для критерия «2» - 15% - K2;

- для критерия «3» - 20% - K3;

- для критерия «4» - 15% - К4.

 

2. Совокупная значимость всех критериев составляет 100%.

Для получения итогового рейтинга по каждой заявке, рейтинг, присуждаемый і-ой заявке умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

2.1. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по формуле:

где:

Rai –рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию.

Ai – значение критерия «Цена договора» i-ого Участника закупки.

K1 – значимость критерия.

Amax – начальная (максимальная) цена договора, (представляется в настоящей документации).

 

2.2. Рейтинг, присуждаемый і-ой заявке по критерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов (ИТР ), привлекаемых для выполнения работ», определяется по формуле:

где:

K2 – значимость критерия.

Rci – рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию.

Ci – количество копий документов дипломированных руководителей и ключевых специалистов в организации, предоставленных Участником закупки;

Cmax – максимальное количество копий документов  дипломированных руководителей и ключевых специалистов в организации из всех предложенных, Участниками закупки.

 

2.3. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Срок выполнения работ», определяется по формуле:

где:

K3°– значимость критерия.

Pni°– рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию.

Ti°– предложение участника закупки по сокращению количества дней  срока выполнения работ по сравнению с установленным Заказчиком; Срок выполнения работ  установлен заказчиком  до 10 июня 2017 года

Tmax°– максимальное количество дней  сокращения срока выполнения работ из всех предложенных Участниками закупки.

 

2.4. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Деловая репутация», определяется по формуле:

где:

Pci – рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию.

K4 – значимость критерия.

Tpi – предложение i-ого Участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 

Tpmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения деловой репутации, участник запроса предложений  в составе заявки на участие в закупке предоставляет следующие документы (копии):

- копии благодарственных писем (или положительных отзывов), содержащих информацию об оказании Участником закупки  работ  по выполнению ремонтно-строительных работ. 

 

3. Итоговый рейтинг для каждой заявки определяется как сумма рейтингов заявки на участие в закупке по каждому критерию, рассчитанных в соответствии с указанным выше порядком.

4. Исходя из значений итоговых рейтингов заявок на участие в закупке, комиссия по подведению итогов закупки отдельно присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер.

 

5. Первый порядковый номер присваивается заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг.

 

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Исходя из положений Положения о закупках «оценка» — процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 3 приложения №1 Положения о закупках предусмотрено, что рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Значимость критериев определяется в процентах. Сумма значимостей всех критериев, предусмотренных порядком оценки и сопоставления заявок, предложений на участие в закупке, установленным в документации о закупке должен составлять 100 (сто) процентов. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100 (сто).

При этом пунктом 4 приложения №1 Положения о закупках определено, что оценка заявок, предложений производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в документации о закупке, в соответствии с Положением о закупках.

На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в частности:

предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Единой комиссией Заказчика и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Единой комиссией Заказчика.

Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов (ИТР ), привлекаемых для выполнения работ» при определении рейтинга заявки участника Запроса предложений установлен Заказчиком ненадлежащее, поскольку положения документации о Запросе предложений не содержат количественного и качественного выражения предоставленных участником требуемых Заказчиком предложений, а именно: не определена степень детализации, связанности и полноты описания в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2.12.11 раздела 1 «ОБЩАЯ ЧАСТЬ» документации о Запросе предложений, — по показателю «копий документов дипломированных руководителей и ключевых специалистов в организации», а именно: не определены количественные и качественные критерии оценки «…дипломированные…» (участник с целью получения максимального рейтинга в составе документов заявки на участие в закупке предоставляет дипломы о получении образования в учебных заведениях, и/или о прохождении курсов повышения квалификации, и/или об участии в профессиональных конференциях (семинарах), и/или иные документы, имеющие наименование «диплом», и которые в последствие будут оценены Единой комиссией Заказчика), «…руководителей…» (Заказчиком не определено содержание «руководителей»: будет ли Единой комиссией Заказчика учтены в качестве руководителя участника закупки сотрудник, руководящие финансовыми, экономическими и/или информационными подразделениями организации, физические лица, в ходящие в состав наблюдательных и совещательных органов управления юридических лиц, или только руководитель исполнительного органа данной организации), «…ключевых специалистов…» (Заказчиком не определено содержание «ключевой»: будет ли Единой комиссией Заказчика учтены в качестве ключевых работников участника закупки сотрудники, обслуживающие, например, строительное оборудование и технику, или только главный инженер данной организации).

При этом порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки «Срок выполнения работ» при определении рейтинга заявки участника Запроса предложений установлен Заказчиком ненадлежащее, поскольку положения документации о Запросе предложений содержит следующие сроки выполнения работ:

- «до 10 июня 2017 года» (цитата подпункта 2.3 пункта 2.12.11 раздела 1 «ОБЩАЯ ЧАСТЬ» документации о Запросе предложений);

- «10 июня включительно» (цитата пункта 11 раздела 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ» документации о Запросе предложений);

- «31» мая 2017 г.» (цитата пункта 1.3 проекта договора, являющегося приложением №2 к документации о Запросе предложений).

Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки не позволяет выявить лучшее описание таких критериев, поскольку положения документации о Запросе предложений не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат представлению участниками и, соответственно, подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения максимального рейтинга заявки на участие в Запросе предложений в оценки по нестоимостным критериям оценки.

Действия Заказчика, не установившего в документации о Запросе предложений надлежащие критериев оценки заявок участников закупки, нарушают требования пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/311-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 17.02.2017 №06/1130.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/311-17
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.02.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 28.02.2017 по делу №06/311-17 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Межконтиненталь Корпорация» (далее – Заявитель) б/д, б/н (вх. №349/09 от 16.02.2017) на действия акционерного общества «Санаторий «Ай-Петри» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме «Выполнение работ по реконструкции фасада и балконов корпуса № 10» для нужд АО «Санаторий «Ай-Петри» (номер извещения 31704792879) (далее — Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику:

- привести документацию о Запросе предложений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров работ, услуг, отдельными видами юридических лиц и с учетом решения от 28.02.2017 по делу №06/311-17 и разместить измененную документацию о Запросе предложений на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт);

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Запросе предложений, а также обеспечение поданных заявок;

- назначить новые дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новые дату и время рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новые дату и время подведения итогов Запроса предложений, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новых дате и времени рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений и новых дате и времени подведения итогов Запроса предложений. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации о Запросе предложений;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе предложений, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Запросе предложений, о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новых дате и времени рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новых дате и времени подведения итогов Запроса предложений, а также о возможности подать новые заявки на участие в Запросе предложений.

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность Заказчику выполнить пункт 1 данного предписания.

3. Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Санаторий «Ай-Петри», утвержденным решением Совета директоров
АО «Санаторий «Ай-Петри» (протокол №1 от 19.01.2017), и с учетом решения от 28.02.2017 по делу №06/311-17.

4. Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 31.03.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 17.02.2017 №06/1130.

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны