Решение №06/276 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 26 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу №06/3426-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
18.01.2017 г. Симферополь
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
представители интересов Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым «Алуштинская дирекция рынков» (далее – Заказчик, «Алуштинская дирекция рынков») и общества с ограниченной ответственностью Многофункциональная фирма «Дон-Сервис» (далее – Заявитель, ООО МФ «Дон-Сервис») на заседание Комиссии не явились, –
рассмотрев жалобу Заявителя от 19.12.2016 №54 (вх. №3456/09 от 20.12.2016) на действия Заказчика при проведении запроса котировок «Поставка холодильного оборудования» (извещение №31604422296) (далее — Запрос котировок), рассмотрев предоставленные Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки, поданной на участие в Запросе котировок.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 21.12.2016 № 06/9389, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия городской округ Алушта Республики Крым «Алуштинская дирекция рынков», утвержденным директором МУП «Алуштинская дирекция рынков» 01.07.2016 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, единая информационная система, ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении исполнителя:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 02.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;
3) дата и время окончания подачи заявок: 07.12.2016 в 09:00, дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок: 08.12.2016 в 09:00;
4) начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00 рублей;
5) на участие в Запросе котировок подано 3 (три) заявки, из них 2 заявки признаны несоответствующими, в т.ч. заявка Заявителя;
6) принято решение заключить договор с ООО «Советник», предложившего цену договора 1 499 990,00 рублей.
1. Заявитель в жалобе указал: «…Считаем, что заявка ООО МФ «Дон-Сервис» была незаконно и неправомерно отклонена заказчиком от участия запроса котировок по надуманным и необоснованным доводам, тем самым было допущено нарушение Заказчиком порядка определения победителя запроса котировок. … решение об отклонении от участия в запросе котировок ООО МФ «Дон-Сервис» принято по надуманных и неправомерным доводам. В действительности, поданная ООО МФ «Дон-Сервис» заявка в полном объеме соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок на поставку холодильного оборудования согласно Приложения № 2 к извещению. Согласно требований Извещения о проведении запроса котировок на поставку холодильного оборудования цена договора указана с учетом включенных в нее стоимости товара, транспортных расходов, стоимости тары, упаковки, маркировки, погрузочно-разгрузочных работ, таможенных платежей, налогов и иных расходов, связанных с поставкой товара. При этом, все графы формы заявки были заполнении должным образом, каких-либо дополнительных граф формой не предусмотрено. Соответственно в заявке указаны все расходы, включенные в цену договора и сам факт подачи такой заявки на участие в запросе котировок означает согласие ООО МФ «Дон-Сервис» на все условия, предъявляемые к поставке товара. Таким образом, ссылка на тот факт, что в заявке отсутствуют сведения о включенных или не включенных в цену договора расходов является необоснованной, неправомерной.
Далее, в протоколе указано, что в нарушение п. 3 извещения первый лист заявки «Опись» не пронумерован. Однако, такого требования в указанном извещении, в действительности, не содержится. Более того, согласно норм действующего законодательства, ряда нормативных актов, которые регулируют порядок ведения различной документации сама опись нумерации не подлежит, нумеруются лишь листы предоставляемых документов. Заявка ООО МФ «Дон-Сервис» была полностью прошита и пронумерована, а также содержала опись в соответствии с требованиями Извещения.
Что же касается изложенного в протоколе нарушения по позиции: Энергоноситель: Электричество. Потребление электроэнергии в сутки (кВт) в заявке ООО МФ «Дон-Сервис» указано не более 4,0, где слова «не более» не позволяют определить конкретный показатель. Следует отметить, что изначально, требования содержащиеся в Извещении, касающиеся описания значений показателей, в частности, в характеристики товара по качеству «Энергоноситель», заявлены неправомерно и необоснованно. В действительности, показания потребления электроэнергии данного товара не могут быть равными какому-либо единому показателю, так как работа указанного товара - холодильного оборудования имеет цикличный характер и меняющиеся показатели в определенном диапазоне. Так, данная характеристика товара была указана в соответствии с требованиями извещения - не более 4,0 кВт, что входит в диапазон, определенный заказчиком «не более 3,8- 4,1»…» (цитаты жалобы Заявителя).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.12.2016 (далее – Протокол) закупочная комиссия Заказчика приняла решение: «…
- Комиссия рассмотрела котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и приняла следующее решение:
Наименование участника |
Решение комиссии |
Обоснование принятого решения |
Общество с ограниченной ответственностью Многофункциональная Фирма «Дон-Строй» |
Не соответствует |
Заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении, а именно: В нарушение пункта 2.3 извещения в заявке отсутствуют сведения о включенных или не включенных в цену договора расходах. В нарушение пункта 3 извещения первый лист заявки «Опись» не пронумерован. В нарушение пункта 4 извещения по позиции «Энергоноситель: Электричество. Потребление электроэнергии в сутки (кВт)» в заявке указано не более 4,0, где слова «не более» не позволяют определить конкретный показатель. |
…» (цитата из Протокола).
Вместе с тем, Заказчиком в Извещении о проведении запроса котировок на поставку холодильного оборудования (далее - документация Запроса котировок) установлено: «…
12 |
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу котировочной заявки |
1. Форма подачи котировочной заявки: участник закупки подает котировочную заявку в письменном виде по форме согласно Приложению № 2 к настоящему извещению. 2. Состав и содержание котировочной заявки: 2.1. Сведения и документы об участнике закупки: … 2.3. Предложение о цене договора указывается в котировочной заявке согласно Приложению № 2 к настоящему извещению, с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах. 2.4. Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с положением о закупке: - декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в пункте 9 настоящего извещения. 3. Требование к оформлению котировочной заявки: … Все листы заявки на участие в запросе котировок, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в запросе котировок и том такой заявки должны содержать опись входящих в ее состав документов, скреплена печатью участника закупки при наличии печати (для юридических лиц) и подписана участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки. Такие требования предъявляются также при подаче изменения и (или) отзыва заявки на участие в запросе котировок.
Заявка на участие в запросе котировок, подготовленная участником закупки, составляется на русском языке. Все документы, входящие в состав заявки на участие в запросе котировок, должны иметь четко читаемый текст. При оформлении заявки участникам запроса котировок следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в запросе котировок, не должны допускать двусмысленных толкований. Заявка заполняется в полном объеме и оформляется в соответствии с настоящим извещением, подписывается участником закупки или уполномоченным представителем с расшифровкой подписи и удостоверяется печатью организации (при наличии печати). В случае применения заказчиком при описании значений показателей, позволяющих определить соответствие товаров, используемых при проведении работ, установленным заказчикам требованиям, следующих слов (словосочетаний): «не менее», «не ниже», «≥» - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное; «не более», «не выше», «≤» - участником предоставляется значение равное или менее указанного; «менее», «ниже», «<» - участником предоставляется значение меньше указанного; «более», «выше», «свыше», «>» - участником предоставляется значение превышающее указанное; «до» - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом «включительно» либо используется при диапазонном значении; «от» - участником предоставляется указанное значение или превышающее его; «в диапазоне» - участник в заявке предлагает указанный диапазон значений; «÷» - участник в заявке предлагает указанный диапазон значений. В случае применения перечисления значений показателя через союз «и», знаки «,», «/» - участник указывает все перечисленные значения. При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений. При использовании «и (или)» - участник предлагает несколько показателей или один (на свой выбор). В случае применения заказчиком в техническом задании значений: со знаком «–» – участник в заявке предлагает конкретное значение в рамках, равных показателям верхней и нижней границы диапазона, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словами «в диапазоне»; при описании диапазона предлогами «от» и «до» предельные показатели входят в диапазон; со знаком «+/-» (например, погрешность) – участник предлагает конкретное значение с учетом установленной погрешности, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словами «в диапазоне». При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов, словосочетаний и знаков: « ≥ », « ≤ », « > », « < », «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «может быть», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «максимальный», «минимальный», «выше», «ниже», «возможность» и т.п. Ненадлежащее исполнение участником закупки требований настоящего раздела является основанием для отказа участника в допуске к участию в запросе котировок. |
…
Приложение № 2
к извещению о проведении запроса котировок
КОТИРОВОЧНАЯ ЗАЯВКА
Сведения об участнике закупки |
||||||
Фирменное наименование |
|
|||||
Организационно правовая форма |
|
|||||
Место нахождения |
|
|||||
Почтовый адрес |
|
|||||
Идентификационный номер налогоплательщика |
|
|||||
Банковские реквизиты |
|
|||||
Номер контактного телефона |
|
|||||
Адрес электронной почты (при наличии) |
|
|||||
Сведения об объекте закупки |
||||||
№ п/п |
Наименование товара |
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 1 к извещению, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена договора, руб. |
|
1 |
Прилавок холодильный (встроенное холодоснабжение) |
|
|
|
|
|
2 |
Труба-перекладина для прилавка холодильного (мясной) |
|
|
|
|
|
3 |
Крючок на трубу-перекладину прилавка холодильного (мясной) (1 шт.) |
|
|
|
|
|
4 |
Борт на столешницу |
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|||||
…
Приложение № 1
к извещению о проведении запроса котировок
ЗАКАЗ
на поставку товара
№ п/п |
Наименование |
Вид |
Характеристики |
Кол-во |
1 |
Прилавок холодильный (встроенное холодоснабжение) |
|
1.Длина, не менее, мм: 1 550 |
15 |
…» (цитаты документации Запроса котировок).
Комиссия, изучив документацию Запроса котировок, Протокол установила, что Заказчиком в документации Запроса котировок предусмотрено, что участник в заявке на участие в Запросе котировок «2.3. Предложение о цене договора указывается в котировочной заявке согласно Приложению № 2 к настоящему извещению, с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах», «Все листы заявки на участие в запросе котировок, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в запросе котировок и том такой заявки должны содержать опись входящих в ее состав документов, скреплена печатью». В части указания участником в котировочной заявке характеристики «Потребление электроэнергии в сутки (кВт) не более 3,8-4,1» Заказчиком инструкцией по заполнению заявки установлено, что «При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов, словосочетаний и знаков: « ≥ », « ≤ », « > », « < », «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «может быть», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «не более», «не менее»…» (цитаты документации Запроса котировок).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия закупочной комиссии Заказчика не нарушают требования Закона о закупках, Положения о закупках, документации Запроса котировок, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Комиссия Крымского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Согласно информации с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок Положение о закупках утверждено директором МУП «Алуштинская дирекция рынков» 01.07.2016 и размещено Заказчиком в ЕИС 30.11.2016: «…
СВЕДЕНИЯ О ПОЛОЖЕНИИ О ЗАКУПКЕ
Номер положения |
1160114091 |
Наименование положения о закупке |
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Алуштинская дирекция рынков" |
Наименование органа, утвердившего положение о закупке |
Директор МУП "Алуштинская дирекция рынков" |
Дата утверждения положения |
01.07.2016 (МСК) |
Версия |
1 |
Статус |
Размещено |
Дата размещения |
30.11.2016 (МСК) |
…» (цитата из ЕИС).
Таким образом, действия Заказчика, разместившего Положение о закупках в единой информационной системе позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения, нарушают требования части 1 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Заявителя необоснованной.
- Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 4 Закона о закупках.
- Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/3426-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
- Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 21.12.2016 № 06/9389.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.