Решение №06/1751 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 2 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/366-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

29.03.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2016

Решение изготовлено в полном объеме   01.04.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (далее — Заказчик)                             М. С. Гончаренко (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ» (далее — Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заказчик уведомлен надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 18.03.2016 № ИСХ25/2016 (вх. №365/09 от 21.03.2016) на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений «Образовательный центр высоких медицинских технологий с инжиниринговой составляющей «Центр Медицинской науки КФУ». Строительство (г. Симферополь, бул. Ленина, 5/7)» (извещение № 31603392347) (далее — Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации по проведению Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчик не установил требование к перечню видов работ, допуск к которым должен иметь участник, указанных в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией.
  2. Заказчик установлением для оценки заявок участников подкритерия 3 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 2010 года по 2016 год», который оценивается в зависимости от количества контрактов (договоров) на выполнение участником работ по строительству зданий образовательных и медицинских учреждений, успешно введенных в эксплуатацию, ограничил участие в Запросе предложений подрядчиков, имеющих опыт строительства иных объектов.
  3. Заказчик в техническом задании документации не установил возможность использования эквивалентов (аналогов) материалов, используемых при проведении работ.

Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 21.03.2016 № 06/1382, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное в единой информационной системе.

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 28.03.2016 12:00. В связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией объявлен перерыв до 12:00 29.03.2016.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком, заслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», утвержденным Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» 16.01.2015 протокол №1 (в редакции с изменениями, утвержденными Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» от 26.03.2015 протокол № 2, от 22.07.2015 протокол №3) (далее - Положение о закупках). 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 04.03.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый запрос предложений;

3) дата и время окончания подачи заявок: 21.03.2016 09:30, дата и время рассмотрения заявок: 23.03.2016 12:00, дата и время подведения итогов: 23.032.2016 12:00;

4) начальная (максимальная) цена контракта – 119 898 010,00 российских рублей;

5) на участие в Запросе предложений поданы 2 заявки.

1. Согласно доводу Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о закупках в документации Запроса предложений «не установил требование к перечню видов работ, допуск к которым должен иметь участник, указанных в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, в связи с чем имеется риск субъективного подхода комиссии по осуществлению закупок к рассмотрению заявок участников» (цитаты из жалобы).

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Предметом договора по Запросу предложений являются строительные работы.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил: «Документацией было установлено требование о наличии у участника выданного саморегулируемой организацией соответствующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства в соответствии с требованиями части 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что соответствует вышеперечисленным нормам. Перечисление в документации конкретного перечня работ, которые должны быть в свидетельстве не является обязательным требованием» (цитата из письменных возражений от 25.03.2016 №281).

Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, выслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что действия Заказчика не нарушают требования Закона о закупках.

Таким образом, довод Заявителя не нашел свое подтверждение.

2. По мнению Заявителя, Заказчик установлением для оценки заявок участников по неценовому критерию подкритерия 3 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 2010 года по 2016 год», который оценивается в зависимости от количества контрактов (договоров) на выполнение участником работ по строительству зданий образовательных и медицинских учреждений, успешно введенных в эксплуатацию, ограничил участие в Запросе предложений подрядчиков, имеющих опыт строительства иных объектов.

Согласно пунктам 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В документации Запроса предложений Заказчик установил следующие:

«1.8. Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений

Оценка заявок на участие в запросе предложений в целях определения победителя запроса предложений осуществляется Единой комиссией с привлечением при необходимости экспертов в соответствующей области объекта закупки.

Совокупная значимость всех критериев равна ста процентам.

Ценовой критерий: значимость критерия – 60 %...

Неценовые критерии: значимость критерия – 40 %.

Подкритерий 1. Срок выполнения работ, количество календарных дней с момента заключения договора до подписания обеими Сторонами Акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3)….

Максимальная оценка по подкритерию - 10%....

Подкритерий 2. Срок оплаты выполненных работ, количество календарных дней с момента подписания Акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3)

Максимальная оценка по подкритерию - 15 %...

Подкритерий 3. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 2010 года по 2016 год», оценивается в зависимости от количества контрактов (договоров) на выполнение участником работ по строительству зданий образовательных и медицинских учреждений, успешно введенных в эксплуатацию, стоимость которых по одному объекту составляет, не менее чем 100 миллионов рублей.

Сведения об опыте выполнения работ подтверждаются представлением следующих документов:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров);

- копия (копии) акта (актов) выполненных работ по унифицированной форме КС-3 за последний отчетный период строительства.

Максимальная оценка по подкритерию - 15%

№ п/п

Порядок оценки

Количество

1

От 1 до 3 исполненных контрактов (договоров) включительно

3%

2

От 4 до 6 исполненных контрактов (договоров)включительно

6%

3

От 7 до 9 исполненных контрактов (договоров) включительно

10%

4

10 и выше исполненных контрактов (договоров)

15%

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации...» (цитаты из документации Запроса предложений).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что:

«В соответствии с частью 3 статьи 34 Положения величины значимости критериев оценки заявок на участие в запросе предложений должны быть следующими:

- при закупках товаров, работ: ценовые критерии - не менее пятидесяти процентов; при закупках услуг: ценовые критерии - не менее сорока процентов.

- «качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг» и «квалификация участников закупки» не могут составлять в сумме более пятидесяти процентов».

Таким образом, на основании вышеизложенного Заказчик вправе самостоятельно устанавливать в документации о закупке критерии оценки, в отношении которых могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие их содержание и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг» (цитата из письменных возражений).

Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, выслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что действия Заказчика не нарушают требования Закона о закупках, в связи с чем довод Заявителя не нашел свое подтверждение.

3. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в техническом задании документации не установил возможность использования эквивалентов (аналогов) материалов, используемых при проведении работ.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании товары и материалы, используемые при выполнении строительных работ, указаны Заказчиком в соответствии с потребностями. В Положении о закупках товаров, работ и услуг для нужд ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» не предусмотрено требование относительно указания в документации на то, что товарные знаки, предполагаемых к поставке товаров, должны сопровождаться словами «или эквивалент», равно как и Законом о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не нарушают требования Закона о закупках, в связи с чем довод Заявителя не нашел свое подтверждение.

4. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках бюджетные учреждения при наличии утвержденного положения о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок руководствуются положениями Закона о закупках при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Вместе с тем, частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона о контрактной системе.

В силу части 5 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о контрактной системе.

На заседании Комиссии представитель Заказчика в подтверждение того, что источником финансирования Запроса предложений являются субсидии, предоставленные из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сообщил:

«За счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, предусмотрены ассигнования на объект строительства Образовательный центр высоких медицинских технологий с инжиниринговой составляющей «Центр медицинской науки КФУ», Строительство (г. Симферополь, бул. Ленина, 5/7)», что подтверждается показателем «Увеличение стоимости основных средств» раздела II.1 «Показатели по поступлениям, выплатам и источникам дефицита средств на 2016 г. «Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы»

(цитата из письма Заказчика от 29.03.2016 №292).

Исходя из вышеизложенного, закупка «Образовательный центр высоких медицинских технологий с инжиниринговой составляющей «Центр Медицинской науки КФУ». Строительство (г. Симферополь, бул. Ленина, 5/7)» (извещение №31603265880) должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, действия Заказчика по осуществлению данной закупки в соответствии с Законом о закупках вместо проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе, пункта 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках, части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
  4. Передать материалы дела №06/366-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 21.03.2016 № 06/1382.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Предписание
по делу №06/366-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

29.03.2016  

г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 29.03.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  01.04.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 29.03.2016 по делу №06/366-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ» от 18.03.2016 № ИСХ25/2016 (вх. №365/09 от 21.03.2016) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени                                    В. И. Вернадского» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений «Образовательный центр высоких медицинских технологий с инжиниринговой составляющей «Центр Медицинской науки КФУ». Строительство (г. Симферополь, бул. Ленина, 5/7)» (извещение № 31603392347) (далее — Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику аннулировать Запрос предложений.

2. Заказчику, в срок до 15.04.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

3. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 21.03.2016 № 06/1382.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны