Решение №06/195 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/3502-16
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

11.01.2017                                                                                      г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов федерального бюджетного профилактического учреждения «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы» (далее — Заказчик) С. В. Ващишена (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «ТРАСТ» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя б/н, б/д (вх. №3547/09 от 28.12.2016) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка и монтаж технологического оборудования» (номер извещения 0375100002316000068) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к объекту закупки:

1.1. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлено требование о поставке прибора для обеззараживания, являющегося медицинским оборудованием, а также Заказчиком указано требование о поставке бытовых приборов, а не технологического оборудования, что не соответствует объекту закупки.

1.2. В разделе «Требования к монтажу оборудования» в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены избыточные требования к объекту закупки.

2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена обязательная к заполнению форма заявки на участие в Аукционе.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 29.12.2016 №06/9634, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — 12.12.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 23 092 507,78 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 28.12.2016 01:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 09.01.2017, дата проведения Аукциона: 12.01.2017;

- Заказчиком принято решение об отмене Аукциона, извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещено на официальном сайте – 15.12.2016.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к объекту закупки:

1.1. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлено требование о поставке прибора для обеззараживания, являющегося медицинским оборудованием, а также Заказчиком указано требование о поставке бытовых приборов, а не технологического оборудования, что не соответствует объекту закупки.

1.2. В разделе «Требования к монтажу оборудования» в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены избыточные требования к объекту закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

1.1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает: «…В п. 7 раздела ТЗ «объем, требования и краткая характеристика товара» Заказчиком установлена поставка Прибора для обеззараживания, однако согласно ГОСТ Р 50267.0-92, данный прибор является медицинским оборудованием, а не технологическим.

Также в п. 11-15 раздела ТЗ «объем, требования и краткая характеристика товара» указаны бытовые приборы, а не технологические…» (цитата жалобы).

Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе при описании объекта закупки установлено следующее: «…

7

Прибор для обеззараживания

Предназначен для уничтожения бактерий в помещении. Габаритные размеры 940х160х50 мм (+/-5 мм).  Корпус должен быть выполнен из алюминия, покрытого порошковой эмалью. Должен быть укомплектован бактерицидной безозоновой лампой 2 х 15 Вт, производительностью не менее 120 м3/час, мощность не более 100 ВА, напряжение 220 В. Срок службы лампы должен быть не менее 8 000 час, срок эксплуатации не менее 5 лет, класс энергопотребления – 1, тип В, ГОСТ Р 50267.0-92, не более 5 кг.

1

….

…» (цитата документации об Аукционе).

Согласно пункту 1.1. межгосударственного стандарта «ГОСТ 30324.0-95 (МЭК 601-1-88) Изделия медицинские электрические. Часть 1. Общие требования безопасности (аутентичен ГОСТ Р 50267.0-92 (МЭК 601-1-88))», принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 14.09.1992 №1169 (далее — ГОСТ Р 50267.0-92) настоящий стандарт распространяется на безопасность медицинских электрических изделий. Так как настоящий стандарт относится в основном к безопасности, он содержит некоторые требования, касающиеся надежной работы, если это связано с безопасностью.

Вместе с тем, медицинские изделия как товар, подтверждаются техническим описанием, сертификатом соответствия, регистрационным удостоверением, а также письмом производителя товара, содержащим описание товара. На данный товар в установленном порядке должно быть выдано регистрационное удостоверение, согласно которому указанное оборудование является изделием медицинской техники, зарегистрированным в Российской Федерации в государственном реестре изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Вместе с тем, согласно извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе, объектом закупки является поставка и монтаж технологического оборудования для оборудования пищевого блока Заказчика.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Часть 3 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставкой, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, при размещении соответствующих заказов заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с друг с другом. При этом в качестве неразрывно связанного с оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных конструктивных решений.

В соответствии с техническом задании документации об Аукционе Заказчиком осуществлена закупка как технологического оборудования для оборудования пищевого блока, так и медицинских изделий (прибор для обеззараживания) функционально и технических не связанных друг с другом (установка и монтаж технологического оборудования для оборудования пищевого блока для производства готовых блюд не влияет на возможность установки приборов для обеззараживания и наоборот).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Объединение в один лот закупки технологического оборудования для оборудования пищевого блока, так и медицинских изделий (прибор для обеззараживания) исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в части поставки технологического оборудования для оборудования пищевого блока, или медицинских изделий (прибор для обеззараживания).

Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид указанных выше товаров, включенных в описание объекта закупки, привлекает к закупке специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных товаров, перечисленных в описании объекта закупки и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в поставке определенных товаров, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.

Учитывая изложенные обстоятельства, данные действия Заказчика, выразившиеся в объединении в один лот закупку товаров (как технологического оборудования для оборудования пищевого блока, так и медицинских изделий (прибор для обеззараживания) функционально и технических не связанных друг с другом, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом Комиссия, изучив техническое задание документации об Аукционе, установила, что объектом закупки является поставка и монтаж технологического оборудования, например: зонт вытяжной, овощерезка с двойным комплектом дисков и держателем для дисков, чистящая машина и другие.

Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтверждены доводы, изложенные в жалобе, о том, что требование Заказчика о поставке бытовых приборов, а не технологического оборудования, приходит к ограничению круга участников.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при размещении данной закупки является необоснованным.

Таким образом, в совокупности данные доводы Заявителя признаны обоснованными.

1.2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает, что в разделе «Требования к монтажу оборудования» в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены избыточные требования к объекту закупки.

Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка и монтаж технологического оборудования для нужд Заказчика.

Вместе с тем, Заказчик в техническом задании документации об Аукционе установил: «…

3.Требование к монтажу оборудования

  • Выполнить проектные работы по расстановке оборудования с выдачей технического заключения точек подключения к сетям водоснабжения, электроснабжение и канализации, с использованием предлагаемого к поставке оборудования;
  • Предусмотреть в работах выведение электрических сетей от раздаточного щитка к точкам подключения оборудования;

По завершение монтажа оборудования и проведения пуско-наладочных работ Исполнитель предоставляет Акт монтажа оборудования. …» (цитата документации об Аукционе).

Таким образом, согласно техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком осуществлена закупка как технологического оборудования для оборудования пищевого блока, так и проектные работы по расстановке оборудования с выдачей технического заключения точек подключения к сетям водоснабжения, электроснабжение и канализации, с использованием предлагаемого к поставке оборудования функционально и технических не связанных друг с другом.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Объединение в один лот закупки технологического оборудования для оборудования пищевого блока, так и проектные работы по расстановке оборудования с выдачей технического заключения точек подключения к сетям водоснабжения, электроснабжение и канализации, с использованием предлагаемого к поставке оборудования исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в части поставки оборудования, или в иной части: выполнение проектных работ.

Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид указанных выше товаров, а также иных товаров (работ), включенных в описание объекта закупки, привлекает к закупке специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных товаров (работ), перечисленных в описании объекта закупки и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в поставке определенных товаров, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.

Учитывая изложенные обстоятельства, данные действия Заказчика, выразившиеся в объединении в один лот закупку товаров (технологического оборудования для оборудования пищевого блока, так и проектные работы по расстановке оборудования с выдачей технического заключения точек подключения к сетям водоснабжения, электроснабжение и канализации, с использованием предлагаемого к поставке оборудования) функционально и технических не связанных друг с другом, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей и не предоставил объективных доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, в части установления требования к выведению электрических сетей от раздаточного щитка к точкам подключения оборудования.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при размещении данной закупки является необоснованным.

Таким образом, в совокупности данные доводы Заявителя признаны обоснованными.

2. По мнению Заявителя: «…обращаем ваше внимание, что Заказчик устанавливает «Форму для заполнения участником» как обязательную к заполнению, что нарушает требования действующего законодательства…» (цитата жалобы).

В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Вместе с тем, Комиссия, изучив документацию об Аукционе, заслушав пояснения представителя Заказчика, не установила наличия в документации об Аукциона сведений о том, что установленная Заказчиком в приложении №1 документации об Аукционе «Форма для заполнения участником» не является требованием к оформлению и форме заявки на участие в Аукционе.

Данные действия Заказчика нарушают требования части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в связи с решением Заказчика внести изменения в документацию об Аукционе, Заказчиком принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, т.к. Заказчиком принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Материалы по делу №06/3502-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, т.к. Заказчиком принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 29.12.2016 №06/9634.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны