Решение №06/4816 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 29 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №06/1262-15
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

21.12.2015

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2015

Решение изготовлено в полном объеме   24.12.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымское художественное училище имени Н. С. Самокиша» (далее — Заказчик) Н. В. Чернявой (по доверенности), Д. В. Карпова (по доверенности), И. В. Карпова (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «ЦКТ «Векус» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку моноблоков в комплекте с мышью и клавиатурой, телевизора, рассмотрев предоставленные Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ                              «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 08.12.2015 №08.12.15/1 (вх. № 1209/09 от 14.12.2015) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Поставка моноблоков в комплекте с мышью и клавиатурой в количестве – 11 шт, телевизор – 1шт» (извещение №0375200040015000004) (далее - Аукцион).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии Заказчика по отклонению заявки Заявителя и не допуске к дальнейшему участию в Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик и аукционная комиссия Заказчика действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 16:30 18.12.2015. По собственной инициативе Комиссии на основании пункта 3.33. Административного регламента от 19.11.2014 №727/14 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 16:30 21.12.2015.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) – 23.11.2015;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 535 757,46 российских рублей;

4) дата окончания подачи заявок: 01.12.2015, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 05.12.2015, дата проведения аукциона в электронной форме: 08.12.2015;

5) на участие в Аукционе подано 3 заявки, 1 заявка отклонена (Заявитель);

6) при проведении Аукциона предложение о цене контракта подал 1 участник, понижение – 0,5%.

1. По мнению Заявителя, аукционная комиссия Заказчика необоснованно отклонила первую часть заявки Заявителя, зарегистрированную под №1.

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 67 Закона о контрактной системе. В соответствии с требованиями части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия не имеет права отказать участнику в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

При этом частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.12.2015 №0375200040015000004-1 (далее – Протокол рассмотрения) участнику закупки с порядковым номером заявки 1 (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующей причине:

«Предлагаемая операционная система DOS не соответствует требованиям документации об аукционе. Согласно ст. 33 п. 1 ч. 1 закона 44-ФЗ, ГБПОУ РК "Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша" не имело другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, в частности ОС Windows 8.1 и выше, так как планируется вести обучение программой компьютерного проектирования, которые работают только в ОС Windows 8.1 и выше, в частности 3D max последних версий по лицензии для образовательных учреждений»

(цитата из Протокола рассмотрения).

Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к поставляемым моноблокам:

«…

№ п/п

Характеристика

 

Характеристика моноблока

 

1

Операционная система

Windows 8.1 SL 64 bit или выше Windows 10

2

Диагональ/разрешение

19’’ – 21.5’’/1920х1080 пикс.

3

Тип процессора

Core i3 или Core i5

4

Оперативная пам'ять (RAM)

8 ГБ или больше

5

Жесткий диск (HDD)

500 ГБ – 1 ТБ

6

Графический контроллер

GeForce 1 ГБ или 2 ГБ

7

Тип привода 1

DVD+\-RW

8

 Поддержка Wi-Fi

IEEE 802.11 b\g\n

 

….

 

 

…» (цитата документации об Аукционе).

Вместе с тем, Заявитель в заявке под №1 указал:

№ п/п

Характеристика

 

Характеристика моноблока Lenovo, страна происхождения Китай – 11шт.

 

1

Операционная система

DOS

2

Диагональ/разрешение

19,5’’/1920х1080 пикс.

3

Тип процессора

Intel Celeron J1800

4

Оперативная пам'ять (RAM)

8 ГБ

5

Жесткий диск (HDD)

500 ГБ

6

Графический контроллер

Intel HD Graphics 1 Gb

7

Тип привода 1

DVD+\-RW

8

 Поддержка Wi-Fi

IEEE 802.11 b\g\n

 

….

 

 

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее:

«С учетом этих характеристик и требованиям к преподаванию вышеуказанных учебных дисциплин было разработано техническое задание (раздел 5 Документации аукциона). В частности, были определены требования к операционной системе моноблоков: «Windows 8.1 SL 64 bit или выше Windows 10». Основной характеристикой операционной системы в данном случае является не наименование торговой марки, а ее битность (64 bit или выше).

В заявке №1, поданной участником размещения заказа ООО ЦКТ «Вектус», были предложены моноблоки, оснащенные операционной системой DOS. Википедия (ru.wikipedia.org/wiki/DOS) дает следующее определение заявленной операционной системы: «DOS — 16-битная операционная система, работающая в реальном режиме процессора, поэтому для расширения возможностей и преодоления ограничений реального режима были созданы так называемые расширители DOS. Они запускают программы в защищённом 32-битном режиме и эмулируют исходные сервисы операционной системы.» Кроме того, DOS является операционной системой, не поддерживающей графический интерфейс. То есть, в случае покупки моноблоков, оснащенных операционной системой DOS, для выполнения функций, для который закупается учебное оборудование, в любом случае пришлось бы осуществлять дополнительную закупку к моноблокам операционной системы, обеспечивающей выполнение обучающимися учебных программ по дисциплинам «Компьютерное проектирование», «Современные компьютерные технологии». Как следует из жалобы ООО ЦКТ «Вектус», неправомерность действий единой комиссии ГБПОУ РК «КХУ им. Н. С. Самокиша» состоит в том, что она отклонила заявку участника, предлагавшего товар, эквивалентный характеристикам, предложенным в техническом задании. Однако, это не соответствует действительности, так как эквивалентности операционных систем можно судить по их битности. В данном случае 16-битная операционная система не может выступать эквивалентом 64-битной системе Windows» (цитата из возражений Заказчика).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии Заказчика по рассмотрению первой части заявки Заявителя не нарушают требования статей 66, 67 Закона о контрактной системе, в связи с чем, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Вместе с тем, заказчик должен руководствоваться правилами описания объекта закупки, которые установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации об электронном аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с извещением, положениями документации об Аукционе, предметом контракта является «Поставка моноблоков в комплекте с мышью и клавиатурой – 11 (одиннадцать) единиц, телевизор 1 единица»:

№ п/п

Характеристика

 

Характеристика моноблока

 

1

Операционная система

Windows 8.1 SL 64 bit или выше Windows 10

2

Диагональ/разрешение

19’’ – 21.5’’/1920х1080 пикс.

3

Тип процессора

Core i3 или Core i5

4

Оперативная пам'ять (RAM)

8 ГБ или больше

5

Жесткий диск (HDD)

500 ГБ – 1 ТБ

6

Графический контроллер

GeForce 1 ГБ или 2 ГБ

7

Тип привода 1

DVD+\-RW

8

 Поддержка Wi-Fi

IEEE 802.11 b\g\n

 

Мышка компьютерная проводная

черная

 

Клавиатура проводная

черная

 

Характеристика телевизора

 

1

Диагональ

32" (81.3 см) 

2

Full HD

Есть 

3

Разрешение

1920x1080 Пикс

4

Частота обновления

100 Гц 

5

Количество тюнеров

6

Поддерживаемые цифровые стандарты

DVB-T2 

7

Цветовая система

PAL,  SECAM,  NTSC

8

Автоматическая настройка

Есть

9

Кол-во встроенных динамиков

2

10

Мощность

20 Вт

11

Система окружающего звучания

Есть

12

Автоматическая регулировка громкости

Есть

13

Технологии улучшения звука

Есть

14

Компонентный

Есть

15

HDMI

Есть

16

USB

Есть

17

Слот для CI

Есть

18

Пульт ДУ

Есть

19

Подставка

Есть

20

Цвет

Черный

 

Объединение в один предмет закупки (один лот) покупки моноблоков и телевизора влечет ограничение количества участников закупки в виду объединения по технологически несвязанным видам производства товаров, по которым существуют отдельные конкурентные рынки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования по поставке моноблоков и телевизора, технологически несвязанным видам производства, влекут за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией (данной части).

Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Учитывая изложенное, бездействие Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участнику закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В документации об Аукционе Заказчик указал:

«3.6. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений

3.6.1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

3.6.2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

3.6.3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

3.6.4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст. 65 Федерального закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

3.6.5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

3.6.6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней» (цитата из документации об Аукционе).

В соответствии с Информационной картой:

32.

Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе:

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчик в документации об Аукционе указал только порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе и не указал соответствующие даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что лишает участника Аукциона возможности своевременно направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе и получить соответствующие разъяснения.

Таким образом, бездействие Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе обязательной информации о дате начала и дате окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушает требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Комиссия, проанализировав документацию Аукциона, установила отсутствие в ней инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, что не соответствует требованиям пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Отсутствие инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участнику Аукциона надлежаще заполнить заявку на участие в Аукционе.

Таким образом, бездействие Заказчика по не установлению в документации об Аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определена информация, которую должна содержать документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной заказчиком в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 61 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, заказчиком указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство Российской Федерации постановлением от 04.02.2015 №99 установлены наименование товаров, работ и услуг при оказании которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Комиссия, изучив извещение, документацию об Аукционе установила, что Заказчик в извещении о проведении Аукциона установил к участникам:

Требования к участникам

1 Требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
2 Требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
3 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
4 Требование о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
5 Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

При этом, в документации об Аукционе Заказчик указал следующее:

«3.7.5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:…

…2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона;

3.10.6. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Федерального закона» (цитаты).

Вместе с тем, предмет Аукциона не относится к товарам, работам, услугам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99, при закупке которых предусмотрено установление Заказчиком дополнительных требований к участникам Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика по установлению к участникам дополнительных требований, не предусмотренных при проведении Аукциона, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Заказчик в документации об Аукционе предусмотрел:

«…

11.

Односторонний отказ от исполнения контракта

Возможность и порядок одностороннего отказа от исполнения контракта указаны в п.3.13. документации.

3.13. Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта

3.13.1. Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта:

3.13.1.1. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

3.13.1.2. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что исполнитель не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя. Информация об исполнителя, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков

3.13.1.3. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона.

3.13.1.4. Если заказчиком проведена экспертиза с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

3.13.1.5. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу исполнителя, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю.

3.13.1.6. Выполнение заказчиком вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии исполнителя по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

3.13.1.7. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.

3.13.1.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Федерального закона. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

3.13.1.9. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнения, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 Федерального закона.

3.13.2. Односторонний отказ Исполнителя от исполнения контракта:

3.13.2.1. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

3.13.2.2. Решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение исполнителем подтверждения о его вручении заказчику.

3.13.2.3. Решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления исполнителем  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

3.13.2.4.Исполнитель обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

3.13.2.5. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

3.13.2.6. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

3.13.2.7. Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта…» (цитаты из документации об Аукционе).

Вместе с тем, проект контракта не содержит возможность одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 24 статьи 95 Закона о контрактной системе и требованиями, определенными Заказчиком в пункте 3.13 документации об Аукционе, в частности:

«6. Срок действия контракта, расторжение контракта, односторонний отказ

от исполнения контракта

6.1. Настоящий Контракт действует с момента его подписания и до полного исполнения всех условий.

6.2. Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта с уведомлением об этом Поставщика в письменном виде за один месяц до предполагаемой даты расторжения Контракта, при условии оплаты Поставщику фактически понесенных расходов.

6.3 Поставщик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Контракт с уведомлением об этом Заказчика в письменном виде в случае просрочки оплаты в соответствии с Разделом 2 настоящего Контракта, а также в случае отказа и/или просрочки Заказчиком в получении Товара на срок более 15 дней» (цитата).

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта соответствующих требований к одностороннему отказу сторон от исполнения контракта, предусмотренных Законом о контрактной системе, нарушают требования части 14 статьи 34, частей 9-24 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частями 1, 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 14 статьи 34, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, частей 9-24 статьи 95 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1262-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №06/1262-15
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

21.12.2015

г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 21.12.2015

Предписание изготовлено в полном объеме   24.12.2015

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 21.12.2015 по делу №06/1262-15 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЦКТ «Векус» от 08.12.2015 №08.12.15/1 (вх. № 1209/09 от 14.12.2015) на действия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымское художественное училище имени Н. С. Самокиша»  (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме «Поставка моноблоков в комплекте с мышью и клавиатурой в количестве – 11 шт, телевизор – 1шт» (извещение №0375200040015000004) (далее - Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить Аукцион.

2. Заказчику в срок до 13.01.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны