Решение №06/2406 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/587-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

20.04.2016

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2016

Решение изготовлено в полном объеме   25.04.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «АЙ-ТОДОР» (далее — Заказчик) Н. Н. Эпишко (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «ВИТА-ПУЛ» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, —

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку дезинфекционных средств, рассмотрев предоставленные Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 14.04.2016 № 117 (вх. №556/09 от 14.04.2016) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Поставка дезинфекционных средств» (номер извещения 0375200036616000022) (далее – Аукцион).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, указавшего характеристики дезинфекционных средств, соответствующие одному производителю, что ограничивает конкуренцию.

Крымским УФАС России принято Уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 14.04.2016 №06/2150, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт).

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 06.04.2016;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 350 260,00 российских рублей;

4) дата окончания подачи заявок: 14.04.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 15.04.2016, дата проведения Аукциона: 20.04.2016.

1. Согласно доводам Заявителя о том, что «Заказчик в аукционной документации ошибочно включает дезинфицирующие средства в категорию лекарственных препаратов. При подготовке аукционной документации Заказчик руководствовался в том числе Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», также в описании объекта закупки в Приложении №2 Заказчик использует терминологию, применяемую для описания лекарственных препаратов, а именно «Лекарственная форма» и «дозировка»… В пунктах 1 и 2 указано точное содержание действующих веществ («дозировка»), т.е. прописаны конкретные средства Медилис -3ДВ ДЕЗ и Медихлор, а так же точные срок годности средства и рабочих растворов («Срок годности средства-5лет, рабочих растворов-4сут.»). Подобные характеристики должны сопровождаться словами «не более» или «не менее», в противном случае состав удовлетворяет только одному производителю и ограничивает конкуренцию. Требование «Участник закупки не может предложить иную дозировку и форму препарата(ов) нарушает Федеральный закон №44…» (цитаты жалобы).

В соответствии с частью 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия, изучив установила, что Заказчик описал объект закупки в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ документации об Аукционе следующим образом: «…

Приложение 2

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на закупку дезинфекционных средств

№, п/п

Международное непатентованное наименование (МНН)

Код по ОКПД

Характеристика товара (параметры для определения соответствия)

Количество,

единица

измерения

 

Лекарственная

форма

дозировка

1

Алкилдиметилбензиламмоний хлорид  -

дидецилдиметиламмоний хлорид- N.N – бис (3-аминопропил) -додециламин -полигексаметиленгуанидин гидрохлорид  -

20.20.14.000

Концентрированное жидкое средство

5,7 %,

1,9%, 

 

3,8 %,

 

2,5%

322 литра

2

Натриевая соль дихлоризационуровой кислоты не менее 80%

20.20.14.000

Таблетки

3,32  г

10500 таблеток

Требования к товару:

Средство разрешенное к использованию  в детских ЛПУ. Широкого спектра действия (бактериальные, вирусные инфекции, кандидозы, дерматофитии). Применяемое в инфекционных очагах при проведении профилактической, текущей и заключительной дезинфекции поверхностей в помещениях, оборудования, предметов ухода и медицинского инструментария, посуды, медицинских отходов группы Б м В из текстильных материалов и т.д.  По параметрам токсичности относящееся по ГОСТ 12.007-76 к 3 классу (умеренно опасные)  при введении в желудок и к  4 классу (мало опасные) при нанесении на кожу;  4 классу безопасности (мало опасным) при ингаляционном воздействии согласно классификации К.К. Сидорова.

  1. Дезинфицирующее средство, представляющее собой жидкий концентрат(позволяющий быстрое приготовление рабочих растворов в  объеме от 200 мл до десятка литров,  необходимой концентрации, сроки годности рабочих растворов 12 и более дней)., обязательно содержащее в составе смесь ЧАС, третичных аминов и гуанидинов.

Средство должно обладать утвержденными режимами:

Дезинфекции поверхностей в отношении вирусов, при этом наличие режима с интервалом времени экспозиции от 40 минут до 70 минут обязательно, а рабочий раствор средства, в интервале указанных допустимых экспозиций (40 минут - 70 минут), должен содержать не менее 0,0646% аминов и не менее 0,0425% гуанидинов а также не менее 0,1292% ЧАС

- Дезинфекции ИМН, не совмещенной с ПСО, в отношении вирусов, при этом обязательно наличие режима применения с временем экспозиции, лежащим в диапазоне от 40 минут до 70 минут. В этом режиме, рабочий раствор средства должен содержать не менее 0,0646% аминов и не менее 0,0425% гуанидинов а также не менее 0,1292% ЧАС

- Дезинфекции ИМН, совмещенной с ПСО, при этом наличие режима с интервалом времени экспозиции от 40 минут до 70 минут обязательно, а рабочий раствор средства, в интервале указанных допустимых экспозиций (40 минут - 70 минут), должен содержать не менее 0,0646% аминов и не менее 0,0425% гуанидинов а также не менее 0,1292% ЧАС

- ПСО (предстерилизационной очистки), при этом наличие режима с интервалом времени экспозиции от 10 минут до 20 минут обязательно, а рабочий раствор средства, в интервале указанных допустимых экспозиций (10 минут - 20 минут), должен содержать не менее 0,01292% аминов и не менее 0,0085% гуанидинов а также не менее 0,02584% ЧАС

Дезинфекции белья, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 40 минут до 70 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (40 минут - 70 минут), должен содержать не менее 0,0646% аминов и не менее 0,0425% гуанидинов а также не менее 0,1292% ЧАС

Дезинфекции посуды, при этом обязательно наличие режима применения с временем экспозиции, лежащим в диапазоне от 40 минут до 70 минут. В этом режиме, рабочий раствор средства должен содержать не менее 0,0323% аминов и не менее 0,02125% гуанидинов а также не менее 0,0646% ЧАС

Дезинфекции медицинских отходов группы Б, при этом в обязательном порядке у средства должен быть режим, удовлетворяющий одновременно следующим требованиям: время экспозиции должно лежать в диапазоне от 40 минут до 70 минут а рабочий раствор средства в этом режиме применения должен содержать не менее 0,0323% аминов и не менее 0,02125% гуанидинов а также не менее 0,0646% ЧАС

Дезинфекции поверхностей в отношении плесневых грибов

Дезинфекции крови

Дезинфекции мочи

Дезинфекции санитарно-технического оборудования

Срок годности средства-5лет, рабочих растворов-14сут. Многократность использования растворов-14сут.

Предлагаемые товары должны обязательно удовлетворять всей совокупности описанных обязательных требований, параметры предлагаемых товаров должны в обязательном порядке соотвествовать описанным диапазонам допустимых з

 

                2.Дезинфицирующее средство, представляющее собой таблетки, обязательно содержащее в                 составе хлоросодержащие соединения, выделяющие свободный хлор.

Средство должно обладать утвержденными режимами:

Дезинфекции поверхностей в отношении вирусов, при этом необходимо, чтобы средство имело режим применения с экспозицией в пределах от 40 минут до 70 минут и при этом рабочий раствор средства (в указанном интервале времени экспозиции 40 минут - 70 минут) содержал не менее 0,01221% активного хлора

- Дезинфекции ИМН, не совмещенной с ПСО, в отношении вирусов, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 70 минут до 100 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (70 минут - 100 минут), должен содержать не менее 0,04885% активного хлора

Дезинфекции белья, при этом обязательно наличие режима применения с временем экспозиции, лежащим в диапазоне от 90 минут до 140 минут. В этом режиме, рабочий раствор средства должен содержать не менее 0,16283% активного хлора

Дезинфекции посуды, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 90 минут до 140 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (90 минут - 140 минут), должен содержать не менее 0,08142% активного хлора

Дезинфекции медицинских отходов группы Б, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 90 минут до 140 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (90 минут - 140 минут), должен содержать не менее 0,24425% активного хлора

Дезинфекции крови

Дезинфекции мочи

Дезинфекции санитарно-технического оборудования

Срок годности средства-5лет, рабочих растворов-4сут.

Предлагаемые товары должны обязательно удовлетворять всей совокупности описанных обязательных требований, параметры предлагаемых товаров должны в обязательном порядке соответствовать описанным диапазонам допустимых значений.

 
 

Требования к упаковке, маркировке (этикеткам), транспортировке

Поставка дезинфекционных средств осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Участник закупки не может предложить иную дозировку и  форму препарата(ов).

Дата изготовления товара (срок годности) должна быть отчетливо видна на упаковке товара. Транспортировка товара должна осуществляться Поставщиком видами транспорта, на котором  разрешена транспортировка соответствующего вида товара в соответствии с правилами перевозки  данного вида при соблюдении гигиенических требований и температурного режима.

Остаточный срок хранения от даты производства к дате поставки товара не менее 80-70 % ...» (цитата).

Согласно информации с официального сайта Государственного реестра лекарственные средства указанные Заказчиком дезинфекционные средства: «Алкилдиметилбензиламмоний хлорид - дидецилдиметиламмоний хлорид - N.N – бис (3-аминопропил) - додециламин - полигексаметиленгуанидин гидрохлорид» и «Натриевая соль дихлоризационуровой кислоты» в реестре лекарственных средств не значатся, следовательно, не относятся к лекарственным средствам. Вместе с тем Заказчик устанавливает требования к их поставке как к лекарственным средствам:

«Поставка дезинфекционных средств осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»...

Дата изготовления товара (срок годности) должна быть отчетливо видна на упаковке товара. Транспортировка товара должна осуществляться Поставщиком видами транспорта, на котором  разрешена транспортировка соответствующего вида товара в соответствии с правилами перевозки  данного вида при соблюдении гигиенических требований и температурного режима» (цитата).

Комиссией установлено, что совокупность указанных Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик «Алкилдиметилбензиламмоний хлорид - дидецилдиметиламмоний хлорид - N.N – бис (3-аминопропил) - додециламин - полигексаметиленгуанидин гидрохлорид» попадает дезинфицирующее средство «МЕДИЛИС-3ДВ ДЕЗ» (жидкий концентрат) и «Натриевая соль дихлоризационуровой кислоты не менее 80%» - дезинфицирующее средство «МЕДИХЛОР» (выпускаемое в виде таблеток массой 3,32 г), производитель ООО «Лаборатория МедиЛИС».

Кроме того, согласно части VI «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе Заказчиком произведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта основании коммерческих предложений, указанных дезинфицирующих средств: «…

№ п/п

МНН (или при отсутствии такого наименования химическое, группировочное наименование, химический состав)

Предпочтительное

торговое наименование,

форма выпуска, дозировка, расфасовка

Ед. измерения

Количество

Цена за ед., руб.

Сумма, руб.

1

2

3

1

Алкилдиметилбензиламмоний хлорид  +

дидецилдиметиламмоний хлорид+ N.N – бис (3-аминопропил) + додециламин -полигексаметиленгуанидин гидрохлорид  -

Медилис -3ДВ ДЕЗ, жидкий концентрат

5,7 %, + 1,9%,  + 3,8%,+2,5%

Флакон объемом 1000 мл

флак

322

990,47

980,44

1000.5

318931.50

2

Натриевая соль дихлоризационуровой кислоты не менее 80%

Медихлор таблетки №300 по 3,32 г таблетка

флак

35

895,1

890.2

900.0

31328.50

 

…» (цитата).

Вместе с тем, доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод, что под запрашиваемые Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе совокупные характеристики средств: «Алкилдиметилбензиламмоний хлорид - дидецилдиметиламмоний хлорид - N.N – бис (3-аминопропил) - додециламин - полигексаметиленгуанидин гидрохлорид», «Натриевая соль дихлоризационуровой кислоты» возможна поставка дезинфекционных средств хотя бы двух – трех производителей, на заседание Комиссии Крымского УФАС России Заказчиком не предоставлено.

Кроме того, Заказчик в техническом задании документации об Аукционе указал на то, что «Участник закупки не может предложить иную дозировку и форму препарата(ов)», при этом отсутствуют обоснования данного требования, учитывая, что рынок дезинфекционных (дезинфицирующих) средств, применяемых в медицинских лечебно-профилактических учреждениях (больницы, поликлиники, санатории, профилактории и т.п.), представлен широким ассортиментом и кругом отечественных и зарубежных производителей.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что данные действия Заказчика влекут за собой ограничение количества участников Аукциона, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия установила.

2.1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в  т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что Заказчик в подпункте 2 пункта 1.2 части II документации об Аукционе установил требование к участникам Аукциона «иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с правом оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» (цитата).

Учитывая, что дезинфицирующие средства не относятся к лекарственным средствам, установление Заказчиком требования о наличии у участника действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с правом оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения влечет ограничение круга участников Аукциона, нарушает требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией (данной части).

Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участнику закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.3. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В части V «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе Заказчик указал:

«…

7.

Срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: с «06» апреля 2016 г. по «11» апреля 2016 г. (при условии подачи запроса о даче разъяснений положений документации в порядке и сроки, предусмотренные ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ).

…» (цитата документации об Аукционе).

В соответствии с документацией об Аукционе, извещением о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлены на 14.04.2016 17:00.

Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе не указал соответствующую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.

Действия Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе надлежащую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063 (далее – Правила от 25.11.2013 №1063).

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (штрафа, пени) является включение в проект контракта пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 – 8 Правил от 25.11.2013 №1063, в частности:

5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).

Размер ставки определяется по формуле  (где  - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).

Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При этом включение в проект контракта ссылки на Правила №1063 вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Заказчик в проекте контракта размер пени, начисляемой поставщику за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом» изложил в следующей редакции:

«… 7.4. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустойки (штрафа, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года №1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежаще не установлен размер пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил от 25.11.2013 №1063.

Данные действия Заказчика нарушают требования части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил от 25.11.2013 №1063 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Требования к обеспечению исполнения контракта Заказчик в проекте контракта изложил следующим образом:

«… 8. Обеспечение исполнения Контракта

8.1. Обеспечение исполнения Контракта составляет ____________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (_______________) рублей.

8.2. Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Поставщиком самостоятельно.

8.3. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.

8.4. Заказчик осуществляет возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами последней товарной накладной.

8.5. В ходе исполнения Контракта Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.

подписания Сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг.

…» (цитата из проекта контракта).

Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона, размещенном на официальном сайте, Заказчик указал: «…

Обеспечение исполнения контракта

 

Требуется обеспечение исполнения контракта

 

Размер обеспечения исполнения контракта

17 513,00 Российский рубль

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

При этом в документации об Аукционе Заказчик определил:

«…

14

Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления: 5% начальной (максимальной) цены контракта 17513 рублей.

В случае, если участником закупок выбран способ обеспечения контракта – внесение денежных средств, внесение денежных средств должно осуществляться на счет заказчика по банковским реквизитам:

 

В назначении платежа указать «Обеспечение исполнения контракта. Номер извещения в ЕИС____»

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта: Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Срок предоставления обеспечения исполнения контракта: в срок, установленный для заключения контракта,  до момента исполнения контракта.

…» (цитата документации об Аукционе).

Таким образом, Заказчик в проекте контракта не указал требование о размере обеспечения исполнения контракта.

Данные действия Заказчика, выразившиеся в не указании в проекте контракта требования о размере обеспечения контракта, нарушают требования части 1 статьи 34, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 7 статьи 34, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил от 25.11.2013 №1063.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/587-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 14.04.2016 № 06/2150.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №06/587-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

20.04.2016

г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 20.04.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  25.04.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 20.04.2016 по делу №06/587-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ВИТА-ПУЛ» от 14.04.2016 № 117 (вх. №556/09 от 14.04.2016) на действия государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «АЙ-ТОДОР» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме «Поставка дезинфекционных средств» (номер извещения 0375200036616000022) (далее — Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить Аукцион.

2. Заказчику в срок до 12.05.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

3. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 14.04.2016 № 06/2150.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны