Решение №06/2092 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/482-16
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

08.04.2016                                                                                                Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2016

Решение изготовлено в полном объеме   13.04.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии:

представителя интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Ялтинский родильный дом» (далее — Заказчик) Вороньковой О. А. (по доверенности),

индивидуального предпринимателя Егоровой Елены Александровны (далее – Заявитель), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 04.04.2016 (вх. №238/10 от 05.04.2016) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств» (номер извещения 0375200030516000005) (далее — Аукцион), предоставленные материалы, заслушав пояснения сторон, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями) (далее также – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к закупаемым товарам, а именно: «Средство должно быть предназначено для: дезинфекции и мытья поверхностей... на предприятиях общественного мигания, на транспорте по перевозке пищевых продуктов: общественных туалетах, учреждениях образования, детских и др.... для обеззараживании и мытья поверхностей в помещениях, жесткой мебели, наружных поверхностей приборов и аппаратов при проведении профилактической дезинфекции на предприятиях фармацевтической и биотехнологической промышленности по производству нестерильных лекарственных средств».

2. Заказчик уклонился от дачи разъяснений на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе. При этом Заказчик, указав в ответе на запрос о даче разъяснений о том, что Заказчик внесет изменения в документацию о закупке, соответствующие изменения в документацию об аукционе не внесены.

3. В проекте контракта отсутствует требование об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1844, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное в единой информационной системе.

В ходе заседаний Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) –23.03.2016, изменения в извещение — 29.03.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – аукцион в электронной форме;

- начальная (максимальная) цена контракта – 428 835,70 российских рублей;

- дата окончания подачи заявок: 05.04.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей первых частей заявок участников: 05.04.2016, дата проведения Аукциона: 08.04.2016;

- на участие в Аукционе поданы 4 заявки, из которых две заявки отклонены;

- Аукцион признан несостоявшимся.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к закупаемым товарам, а именно: «Средство должно быть предназначено для: дезинфекции и мытья поверхностей... на предприятиях общественного мигания, на транспорте по перевозке пищевых продуктов: общественных туалетах, учреждениях образования, детских и др.... для обеззараживании и мытья поверхностей в помещениях, жесткой мебели, наружных поверхностей приборов и аппаратов при проведении профилактической дезинфекции на предприятиях фармацевтической и биотехнологической промышленности по производству нестерильных лекарственных средств».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования, указанные Заказчиком в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, а также с целью использования товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, ограничивающих круг участников.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Заказчик уклонился от дачи разъяснений на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе. При этом Заказчик, указав в ответе на запрос о даче разъяснений о том, что Заказчик внесет изменения в документацию о закупке, соответствующие изменения в документацию об аукционе не внесены.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчику направлены запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе, в которых сказано:

- в первом: «Согласно техзаданию по пункту №10: « …дезинфекция обуви, резиновых, пластиковых и полипропиленовых ковриков – время экспозиции не менее 5 мин…». Чем обосновано данное время экспозиции? Ведь чем быстрее пройдет дезинфекция и время экспозиции будет меньше, тем быстрее можно брать в работу ту же самую обувь и коврики. Поэтому считаем нелогичным и противоречивым ограничение времени экспозиции в данном случае , увеличивая время дезинфекции. Просим внести изменения в аукционную документацию №0375200030516000005»;

- во втором: «По п. 2,3,4 ТЗ в соответствии с техническими характеристиками, которые прописал Заказчик: в пункте обработка инъекционного поля указано не менее 20 сек. Чем это обосновано? Значит, получается, если у средства имеется время экспозиции менее 20 секунд, его нельзя предложить для участия в аукционе? Просим разъяснить и внести изменения в документацию. По п. 6 ТЗ: Крем питательный, должен быть предназначен для рук медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений (акушерско-гинекологического профиля, родильных домов, педиатрических учреждений, отделений неонатологии, стоматологических, хирургических, кожно-венерологических учреждений, психиатрических клиник, станций скорой помощи и т.д.) и работников пищевой индустрии. На каком основании в техническом задании для ЛПУ крем для работников ЛПУ должен быть еще рекомендован и для пищевой индустрии? Мы понимаем, что крем для рук может применяться для людей в различных отраслях (в т.ч. и для пищевой промышленности), но не надо это указывать в техническом задании аукциона для родильного дома. Просим разъяснить и внести изменения в документацию».

28.03.2016 Заказчик в ответах на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе сообщает, что: «Уважаемые участники в документации была допущена ошибка. В связи с многочисленными поступлениями запросов на разъяснений документации Заказчиком принято решение о внесение изменений в документацию об электронном аукционе на поставку дезинфицирующих средств. Изменения в документацию будут опубликованы на официальном сайте https://zakupki.gov.ru не позднее 29.03.2016 г., при этом срок подачи заявок будет продлен в соответствии с нормами ФЗ № 44» (содержание ответа на оба запроса одинаково).

29.03.2016 Заказчиком на официальном сайте размещена документация с изменениями.

Таким образом, размещенный Заказчиком 28.03.2016 на официальном сайте ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе не изменяет суть документации об Аукционе.

Изучив документацию об Аукционе до и после внесения Заказчиком изменений в данную документацию о закупке, Комиссия установила, что изменения в документацию об Аукционе в соответствии с поступившими запросами Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе не внесены. Вместе с тем, в силу части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе принятие решения о внесении заказчиком изменений в документацию о таком аукционе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе является правом, но не обязанностью заказчика.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в проекте контракта отсутствует требование об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Комиссия, изучив проект контракта, установила в нем условия о том, что в случае если контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта:

«…

3. Порядок расчетов

3.4. В случае если Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.

…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия установила.

4.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Изучив техническое задание документации об Аукционе, Комиссия установила, что Заказчики установил требования к фасовке и сроку (не менее 3 лет, при условии того, что закупка осуществляет на текущий 2016 год) дезинфицирующих средств. Данные требования являются избыточными, т.к. не влияют на функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Данные действия Заказчика, выразившиеся в указании в документации об Аукционе избыточных требований к дезинфицирующим средствам, являющимися объектом закупки, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчиком в разделе 8 «Техническая часть» документации об Аукционе установил:

«…

Требования к техническим характеристикам, безопасности, качеству и количеству Товара

 

Наименование объекта закупки

Описание объекта закупки

Единица измерения

Количество

17. Дезинфицирующее средство

 

раствор формальдегида в воде (36,5–40%) — антисептическое, дезинфицирующее, вяжущее, дезодорирующее и прижигающее средство. Упаковка 1 кг*

шт

30

…» (цитата документации об Аукционе №0375100002615000127).

Таким образом, в документации об Аукционе Заказчик установил требование к упаковке жидкого дезинфицирующего средства не в литрах или соответствующих единицах измерения, а килограммах. 

При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование необходимости использования такого показателя.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе нестандартные показатели (килограммы вместо литров или соответствующих единиц измерения) к дезинфицирующему средству, являющемуся объектом закупки, нарушает пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.3. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В разделе 7 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об Аукционе Заказчик указал:

«…

28

Порядок, дата начала и окончания срока предоставления разъяснений положений Документации

Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений Документации – «23» марта 2016 г

В течение 2 (двух) дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик  размещает в единой информационной системе разъяснения положений Документации с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений Документации – «01» апреля 2016 г

 

…» (цитата документации об Аукционе).

В соответствии с документацией об Аукционе, извещением о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлены на 05.04.2016 09:00.

Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе указал только дату соответствующую дате окончания срока направления участником Аукциона запроса на разъяснение положений документации об Аукционе, и не указал надлежащую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.

Бездействие Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе надлежащую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.

В пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно извещению о проведении Аукциона:

«…

Условия контракта

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг

Срок исполнения контракта: год 2016 месяц Декабрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: Декабрь 2016 г. Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Поставка товара осуществляется с момента подписания контракта по 31.12.2016 По заявкам заказчика в течение 10 (десяти) рабочих дней

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

В проекте контракта Заказчик указал:

«…

1. Предмет Контракта

1.2. Поставщик обязуется поставить, а Заказчик – принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена определяются в Спецификации (Приложение № 1) (далее – Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.

            Срок поставки Товара: _________________.

…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, в проекте контракта срок поставки товара Заказчиком не установлен.

Учитывая приведенное, бездействие Заказчик, не указавшего в проекте контракта срок поставки товара, нарушает требования части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.

В пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно извещению о проведении Аукциона:

«…

Условия контракта

Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги

Российская Федерация, Крым Респ, Ялта г, Григорьева, 38

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

В проекте контракта Заказчик указал:

«…

1. Предмет Контракта

            1.3. Поставка Товара осуществляется по адресу: _________________________

…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, в проекте контракта место поставки товара Заказчиком не установлен.

Учитывая приведенное, бездействие Заказчик, не указавшего в проекте контракта место поставки товара, нарушает требования части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.6. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.

В пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно извещению о проведении Аукциона:

«…

Условия контракта

Источник финансирования

Средства обязательного медицинского страхования

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

В проекте контракта Заказчик указал:

«…

2.Цена Контракта и источник финансирования.

2.3. Источник финансирования – __________________________________________омс

…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, в проекте контракта источник финансирования Заказчиком не установлен.

Учитывая приведенное, бездействие Заказчик, не указавшего в проекте контракта источник финансирования товара, нарушает требования части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.7. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Требования к обеспечению исполнения контракта Заказчик в проекте контракта изложил следующим образом:

«…

11. Обеспечение исполнения Контракта

 

11.1. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет _________________________________ рублей.

В случае, если при проведении аукциона в электронной форме цена  Контракта была снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены  Контракта, победитель аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения  Контракта в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона.

…» (цитата из проекта контракта).

Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона, размещенном на официальном сайте, Заказчик указал:

«…

Обеспечение исполнения контракта

Требуется обеспечение исполнения контракта

 

Размер обеспечения исполнения контракта

21441.79

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта

В соответствии с документацией

Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта

"Номер расчётного счёта" 40601810035101000001

"Номер лицевого счёта" 20756Щ92680

"БИК" 043510001

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

При этом в документации об Аукционе №0375100002615000127 Заказчик определил:

«…

18

Размер обеспечения исполнения Контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения Контракта

Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5% начальной (максимальной) цены  Контракта.

Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям установленным Федеральным законом, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения  Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно.

В случае если при проведении аукциона в электронной форме цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене  Контракта, участник закупки, с которым заключается Контракт, предоставляет обеспечение исполнения  Контракта в соответствии требованиям статьи 37 Федерального закона.

 

…» (цитата документации об Аукционе).

Таким образом, Заказчик в проекте контракта не указал требование о размере обеспечения исполнения контракта.

Данное бездействия Заказчика, выразившиеся в не указании в проекте контракта требования о размере обеспечения контракта, нарушает требования части 1 статьи 34, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.8. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Указанная норма закреплена Заказчиком в информационной карте документации об Аукционе и пункте 11.2 раздела 11 «Обеспечение исполнения Контракта» проекта контракта.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Однако, в проекте контракта срок действия контракта Заказчиком не установлен:

«…

12. Срок действия Контракта

 

12.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

12.2. Контракт действует до ____________ года. Окончание срока действия Контракта не влечёт прекращение обязательств по Контракту.

…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта.

Учитывая приведенное, бездействие Заказчик, не указавшего в проекте контракта срок действия контракта, что не позволяет участнику выбрать способ обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии, в силу того, что участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, нарушает требования части 1 статьи 34, части 2 статьи 70, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 2 статьи 70, частей 1, 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/482-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1844.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/482-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

08.04.2016                                                                                                Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 08.04.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  13.04.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 08.04.2016 по делу №06/482-16 по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Егоровой Елены Александровны (далее – Заявитель) от 04.04.2016 (вх. №238/10 от 05.04.2016) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Ялтинский родильный дом» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств» (номер извещения 0375200030516000005) (далее — Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2016 №0375200030516000005-1 (далее – Протокол рассмотрения) и разместить информацию об отмене Протокола рассмотрения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

2. Заказчику:

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 08.04.2016 по делу №06/482-16 и разместить измененную документацию об Аукционе на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новою дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и новой дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.

3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- отменить протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся от 08.04.2016 №0375200030516000005-2 (далее – Протокол проведения Аукциона);

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене Протокола рассмотрения, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новой дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 08.04.2016 по делу №06/482-16.

5. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 29.04.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1844.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны