Решение №06/2788 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 12 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №06/574 -15
о нарушении законодательства
Российской Федерации
о контрактной системе

07.09.2015

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2015

Решение изготовлено в полном объеме   10.09.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – заместителя руководителя Крымского УФАС России М. С. Муравьёва,

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;

члена Комиссии – специалиста – эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А. С. Ребрикова,

при участии представителей интересов Крымской таможни (далее — Заказчик) М. О. Ващенко и К. Ю. Абаджи (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Континент» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на проведение работ по уборке помещений на объектах Заказчика, рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ                 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 01.09.2015 №01-К/09 (вх. №566/09 от 01.09.2015) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Проведение работ по уборке помещений на объектах Крымской таможни» (номер извещения 0175100000815000062) (далее – Аукцион).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установившего в документации об Аукционе требования к товару, используемому при выполнении работ, ограничивающие круг участников.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

1. В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) – 17.08.2015, изменения – 19.08.2015;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 5 667 450,00 российских рублей;

4) дата и время окончания подачи заявок: 03.09.2015 10:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 04.09.2015, дата проведения аукциона в электронной форме: 07.09.2015;

5)    на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;

6)    к участию в Аукционе допущено 12 участников закупки;

7) при проведении Аукциона предложения подавали 7 участников, понижение на 85,84%.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя «Заказчиком в документации об аукционе не указаны единицы измерения, что ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в Аукционе, а именно: п. 48 Приложения №3 к техническому заданию «Средство для пломбировки мрамора (кол-во 5 шт.)» (Удельный вес при {20°С}* должен быть не более 1,00). п. 96 Приложения № 3 к техническому заданию «Грязезащитный коврик (кол-во 1 шт.)» (Показатель токсичности продуктов горения при времени экспозиции {30 и 60 минут}* должен быть менее 200)» (цитата жалобы).

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ описание объекта закупки Заказчиком (материалов, используемых при выполнении работ) носит объективный, стандартизированный характер. В пунктах 48 и 96 перечня материалов Заказчиком не установлены единицы измерения удельного веса и показателя токсичности продуктов горения. От участника их указание в составе заявки также не требуется. Отсутствие единицы измерения не вводит участников в заблуждение.

Вместе с тем, в пункте 3.12.2 документации об Аукционе Заказчик указал для аукционной комиссии основания для отказа участнику в допуске к участию в Аукционе – непредоставление информации и несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, и требованиям документации об Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя о том, что отсутствие в документации об Аукционе единиц измерения определенных товаров не позволяет участнику закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в Аукционе, нашел свое подтверждение.

2. Согласно доводу Заявителя о том, что в документации об Аукционе Заказчиком «повторяются требуемые характеристики таких товаров, как п. 15 Приложения № 3 к техническому заданию «Интенсивный очиститель для пластмассы (кол-во 4 бут.)», п. 159 Приложения № 3 к техническому заданию «Интенсивный очиститель для пластмассы (кол-во 4 бут.)» и п. 76 Приложения № 3 к техническому заданию «Очиститель для пластмассы (кол-во 4 шт.)» и при этом требуемые характеристики товаров идентичны. Или п. 16 Приложения № 3 к техническому заданию «Средство для мойки ламп (кол-во 2 шт.)» и п. 75 Средство для чистки ламп (кол-во 2 шт.), при этом требуемые характеристики товаров идентичны. Также п. 49 Приложения № 3 к техническому заданию «Специальные средства для очистки мягкой мебели из кожи (кол-во 6 шт.)» и требуемые характеристики полностью дублируются в п.207 «Специальные средства для очистки мягкой мебели из кожи (кол-во 6 шт.)» и др. Тем самым Заказчик в документации об электронном аукционе искусственно увеличил «форму 2» (Требования к товарам, используемым при выполнении работ), что создает дополнительные препятствия при подготовке заявки. Таким образом, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе «описание объекта закупки должно носить объективный характер», вводит участников закупки в заблуждение, создает препятствия для доступа к аукциону и влечет ограничение количества участников закупки» (цитата жалобы).

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе содержит показатели материалов, используемых для уборки разных объектов Заказчика, имеющие различные виды поверхностей, подлежащих уборке, и установленные в соответствии с потребностями Заказчика.

Вместе с тем, Комиссии из представленных на заседании Комиссии сведений, не представляется возможным сделать вывод о том, что установлением в техническом задании документации об Аукционе идентичных (дублирующих) характеристик товаров, Заказчик ограничил количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя о том, что «Заказчик в документации об электронном аукционе указывает «должно обладать приятным запахом», «должен обеспечивать эффективное освежение воздуха» (п. 14, 16, 102, 107, 109, 80, 81, 146, 185, 232 Приложения № 3 к техническому заданию и др.). При этом Заказчик не указывает своего понимания данного значения, т. е. предложенный, в случае победы в электронном аукционе, материал с показателями «обладает приятным запахом», «обеспечивает эффективное освежение воздуха» в понимании Участника закупки по данному требованию, может не соответствовать данному показателю в понимании Заказчика, т. к. значение данного параметра индивидуально для каждого из людей. Установленные таким образом требования создают дополнительные препятствия при подготовке заявки» (цитата жалобы).

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что для допуска к участию в Аукционе участнику достаточно указать в первой части заявки «обладает приятным запахом», «обеспечивает эффективное освежение воздуха», дополнительной конкретизации данных характеристик от участника не требуется.

Вместе с тем, Комиссии из представленных на заседании Комиссии сведений, не представляется возможным сделать вывод о том, что установлением в документации об Аукционе таких свойств товаров как «обладает приятным запахом» и «обеспечивает эффективное освежение воздуха», Заказчик ограничил количество участников закупки.

Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Комиссией установлено, что Заказчик 19.08.2015 16:08 разместил на официальном сайте Изменения извещения о проведении Аукциона (Решение Заказчика от 19.08.2015). Начальная (максимальная) цена контракта – 5 667 450,00 российских рублей. При этом дата и время окончания подачи заявок остались неизмененными: 03.09.2015 10:00. В результате Заказчиком сокращен срок подачи участниками заявок на участие в Аукционе, т.к. срок между датами и временем 19.08.2015 16:08 и 03.09.2015 10:00 составляет менее пятнадцати дней.

Таким образом, действия Заказчика по сокращению срока подачи заявок на участие в Аукционе (менее пятнадцати дней), нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

5. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;

6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, размещенную Заказчиком на официальном сайте, установила отсутствие в ней: 

- даты и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе;

- даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе;

- даты проведения Аукциона;

- даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункты 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

6. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Пунктом 4 Правил № 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Комиссией установлено, что Заказчик в пункте 6.4 Ответственности сторон проекта государственного контракта определил: «За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Государственным контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 10 (десять) процентов цены настоящего Государственного контракта, включая НДС» (цитата).

Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону составляет 5 667 450,00 российских рублей.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе установлен не соответствующий пункту 4 Правил № 1063 завышенный размер штрафа, выплачиваемый Заказчику Подрядчиком, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

7. В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В проекте контракта документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к обеспечению исполнения контракта: «3.1. Подрядчик предоставляет Заказчику оформленное надлежащим образом обеспечение исполнения Государственного контракта в виде банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на расчетный счет Заказчика на сумму 566 745,00 (пятьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять рублей) 00 копеек» (цитата).

В Документации Заказчик предусмотрел следующее: «1.20.3. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц».

Комиссия, проанализировав проект контракта, не установила наличие в нем срока действия контракта. Заказчик указал в проекте контракта «срок окончания выполнения работ: 31 декабря 2015 г.».

Отсутствие в проекте контракта Заказчика его срока действия не позволяет потенциальному участнику закупки выбрать способ обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Учитывая указанное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не установившего срок действия контракта нарушает требования части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

8. Комиссией установлено, что 07.09.2015 Комиссией Крымского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Центр поддержки искусства» на положения документации данного Аукциона и в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка. По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией принято решение 07.09.2015 по делу №06/546-15 о признании в действиях Заказчика нарушений частей 1, 8 статьи 34, части 6 статьи 63, пунктов 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64, частей 1, 2 статьи 70, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил № 1063 и передаче материалов дела №06/546-15 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Заказчику выдано предписание 07.09.2015 по делу №06/546-15 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 106, частями 1, 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 8 статьи 34, части 6 статьи 63, пунктов 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64, частей 1, 2 статьи 70, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил № 1063.
  3. Учитывая, что Комиссией Крымского УФАС России принято 07.09.2015 предписание по делу №06/546-15 об устранении Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
  4. Учитывая, что Крымского УФАС России принято решение 07.09.2015 по делу №06/546-15, согласно которому материалы дела №06/546-15 переданы соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела №06/574-15 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде (арбитражном суде) в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны