Решение №06/2219 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 1 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/489-17
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

20.03.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

государственного унитарного предприятия Республики Крым «ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ» (далее — Заказчик) М. В. Бажанова (по доверенности), М. В. Купцовой (по доверенности), С. В. Гредина (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «КриС» (далее – Заявитель) Е. А. Чудновского (по доверенности), –

рассмотрев жалобу Заявителя б/д, б/н (вх. №515/09 от 10.03.2017) на действия Заказчика, Закупочной комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по охране объектов
ГУП РК «Черноморнефтегаз» (80.10.12.000 – услуги охраны)» (извещение №31604637101) (далее – Конкурс), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Закупочной комиссии Заказчика:

1. Закупочная комиссия Заказчика неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

2. Заказчик необоснованно установил обязательное требование о заверении документов печатью юридического лица.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.03.2017 №06/1815, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной торговой площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ и услуг ГУП РК «Черноморнефтегаз» от 09.07.2015 (с изменениями от 10.03.2016), утвержденным приказом ГУП РК «Черноморнефтегаз» №457-пр от 09.07.2015 (далее - Положение о закупках), Конкурсной документацией.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупках предусмотрено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) таким способом как открытый конкурс в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС – 30.12.2016, изменения — 14.02.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;

3) дата и время окончания подачи заявок: 15.02.2017 в 11:00; дата рассмотрения заявок: 21.02.2017 в 14:30; дата подведения итогов: 09.03.2017 в 14:30;

4) начальная (максимальная) цена договора 65 734 878,00 рублей;

5) на участие в Конкурсе поданы 5 заявок, из которых 4 заявки признаны несоответствующими требованиям Конкурсной документации, в том числе заявка Заявителя.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Закупочная комиссия Заказчика неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно Протоколу заседания Закупочной комиссии от 02.03.2017 №1839-кэф (далее – Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании следующего:

«…

Наименование участника закупки

Обоснование принятого решения

Пункт Документации, на основании которого отказано в допуске

ООО Частное охранное предприятие «КриС»

В нарушение требований пункта 4 Документации Участник не предоставил сведения о том, что:

- участник/претендент соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

- в отношении участника/претендента закупки не проводится ликвидация участника/претендента закупки - юридического лица, отсутствует определение арбитражного суда о введении наблюдения в отношении участника/претендента - юридического лица или индивидуального предпринимателя отсутствует решение арбитражного суда о признании претендента/участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- деятельность участника/претендента закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, отсутствует арест наложенного по решению суда, административного органа на имущество в части, необходимой для выполнения договора;

- отсутствуют у участника/претендента закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату подачи заявки на участие в закупке не принято (для участников закупки, созданных па территории РФ);

- отсутствуют сведения об участнике/претенденте закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом №223-ФЗ;

- отсутствуют сведения об участнике/претенденте закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, уедут для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В нарушение требований пункта 4 Документации Участник не подтвердил соответствие специальным (квалификационным) требованиям к участнику, а именно, в составе заявке отсутствует информация о наличии:

- введенной в эксплуатацию комнаты хранения оружия, расположенной на территории Республики Крым (подтверждается копией Акта обследования помещений комнаты хранения оружия комиссией МВД);

- трудоустроенных в охранной организации охранников в количестве не менее 168 человек, работающих в охранной организации (резерв не учитывается) согласно штатного расписания (подтверждается выпиской из штатного расписания, к копиями первой и последней страниц трудовых книжек с записями о принятии на работу в охранную организацию).

Подпункт а)

п.8 Документации

(непредоставление

претендентом документов

и сведений.

предусмотренных

документацией о закупке)

 

 

Подпункт г)

п.8 Документации

(несоответствие

претендента специальным

(квалификационным)

требованиям к участнику

закупки)

 

…» (цитата из Протокола).

В Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к участникам процедуры закупки и перечень документов соответствия участника/претендента установленным требованиям, а именно: «…

4. Общие требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям:

Участник в составе заявки для участия в процедуре конкурс обязательно прикладывает справку в произвольной форме, содержащую в себе следующие сведения о том, что:

– участник/претендент соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

– в отношении участника/претендента закупки не проводится ликвидация участника/претендента закупки – юридического лица, отсутствует определение арбитражного суда о введении наблюдения в отношении участника/претендента – юридического лица или индивидуального предпринимателя, отсутствует решение арбитражного суда о признании претендента/участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

– деятельность участника/претендента закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, отсутствует арест наложенного по решению суда, административного органа на имущество в части, необходимой для выполнения договора;

–  отсутствуют у участника/претендента закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату подачи заявки на участие в закупке не принято (для участников закупки, созданных на территории РФ);

– отсутствуют сведения об участнике/претенденте закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ;

– отсутствуют сведения об участнике/претенденте закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– соблюдены нормы постановления Совета Министров Республики Крым №26 от 05.02.2015г. (для государственных унитарных предприятий Республики Крым).

...

Специальные (квалификационные ) требования к участникам:

б) Введенная в эксплуатацию комната хранения оружия, расположенная на территории Республики Крым (подтверждается копией Акта обследования помещений комнаты хранения оружия комиссией МВД).

- подтверждение трудоустроенных в охранной организации охранников в количестве не менее 168 человек, работающих в охранной организации (резерв не учитывается) согласно штатного расписания (подтверждается выпиской из штатного расписания, к/копиями первой и последней страницы с записью о принятии на работу в охранную организацию);

…» (цитата из Конкурсной документации).

Комиссия, изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, не установила в данной заявке наличие сведений, указанных в Протоколе.

Пунктом 9 раздела 5.14 «Порядок проведения конкурса» главы 5 «Порядок проведения закупочных процедур» Положения о закупках определено: «…

  1. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников, подведение итогов закупки.

На основании результатов рассмотрения закупочной комиссией принимается решение о допуске (об отказе в допуске) претендентов к участию в конкурсе.

По итогам рассмотрения заявок претендентов составляется протокол, в котором указывается решение о допуске (об отказе в допуске) к участию в конкурсе. При этом решение об отказе в допуске к участию в конкурсе должно сопровождаться обоснованием такого решения, с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует претендент закупки или которым не соответствует заявка на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.

…» (цитата Положения в документации).

При этом в Конкурсной документации Заказчиком установлено: «…

8. Установление критериев допуска к участию в конкурсе.

Решения о допуске (об отказе в допуске) принимается с учетом, установленных в документации о закупке, критериев допуска:

  1. предоставление претендентом документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке;
  2. достоверность документов и сведений, предоставленных в составе заявки претендента;
  3. соответствие претендента общим требованиям к участникам закупки;
  4. соответствие претендента специальным (квалификационным) требованиям к участникам закупки;
  5. соответствие заявки претендента требованиям закупочной документации
  6. обоснованность предложенной претендентом демпинговой цены договора (цены лота);
  7. соответствие товаров, работ, услуг, предлагаемых претендентом закупки, требованиям, установленным документацией о закупке;

      з) соблюдение претендентом требований регламента электронной торговой площадки, если закупка осуществляется в электронной форме.

…» (цитата Конкурсной документации).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, изучив Конкурсную документацию, заявку Заявителя, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, приходит к выводу, что действия Закупочной комиссии Заказчика по признанию заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации не нарушают требования Закона о закупках, Положения о закупках, Конкурсной документации, в связи с чем, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчик необоснованно установил обязательное требование о заверении документов печатью юридического лица.

В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к оформлению заявки на участие в закупке.

В Конкурсной документации Заказчиком установлено: «…

4. Общие требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям:

Кроме того, участник/претендент в составе заявки предоставляет оригиналы или копии документов, заверенные* собственной печатью (собственной подписью для физического лица) документов и сведений о претенденте закупки, включая лиц, выступающих на стороне претендента закупки:

* - Копии документов должны быть заверены в соответствии с п.3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 (Документы заверяют печатью организации. При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения).    

…» (цитата Конкурсной документации).

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 №82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» наличии печати у хозяйственных обществ является правом, но не обязанностью.

Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что в Конкурсной документации Заказчиком необоснованно установлено требование к оформлению заявки на участие в Конкурсе в части обязанности заверения копий документов, предоставляемых участником закупки (хозяйственным обществом) в составе заявки на участие в Конкурсе, печатью юридического лица (хозяйственного общества) без учета ее наличия у данного юридического лица (хозяйственного общества).

Данные действия Заказчика нарушаю требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать, т.к. выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/489-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.03.2017 №06/1815.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны