Решение №06/4363 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 17 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1338-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

05.07.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 05.07.2016

Решение изготовлено в полном объеме   08.07.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымхлеб» (далее — Заказчик) Переверзевой Е. Л. (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «Новосибирское аудиторское товарищество» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 20.06.2016 (вх. №1312/09 от 30.06.2016) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности
ГУП РК «Крымхлеб» за 2015 год» (номер извещения 0575200001716000001) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013
№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее также – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившем в Конкурсной документации дискриминационные критерии оценки заявок участников Конкурса.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.07.2016 №06/4128, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 02.06.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

- начальная (максимальная) цена контракта – 397 100,00 российских рублей;

- дата окончания подачи заявок: 23.06.2016; дата вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 23.06.2016; дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе: 30.06.2016;

- на участие в Конкурсе подано 2 заявки.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик установил в Конкурсной документации дискриминационные критерии оценки заявок участников Конкурса.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В силу части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила от 28.11.2013 №1085).

Согласно пункту 4 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

В соответствии с положениями пункта 8 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта».

Заказчик в Конкурсной документации установил:

«…

6.4.12.  Для использования, в целях оценки заявок (предложений), шкалы оценки - в документации о закупке установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя) и коэффициент значимости показателя. 

 

Таблица 1. Максимальные значения показателей, раскрывающие содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"

 

Квалификация участников закупки:

Порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки»:

Значимость критерия – 70 % (100 баллов);

Коэффициент значимости критерия – 0,70.

Количество баллов, присуждаемых по показателям нестоимостного критерия оценки (показателям), определяется по шкале предельных величин в соответствии с положениями п.п. 11, 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании сведений, предоставленных Участником  в составе заявки.

 

Название критерия

 

Критерии оценки

Рейтинг/ в баллах

 

Документы, которые необходимо предоставить

 

 

 

 

 

 

1

Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг, в том числе на региональном рынке (Республика Крым и/или г. Севастополь), и наличие в штате аудиторской организации аудиторов с действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности», после           01 января 2011 г.

Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг 15 и более лет, в том числе, не менее 2 последних лет на региональном рынке (Республика Крым и/или                                                       г. Севастополь), с соответствующими актами оказанных услуг по проведению обязательного аудита за 2015 год - 30 и более актов от региональных компаний, а также 10 и более рекомендательных писем (отзывов) от региональных компаний, и наличие в штате аудиторской организации  5 и более аудиторов, с  действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном  ФЗ «Об аудиторской деятельности», после 01 января  2011 г.

60 баллов

 

- копии документов, подтверждающих общий опыт работы: выписка из ЕГРЮЛ; копии лицензий, сертификатов на осуществление аудиторской деятельности, документа о членстве в СРО

- копии документов, подтверждающих опыт работы на региональном рынке: копии рекомендательных писем (отзывов) от региональных компаний,

- копии актов оказанных услуг региональным компаниям (Республика Крым и/или                                    г. Севастополь) за 2015 год

- копия штатного расписания, трудовых книжек, трудовых договоров аудиторов

- копии квалификационных аттестатов аудиторов

 

Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг 5 и более лет, но менее 15 лет, и/или с опытом работы в течении 2 последних лет на региональном рынке (Республика Крым и/или                                      г. Севастополь) – с актами по проведению обязательного аудита и письмами за 2015 год от региональных компаний, но от 10 до 29  актов и/или от 5 до 9 писем (отзывов), и наличие в штате от 3 до 4 аудиторов, с действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном  ФЗ «Об аудиторской деятельности», после 01 января  2011 г.

25 баллов

Отсутствие опыта работы на рынке аудиторских услуг или наличие такого опыта менее 5 лет и/или отсутствие опыта работы в течение 2 последних лет на региональном рынке (Республика Крым и/или г. Севастополь) – менее 10 актов и/или менее 5 писем (отзывов) и/или менее 3 аудиторов с действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности», после 01 января 2011 г., в штате организации.

0 баллов

2

 

 

 

 

 

 

 

2

Наличие действующего полиса страхования ответственности аудиторской организации, объем выручки от оказания услуг за 2015 год, наличие свидетельства (сертификата) о прохождении проверки внешнего контроля качества в СРО аудиторов РФ

Наличие полиса страхования ответственности аудиторской организации с суммой возмещения 20 и более млн. руб., и выручка от оказания услуг за предыдущий год более 5 млн. руб., и наличие свидетельства (сертификата) о прохождении внешнего контроля качества в СРО аудиторов РФ

 

40 баллов

- копия полиса страхования ответственности аудиторской организации

 

- копия отчета о финансовых результатах, с отметкой о получении в соответствующих органах за 2015 год

 

- копия свидетельства (сертификата) подтверждающего прохождение участником проверки внешнего контроля качества в СРО аудиторов РФ

Наличие полиса страхования ответственности аудиторской организации с суммой возмещения 5 и более млн. рублей, не менее 20 млн. руб., и/или выручка от оказания услуг за предыдущий год от 1 до 5 млн. руб., наличие свидетельства (сертификата) о прохождении внешнего контроля качества

 

20 баллов

Отсутствие полиса страхования ответственности аудиторской организации или наличие такого полиса с суммой возмещения менее 5 млн. руб., и/или выручка от оказания услуг за предыдущий год менее 1 млн. руб., и/или отсутствие свидетельства (сертификата) о прохождении внешнего контроля качества в СРО аудиторов РФ

0 баллов

           

…» (цитата Конкурсной документации».

Пунктом 10 Правил от 28.11.2013 №1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В силу пункта 27 Правил от 28.11.2013 №1085 показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Кроме того, пунктом 11 Правил от 28.11.2013 №1085 установлено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил от 28.11.2013 №1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил от 28.11.2013 №1085 «оценка» — процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:

предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;

пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;

инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

При этом Законом о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена как на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе), так и на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к следующим выводам:

- установление в Конкурсной документации критерия оценки заявок участников Конкурса «Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг … не менее 2 последних лет на региональном рынке (Республика Крым и/или г. Севастополь)» по показателю «Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг, в том числе на региональном рынке (Республика Крым и/или г. Севастополь), и наличие в штате аудиторской организации аудиторов с действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности», после 01 января 2011 г.» нарушает принцип обеспечения конкуренции, так как содержат дискриминационный критерий по территориальном признаку (участникам, не осуществлявшим деятельность на региональном рынке аудиторских услуг Республика Крым и/или г. Севастополя в течение последних 2 лет, не присвоят балы по данному критерию);

- включение в показателях оценки заявок участников Конкурса «Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг, в том числе на региональном рынке (Республика Крым и/или г. Севастополь), и наличие в штате аудиторской организации аудиторов с действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности», после 01 января 2011 г.», «Наличие действующего полиса страхования ответственности аудиторской организации, объем выручки от оказания услуг за 2015 год, наличие свидетельства (сертификата) о прохождении проверки внешнего контроля качества в СРО аудиторов РФ» разноплановых критериев оценки (опыт работы и обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; или Наличие полиса страхования ответственности аудиторской организации и наличие финансовых ресурсов), оцениваемых одновременно, нарушают принцип добросовестной неценовой конкуренции между участниками закупок, —

что в свою очередь не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта.

Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащие критерии оценки заявок участников на участие в Конкурсе, соответствующие требованиям Закона о контрактной системе и Правил от 28.11.2013 №1085.

Данные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правила от 28.11.2013 №1085 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия установила.

2.1. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).

В пункте 3.3 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, составу заявки и перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса» части 3 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению» Конкурсной документации Заказчик определил:

«4. Документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника конкурса установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);» (цитата Конкурсной документации).

Аналогичное требование указанно Заказчиком в информационной карте Конкурсной документации:

«…

Подготовка и подача заявок на участие в конкурсе:

10.

Документы (сведения), необходимые в составе тома заявки на участие в конкурсе:

3. Документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника конкурса установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);

...

…» (цитата Конкурсной документации).

Учитывая приведенное, действия Заказчика, установившего обязательное требование к заверению банком копия платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, нарушают требования пункт 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

При этом в силу части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе установлена на 23.06.2016 10:00.

Таким образом, датой окончания срока подачи Заказчику участником Конкурса запроса о даче разъяснений положений Конкурсной документации является 17.06.2016, а датой окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации — 21.06.2016.

Вместе с тем, Заказчик в пункте 14 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» Конкурсной документации установил следующие даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации:

«…

14.

Дата начала и окончания предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации: с 03 июня 2016 г. по 17 июня 2016 г.

…» (цитата Конкурсной документации».

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащую дату окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают требования части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.3. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Заказчик в пункте 3 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» Конкурсной документации установил следующий срок оказания услуги:

«…

3.

Срок оказания услуг: в соответствии с условиями, предусмотренными в проекте контракта.

…» (цитата Конкурсной документации).

Учитывая приведенное, Заказчик не указал в Конкурсной документации сроки оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Таким образом, бездействие Заказчика, не указавшего в Конкурсной документации сроки оказания услуг, являющихся объектом закупки, нарушает требования пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

В разделе II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» Конкурсной документации Заказчик определил:

«…

3.

Срок оказания услуг: в соответствии с условиями, предусмотренными в проекте контракта.

…» (цитата Конкурсной документации).

Таким образом, бездействие Заказчика, не указавшего в Конкурсной документации условия оплаты оказания услуг, являющихся объектом закупки, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.5. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в конкурсную документацию не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 6, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063 (далее – Правила от 25.11.2013 №1063).

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки является включение в проект контракта:

«1. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

3. В случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе взыскать с заказчика штраф в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063:

а) 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

4. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (исполнителю, подрядчику) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).

Размер ставки определяется по формуле  (где  - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).

Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

6. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает заказчику штраф в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

При этом включение в проект контракта ссылки на Правила от 25.11.2013 №1063 вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Заказчик раздел 5 «Ответственность сторон» проекта контракта, изложил в следующей редакции:

«…

5.1. Заказчик и Исполнитель несут ответственность за взятые на себя обязательства, за их невыполнение или ненадлежащее выполнение согласно действующему на момент исполнения Договора законодательству и условиям ответственности, предусмотренным Договором.

5.2. Исполнитель несет ответственность за несвоевременность оказания услуг – нарушение сроков оказания услуг, по каждому периоду проверки, в виде пени за каждый день просрочки своих обязательств, в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период, за который взимается пеня, от стоимости услуг (по соответствующему периоду) за каждый день такой просрочки. В случае просрочки исполнения обязательств более 30-ти календарных дней, Исполнитель дополнительно уплачивает Заказчику штраф в размере 10 % от суммы просроченного денежного обязательства. Уплата штрафных санкций не освобождает Исполнителя от выполнения своих обязательств по Договору.

5.2.1. За несоблюдение срока окончательного расчета, в соответствии с п. 2.3 Договора, а также по возврату сумм обеспечения Договора, в соответствии с положениями п. 4.2. Заказчик уплачивает Исполнителю пеню в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период, за который взимается пеня, от суммы платежа за каждый день просрочки. В случае просрочки расчетов более 30-ти календарных дней Заказчик дополнительно уплачивает Исполнителю штраф в размере 10 % от суммы просроченного денежного обязательства. Уплата штрафных санкций не освобождает Заказчика от выполнения своих обязательств по Договору.

5.3. Заказчик несет ответственность за достоверность предоставленной Исполнителю информации, ее полноту, точность и правильность оформления; за выявленные в ходе Аудита отклонения от требований действующего законодательства, учетной политики и методологии учета; за входящие остатки на счетах бухгалтерского учета и показатели отчетности, которые не проверялись в ходе данного Аудита или проверялись другими аудиторами; за невыполнение предложений аудиторов по устранению выявленных несоответствий (отклонений, ошибок и т.п.), а также за подготовку и предоставление бухгалтерской  отчетности, в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности, в том числе за достоверность и раскрытие в ней необходимой информации, также за систему внутреннего контроля, необходимого для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок. Аудит бухгалтерской отчетности не освобождает Заказчика от такой ответственности.

5.4. В связи с применением выборочного метода проверки, ответственность Исполнителя перед Заказчиком в отношении любых убытков, возникших у Заказчика в результате оказываемых Исполнителем услуг, согласно с настоящим Договором, ограничивается 5% стоимости, указанной в п. 2.1. Договора.

5.5. В случаях предоставления Заказчиком и/или третьими лицами недостоверной или вводящей в заблуждение Исполнителя информации, Исполнитель освобождается от любой ответственности, ставшей следствием таких действий Заказчика.

5.6. Исполнитель не несет ответственности за нарушение сроков оказания услуг по настоящему Договору, вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Заказчиком своих обязательств по Договору.

5.7. В случаях публикации или распространения в электронной форме аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью Заказчик несет ответственность за то, чтобы аудиторское заключение с прилагаемой бухгалтерской отчетностью Заказчика было представлено надлежащим образом. Заказчик обязуется при этом обеспечить, чтобы формат размещения на его веб-сайте финансовой информации позволял четко отделить проаудированную бухгалтерскую отчетность от прочей информации и не допускал неоднозначного толкования или ввода в заблуждение ее пользователей.

…» (цитат проекта контракта).

Учитывая изложенное выше, Заказчик при изложении ответственности сторон не указал обязательное условие об ответственности Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, не исполнил обязанности Заказчика по установлению размеров неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правил от 25.11.2013 №1063.

Данные действия Заказчика нарушают требования частей 5, 6, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 6-8 Правил от 25.11.2013 №1063, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.6. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в конкурсную документацию не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Указанная норма закреплена Заказчиком в пункте 17 «Обеспечение исполнения контракта» раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» Конкурсной документации и разделе 4 «Обеспечение исполнения договора» проекта контракта.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Заказчик в разделе 6 «СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА» проекта контракта указал:

«…

6.1. Договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

…» (цитата проекта контракта).

Таким образом, в проекте контракта срок действия контракта Заказчиком не установлен.

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта.

Учитывая приведенное, действия Заказчик, не указавшего в проекте контракта срок его действия, что не позволяет участнику выбрать способ обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии, в силу того, что участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, нарушают требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования частей 5, 6, 7 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, пункт 5 части 2 статьи 51, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 6-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1338-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.07.2016 №06/4128.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Предписание
по делу №06/1338-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

05.07.2016                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена  05.07.2016

Предписание изготовлено в полном объеме   08.07.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 05.07.2016 по делу №06/1338-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Новосибирское аудиторское товарищество» от 20.06.2016 (вх. №1312/09 от 30.06.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымхлеб» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности ГУП РК «Крымхлеб» за 2015 год» (номер извещения 0575200001716000001) (далее — Конкурс), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Конкурсной комиссии Заказчика отменить Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 23.06.2016 №ПВК2, Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.06.2016 №ПРО1 (далее - Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Конкурсе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола вскрытия, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Конкурсе;

- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 05.07.2016 по делу №06/1338-16 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте;

- назначить новые дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новые дату и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей Конкурсной документации;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, в том числе Заявителя, о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

3. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 05.07.2016 по делу №06/1338-16.

4. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика в срок до 12.08.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.07.2016 №06/4128.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны