Решение №06/2139 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 21 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу №06/486-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
11.04.2016 г. Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2016
Решение изготовлено в полном объеме 14.04.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей интересов:
федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации (далее также — Заказчик) Ямчук А. В. (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Любовь и Вера» (далее – Заявитель) Нехорошкова С. Е. (по доверенности), –
рассмотрев жалобу Заявителя б/н, б/д (вх. №468/09 от 05.04.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений «На право заключения договора на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» (номер извещения 31603398302) (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями) (далее также – Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями) (далее также – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившим в документации о Запросе предложений необоснованный критерий оценки участников «Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации».
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1846, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, а также указал, что, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик в документации о Запросе котировок не описал различие между критериями оценки «наличие благодарственных писем» и «наличие положительных отзывов».
2. Заказчик установил необоснованный критерий оценки участников: наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий.
3. Заказчик установил требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений документа, составленного в соответствии с формой, отсутствующей в документации о Запросе предложений.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями документации о закупке, Положения о закупках, Закона о закупках.
Рассмотрев предоставленные материалы и выслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденным управляющим делами Президента Российской Федерации от 25.12.2015 №УДИ-4535 (далее - Положение о закупках). Положением о закупках Заказчиком предусмотрено проведение закупки запросом предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о Запросе предложений, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком на официальном сайте — 09.03.2016, изменения в извещение — 10.03.2016 и 31.03.2016;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений;
- дата окончания подачи заявок: 08.04.2016, дата рассмотрения заявок: 08.04.2016, дата подведения итогов: 17.04.2016;
- начальная (максимальная) цена договора 24 600 000,00 российских рублей;
- на участие в процедуре закупке поданы три заявки.
1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик установил в документации о Запросе предложений необоснованный критерий оценки участников «Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации».
В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений указаны в статье 50 Положения о закупках:
«…
1. В целях определения участника закупки, предложившего наиболее выгодные (лучшие) условия исполнения договора, Заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации о запросе предложений.
2. Для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Заказчик вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика (подрядчика, исполнителя), способного наилучшим образом обеспечить потребности Заказчика в закупаемой продукции.
3. Оценка заявок в запросе предложений осуществляется с использованием следующих критериев:
- цена договора (цена договора за единицу продукции, сумма начальных (максимальных) цен единиц продукции);
- сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- функциональные и качественные характеристики;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- срок представления гарантий качества;
- объем представления гарантий качества;
- квалификация участника закупки;
- условия платежей по договору;
- размер штрафных санкций по договору;
- иных критериев, установленных в документации о запросе предложений. При этом критерий цена договора является обязательным.
...» (цитата Положения о закупках).
В соответствии с приложением к информационной карте №1 документации о Запросе предложений критериями оценки заявок на участие в Запросе предложений являются, в частности:
«…
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК
Предмет: на право заключения договора на оказание услуг
общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол»
для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами
Президента Российской Федерации на 2016 год
|
Максимальное значение критерия (подкритерия) |
Содержание и порядок оценки по критерию (подкритерию) |
… |
… |
… |
Квалификация участников закупки |
40 |
|
… |
… |
… |
Наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий. (исходя из максимальной заполняемости объекта - 516 человек в день) |
5
|
Наличие дипломов и сертификатов- 5 баллов. Отсутствие дипломов и сертификатов-0 баллов
|
Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации |
5 |
Наличие опыта - 5 баллов. Отсутствие опыта - 0 баллов |
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Кроме этого соответствующие дополнительные требования к участникам Запроса предложений также приведены в информационной карте документации о Запросе предложений:
«…
19 |
Иные дополнительные требования к участникам закупочных процедур. |
2. Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации. Не соответствие иным дополнительным требования участника закупки не является причиной отклонения заявки на участие в запросе предложений |
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Представитель Заказчика в заседании Комиссии сообщил, что необходимость установления данного критерия оценки вызвана тем, что Заказчик принимает высших должностных лиц Российской Федерации, а также представителей иностранных государств. При этом представитель Заказчика не смог ответить, почему в данном случае принимается опыт обслуживания учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, и не принимается опыт обслуживания учреждений Государственной думы Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, правительств города Москвы или города Санкт-Петербург при приеме высших должностных лиц Российской Федерации и представителей иностранных государств.
Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении Запроса предложений преимущества получат те участники закупки, которые обслуживали санаторно-курортные учреждения подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации.
Данные действия Заказчика, установившим преимущественных условий участия в Запросе предложений участника, которые обслуживали санаторно-курортные учреждения подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. Заявитель указывает на то, что Заказчик в документации о Запросе котировок не описал различие между критериями оценки «наличие благодарственных писем» и «наличие положительных отзывов».
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений указаны в статье 50 Положения о закупках, в частности, одним из таких критериев является квалификация участника закупки (пункт 3.19 статьи 50 Положения о закупках).
В соответствии с приложением к информационной карте №1 документации о Запросе предложений критериями оценки заявок на участие в Запросе предложений являются, в частности:
«…
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК
Предмет: на право заключения договора на оказание услуг
общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол»
для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами
Президента Российской Федерации на 2016 год
|
Максимальное значение критерия (подкритерия) |
Содержание и порядок оценки по критерию (подкритерию) |
… |
… |
… |
Квалификация участников закупки |
40 |
|
… |
… |
… |
наличие положительной деловой репутации, а именно: |
||
- наличие благодарственных писем в адрес участника запроса предложений |
3 |
Наличие 20 (двадцати) и более благодарственных письма - 3 балла. Наличие менее 20 (двадцати) благодарственных письма – 1,5 балла. Отсутствие благодарственных писем - 0 баллов |
- наличие положительных отзывов в адрес участника запроса предложений |
3 |
Наличие 5 (пяти) и более положительных отзывов - 3 балла. Наличие менее 5 (пяти) положительных отзывов – 1 балл. Отсутствие положительных отзывов - 0 баллов |
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Представитель Заказчика в заседании Комиссии не смог предоставить доказательств, свидетельствующих о смысловом (качественном) различии между критериями «наличие благодарственных писем в адрес участника запроса предложений» и «наличие положительных отзывов в адрес участника запроса предложений», что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем установлении данных критериев оценки заявок, приводящих к тому, что члены закупочной комиссии Заказчика, не имея надлежащих характеристик отличия «благодарственного письма» (по сути имеющего положительную направленность, характеристику, отзыв) от «положительного отзыва» (по сути благодарящего своего контрагента), в субъективном порядке отнесут тот или иной документ или к «благодарственному письму», или к «положительному отзыву», что, как следствие, может привести к ненадлежащей оценке заявок участников на участие в Запросе предложений.
Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации о Запросе предложений Заказчиком не установлено надлежащее описание критериев оценки заявок участников на участие в Запросе предложений: «наличие благодарственных писем в адрес участника запроса предложений», «наличие положительных отзывов в адрес участника запроса предложений».
Данные действия Заказчика, установившим ненадлежащие критерии оценки заявок участников на участие в Запросе предложений, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
3. В качестве довода о нарушении его прав и законных интересов Заявитель указывает на то, что Заказчик установил необоснованный критерий оценки участников: наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений указаны в статье 50 Положения о закупках, в частности, одним из таких критериев является квалификация участника закупки (пункт 3.19 статьи 50 Положения о закупках).
В соответствии с приложением к информационной карте №1 документации о Запросе предложений критериями оценки заявок на участие в Запросе предложений являются, в частности:
«…
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК
Предмет: на право заключения договора на оказание услуг
общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол»
для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами
Президента Российской Федерации на 2016 год
|
Максимальное значение критерия (подкритерия) |
Содержание и порядок оценки по критерию (подкритерию) |
… |
… |
… |
Квалификация участников закупки |
40 |
|
… |
… |
… |
Наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий. (исходя из максимальной заполняемости объекта - 516 человек в день) |
5
|
Наличие дипломов и сертификатов- 5 баллов. Отсутствие дипломов и сертификатов-0 баллов
|
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Представитель Заказчика в заседании Комиссии не смог предоставить доказательств, раскрывающих количественную и качественную характеристики данного показателя, а именно: что нужно участнику для получения максимального количества баллов по данному критерию предоставить в составе документов, входящих заявку на участи в Запросе предложений:
- один диплом, подтверждающий опыт обслуживания крупного – международного (более 500 человек) мероприятия или;
- один сертификат, подтверждающий опыт обслуживания крупного – международного (более 500 человек) мероприятия или;
- один диплом и один сертификат, подтверждающие опыт обслуживания крупных– международных (более 500 человек) мероприятий или;
- один диплом и два и более сертификатов, подтверждающие опыт обслуживания крупных– международных (более 500 человек) мероприятий;
- два и более дипломов и один сертификат, подтверждающие опыт обслуживания крупных– международных (более 500 человек) мероприятий, —
что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем установлении данного критерия оценки заявок, приводящего к тому, что члены закупочной комиссии Заказчика, не имея надлежащего описания количественной характеристики критерия, в субъективном порядке учтут количество предоставленных участником документов (или документ), что, как следствие, может привести к ненадлежащей оценке заявок участников на участие в Запросе предложений.
Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации о Запросе предложений Заказчиком не установлено надлежащее описание критерия оценки заявок участников на участие в Запросе предложений: «Наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий».
Данные действия Заказчика, установившим ненадлежащий критерий оценки заявок участников на участие в Запросе предложений, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
4. Заявитель указывает на то, что Заказчик установил требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений документа, составленного в соответствии с формой, отсутствующей в документации о Запросе предложений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
В информационной карте документации о Запросе предложений Заказчик установил:
«…
21 |
Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в запросе предложений |
… 1.2. Предложение о качестве работ, оформляемое в соответствии с Формой 4 раздела III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ". … |
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия не установила наличия в данной документации формы 4.
Данные действия Заказчика, установившим требования о предоставлении участником закупки в составе заявке на участие в Запросе предложений форму, отсутствующую в документации о Запросе предложений, нарушают требования пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1846.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Предписание
по делу №06/486-16
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
11.04.2016 г. Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 11.04.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 14.04.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
на основании решения Комиссии от 11.04.2016 по делу №06/486-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Любовь и Вера» б/н, б/д (вх. №468/09 от 05.04.2016) на действия федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений «На право заключения договора на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» (номер извещения 31603398302) (далее — Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику:
- вернуть участникам Запроса предложений ранее поданные заявки на участие в закупке;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новую дату рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, дату проведения итогов Запроса предложений, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений и новой дате проведения итогов Запроса предложений. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующих изменений в извещение о проведении Запроса предложений, документацию о Запросе предложений;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе предложений, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Запросе предложений, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новой дате подведения итогов Запроса предложений, а также о возможности подать новые заявки на участие в Запросе предложений.
2. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями документации о Запросе предложений, Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденного управляющим делами Президента Российской Федерации от 25.12.2015 №УДИ-4535, Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и с учетом решения от 11.04.2016 по делу №06/486-16.
3. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика в срок до 29.04.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1846.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.