Решение №06/3143 Решение по делу о результатах рассмотрения жалобы на действи... от 5 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/813-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

20.05.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 20.05.2016

Решение изготовлено в полном объеме   25.05.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участи представителей интересов федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского» (далее — Заказчик, ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского») Морозовой Т. М. (по доверенности),
Червоной Н. С. (по доверенности), Золотаревой А. В. (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Группа компаний Континент» (далее — Заявитель) на заседание Комиссии не явились –

рассмотрев жалобу Заявителя от 13.05.2016 №5-05/16 (вх. №781/09 от 13.05.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений «Капитальный ремонт помещений лабораторий физико-технического института Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь. Помещения 10,12» (номер извещения 31603600469) (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации о Запросе предложений и проекте договора Заказчиком установлены противоречивые условия о возвращении подрядчику обеспечения исполнения договора.

2. Заказчик в документации о Запросе предложений установил необоснованные сроки заключения договора по итогам Запроса предложений.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 16.05.2016 №06/2854, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, документацией о Запросе предложений.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», утвержденным Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» 16.01.2015 (протокол №1) (далее также - Положение о закупках), которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как запрос предложений. 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте —26.04.2016, изменения в извещение — 06.05.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — запрос предложений;

- дата окончания подачи заявок: 16.05.2016; дата рассмотрения заявок: 19.05.2016; дата подведения итогов: 19.05.2016;

- начальная (максимальная) цена договора – 1 204 695,00 российских рублей.

1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены, действиями Заказчика, выразившимися в установлении в документации о Запросе предложений и проекте договора Заказчиком противоречивых условий о возвращении подрядчику обеспечения исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В пункте 1.10 «Обеспечение исполнения договора» раздела II «Общие условия проведения запроса предложений. Инструкция участникам закупки» документации о Запросе предложений Заказчик установил:

«1.10.5. Денежные средства, внесенные на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения договора, возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) в течение тридцати дней после фактического исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства, являющегося предметом договора, подтвержденного актом о приемке товаров (актом о выполненных работах, актом об оказанных услугах), подписанным заказчиком, на основании письменного заявления поставщика (подрядчика, исполнителя)» (цитата документации о Запросе предложений).

Вместе с тем, в проекте договора Заказчик указал:

«11.4. Обеспечение исполнения Договора возвращается Подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней после исполнения Подрядчиком обязательств по настоящему Договору и подписания Акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) обеими Сторонами» (цитата проекта договора).

Учитывая приведенное, в проекте договора Заказчик установил условие о возвращении Подрядчику обеспечение исполнения договора (в течение 5 (пяти) рабочих дней), которое не соответствует документации о Запросе предложений (в течение тридцати дней).

Данные действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

Исходя из того, что выявленное нарушение не ухудшает права и законные интересы участника, являющегося подрядчиком по выполнению договора, заключенного по итогам Запроса предложений, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать.

2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в документации о Запросе предложений установил необоснованные сроки заключения договора по итогам Запроса предложений.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При этом согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно статья 39 Положения о закупке по результатам проведения закупок между заказчиком и участником закупки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом особенностей настоящего Положения, заключается договор на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Договор заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией о закупке и заявкой участника закупки, с которым заключается такой договор.

Изучив Положение о закупке, Комиссия не установила в Положении о закупке требований о сроках заключения договора по итогам закупки, в том числе в течение которых договор не может быть заключен Заказчиком и победителем закупки. 

В пункте 1.9 «Заключение договора по итогам запроса предложений» раздела II «Общие условия проведения запроса предложений. Инструкция участникам закупки» документации о Запросе предложений Заказчик установил:

«1.9.1. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок передает победителю в проведении запроса предложений проект договора, который составляется путем включения в него условий исполнения договора, предусмотренных Извещением о проведении запроса предложений и документацией, цены, предложенных победителем запроса предложений в заявке на участие в запросе предложений.

1.9.2. Победитель запроса предложений подписывает договор в течение двух рабочих дней с момента его получения. Участник закупки вместе с договором должен представить Заказчику обеспечение исполнения договора, а также Сметной документации, являющейся (Приложением №1 к Договору) и Графика выполнения работ (Приложение № 2 к Договору)» (цитата документации о Запросе предложений).

Вместе с тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования Закона о закупках является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, не установление в Положении о закупках или установление в документации о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований указанных положений действующего законодательства разрабатываемое Заказчиком Положение о закупке не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствует требованиям Закона о защите конкуренции.

На основании положений статей 2, 3 Закона о закупках, статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая то, что Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия пришла к выводу, что не установление Заказчиком в Положении о закупке и сокращение Заказчиком в документации о Запросе предложений законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 10 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 16.05.2016 №06/2854.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/813-16
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

20.05.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 20.05.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  25.05.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 20.05.2016 по делу №06/813-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Континент» (далее – Заявитель) от 13.05.2016 №5-05/16 (вх. №781/09 от 13.05.2016) на действия федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений «Капитальный ремонт помещений лабораторий физико-технического института Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,
г. Симферополь. Помещения 10,12» (номер извещения 31603600469) (далее — Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику внести изменения в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», утвержденное Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» 16.01.2015 (протокол №1) (далее — Положение о закупке), в части установления в Положении о закупке срока заключения договора по итогам закупки с учетом десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

2. Заказчику заключить договор по результатам Запроса предложений с учетом положений решения Комиссии от 20.05.2016 по делу №06/813-16 и Закона о защите конкуренции, а именно: с учетом десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика в срок до 01.07.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 16.05.2016 №06/2854.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны