Решение №06/3076 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 29 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/805-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

19.05.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2016

Решение изготовлено в полном объеме   23.05.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участи представителей интересов государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» (далее - ГУП РК «Крымгазсети», Заказчик) М. Н. Дубинина (по доверенности), С. А. Соловьева (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «КрасноярскГеоИзыскания» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 12.05.2016 № 516/К (вх. №775/09 от 12.05.2016) на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об объектах капитального строительства (линейные объекты – газопроводы, общей протяженностью 632,479 км.) расположенных на территории               г. Алушты, Бахчисарайского, Джанкойского и Первомайского районов Республики Крым, находящихся в хозяйственном ведении ГУП РК «Крымгазсети» (извещение №31603631719) (далее — Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчик включил в данный Запрос предложений объекты, в отношении которых уже проводятся работы в соответствии с Договором №284 от 30.12.2015, заключенным по ранее проводившейся процедуре, предусмотренной планом закупок Заказчика на 2015 год.
  2. Заказчик установил в качестве критерия оценки требования о наличии сертификата соответствия требованиям именно последней версии ГОСТ ИСО - 9001-2015 (КО 9001:2015), что создает необоснованные преимущества ограниченному числу потенциальных участников закупки.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 13.05.2016 №06/2819, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК «Крымгазсети».

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» (далее - Положение о закупках), которым предусмотрено проведение закупки запросом предложений в электронной форме. 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 05.05.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый запрос предложений (в электронной форме);

3) дата окончания подачи заявок: 12.05.2016, дата рассмотрения заявок: 12.05.2016, дата подведения итогов: 17.05.2016;

4) начальная (максимальная) цена контракта – 12 017 101,00 российских рублей;

5) на участие в Запросе предложений поданы 4 заявки.

1. Согласно доводам Заявителя о том, что «Процедура запроса предложений на выполнение кадастровых работ по объектам газоснабжения, опубликованная от 05.05.2016 г. - предусмотренная планом закупок ГУП РК «Крымгазсети» от 31.12.2015 г., включает объекты, в отношении которых уже проводятся работы в соответствии с Договором № 284 от 30.12.2015 г., заключенным по ранее проводившейся процедуре, предусмотренной планом закупок ГУП РК «Крымгазсети» на 2015 год. Указанные действия Заказчика являются нарушением принципов целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленного п.1, п. 2 ч. 1 Статьи 3. Федерального закона РФ от 18.07.2011 №223-Ф3» (цитата жалобы).

На заседании Комиссии представители Заказчика в доводы жалобы Заявителя пояснили, что «Линейные объекты (газопроводы), расположенные на территории Джанкойского района Республики Крым, в количестве 5 штук, указанные в Техническом задании, действительно ранее были включены в перечень объектов, в отношении которых планировалось проведение кадастровых работ в рамках ранее проведенного открытого запроса предложений (извещение №31502936255). По результатам указанной процедуры закупки Комиссией по закупкам товаров, работ, услуг ГУП РК «Крымгазсети» был определен победитель -                                                            ООО «КрасноярскГеоИзыскания», с которым был заключен договор на выполнение кадастровых работ № 284 от 30.11.2015 г. В связи с грубыми нарушениями существенных условий договора со стороны ООО КрасноярскГеоИзыскания», указанный договор был расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке 25.02.2016 г. При этом кадастровые работы по вышеперечисленным объектам выполнены не были, о чем достоверно известно заявителю. 18.05.2016 г. Заказчиком было подано исковое заявление в Арбитражный суд Республики Крым о взыскании с                            ООО «КрасноярскГеоИзыскания» неустойки. При этом, учитывая порядок оплаты, установленный договором, на выполнение кадастровых работ по указанным объектам денежные средства Заказчиком израсходованы не были. С учетом изложенных обстоятельств, при проведении процедуры закупки на выполнение кадастровых работ в 2016 г. Заказчик вынужден был включить вышеперечисленные объекты в общий перечень объектов, по которым предполагается выполнение кадастровых работ. При этом в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения положений Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку ранее финансирование выполнения кадастровых работ по указанным объектам не осуществлялось» (цитаты из письменных возражений).

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и предоставил доказательств того, что включением в состав закупки газопроводов, расположенных на территории Джанкойского района и включенных ранее в Договор от 30.11.2015 №284 на проведение кадастровых работ, Заказчик ограничил круг участников Запроса предложений.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках, Положения о закупках, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчик установил в качестве критерия оценки требования о наличии сертификата соответствия требованиям именно последней версии ГОСТ ИСО - 9001-2015 (КО 9001:2015), что создает необоснованные преимущества ограниченному числу потенциальных участников закупки.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заявитель в жалобе указывает: «Согласно п. 3.3 ж) Документации Участниками в составе заявки на участие в запросе предложений предоставляется также «Копия сертификата соответствия требованиям ГОСТ ИСО 9001-2015 (ISО 9001:2015)». Не предоставление данного документа не является основанием для отклонения заявки участника, однако Участники, не предоставившие копию сертификата по данному критерию, получают ноль баллов. Данный стандарт "Системы менеджмента качества. Требования" был введен только 01.11.2015 года. В то же время Межгосударственный стандарт ГОСТ ISО 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования" введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. №

 1575-ст по настоящее время является действующим. Таким образом, установление Заказчиком в качестве критерия оценки требования о наличии сертификата соответствия требованиям именно последней версии ГОСТ ИСО - 9001-2015 (ISО 9001:2015) создает необоснованные преимущества ограниченному числу потенциальных участников закупки. Отсутствие у участника сертификата соответствия требованиям ГОСТ ИСО 9001-2015 (ISО 9001:2015) не может повлиять на качество выполнения работ, т. к. наличие данного документа не является обязательным требованием для лиц, выполняющих кадастровые работы. Кроме того, в качестве критерия оценки Документацией открытого запроса предложений установлено: наличие у Участников «Опыта выполнения аналогичных договоров» (выполнение кадастровых работ на объектах газоснабжения) за 2015-2016 гг. в денежном выражении. Установление столь узкого подкритерия объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку наличие опыта выполнения аналогичных работ именно на газопроводах, именно за 2015-2016 не может свидетельствовать о большем профессионализме на рынке оказания кадастровых услуг и является фактором, который может привести к ограничению конкуренции и созданию преимуществ ограниченному числу участников» (цитата из жалобы.)

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили:

«Согласно пункта 6.2.8.4 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с критериями, порядком оценки и сопоставления, указанными в документации. Пунктом 6.2.8.6 Положения о закупках определено, что критерии могут касаться:

а) квалификации, надежности участника и заявленных соисполнителей (субподрядчиков);

б) экономической, технической, организационной, финансовой, юридической привлекательности условий, представленных участником, с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, в том числе: - цены договора, рассматриваемой либо непосредственно, либо с учетом суммарных издержек при принятии данного предложения; - сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг; - условий поставки и формы оплаты; - превышения качественных характеристик предлагаемой продукции по сравнению с минимально требуемыми документацией,

с) иные разумные критерии.

Таким образом, критерии оценки заявок участников должны быть указаны в Документации. Документация открытого запроса предложений в разделе 6 «Информационная карта запроса предложений» содержит критерии оценки заявок участников (Приложение № 1 к Информационной карте). Документацией установлены следующие критерии оценки заявок частников, поданных в рамках данной процедуры закупки:

  1.  Цена договора;
  2.  Срок выполнения работ.
  3.  Опыт выполнения аналогичных договоров (выполнение кадастровых работ на объектах газоснабжения) за 2015-2016 гг.
  4.  Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ ИСО 9001-2015 (ISО 9001:2015).

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 является общепринятым международным стандартом системы менеджмента качества, применяемым в различных отраслях экономики. Наличие у участника указанного сертификата соответствия свидетельствует о его соответствии современным требованиям и международному уровню оказываемых услуг, производимой продукции, систем управления и внутренних процессов, что, в свою очередь, повышает уровень доверия к такому участнику, в части выполнения им работ качественно и в установленные сроки, и в определенной степени характеризует его надежность. В связи с вышеизложенным, Заказчиком обоснованно определено наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ ИСО 9001-2015 в качестве одного из критериев оценки заявок, с удельным весом 10 %. При этом непредоставление такого сертификата не является основанием для отклонения заявки участника, о чем прямо указано в документации. Таким образом, участник, не имеющий требуемого сертификата соответствия, имеет возможность получения максимального рейтингового балла по оставшимся критериям оценки, в том числе, путем предоставления оптимального ценового предложения.

Практика проведения кадастровых работ подтвердила, что участники, не имеющие сертификата соответствия ГОСТ ИСО 9001-2015, и соответственно, не прошедшие аудит системы менеджмента, не всегда способны в полном объеме исполнять договорные обязательства, а также качественно выполнять работы, что подтвердил опыт договорных взаимоотношений с заявителем.

Использование в качестве критерия оценки «опыта выполнения аналогичных договоров (выполнение кадастровых работ на объектах газоснабжения) за 2015-2016 гг.» обусловлено спецификой предмета закупки. Принимая во внимание, что предметом данной процедуры закупки является выполнение кадастровых работ - то есть комплекса мероприятий, направленных на подготовку документации, необходимой для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об объектах капитального строительства, которые связаны с проведением измерений и иных мероприятий, предполагающих использование высокотехнологического оборудования, подготовку графических материалов, опыт выполнения аналогичных договоров является важным критерием, позволяющим оценить квалификацию участника процедуры закупки и его благонадежность.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г.                      №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора» (цитаты из письменных возражений на жалобу).

Ознакомившись с документацией Запроса предложений, Комиссия установила, что Заказчик в соответствии с потребностями определил требования, предъявляемые к участникам Запросам предложений, порядок и критерии оценки заявок участников:

«Критерии и порядок оценки Предложений на участие в Запросе предложений

№П/П

Наименование критерия

Вес критерия

1

Цена договора

60%

2

Срок выполнения работ

20%

3

Опыт выполнения аналогичных договоров (выполнение кадастровых работ на объектах газоснабжения) за 2015-2016 гг.

10%

4

Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ ИСО 9001-2015  (ISO 9001:2015)

10%

...» (цитата).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по не противоречат требованиям Положения о закупке, Закона о закупках, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Комиссией установлено, что Заказчик в извещении о Запросе предложений не установила наличия в нем места рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Учитывая приведенное, бездействие Заказчика, не установившего в извещении о закупке места рассмотрения предложений участников Запроса предложений и места подведения итогов Запроса предложений, нарушает пункт 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

4. В силу пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Комиссия, ознакомившись с документацией Запроса предложений не установила наличия в ней места рассмотрения предложений участников Запроса предложений и места подведения итогов Запроса предложений, что нарушает требования пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать, т.к. установленные нарушения не повлияли на определение поставщика (исполнителя, подрядчика).
  4. Передать материалы дела №06/805-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 13.05.2016 № 06/2819.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны