Решение №06/197 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/3503-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

11.01.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя муниципального казенного учреждения Управления муниципальный закупок администрации города Симферополя Республики Крым (далее — Уполномоченный орган) Э. И. Меджитова (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Сити-БКН» (далее – Заявитель) А. В. Петрушина (по доверенности), —

рассмотрев жалобу Заявителя б/н, б/д (вх. №3550/09 от 28.12.2016) на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием «Оказание услуг по организации питания» (номер извещения 0875300029416000279) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчиков, Уполномоченного органа:

1. Заказчиками в Конкурсной документации установлены ненадлежащие критерии оценки заявок участников на участие в Конкурсе.

2. Заказчиками в техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии оформленных санитарных паспортов на машины, осуществляющих доставку продуктов питания.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 29.12.2016 №06/9635, направленное Заявителю, Уполномоченному органу и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — 09.12.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурс с ограниченным участием;

- начальная (максимальная) цена контракта – 103 528 260,00 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 30.12.2016 11:00, дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 30.12.2016 11:00;

- на участие в Конкурсе подана 1 заявка;

- Конкурс признан несостоявшимся.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указал, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены ненадлежащие критерии оценки заявок участников на участие в Конкурсе, а именно: «…

1. Заказчиками незаконно установлены в критериях оценки требования о наличии действующего договора с аккредитованной лабораторией о проведении лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений, в том числе контроля пищевых продуктов и выпускаемой кулинарной продукции, находящийся на территории Республики Крым…

2. Заказчиками незаконно установлено в критериях оценки требование о наличии действующего договора об обслуживании производственных объектов хозяйствующего субъекта, где производится заготовка, переработка, хранение и реализация продуктов и сырья животного происхождения, постоянно закрепленными (в случае необходимости – постоянно находящимися на объектах) ветеринарными специалистами…

3. Заказчиками незаконно установлено в критериях оценки требование о наличии заключения уполномоченного экспертного органа (экспертное заключение) в отношении примерного меню…» (цитаты жалобы). 

В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила от 28.11.2013 №1085).

Согласно пункту 4 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

В соответствии с положениями пункта 8 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта».

Заказчики в Приложении Б к Конкурсной документации установили следующее: «…

Критерии и порядок

оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием

(Предельные значения критериев: согласно Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. №1085)

Стоимостной критерий

Нестоимостные критерии

Цена

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

%

Описание

%

Описание

1

2

3

4

60%

В рамках критерия оценивается предложение участника закупки, указанное в заявке.

 

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена" (), определяется по формуле:

 

,

 

где:

 - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

40%

Показатели критерия:

 

Показатель 1. Качество услуг.

Значимость показателя – 50%.

В рамках показателя оценивается возможность участника закупки по обеспечению качества и безопасности предоставляемых услуг, а именно наличие у участника закупки документов, регулирующих отношения по отдельным мероприятиям контракта и технического задания, и их качественное состояние.

Порядок оценки по данному показателю (шкала оценки) указан в приложении (см. Приложение 1).

 

Показатель 2. Функциональные, потребительские свойства.

Значимость показателя – 50 %.

В рамках показателя оценивается степень готовности к применению Примерного меню, предлагаемого участником конкурса к использованию в ходе оказания услуг, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических требований и конкурсной документации.

Оценивается наличие экспертного заключения и согласования с руководителем территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор для Примерного меню, разработанного в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08)

Порядок оценки по данному показателю указан в приложении (см. Приложение 2).

Приложение 1

К Критериям оценки заявок

участников конкурса

Порядок оценки заявок участников по показателю «Качество услуг»

Тип документа в составе заявки участника закупки

Требования к оформлению и содержанию документа

Шкала оценки, баллы

Наличие надлежаще оформленного документа

Отсутствие или ненадлежащее оформление документа

Копия действующего договора(ов) с аккредитованной лабораторией о проведении лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений, в том числе контроля пищевых продуктов и выпускаемой кулинарной продукции.

Документ должен быть составлен в письменной форме. Наличие печатей (при наличии) и подписей сторон.

Договор(ы) должен охватывать рекомендуемую номенклатуру лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений, установленную положениями санитарного законодательства, в период исполнения контракта. В случае наличия в договоре условия о его автоматической пролонгации, к договору должна быть приложена копия документа, подтверждающего пролонгацию срока оказания услуг по договору, если указанный в договоре срок оказания услуг истек. Лаборатория должна располагаться на территории Республики Крым. К договору должна быть приложена копия аккредитации лаборатории.

  1.  
  1.  

Копия действующего договора(ов) на предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Документ должен быть составлен в письменной форме. Наличие печатей (при наличии) и подписей сторон.

Договор должен предусматривать проведение медицинских осмотров (в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего случаи и порядок прохождения медицинских осмотров (Приказ Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н, иной документ, принятый взамен)) в период исполнения контракта. В случае наличия в договоре оговорки о его автоматической пролонгации к договору должен быть приложена копия документа, подтверждающего пролонгацию срока действия договора. К договору должна быть приложена копия лицензии на медицинскую деятельность медицинской организации.

  1.  
  1.  

Копия ассортимента дополнительного питания (буфетной продукции).

Документ должен быть составлен в письменной форме и оформлен в соответствии с положениями СанПиН 2.4.5.2409-08.

  1.  
  1.  

Копия действующего договора об обслуживании производственных объектов хозяйствующего субъекта, где производится заготовка, переработка, хранение и реализация продуктов и сырья животного происхождения, постоянно закрепленными (в случае необходимости - постоянно находящимися на объектах) ветеринарными специалистами

Документ должен быть составлен в письменной форме. Наличие печатей (при наличии) и подписей сторон.

В соответствии с Законом Республики Крым от 17.07.2014 N 33-ЗРК

«О ветеринарии Республики Крым» Договор должен быть заключен с государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти Республики Крым.

 

  1.  
  1.  

Общий балл по показателю формируется путем сложения баллов по каждой строке таблицы с учетом значимости показателя.

Приложение 2

К Критериям оценки заявок

участников конкурса

Порядок оценки заявок участников

по показателю «Функциональные, потребительские свойства»

по предмету «Услуги по организации питания»

Степень готовности Примерного меню к применению

Шкала оценки, баллы

Примерное меню по СанПиН 2.4.5.2409-08 имеет заключение уполномоченного экспертного органа (экспертное заключение) и согласование территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор)

100

Представленные Примерные меню имеют экспертные заключения, при этом Примерное(ые) меню по СанПиН 2.4.5.2409-08 не имеет согласования Роспотребнадзора.

50

Примерное (ые) меню по СанПиН 2.4.5.2409-08 не имеет экспертного заключения и согласования Роспотребнадзора

0

…» (цитаты Конкурсной документации).

Согласно пункту 3 Правил от 28.11.2013 №1085 «оценка» — процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил от 28.11.2013 №1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил от 28.11.2013 №1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в частности:

предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидимических (профилактических мероприятий СП 1.1.1058-01» (далее – СП 1.1.1058-01) установлено: «…

  1. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

…» (цитата СП 1.1.1058-01).

В «Единых санитарно – эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно – эпидемиологическому надзору (контролю)., утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (п. 4.2), указано следующее: «…

4.2. Исследования проводятся лабораториями, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств-членов, и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.

…» (цитата).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия, приходит к выводу, что порядок осуществления лабораторных исследований и испытаний определяется непосредственно самим юридическим лицом, равно как и выбор лаборатории, оказывающей подобного рода услуги и аккредитованной в установленном порядке.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее – Технический регламент) глава 2 «Требования безопасности пищевой продукции», статья 7 «Общие требования безопасности пищевой продукции», пункт 9 «Пищевая продукция, находящаяся в обращении в т.ч. продовольственное сырье, должна сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими прослеживаемость данной продукции».

Кроме того, в статье 29 Технического регламента определен порядок проведения ветеринарно – санитарной экспертизы, а именно согласно части 1 статьи 29 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно – санитарной экспертизе перед выпуском в обращение, на таможенную территорию Таможенного союза и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.

Таким образом, поставка продовольственного и растительного сырья, подведомственного ветеринарно – санитарному контролю, может осуществляться специализированными организациями с предоставлением всего пакета необходимых документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» при присвоении участнику баллов по показателю «Качество услуг» установлен Заказчиком ненадлежащее, поскольку положения Конкурсной документации содержит ограничивающее круг потенциальных участников закупки, в части привязки к расположению лаборатории и ветеринарных специалистов по территориальному признаку на территории Республики Крым, а именно:

- Копия действующего договора(ов) с аккредитованной лабораторией о проведении лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений, в том числе контроля пищевых продуктов и выпускаемой кулинарной продукции;

-  Копия действующего договора об обслуживании производственных объектов хозяйствующего субъекта, где производится заготовка, переработка, хранение и реализация продуктов и сырья животного происхождения, постоянно закрепленными (в случае необходимости - постоянно находящимися на объектах) ветеринарными специалистами.

В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа не предоставил достаточных сведений, обосновывающий выбор в качестве критериев оценки наличие только на территории Республики Крым лаборатории и ветеринарных специалистов, учитывая и тот факт, что, например, порядок осуществления лабораторных исследований и испытаний определяется непосредственно самим юридическим лицом, равно как и выбор лаборатории, оказывающей подобного рода услуги и аккредитованной в установленном порядке, а также то, что поставка продовольственного и растительного сырья, подведомственного ветеринарно – санитарному контролю, может осуществляться специализированными организациями с предоставлением всего пакета необходимых документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

Статьей 8 Закона о контактной системе определено, что:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации привязку в расположению специализированной аккредитованной лаборатории и ветеринарных специалистов по территориальному признаку, а именно исключительно на территории Республики Крым, нарушает принцип равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупи и, как следствие, добросовестной неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Данные действия Заказчика нарушают требования частей 1, 2 статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правил от 28.11.2013 №1085, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данные доводы Заявителя нашли свое частичное подтверждение.

2. В качестве довода жалобы, Заявитель указывает на то, что Заказчиками в техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии оформленных санитарных паспортов на машины, осуществляющих доставку продуктов питания.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиками в разделе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание на оказание услуг по организации питания)» Конкурсной документации установлено: «...

Исполнитель обеспечивает доставку продуктов питания в образовательное учреждение собственным автотранспортом или за свой счет, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта. Лица, сопровождающие пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, должны иметь санитарную одежду (халат, рукавицы), личную медицинскую книжку установленного образца с результатами медицинских осмотров. Транспортное средство должно быть чистым.

…» (цитата Конкурсной документации).

Заявитель в жалобе указывает: «…согласно Федеральному закону от 19.07.2011 №248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», вступившем в силу с 21 октября 2011 года, в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» были внесены изменения.

В частности, подпунктом «б» пункта 10 статьи 36 указанного закона внесено изменение в пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.200 № 29 – ФЗ, исключающее требование о наличии санитарного паспорта.

В настоящее время, для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства …» (цитата жалобы).

В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил следующее: «…Согласно довода Заявителя, 19 июля 2011 года были внесены изменениями в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а именно слова «имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта» были исключены.

Однако в указанной Заявителем поправке, не сказано, что паспорта отменяются вовсе. Так специальным нормативным документом, устанавливающим обязательные требования для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения – СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (ред. от 10.06.2016), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 «О введении в действие санитарных правил», а именно пунктом 7.1 установлено: «В целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт.

Кроме этого, согласно Приложение 9 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, установлена обязанность по очистке, промывке грузов, в частности пищевых продуктов, таких как поваренная соль пищевая, мука пищевая, крупы, скоропортящиеся грузы.

Также, согласно утвержденной Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 (ред. от 02.06.2016) «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» форме санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные средства для перевозки пищевых продуктов, предусмотрена отметка о прохождении дезинфекции транспорта…» (цитата письменных возражений).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в техническом задании Конкурсной документации требование о наличии оформленных санитарных паспортов на машины, осуществляющих доставку продуктов питания не нарушают требования статей 33, 50 Закона о контрактной системе.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссией установлено:

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в конкурсную документацию не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с требованиям часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации, т.е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в конкурсную документацию.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Комиссия, проанализировав проект контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, не установила наличие в нем требования о размере обеспечения исполнения контракта.

В тоже время в извещении о закупке, информационной карте конкурсной документации содержатся условия предоставления обеспечения исполнения контракта, в т.ч. установлен его размер – 5% начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 5 176 413,00 российских рублей.

Действия Заказчика, не установившего в Проекте контракта обязательное требование по обеспечению исполнения контракта, нарушают часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 54, части 1, 3, 4 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54, частей 1, 3, 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, Правил от 28.11.2013 №1085, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/3503-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 29.12.2016 №06/9635.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/3503-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

11.01.2017                                                                                      г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 11.01.2017 по делу №06/3503-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сити-БКН» б/н, б/д (вх. №3550/09 от 28.12.2016) на действия муниципального казенного учреждения Управления муниципальных закупок администрации города Симферополя Республики Крым (далее – Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием «Оказание услуг по организации питания» (номер извещения 0875300029416000279) (далее — Конкурс), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчикам, Уполномоченному органу, Единой комиссии Уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня размещения данного решения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт):

- отменить протоколы закупки и разместить информацию об отмене протоколов на официальном сайте;

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Конкурсе и обеспечение заявок на участие в Конкурсе.

2. Заказчикам, Уполномоченному органу в течение пяти рабочих дней со дня исполнения пункта 1 данного предписания:

- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.01.2017 по делу №06/3503-16 и разместить измененную Конкурсную документацию на официальном сайте;

- назначить новые дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новые дату и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников на участие в Конкурсе, новою дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников на участие в Конкурсе и новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей Конкурсной документации;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Конкурсе, о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников на участие в Конкурсе и новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

3. Заказчикам, Уполномоченному органу, Единой комиссии Уполномоченного органа осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.01.2017 по делу №06/3503-16.

4. Заказчикам, Уполномоченному органу, Единой комиссии Уполномоченного органа в срок до 22.02.2017 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 29.12.2016 №06/9635.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны