Решение №06/3375 Решение по делу о результатах рассмотрения жалобы на действи... от 7 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу №06/894-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
31.05.2016 г. Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2016
Решение изготовлено в полном объеме 03.06.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участи представителей интересов:
государственного унитарного предприятия Республики Крым «Санаторий «Родина» (далее — Заказчик, ГУП РК «Санаторий «Родина») Марусевой Л. Н. (по доверенности), Милашенко Б. (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью «Сервис Профессиональной Кухни № 1» (далее — Заявитель, ООО «Сервис Профессиональной Кухни № 1») Андреевой О. А. (по доверенности), –
рассмотрев жалобу Заявителя б/д, б/н (вх. №851/09 от 23.05.2016) на действия единой комиссии по закупкам Заказчика при проведении открытого конкурса «На право заключения договора на оказание услуг по организации питания по методу «Шведский стол» - ежедневное четырехразовое и лечебно-профилактическое пятиразовое и шестиразовое питание в ГУП РК «Санаторий «Родина» в 2016 году» (номер извещения 31603550612) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии по закупкам Заказчика при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии по закупкам Заказчика, необоснованно отклонившей заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 24.05.2016 №06/3094, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса единая комиссия по закупкам Заказчика действовала в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, Конкурсной документации.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Санаторий «Родина», утвержденным директором ГУП РК «Санаторий «Родина» 01.09.2015 (далее - Положение о закупке), которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как конкурс.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте —13.04.2016;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — открытый конкурс;
- дата окончания подачи заявок: 05.05.2016; дата вскрытия конвертов: 05.05.2016; дата рассмотрения заявок: 13.05.2016; дата подведения итогов: 17.05.2016;
- начальная (максимальная) цена договора – 28 719 600,00 российских рублей;
- на участие в Конкурсе подано 6 (шесть) заявок, 5 (пять) заявок признаны необоснованными;
- Конкурс признан несостоявшимся.
1. В качестве довода Заявитель указывает на то, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно отклонила заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом частью 6 статьи 3 Закона о закупках определено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 11.6 «Общие требования к участникам закупки» раздела 11 «Общий порядок проведения закупок» Положения о закупке установлено:
«11.6.1. К участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:
а) соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;
б) соответствие участника закупки требованиям документации о закупке и настоящего Положения;
в) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
г) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки или конверта с заявкой от участника;
д) отсутствие сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ.
11.6.2. К участникам закупки не допускается установление требований дискриминационного характера.
…
11.6.6. Заказчик может установить дополнительные требования к участникам закупки: обладание участниками закупки исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности либо правами на использование результатов интеллектуальной деятельности в объеме, достаточном для исполнения договора.
11.6.7. Дополнительные требования предъявляются, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности либо исполнение договора предполагает использование таких результатов.
11.6.8. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
11.6.9. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени ко всем участникам закупки» (цитата Положения о закупке).
При этом в пункте 11.7 «Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках» раздела 11 «Общий порядок проведения закупок» Положения о закупке Заказчик указал:
«11.7.1. Комиссия по закупкам обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен хотя бы один из следующих фактов:
а) проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и наличие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
б) приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки или предложения от участника;
в) наличие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом № 223-ФЗ и (или) Законом № 44-ФЗ;
г) непредставление участником закупки в составе заявки документов, предоставление которых установлено в документации о закупке, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
д) несоответствие участника закупки требованиям законодательства РФ
к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;
е) несоответствие участника закупки и (или) его заявки требованиям документации о закупке или настоящего Положения.
11.7.2. При выявлении хотя бы одного из фактов, перечисленных в пункте 11.7.1. настоящего Положения, закупочная комиссия обязана отстранить допущенного участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора» (цитата Положения о закупке).
Вместе с тем, в пункте 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках указано, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 3 «Подготовка заявки на участие в конкурсе» Конкурсной документации при осуществлении закупки Заказчик установил следующие требования к оформлению заявки на участие в Конкурсе:
«3.1.Форма заявки на участие в конкурсе
3.1.1. Участник конкурса подает заявку, на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте с указанием наименования конкурса. Она может быть подана участником закупки лично либо направлена посредством почты или курьерской службы.
Все листы заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе должна содержать опись входящих в нее документов, должна быть скреплена печатью участника закупок (для юридических лиц) и подписана участником закупки или лицом, им уполномоченным.
Заявка формируется в соответствии с указаниями, изложенными в Информационной карте конкурса, и подается в сроки, указанные в Информационной карте конкурса, по форме, представленной в Разделе 3 «Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса» настоящей конкурсной документации.
3.2. Язык документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе.
3.2.1. Конкурсная заявка оформляется на русском языке. Если в составе конкурсной заявки предоставляются документы на иностранном языке, такие документы должны быть надлежащим образом переведены на русский язык. Вся переписка, связанная с проведением конкурса, ведется на русском языке. В случае если для участия в конкурсе иностранному лицу потребуется извещение, конкурсная документация на иностранном языке, перевод на иностранный язык такое лицо осуществляет самостоятельно за свой счет.
Если в составе заявки представлен документ, который не поддается прочтению (ввиду, например, низкого качества копирования участником, повреждения документа участником, представления участником поврежденного документа и др.), документ считается не представленным и не рассматривается.
3.3. Требование к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе.
3.3.1. Заявки на участие в конкурсе, которую предоставляет участник конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией:
- должна быть подготовленной по форме, предоставленной в Разделе 3 «Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса» настоящей конкурсной документации
- содержать сведения и документы, указанные в Информационной карте конкурса.
3.3.2. Участники конкурса подают заявки, которые отвечают требованиям настоящей конкурсной документации, включая требования к услугам, которые предполагается оказать, указанные в Разделе 5 «Техническое задание» настоящей конкурсной документации.
3.3.3. При подготовке заявки и документов, входящих в состав заявки, не допускается применение факсимильных подписей.
3.3.4. Непредставление необходимых документов в составе заявки; наличие в представленных документах недостоверных сведений об участнике конкурса или об услугах, на оказание которых размещается заказ, а также наличие арифметической ошибки в расчетах цены договора, является риском участника конкурса, подавшего такую заявку. Это может явиться основанием для отказа в признании претендента участником конкурса.
При этом в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, такой участник должен быть отстранен заказчиком или единой комиссией от участия в конкурсе на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора» (цитата Конкурсной документации).
В соответствии с протоколом №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.05.2016 (далее — Протокол рассмотрения) единая комиссия по закупкам Заказчика приняла следующее решение в отношении заявки Заявителя (регистрационный номер <...> ) на участие в Конкурсе :
«Единой комиссией были рассмотрены поступившие заявки на соответствие их требованиям и условиям, установленным в документации о закупке. По итогам рассмотрения единая комиссия единогласно приняла решение о:
…
Регистра-ционный номер заявки |
Наименование участника закупки |
Почтовый адрес |
Решение присутствующих членов комиссии |
4 |
ООО «Сервис Профессиональной Кухни № 1» |
299011, г. Севастополь, ул. Генерала Петрова, д. 4, кв. 12 |
Заявка не допущена к оценке и сопоставлению заявок |
Заявка участника под регистрационным номером 4 не допущена к оценке и сопоставлению заявок, по причине несоответствия заявки требованиям, установленным конкурсной документацией, что выражается:
- в нарушении п. 3.3.1. Конкурсной документации: документ формы 6, представленный участником в составе заявки, не соответствует утвержденной конкурсной документацией форме 6 Раздела 3 «Образцы форм для заполнения участниками закупки" - нарушен порядок значимых разделов, а также отсутствует раздел «категория, разряд, класс по специальности (в случае их наличия)»;
- в нарушении п.3.2.1. Конкурсной документации: копии документов об образовании (страницы 90, 94, 104, 105 заявки) не переведены на русский язык» (цитата Протокола рассмотрения).
Изучив заявку с регистрационным номером 4, Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что отклонение Заявки заявителя на участие в Конкурсе в связи с тем, что документы, предоставленные в составе конкурсной заявки Заявителя на иностранном языке (документы об образовании), не переведены надлежащим образом на русский язык, не нарушают требования Конкурсной документации, Положению о закупке, Закону о закупках.
Таким образом, довод Заявителя не нашел свое подтверждение.
2. Комиссия Крымского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
2.1. В силу пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия не установила в данной документации сведений о месте оказания услуг по организации питания по методу «Шведский стол» (ежедневное четырехразовое и лечебно-профилактическое пятиразовое и шестиразовое питание).
Таким образом, Заказчик не установил в Конкурсной документации надлежащие сведения о месте оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Данные действия Заказчика, выразившиеся в не установлении в Конкурсной документации надлежащих сведений о месте оказания услуг по организации питания по методу «Шведский стол» (ежедневное четырехразовое и лечебно-профилактическое пятиразовое и шестиразовое питание), нарушают требования пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. В силу пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия не установила в данной документации сведений о сроках и порядке оплаты услуг по организации питания по методу «Шведский стол» (ежедневное четырехразовое и лечебно-профилактическое пятиразовое и шестиразовое питание).
Таким образом, Заказчик не установил в Конкурсной документации надлежащие сведения о сроках и порядке оплаты услуг, являющихся объектом закупки.
Данные действия Заказчика, выразившиеся в не установлении в Конкурсной документации надлежащих сведений о сроках и порядке оплаты услуг по организации питания по методу «Шведский стол» (ежедневное четырехразовое и лечебно-профилактическое пятиразовое и шестиразовое питание), нарушают требования пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В Конкурсной документации Заказчик установил:
«…
21 |
Дата начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации о конкурсе |
Любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос разъяснений положений конкурсной документации в письменной форме в срок не позднее чем за 5 (пять) дней до дня окончания срока подачи конкурсных заявок. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений конкурсной документации направляет по электронной почте и (или) иным способом разъяснения положений конкурсной документации претенденту, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте zakupki.gov.ru |
…» (цитата Конкурсной документации).
Таким образом, изучив Конкурсную документацию, Комиссия не установила в данной документации даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Конкурсной документации.
Бездействие Заказчика, выразившееся в не установлении в Конкурсной документации даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Конкурсной документации, нарушает требование пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4, 6, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения победителя Конкурса, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/894-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 24.05.2016 №06/3094.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.