Решение №06/3928 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 21 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1022-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

25.04.2017                                                                                              г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов Заказчика: Е. В. Палагив (по доверенности), Л. Г. Баева (по доверенности),

представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 18.04.2017 №2/04-17 (вх. №413/10 от 18.04.2017) на действия Заказчика при проведении запроса котировок «Ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира Республики Крым» (номер извещения 0175200004617000039) (далее — Запрос котировок), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившихся в описании объекта Запроса котировок, влекущего к ограничению круга потенциальных участников Запроса котировок.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 18.04.2017 №06/3282, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 15:45 24.04.2017. На основании пункта 3.32 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14 по собственной инициативе Комиссии, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 17:10 25.04.2017.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте — 14.04.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;

- начальная (максимальная) цена контракта – 409 153,33 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 27.04.2017 10:00, дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 27.04.2017 10:00;

- по окончании срока подачи заявок подана одна заявка, признана соответствующей требованиям извещению о Запросе котировок и Закону о контрактной системе;

- Запрос котировок признан несостоявшимся.

В качестве доводов Заявитель в жалобе указывает следующее: «…

1. Согласно п. 7 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание), Государственный учет и государственный мониторинг проводится в отношении видов животных (далее - объекты животного мира), указанных в Перечне (списках) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 08.04.2015 №252 (далее - Перечень). Перечень включает 370 видов животных. При этом в п. 3 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание) приведен список из 20 видов животных, выбранных из Перечня (включает 370 видов), являющихся непосредственными объектами для оказания услуг по ведению кадастра и мониторинга. Мы считаем, что список из 20 видов для оказания услуг выбран не случайным (с помощью таблицы случайных чисел) или системным (определенные индикаторные виды из каждой систематической группы) образом. По данным Красной книги Республики Крым (животные), автором видовых очерков всех 20 видов из списка является один специалист: биолог Прокопов Григорий Анатольевич. При этом все 20 видов из списка относятся только к беспозвоночным животным - к эндемичным видам, сбор сведений по которым в рамках ведения кадастра и мониторинга доступен только узким специалистам. С учетом сведений из Красной книги, единственным специалистом, способным выполнить условия п. 3 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание) является только Прокопов Григорий Анатольевич, который и составлял очерки в Красной книге по всем 20 видам из списка. При этом в список входят: 4 вида кольчатых червей, по 1 виду моллюсков и ракообразных, насекомые: 2 вида поденок, 8 видов стрекоз, 2 вида веснянок, по 1 виду жесткокрылых и двукрылых. Представители остальных систематических групп, из всего Перечня, включая всех позвоночных животных, в список не попали. Это нарушает требования п. 7 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.12.2011 № 963: Объем мероприятий, проводимых в рамках государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации, определяется исходя из их категории статуса редкости, имеющейся по ним в наличии достоверной научной информации, научных оценок численности, распространения и возможности их регулярного обновления на основе данных научных организаций. Из списка животных в п. 3 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание) 15 видов имеют статус - 3 категория, хотя Перечень охраняемых в Республике Крым животных включает значительно больше видов, имеющих более высокий природоохранный статус (1 и 2 категории), а позвоночные животные обладают значительно большими возможностями регулярною обновления сведений и имеют утвержденные методики мониторинга. Таким образом, Заказчик в п. 3 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание) нарушает требования ст. 8 44-ФЗ принципы добросовестной неценовой конкуренции в целях выявления лучших условии, поскольку ограничивает круг потенциальных исполнителей только одним специалистом Прокоповым Григорием Анатольевичем и требования п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ: "В описание объекта закупки не должны включаться ... требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

2. Согласно п. 6 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание), требуется предоставление ежемесячных информационных отчетов о ходе исполнения контракта, при этом план-график оказания услуг с необходимостью выполнения ежемесячных исследований отсутствует. По смыслу п. 6 следует, что Исполнитель должен ежемесячно от начала и до окончания сроков оказания услуг находиться по месту их оказания, хотя, судя по остальным пунктам Приложения №3 к извещению (Техническое задание) и по аналогичным закупкам на конечный результат оказания услуг это никак не влияет.

Таким образом, Заказчик в п. 3 Приложения № 3 к извещению (Техническое задание) нарушает требования ст. 8 44-ФЗ. принципы добросовестной неценовой конкуренции в целях выявления лучших условии, поскольку ограничивает круг потенциальных исполнителей только теми, кто находится в Республике Крым и требования п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ: "В описание объекта закупки не должны включаться ... требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки…» (цитаты из жалобы Заявителя).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, в котором должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Заказчиком в Приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на оказание услуг «Ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира Республики Крым» установлено: «…

3. Основные задачи: Анализ доступной информации (литературной, архивной и т.д.), проведение специальных полевых работ по выявлению характера распространения, численности и состояния отдельных популяций видов фауны; обобщение данных для государственного учета и государственного мониторинга.

Список видов:

№п/п

Русское название

Латинское название

Природоохранный статус

  1.  

Дина Щеголева

Dina stschegolewi (Lukin et Epstein, 1960)

Редкий вид (3)

  1.  

Трохета скрытная

Trocheta subviridis Dutrochet, 1817

Вид, сокращающийся в численности (2)

  1.  

Лягушачья пиявка алжирская

Batracobdella algira (Moquin-Tandon, 1846)

Редкий вид (3)

  1.  

Пиявка аптечная

Hirudo verbana Carena, 1820

Редкий вид (3)

  1.  

Перловица толстая

Unio crassus Philipsson, 1788

Редкий вид (3)

  1.  

Пресноводный краб крымский

Potamon ibericum tauricum (Czerniavsky, 1884)

Редкий вид (3)

  1.  

Экдионурус единственный

Ecdyonurus solus Godunko, Kłonowska-Olejnik et Prokopov, 2007

Вид, сокращающийся в численности (2)

  1.  

Гептагения Самоха

Heptagenia samochai (Demoulin, 1973)

Вид, сокращающийся в численности (2)

  1.  

Красотка крымская

Calopteryx splendens taurica Selys, 1853

Редкий вид (3)

  1.  

Меднолютка мелкозубчатая

Chalcolestes parvidens (Artobelevski, 1929)

Редкий вид (3)

  1.  

Лютка крупноглазковая

Lestes macrostigma (Eversmann, 1836)

Вид, сокращающийся в численности (2)

  1.  

Красноглазка Линдена

Erythromma lindenii (Sélys, 1840)

Редкий вид (3)

  1.  

Дедка обыкновенный

Gomphus vulgatissimus (Linnaeus, 1758)

Редкий вид (3)

  1.  

Когтедедка вильчатый

Onychogomphus forcipatus (Linnaeus, 1758)

Редкий вид (3)

  1.  

Дозорщик-император

Anax imperator Leach, 1815

Редкий вид (3), статус в КК РФ – сокращающийся в численности (2).

  1.  

Сжатобрюх предгорный

Sympetrum pedemontanum (Allioni, 1766)

Редкий вид (3)

  1.  

Изоперла Прокопова

Isoperla prokopovi Zhiltzova et Zwick, 2012

Редкий вид (3)

  1.  

Брахиптера Брауэра

Brachyptera braueri (Klapálek, 1900)

Редкий вид (3)

  1.  

Вертячка сумеречная

Orectochilus villosus (Müller, 1776)

Редкий вид (3)

  1.  

Слепень Смирнова

Tabanus smirnovi Olsufjev, 1962

Вид, сокращающийся в численности (2)

4. Основные оценочные параметры: оценка качественных, количественных и результативных показателей изучаемых объектов животного мира, сравнение показателей с данными 2016 года.

…» (цитата).

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили следующее: «…

Техническое задание разработано в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 3.9. Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 № 136 (с изменениями) одной из функций Министерства в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым является осуществление государственного учета объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым. В целях выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере изучения воспроизводства и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного, растительного мира и грибов Министерством создана Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам, а также Бюро по животным, состав которых утвержден приказом Министерства от 02.04.2015 № 237 (с изменениями). Список видов, в отношении которых в 2017 году планируется провести государственный учет и государственный мониторинг, с последующим отображением полученных данных в государственном кадастре животного мира сформирован на основании предложений и рекомендаций Бюро по животным Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам, согласно Протокола заседания Бюро по животным Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам от 12.01.2017.

Все выбранные виды беспозвоночных животных являются обитателями природных и квазиприродных водоемов и водотоков со статусом редкости 3 (Редкий вид) и 2 (Вид, сокращающийся в численности) категории. В совокупности с другими организмами водных экосистем, они являются индикаторами экологического здоровья водных экосистем. В условиях дефицита пресной воды в Крыму эта группа организмов в настоящее время является наиболее угрожаемой, и если не предпринять соответствующие действия, то значительная часть из перечисленных видов в следующем издании Красной книги Республики Крым может получить статус 1 и 2 категории.

В соответствии с пунктом 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» (далее - Порядок) объем мероприятий, проводимых в рамках государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации определяется исходя в том числе и из их категории статуса редкости. Таким образом, указанный список видов является приоритетным, а выбор видов объектов животного мира исходя из их категории редкости не противоречит Порядку.

Также сообщаем, что с целью определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки оказания услуг «Ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира Республики Крым» с использованием конкурентных способов определения исполнителей для обеспечения государственных нужд, в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона                    №44-ФЗ, Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Министерством был направлен запрос о предоставлении ценового предложения пяти потенциальным исполнителям, а именно:

  • Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук» (г. Новосибирск);

- Институту проблем Экологии и Эволюции им. А.Н. Северцова (г. Москва);

- Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно- исследовательский институт охраны окружающей среды «ВНИИ Экология» (г. Москва);

- Частному учреждению научно-исследовательскому центру «БЕСТЕР» (г. Симферополь);

- Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар).

В ответ на указанный запрос Министерством получены ценовые предложения от трех потенциальных поставщиков:

  • Крымского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научноисследовательский институт охраны окружающей среды «ВНИИ Экология» (г. Симферополь);

- Частного учреждения научно-исследовательского центра «БЕСТЕР» (г. Симферополь);

- Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар).

На основе поступивших ценовых предложений Министерством произведен расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта по объекту закупки «Ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира Республики Крым».

В связи с тем, что все поставщики, подрядчики, исполнители конкурируют между собой, наличие 3 (трех) потенциальных исполнителей, предоставивших ответы на запросы о предоставлении ценового предложения, указывает на наличие круга исполнителей - потенциальных участников запроса котировок и обеспечение условий конкуренции и состязательности при осуществлении запроса котировок.

С учетом изложенного, считаем действия Заказчика по разработке Технического задания на оказание услуг «Ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира Республики Крым» правомочными и соответствующими требованиям Федерального закона №44-ФЗ…» (цитаты письменных возражений Заказчика).

В качестве аргументов Заказчик представил подтверждающие документы:

  • приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 02.04.2015 № 237 «О Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам»;
  • приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 13.12.2016 № 2576 «О внесении изменений в приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 02.04.2015 № 237 (в редакции приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22.09.2016 № 2082)»;
  • Протокол заседания Бюро по животным Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам от 12.01.2017;
  • приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира»;
  • запрос о предоставлении ценового предложения от 14.03.2017 № 5216/05,308 (с приложениям);
  • ценовое предложение Крымского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научноисследовательский институт охраны окружающей среды «ВНИИ Экология» от 20.03.2017 № 3;
  • ценовое предложение Частного учреждения научноисследовательского центра «БЕСТЕР» от 16.03.2017 № 1;

- ценовое предложение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» от 21.03.2017 № 2018/41-17;

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по объекту закупки «Ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира Республики Крым».

Комиссия изучив материалы и документы, предоставленные Заказчиком, выслушав пояснения представителей Заказчика, приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 18.04.2017 № 06/3282.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны