Решение №06/2139 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/486-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

11.04.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2016

Решение изготовлено в полном объеме   14.04.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации (далее также — Заказчик) Ямчук А. В. (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Любовь и Вера» (далее – Заявитель) Нехорошкова С. Е. (по доверенности), –

рассмотрев жалобу Заявителя б/н, б/д (вх. №468/09 от 05.04.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений «На право заключения договора на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» (номер извещения 31603398302) (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями) (далее также – Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями) (далее также – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившим в документации о Запросе предложений необоснованный критерий оценки участников «Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации».

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1846, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru).

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, а также указал, что, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчик в документации о Запросе котировок не описал различие между критериями оценки «наличие благодарственных писем» и «наличие положительных отзывов».

2. Заказчик установил необоснованный критерий оценки участников: наличие  дипломов и сертификатов, подтверждающих   опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий.

3. Заказчик установил требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений документа, составленного в соответствии с формой, отсутствующей в документации о Запросе предложений.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями документации о закупке, Положения о закупках, Закона о закупках.

Рассмотрев предоставленные материалы и выслушав пояснения сторон,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденным управляющим делами Президента Российской Федерации от 25.12.2015 №УДИ-4535 (далее - Положение о закупках). Положением о закупках Заказчиком предусмотрено проведение закупки запросом предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о Запросе предложений, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком на официальном сайте — 09.03.2016, изменения в извещение — 10.03.2016 и 31.03.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений;

- дата окончания подачи заявок: 08.04.2016, дата рассмотрения заявок: 08.04.2016, дата подведения итогов: 17.04.2016;

- начальная (максимальная) цена договора 24 600 000,00 российских рублей;

- на участие в процедуре закупке поданы три заявки.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик установил в документации о Запросе предложений необоснованный критерий оценки участников «Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации».

В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений указаны в статье 50 Положения о закупках:

«…

1.  В целях определения участника закупки, предложившего наиболее выгодные (лучшие) условия исполнения договора, Заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации о запросе предложений.

2.  Для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Заказчик вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика (подрядчика, исполнителя), способного наилучшим образом обеспечить потребности Заказчика в закупаемой продукции.

3.  Оценка заявок в запросе предложений осуществляется с использованием следующих критериев:

  1. цена договора (цена договора за единицу продукции, сумма начальных (максимальных) цен единиц продукции);
  2. сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  3. функциональные и качественные характеристики;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. срок представления гарантий качества;
  7. объем представления гарантий качества;
  8. квалификация участника закупки;
  9. условия платежей по договору;
  10. размер штрафных санкций по договору;
  11. иных критериев, установленных в документации о запросе предложений. При этом критерий цена договора является обязательным.

...» (цитата Положения о закупках).

В соответствии с приложением к информационной карте №1 документации о Запросе предложений критериями оценки заявок на участие в Запросе предложений являются, в частности:

«…

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК

 

Предмет:  на право заключения  договора на оказание услуг 
общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол»

для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами

Президента Российской Федерации на 2016 год

 

 

Максимальное значение критерия

(подкритерия)

Содержание и порядок оценки по критерию (подкритерию)

Квалификация участников закупки

40

 

Наличие  дипломов и сертификатов, подтверждающих   опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий.

(исходя из максимальной заполняемости объекта - 516 человек в день)

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Наличие дипломов и сертификатов- 5 баллов.

Отсутствие дипломов и сертификатов-0 баллов

 

 

Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения  санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации

5

Наличие опыта - 5 баллов.

Отсутствие опыта - 0 баллов

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Кроме этого соответствующие дополнительные требования к участникам Запроса предложений также приведены в информационной карте документации о Запросе предложений:

«…

19

Иные дополнительные требования к участникам закупочных процедур.

2. Наличие опыта обслуживания по предмету запроса предложения  санаторно-курортных учреждений подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации.

Не соответствие иным дополнительным требования  участника закупки не является причиной отклонения заявки на участие  в запросе предложений

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии сообщил, что необходимость установления данного критерия оценки вызвана тем, что Заказчик принимает высших должностных лиц Российской Федерации, а также представителей иностранных государств. При этом представитель Заказчика не смог ответить, почему в данном случае принимается опыт обслуживания учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, и не принимается опыт обслуживания учреждений Государственной думы Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, правительств города Москвы или города Санкт-Петербург при приеме высших должностных лиц Российской Федерации и представителей иностранных государств.

Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении Запроса предложений преимущества получат те участники закупки, которые обслуживали санаторно-курортные учреждения подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации.

Данные действия Заказчика, установившим преимущественных условий участия в Запросе предложений участника, которые обслуживали санаторно-курортные учреждения подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2. Заявитель указывает на то, что Заказчик в документации о Запросе котировок не описал различие между критериями оценки «наличие благодарственных писем» и «наличие положительных отзывов».

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений указаны в статье 50 Положения о закупках, в частности, одним из таких критериев является квалификация участника закупки (пункт 3.19 статьи 50 Положения о закупках).

В соответствии с приложением к информационной карте №1 документации о Запросе предложений критериями оценки заявок на участие в Запросе предложений являются, в частности:

«…

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК

 

Предмет:  на право заключения  договора на оказание услуг 
общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол»

для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами

Президента Российской Федерации на 2016 год

 

 

Максимальное значение критерия

(подкритерия)

Содержание и порядок оценки по критерию (подкритерию)

Квалификация участников закупки

40

 

наличие положительной деловой репутации, а именно:

- наличие благодарственных писем в  адрес участника запроса предложений

3

Наличие 20 (двадцати) и  более благодарственных письма - 3 балла.

Наличие менее  20 (двадцати) благодарственных письма – 1,5 балла.

Отсутствие благодарственных писем - 0 баллов

- наличие положительных отзывов в  адрес участника запроса предложений

3

Наличие 5 (пяти) и более положительных отзывов - 3 балла.

Наличие менее  5 (пяти) положительных отзывов – 1 балл.

Отсутствие положительных отзывов - 0 баллов

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии не смог предоставить доказательств, свидетельствующих о смысловом (качественном) различии между критериями «наличие благодарственных писем в  адрес участника запроса предложений» и «наличие положительных отзывов в  адрес участника запроса предложений», что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем установлении данных критериев оценки заявок, приводящих к тому, что члены закупочной комиссии Заказчика, не имея надлежащих характеристик отличия «благодарственного письма» (по сути имеющего положительную направленность, характеристику, отзыв) от «положительного отзыва» (по сути благодарящего своего контрагента), в субъективном порядке отнесут тот или иной документ или к «благодарственному письму», или к «положительному отзыву», что, как следствие, может привести к ненадлежащей оценке заявок участников на участие в Запросе предложений.

Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации о Запросе предложений Заказчиком не установлено надлежащее описание критериев оценки заявок участников на участие в Запросе предложений: «наличие благодарственных писем в  адрес участника запроса предложений», «наличие положительных отзывов в  адрес участника запроса предложений».

Данные действия Заказчика, установившим ненадлежащие критерии оценки заявок участников на участие в Запросе предложений, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

3. В качестве довода о нарушении его прав и законных интересов Заявитель указывает на то, что Заказчик установил необоснованный критерий оценки участников: наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений указаны в статье 50 Положения о закупках, в частности, одним из таких критериев является квалификация участника закупки (пункт 3.19 статьи 50 Положения о закупках).

В соответствии с приложением к информационной карте №1 документации о Запросе предложений критериями оценки заявок на участие в Запросе предложений являются, в частности:

«…

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК

 

Предмет:  на право заключения  договора на оказание услуг 
общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол»

для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами

Президента Российской Федерации на 2016 год

 

 

Максимальное значение критерия

(подкритерия)

Содержание и порядок оценки по критерию (подкритерию)

Квалификация участников закупки

40

 

Наличие  дипломов и сертификатов, подтверждающих   опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий.

(исходя из максимальной заполняемости объекта - 516 человек в день)

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Наличие дипломов и сертификатов- 5 баллов.

Отсутствие дипломов и сертификатов-0 баллов

 

 

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии не смог предоставить доказательств, раскрывающих количественную и качественную характеристики данного показателя, а именно: что нужно участнику для получения максимального количества баллов по данному критерию предоставить в составе документов, входящих заявку на участи в Запросе предложений:

- один диплом, подтверждающий опыт обслуживания крупного – международного (более 500 человек) мероприятия или;

- один сертификат, подтверждающий опыт обслуживания крупного – международного (более 500 человек) мероприятия или;

- один диплом и один сертификат, подтверждающие опыт обслуживания крупных– международных (более 500 человек) мероприятий или;

- один диплом и два и более сертификатов, подтверждающие опыт обслуживания крупных– международных (более 500 человек) мероприятий;

- два и более дипломов и один сертификат, подтверждающие опыт обслуживания крупных– международных (более 500 человек) мероприятий, —

что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем установлении данного критерия оценки заявок, приводящего к тому, что члены закупочной комиссии Заказчика, не имея надлежащего описания количественной характеристики критерия, в субъективном порядке учтут количество предоставленных участником документов (или документ), что, как следствие, может привести к ненадлежащей оценке заявок участников на участие в Запросе предложений.

Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации о Запросе предложений Заказчиком не установлено надлежащее описание критерия оценки заявок участников на участие в Запросе предложений: «Наличие  дипломов и сертификатов, подтверждающих   опыт обслуживания крупных - международных (более 500 человек) мероприятий».

Данные действия Заказчика, установившим ненадлежащий критерий оценки заявок участников на участие в Запросе предложений, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

4. Заявитель указывает на то, что Заказчик установил требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений документа, составленного в соответствии с формой, отсутствующей в документации о Запросе предложений.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В информационной карте документации о Запросе предложений Заказчик установил:

«…

21

Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в запросе предложений

   1.2. Предложение о качестве работ, оформляемое в соответствии с Формой 4 раздела III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ".

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия не установила наличия в данной документации формы 4.

Данные действия Заказчика, установившим требования о предоставлении участником закупки в составе заявке на участие в Запросе предложений форму, отсутствующую в документации о Запросе предложений, нарушают требования пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1846.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание
по делу №06/486-16
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

11.04.2016                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 11.04.2016

Предписание изготовлено в полном объеме   14.04.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 11.04.2016 по делу №06/486-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Любовь и Вера» б/н, б/д (вх. №468/09 от 05.04.2016) на действия федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений «На право заключения договора на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» (номер извещения 31603398302) (далее — Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику:

- вернуть участникам Запроса предложений ранее поданные заявки на участие в закупке;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новую дату рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, дату проведения итогов Запроса предложений, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений и новой дате проведения итогов Запроса предложений. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующих изменений в извещение о проведении Запроса предложений, документацию о Запросе предложений;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе предложений, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Запросе предложений, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новой дате подведения итогов Запроса предложений, а также о возможности подать новые заявки на участие в Запросе предложений.

2. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями документации о Запросе предложений, Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденного управляющим делами Президента Российской Федерации от 25.12.2015 №УДИ-4535, Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и с учетом решения от 11.04.2016 по делу №06/486-16.

3. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика в срок до 29.04.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 05.04.2016 №06/1846.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны