Решение №06/4194 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 9 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1195-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

28.04.2017                                                                                              г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика А. Э. Дурмана (по доверенности),

Уполномоченного орган Э. И. Меджитова (по доверенности),

представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 21.04.2017 № 61 (вх. №1225/09 от 24.04.2017) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по объекту: «Реконструкция МБДОУ №30 «Березка» в г.Симферополе, ул.Самокиша, 26» (номер извещения 0875300029417000038) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчик в составе документации об Аукционе не разместил проектно-сметную документацию в полном объеме.

2, 4-6. Заказчик установил в документации об Аукционе условие о соответствии товаров (материалов), используемых при выполнении работ, требованиям ГОСТ, утратившим действие на дату размещения документации об Аукционе в единой информационной системе, а также требования к показателям таких товаров (материалов), ограничивающих круг участников.

3. Уполномоченным органом в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть, при этом Заказчиком не внесены соответствующие изменения в документацию об Аукционе.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 25.04.2017 №06/3708, направленное Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа согласились с доводами Заявителя.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте — 21.03.2017, изменения — 21.03.2017, 24.03.2017, 06.04.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 176 666 899,45 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 24.04.2017 09:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 25.04.2017, дата проведения Аукциона: 28.04.2017;

- на участие в Аукционе подано 7 заявок, все заявки признаны не соответствующими требованиям, установленным в документации об Аукционе;

- Аукцион признан несостоявшимся.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в составе документации об Аукционе не разместил проектно-сметную документацию в полном объеме.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

При этом частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по реконструкции МБДОУ №30 «Березка» в г. Симферополе (ул.Самокиша, 26), т.е. выполнение работ.

Согласно требованиям статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Любое строительство, реконструкция и капитальный ремонт начинается с разработки, согласования и экспертизы (ПСД). При проведении строительства, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства Проектно-сметная документация требуется всегда. Исключение составляют объекты индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 6 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией.

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что Заказчик в составе документации об Аукционе разместил проектно-сметную документацию не в полном объеме.

Данные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2, 4-6. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик установил в документации об Аукционе условие о соответствии товаров (материалов), используемых при выполнении работ, требованиям ГОСТ, утратившим действие на дату размещения документации об Аукционе в единой информационной системе, а также требования к показателям таких товаров (материалов), ограничивающих круг участников.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать следующую информацию:

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по реконструкции МБДОУ №30 «Березка» в г. Симферополе (ул.Самокиша, 26), т.е. выполнение работ.

В силу пункта 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия, изучив техническое задание документации об Аукционе, установила, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено:

- условие о соответствии товаров (материалов), используемых при выполнении работ, требованиям ГОСТ, утратившим действие на дату размещения документации об Аукционе в единой информационной системе (например, по номенклатурной позиции «Бетон тяжелый» товар должен соответствовать ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», окончившему действие 01.09.2016). При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование Заказчика о необходимости использования участником Аукциона показателей ГОСТ, утратившим действие на дату размещения документации об Аукционе в ЕИС;

- условие о соответствии значений показателей товаров (материалов), используемых при выполнении работ, ненадлежащим единицам измерений или без указания таких единиц измерений (например, по номенклатурной позиции «Керамогранит» значения показателя «Износостойкость» должно соответствовать единице измерения «мм3», тогда как согласно ГОСТ 6787-2001 «Плитки керамические для полов. Технические условия» данный показатель измеряется в «г/см2»; в документации об Аукционе Заказчиком не указана единица измерения для значения показателя «Номинальный диаметр» товара «Фильтр магнитный фланцевый»). При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование Заказчика о необходимости использования участником Аукциона значений показателей, требований, обозначений и терминологии, установленным в документации об Аукционе;

- условие о соответствии товаров (материалов), используемых при выполнении работ, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (например, по номенклатурной позиции «Керамический кирпич с вертикальными пустотами» значения показателя «Предел прочности при сжатии (средний для пяти образцов)»). Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника Аукциона в момент подачи заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками Аукциона в заявке на участие в Аукционе путем предоставления показателей и их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Данные действия Заказчика нарушают требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, данные доводы Заявителя нашли свое подтверждение.

3. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть, при этом Заказчиком не внесены соответствующие изменения в документацию об Аукционе.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

На заседании Комиссии установлено, что Уполномоченным органом размещено в ЕИС разъяснение положений документации об электронном аукционе от 20.04.2016 №РД13 с указанием предмета запроса, согласно которому: «…

Текст запроса:

1)  Просим продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с частью 6 статьи 64 ФЗ-44, т.к. заказчиком 18.04.2017 были внесены изменения, а именно размещен рабочий проекта для ознакомления.

Разъяснение положений документации – это объяснение, пояснение, вносящее ясность в положения документации. Размещенный рабочий проект не является разъяснением положений документации об аукционе, а является документом, раскрывающим существенные условия контракта, а значит, является обязательным его приложением и подлежит включению в документацию об аукционе.

 

2) Также должны быть внесены изменения по причине:

В пунктах 24, 279-281 требований к товарам (материалам, изделиям, оборудованию), используемым при выполнении работ Заказчиком установлены требования к недействующим на территории Российской Федерации ГОСТам.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Считаем, что требования Заказчика, основанные на соответствии товаров и материалов, используемых при выполнении работ, ГОСТам, применение которых на территории Российской Федерации в настоящее время запрещено, является нарушением п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Федерального Закона о контрактной системе.

Данный вывод также изложен в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N Д28и-3517 и подтвержден Решением ФАС России от 19 декабря 2016 г. N 223ФЗ-768/16, Приказом Ростехрегулирования от 09.02.2010 N 8-ст и Росстандарта от 25.06.2010 N 118-ст. Данный довод был принят Заказчиком в разъяснении от 05.04.2017 и были внесены изменения.

 

3) Также просим дать разъяснения и внести изменения:

- Пункты 85, 86, 87 – в наименовании товаров «Дисковый поворотный затвор для установки в середине или в конце трубопровода» присутствует слово ИЛИ. Необходимо ли в данных случаях указать один вариант или наименование товара не подлежит изменению?

-  аналогично в пункте 282 – в характеристике «Выпуклость или вогнутость боковых граней проката не должна превышать предельных отклонений по ширине» присутствует слово ИЛИ. Необходимо ли в данном случае указать один вариант или необходимо оставить наименование характеристики в редакции Заказчика?

-  в Пунктах 112, 257, 258 указаны несколько значений через точку с запятой «;», просим пояснить, как следует понимать символ «;», т.к. в Инструкции по заполнению заявки пояснения по применению значений с символом «;» отсутствуют.

- Пункт 408 – в характеристике «поливинилхлоридной изоляцией, с поливинилхлоридной оболочкой, гибкий на напряжение до 380 В для систем 380/380 В», указано до 380 В, просим пояснить в данном случае участнику следует указать конкретное значение меньше 380В, например 379В, или необходимо оставить «до 380 В» в редакции Заказчика?

Во избежание подачи жалобы в УФАС просим внести изменения в документацию и в сроки подачи заявок на участие в соответствии с частью 6 статьи 64 ФЗ-44.

Ответ:

  1. Приложенный к разъяснениям рабочий проект не устанавливает дополнительный объем работ, который определён сметной документацией (ведомость объемов работ) и не противоречит условиям контракта и Технического задания.
  2. При описании товаров, которые содержат ссылки на недействующие или отмененные ГОСТы, участнику необходимо указывать конкретные значения показателей, не ссылаясь на требования недействующих или отмененных ГОСТов.
  3. Пункты в соответствии с запросами:
  • Наименование товара не подлежит изменению;
  • Указать один вариант;
  • Пункт 112 - Оставить в редакции Заказчика;

Пункт 257, 258 - Указать только одно конкретное значение;

Необходимо оставить «до 380 В»…» (цитата).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное разъяснение положений документации об Аукционе №РД13, размещенное в ЕИС 20.04.2017 изменяет положения документации об Аукционе в разъясняемой части, и нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

В связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся, установленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Признать Уполномоченный орган нарушившим требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся, установленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона, Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

5. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1195-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 25.04.2017 №06/3708.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны