Решение №06/2550 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 27 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №06/492 -15

о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

24.08.2015

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2015

Решение изготовлено в полном объеме   27.08.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;

членов Комиссии:

специалиста – эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Ю. Ю. Ткаченко,

специалиста – эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А. С. Ребрикова, —

при участии представителей интересов Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский институт права» (далее — Заказчик) Л. П. Разваляевой (по доверенности от 24.08.2015 №1), И. Ю. Хилько (по доверенности от 24.08.2015 №2), В. В. Ильяковой (по доверенности от 24.08.2015 №3),

представители общества с ограниченной ответственностью «Страж-СБ» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на монтаж и пусконаладку системы пожарной сигнализации, оповещение о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте помещения Заказчика, рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 17.08.2015 №156 (вх. №494/09 от 17.08.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Монтаж и пусконаладка системы пожарной сигнализации, оповещение о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте помещения              ГАОУ ВО РК «Крымский институт права» по адресу г. Симферополь, ул. Желябова д. 17, ул. Гоголя, д.9» (извещение №1075200003215000001) (далее — Аукцион).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по неправомерному отказу в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия в заявке Заявителя конкретных показателей (количество используемых материалов) и не указан гарантийный срок, предусмотренный техническим заданием.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» https://www.sberbank-ast.ru (далее – официальные сайты) – 31.07.2015 18:45, изменения извещения о проведении Аукциона – 07.08.2015 16:22;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;
  3. начальная (максимальная) цена контракта – 774 125,48 российских рублей;
  4. дата и время окончания подачи заявок: 14.08.2015 09:30, дата и время окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 14.08.2015 09:30, дата проведения аукциона в электронной форме: 07.09.2015;
  5. на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки, допущены 4 заявки (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом электронном аукционе от 16.08.2015 №1075200003215000001-1);

6)в Аукционе свои предложения подавали 2 участника, цена контракта снижена на 27,23% (Протокол проведения электронного аукциона от 19.08.2015 №1075200003215000001-2).

7)победителем Аукциона признан участник с предложением о цене контракта 563 302,13 российских рублей.

1. Пояснения представителей Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы, предоставленные документы и материалы подтверждают следующие обстоятельства.

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 67 Закона о контрактной системе. В соответствии с требованиями части 1 данной статьи аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе гласит: «согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги».

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия не допускает участника к участию в электронном аукционе в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия не имеет права отказать участнику в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе причина отклонения заявки Заявителя (под порядковым номером 10): «Непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 44-ФЗ, или представление /установление недостоверной информации предусмотренной ч.ч. 3,5ст. 66-ФЗ: в заявке отсутствуют конкретные показатели, а именно Ведомости ресурсов используемых материалов (количество используемых материалов), а также не указан гарантийный срок предусмотренный техническим заданием» (цитата протокола).

В Документации об Аукционе (техническое задание) Заказчиком определены количественные показатели оборудования и материалов, необходимых для выполнения работ по монтажу и пусконаладке системы пожарной сигнализации, оповещение о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре на 2 объектах Заказчика, а также установлены требования к гарантийному сроку «Гарантийный срок на смонтированную пожарную сигнализацию и оповещения людей о пожаре должен составлять не менее 24 месяцев с момента подписания акта выполненных работ. Гарантийный срок на оборудование и материалы установлены заводом изготовителем».

Комиссия, ознакомившись с «Заявкой на участие», поданной Заявителем для участия в Аукционе и зарегистрированной под порядковым номером 10, предоставленной Заказчиком, установила, что первая часть заявки Заявителя содержит только «согласие на Монтаж и пусконаладка системы пожарной сигнализации, оповещение о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте помещения ГАОУ ВО РК «Крымский институт права» по адресу г. Симферополь, ул. Желябова д. 17, ул. Гоголя, д.9 на условиях, предусмотренных документацией…» (цитата заявки №10).

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе содержит показатели необходимых материалов и оборудования для выполнения работ, установленные согласно потребностям Заказчика.

При этом, Заявителем не представлено доказательств подтверждающих, что требования и показатели необходимых материалов и оборудования для выполнения работ установлены Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Таким, образом довод Заявителя о необоснованном отклонении Заказчиком первой части заявки Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Комиссия, проанализировав извещение о закупке, изменения в извещение, Документацию Аукциона, установила следующее.

2.1. Извещение о закупке и протоколы Аукциона, размещенные Заказчиком на официальных сайтах, содержат следующие требования:

1 Требование о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

2 Требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

3 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.02.2015 № 99 (с изменениями «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99).

В соответствии с Постановлением №99 при закупке «Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей» путем проведения конкурсов с ограниченным участием устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения контракта.

На основании материалов Заказчика, Комиссия не установила отклонений Заказчиком при определении исполнителя Аукциона участников, не предоставивших информацию по указанным дополнительным требованиям.

Вместе с тем, Аукцион Заказчика не подпадает под определение Постановления №99, следовательно, действия Заказчика, обозначившего в извещении и протоколах Аукциона вышеуказанные дополнительные требования, противоречат положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления №99 и нарушают части 2, 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2.2. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В Документации (Информационная карта) Заказчиком установлены следующие требования к обеспечению исполнения контракта:

Размер обеспечения контракта:

Составляет 5 (пять) процентов начальной (максимальной) цены контракта – 38 706 (тридцать восемь тысяч семьсот шесть) рублей 27 копеек

Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта:

... Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный в Информационной карте электронного аукциона счет…

Срок действия безотзывной банковской гарантии, выданной банком, должен превышать срок действия контракта не менее чем на 2 (два) месяца.

При этом в ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (далее - проект контракта) Заказчик установил, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц.

Действия Заказчика по установлению в Документации требования к сроку действия безотзывной банковской гарантии участника, выданной банком, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на 2 (два) месяца, нарушают положения части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, которой предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, проанализировав проект контракта, не установила наличие в нем срока действия контракта и размера обеспечения контракта:

«11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11.2. Настоящий Контракт действует до прекращения обязательств Сторон по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации» (цитата контракта).

При этом Заказчик в проекте контракта указал следующее:

«9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

9.1. Условием заключения Контракта является предоставление Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет -     (     ) рублей 00 копеек.

9.2. Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения Контракта передать Заказчику оригиналы документов об обеспечении исполнения Контракта.

9.3. В случае если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме внесения денежных средств, Заказчик вправе….

9.4. В случае если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме банковской гарантии, Заказчик вправе при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, а также при существенном нарушении Контракта обратить взыскание на сумму, обеспеченную банковской гарантией.

9.5. В случае если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц…» (цитата контракта).

Отсутствие в проекте контракта Заказчика его срока действия не позволяет потенциальному участнику закупки выбрать способ обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Кроме того, в Документации (Информационная карта) Заказчик предусмотрел «возможность Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (цитата).

При этом Заказчик в проекте контракта условия расторжения контракта изложил в редакции не соответствующей требованиями частей 8 – 24 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Учитывая указанное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком несоблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при изложении отдельных положений проекта контракта, что нарушает требования части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70, частей 3, 8-24 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2.3. В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Комиссией установлено, что Заказчик 07.08.2015 16:22 разместил на официальных сайтах Изменения извещения о проведении Аукциона (Решение Заказчика от 07.08.2015). При этом дата и время окончания подачи заявок остались неизмененными: 14.08.2015 09:30, в результате сокращен срок подачи участниками заявок на участие в Аукционе, т.к. срок между датами и временем 07.08.2015 16:22 и 14.08.2015 09:30 составляет менее семи дней.

Таким образом, действия Заказчика по сокращению срока подачи заявок на участие в Аукционе (не менее семи дней), нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частями 1, 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2, 6 статьи 31, части 1 статьи 34, пункт 6 части 5, часть 6 статьи 63, части 6 статьи 66, частей 1, 2 статьи 70, частей 2, 3, 8-24 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/492-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны