Решение №06/1912 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/430-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

04.04.2016                                                                                                      г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2016

Решение изготовлено в полном объеме   07.04.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

представители интересов федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Ялта» Министерства обороны Российской Федерации (далее — Заказчик), индивидуального предпринимателя Мусаевой Дианы Гасанбековны (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заказчик и Заявитель уведомлены надлежащим образом, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 29.03.2016 № 3 (вх. №217/10 от 29.03.2016) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Оказание услуг (клининг) по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда для нужд федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Ялта» Министерства обороны Российской Федерации» (номер извещения 0375100003216000003) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями) (далее также – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации Заказчика аукциона в электронной форме «Оказание услуг (клининг) по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда для нужд федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Ялта» Министерства обороны Российской Федерации» (номер извещения 0375100003216000003) (далее – Аукцион).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1.    Ненадлежащим образом разъяснены положения документации об Аукционе, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.

2.    Документация об Аукционе содержит противоречивую информацию в отношении места выполнения работ (оказания услуг), а также в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 30.03.2016 №06/1652, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное в единой информационной системе.

От Заказчика поступило письмо от 31.03.2016 исх. №490 (вх. №945 от 01.04.2016 с ходатайством не рассматривать данную жалобу Заявителя в связи с подачей Заявителем 29.03.2016 идентичной жалобы в ФАС России, рассмотрение которой назначено на 01.04.2016.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) — 12.01.2016, изменения в извещение — 14.03.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 16000 000,00 российских рублей;

- дата окончания подачи заявок: 30.03.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 01.04.2016, дата проведения Аукциона: 04.04.2016.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом разъяснены положения документации об Аукционе, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком представлены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 14.03.2016 №РД18, от 24.03.2016 №РД19, от 28.03.2016 №РД20, от 28.03.2016 №РД21, от 28.03.2016 №РД22, от 28.03.2016 №РД23, от 28.03.2016 №РД24, от 28.03.2016 №РД25.

Например, в разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 24.03.2016 №РД19, на запрос следующего содержания:

«В случае, если характеристики товара сопровождаются словом «и» или символами «,» или «/» считать, что все характеристики являются требуемыми Заказчиком. Участнику следует учесть, что значения предоставляются по каждому показателю. Если данный вид товара может обладать только одной характеристикой, необходимо обязательно отдельными позициями предложить столько товаров данного вида, сколько характеристик установлено Заказчиком, добавив при этом соответствующие товарные позиции. Исключением является случай, если присутствует обобщающее слово или фраза, после которого (-ой) стоит знак «:» и характеристики разделены запятой. В таком случае участник должен конкретизировать характеристику и указать конкретный вариант исполнения товара, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения».

В Техническом задании, в том числе в пунктах 2, 4, 50, 52-55, 63, например, пункт 2: состав: должен быть нерастворимые в воде растворители, эмульгаторы, жидкие воски, ароматизаторы. Как в этой ситуации поступать участнику? В соответствии с инструкцией необходимо конкретизировать характеристику, т.е. указать одно вещество в составе, один тип поверхности, один вариант применения и т.д. Если все-таки, требуется указывать всё, то просим внести изменения и не вводит участников закупки в заблуждение».

На указанный запрос Заказчиком представлены, в том числе следующие разъяснения от 24.03.2016 № РД19: «в составе первой части заявки участник закупки должен указать (подтвердить) наличие всех составляющих веществ».

Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция): «если присутствует обобщающее слово или фраза, после которого (-ой) стоит знак «:» и характеристики разделены запятой. В таком случае участник должен конкретизировать характеристику и указать конкретный вариант исполнения товара, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения».

Таким образом, указанным разъяснением документации об Аукционе изменена суть документации, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, на запрос содержания: «В п.60 установлено: «Кислотность - кислое либо нейтральное, либо щелочное». Каким образом участнику следует предоставлять сведения? Кислотность требуется одна? Или две? Или все три?», Заказчиком представлены следующие разъяснения: «В документации об аукционе указано следующее: «В характеристиках с использованием фразы «и/или» участник закупки должен указать характеристики с союзом «и», либо выбрать одну из нескольких характеристик без использования союза «или»». По правилам русского языка «или» является союзом, синонимом союза «или» является союз «либо». Таким образом, п.60 должен быть заполнен с учетом указаний инструкции по заполнению заявки в отношении союза «или», «либо» и т.д.» 

Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе: «в случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих характеристик товара (т.е. характеристик, несовместимых в одной единице товара друг с другом, определяющих разнообразные варианты исполнения одного и того же товара), участник обязан выбрать и указать одну характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами «;» или «\» или словом «или». Характеристики, которые не являются взаимоисключающими, должны быть указаны полностью».

Таким образом, разъяснение документации об Аукционе не позволяет определить порядок указания соответствующих сведений в составе заявке.

Согласно пункту 6 запроса «В п.33 установлено: «Внешний вид: Поверхность с рисунком/ без рисунка» «Марка должна быть «Нейтральное»; «Экстра», «Ординарное». «Содержание пальмового масла Наличие/отсутствие». Участник должен указать в составе заявки 8 разновидности мыла, допустим: Нейтральное с рисунком с наличием пальмового масла, Нейтральное без рисунка с наличием пальмового масла, Ординарное с рисунком с наличием пальмового масла, Ординарное без рисунка с наличием пальмового масла и Нейтральное с рисунком без пальмового масла, Нейтральное без рисунка без пальмового масла, Ординарное с рисунком без пальмового масла и Ординарное без рисунка без пальмового масла? Или достаточно двух разновидностей, допустим: Экстра БЕЗ рисунка с наличием пальмового масла и Ординарное С рисунком без пальмового масла?».

На указанный запрос Заказчиком представлено разъяснение от 28.03.2016 №РД22 следующего содержания: «Да».

Таким образом, Заказчиком не разъяснены положения документации об Аукционе.

Также в отношении показателей туалетной бумаги (пункт 37 Таблицы) Заказчиком представлены разъяснения положений документации об Аукционе от 28.03.2016 №РД21, от 28.03.2016 №РД22.

На запрос: «В п.37 установлено: «Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям значение в мм должно быть не менее 22», при этом «Техническое исполнение должна быть однослойная\ многослойная». Верно ли будет указать в составе первой части заявки, в случае если предлагается многослойная бумага: «Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям значение в мм не определяется?», Заказчиком представлены разъяснения положений документации об Аукционе от 28.03.2016 №РД22: «Нет. Необходимо указать конкретное значение по капиллярной впитываемости».

Вместе с тем на запрос: «Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям значение в мм должно быть не менее 22.Для многослойной туалетной бумаги данный показатель не нормируется. Может ли Участник аукциона не указывать данный показатель для многослойной туалетной бумаги?», Заказчиком представлены разъяснения положений документации об Аукционе от 28.03.2016 №РД21: «Если для однослойного исполнения туалетной бумаги значение «Капиллярная впитываемость» отсутствует участник аукциона так и должен указать».

Таким образом, указанные разъяснения документации об Аукционе содержат противоречивые сведения в отношении порядка указания соответствующих сведений в составе заявке.

Также на запрос указания показателей средства для очистки (пункт 19 Таблицы) «в разбавленном виде должен применяться для спрей-клининга. рН в концентрате 8,8-9,1. рН в растворе 6,6- 7,2. Может ли Участник аукциона предложить средство для чистки и ухода на полимерной основе «Ariston» под товарным знаком «KIEHL»  и указать рН в концентрате равное 8,5?» Заказчиком разъяснено от 28.03.2016 №РД21, что участник аукциона может предложить значения согласно техническим характеристикам указанным в описании товара у производителя данного товара.

Согласно документации об Аукционе аналогичные характеристики установлены, в том числе в пунктах 39, 41, 43, 54 Таблицы.

Таким образом, указанные разъяснения документации об Аукционе содержат сведения, позволяющие однозначным определить порядок указания соответствующих сведений в составе заявке.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком при разъяснении положений документации об Аукционе, в том числе от 28.03.2016 № РД21, от 28.03.2016 № РД22 нарушен порядок разъяснения документации об Аукционе.

Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.    Согласно доводам Заявителя о том, что документация об Аукционе содержит противоречивую информацию в отношении места выполнения работ (оказания услуг), а также в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 64 таблицы раздела III «Техническое задание» документации об Аукционе (далее - Таблица) установлены следующие требования к реагенту: «Должен применяться для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и территориях с твердым покрытием. По внешнему виду представляет гранулы белого или серого цвета. Кальций должен быть одной из марок: гидратированный или кальцинированный. Сорт: высший или первый. Массовая доля хлористого кальция, % не менее 80. В зависимости от марки массовая доля магния в пересчете на MgCl2, % не более 0,5, или не нормируется. Массовая доля нерастворимого в воде остатка, % не более 0,5. Должен быть упакован в мешки массой не более 50кг. Гарантийный срок хранения, должен быть не менее восьми месяцев со дня изготовления. Должен быть изготовлен по ГОСТ 450-77».

Согласно таблице 1 ГОСТ 450-77 исключительно кальций марки кальцинированный сортируется на высший и первый.

Таким образом, в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к кальцию.

Кроме того согласно таблице «Место выполнения работ (адреса, объекты)» технического задания документации об Аукционе установлены следующее место выполнения работ (оказания услуг): 298635, Республика Крым, г. Ялта, ул. Севастопольская 12/43; 298635, г. Ялта, Приморский парк, 298635, г. Ялта, ул. Дарсановская,13 общей площадью 69 225,1 кв.м. При этом пунктом 8 Информационной карты установлено следующее место выполнения работ (оказания услуг): Республика Крым, г. Ялта, ул. Севастопольская, д. 12/43, Общая площадь зданий 25 966 м2.

Вместе с тем, согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе от 28.03.2016 № РД23 указано, что Заказчиком при формировании информационной карты допущена техническая ошибка. Участникам закупки следует руководствоваться сведениями, указанными в описании объекта закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего противоречивые положения в отношении места выполнения работ (оказания услуг), а также не установившего в описании объекта надлежащим образом положения, позволяющие определить в отношении каких именно показателей необходимо руководствоваться положениями ГОСТ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно таблице раздела III «Техническое задание» документации об Аукционе: в пункте 27 Таблицы «Мешки для мусора» со следующими характеристиками: «Размер мешка >60х80 см», в пункте 34 Таблицы «Пакеты для мусора» с характеристиками: «Размер мешка (ШхВ) должен быть ˃ 65х100 см», не предусмотрено требование о соответствии товара стандартам.

В месте с тем, в отношении правила указания знаков, представитель Заказчика 01.04.2016 пояснил, что «<»,«>» - «касаются всех мер измерения», а также знак «?» необходимо указывать в сопровождении с показателем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит указанных правил заполнения.

Согласно представленной Инструкции, Комиссией установлено, что Инструкция не позволяет определить в отношении каких именно параметров измерения установлены показатели мешка «Размер мешка >60х80 см» - в отношении высоты, ширины или длины, а также не содержит правил указания значения «<»,«>»- как необходимость указания всех мер измерения, а в отношении  «?» не установлено правил указания в заявке.

Кроме того, согласно Таблице, в том числе в пунктах 33, 37, 39 установлены требования к химическому составу веществ при изготовлении товара, например, пункт 33 (мыло): «Содопродукты в пересчете на Na2O в составе мыла: предлагаемое значение должно быть не более 0.22%», пункт 39: (Средство для выведения пятен йода): «Показатель рН в концентрате 7,5-8,5».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе повлияли на возможность подачи участниками заявок, поскольку по представленным сведениям Заказчика, в допуске к участию в Аукционе отказано восемнадцати из двадцати поданных заявок от участников Аукциона.

3. Комиссией установлено, что 04.04.2016 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок рассмотрена жалоба                       ИП Мусаевой Д. Г. (дело №К – 522/16) на действия Заказчика при проведении данного Аукциона и в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

На основании решения Комиссии от 04.04.2016 по делу №К – 522/16 Заказчику Единой комиссии Заказчика выдано предписание от 04.04.2016 по делу №К – 522/16 об устранении Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе, в частности, об отмене протоколов по Аукциону. Срок исполнения данного предписания и предоставления ФАС России подтверждение исполнения предписания до 19.04.2016. Материалы дела №К-522/16 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,             пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

1.    Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2.    Признать в действиях Заказчика нарушения частей пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок 04.04.2016 принято решение по делу №К-522/16, согласно которому Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание по делу №К-522/16 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу №06/430-16 не выдавать.

4. Учитывая, что Комиссией Крымского УФАС России 06.04.2016 принято решение по делу №К-522/16, согласно которому материалы дела №К-522/16 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела №06/430-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 30.03.2016 №06/1652.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны