Решение №06/4869 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 12 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1432-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

17.05.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика С. В. Ващишена (по доверенности), А. К. Малярчука (по доверенности);

Заявителя В. Е. Мирошниченко (по доверенности),–

рассмотрев жалобу Заявителя б/д, б/н (вх. №1474/09 от 10.05.2017) на действия Аукционной комиссии Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуг по стирке белья» (извещение №0375100002317000003) (далее – Аукцион) в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки Заявителя под порядковым номером «2» и не допуску Заявителя к дальнейшему участию в Аукционе.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 11.05.2017 №06/4438, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 15:20 16.05.2017. В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента Комиссией объявлен перерыв до 17:10 17.05.2017 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия Заказчика действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте –24.04.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 1 316 505,18 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 02.05.2017 09:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 04.05.2017, дата проведения Аукциона: 10.05.2017;

- на участие в Аукционе подано 4 заявки, из них по результатам рассмотрения первых частей заявок 3 заявки отклонены, в т.ч. заявка под порядковым номером «4»– Заявитель;

- Аукцион признан несостоявшимся.

1. По мнению Заявителя, Аукционная комиссия Заказчика необоснованно отклонила первую часть заявки Заявителя (под порядковым номером «2») и не допустила Заявителя к дальнейшему участию в Аукционе.

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 67 Закона о контрактной системе. В соответствии с требованиями части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционепринимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги,для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия не имеет права отказать участнику в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 04.05.2017 №0375100002317000003-1 (далее – Протокол рассмотрения) заявка под порядковым номером «2» отклонена по причине:

6.4. Сведения о решении каждого члена Комиссии о допуске к участию в электронном аукционе и о признании участником аукциона либо об отказе в допуске Участника закупки, подавшего Заявку на участие в электронном аукционе с порядковым номером 2:

 

Ф.И.О.

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина несоответствия

 

Не соответствует. Согласно п.п. 2 пункта 12.4 Документации об электронном аукционе (п. 2 ч. 4 ст. 67) участником предоставлены сведения не соответствующие требованиям документации. Правила по заполнению установлены п. 30 Информационной карты «Особенности описания конкретных показателей товара»

Показатели следующих средств не соответствуют требованиям технического задания:

  1. Жидкий щёлочный детергент для основной стирки (фосфонаты, этоксилат спирта жирного ряда);
  2. Жидкий щёлочный концентрат для стирки всех видов текстиля (гидроксид натрия, фосфонаты);
  3. Сверхмощный детергент для дезинфекции при 40˚С (отбеливающее средство на кислородной основе, анионные ПАВы, мыло, фосфонаты, цеолиты);
  4. Жидкая стиральная добавка на основе неионогенных ПАВ (этоксилировнный, (5ЕО) полиол (С10-С15), терпен/моноцикличный).
 

Колесник Александра Юрьевна

 

 

Кириллов Николай Алексеевич

 

 

Ващишен Сергей Владимирович

 

 

Медведева Анна Владимировна

 

 

…»(цитата Протокола рассмотрения).

На заседании Комиссией установлено, что в заявке под порядковым номером «4» содержится: «…

№п/п

Назначение средства

Технические характеристики, (требуемые значения (параметры) моющих, чистящих и иных используемых средств

1.

«ОЛИССО пауэр» (OLISSO power)

 

 

Жидкий щелочной детергент для основной стирки

Химико-физические данные:

  • Консистенция: непрозрачная желтая вязкая жидкость
  • Общая щёлочность: 2,0 г/л (для 1%-ного раствора в умягченной воде)
  • Значение рH:  13 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

 

Составные части

  • 15 % фосфаты, неионогенные ПАВы,
  • 5 % фосфонаты.
  • Алкоксилат спирта жирного ряда (Fettalkoholalkoxylat) 15%
  • Динатрия метасиликат (Dinatriummetasilikat) 15%
  • Производитель/поставщик:

Фирма «БурнусХайхемГмбХ» (BurnusHychemGmbH)

Страна производитель:  ФРГ

                    

  • Этоксилат спирта жирного ряда (Fettalkoholethoxylat)  5%
  • Плотность при 20 °C: 1,3 г/см3 Растворимость/смешиваемость с водой при 20 °C: полностью смешивается

 

2.

«ЛиквизанB» (LiquisanB)

 

 

 

 

 

Жидкий щелочной концентрат для стирки всех видов текстиля

Химико-физические данные

 

  • Консистенция: жидкий
  • Общая щёлочность:  5.2 г/л (для 1%-ного раствора в умягченной воде)
  • Значение рH: 14 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)
  • гидроксид натрия  30%
  • гидроксид калия 15%

 

Плотность при 20 °C: 1,5 г/см3

Растворимость/смешиваемость с водой при 20 °C: - полная смешиваемость

Составные части

 5 % фосфонаты

 

  • Производитель/поставщик:

Фирма «БурнусХайхемГмбХ» (BurnusHychemGmbH)

Страна производитель:  ФРГ          

 

 

3.

«Оксиплекс» (OXYPLEX)

 

 

 

 

 

 

Сверхмощный детергент для дезинфекции при 40 С

Химико-физические данные

  • Консистенция: жидкость
  • Значение рH: 3.4 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

 

Плотность:

  • насыпная плотность при 20 °C: 1139  кг/м3
  • Растворимость/смешиваемость с водой: растворимый

 

Составные части

  • 30 %: отбеливающее средство на кислородной основе
  • 5%: анионные ПАВы, мыло, фосфонаты, цеолиты

 

  • Производитель/поставщик:

Фирма «БурнусХайхемГмбХ» (BurnusHychemGmbH)

Страна производитель:  ФРГ

 

 

4.

Бурзум(BURZYM)

 

 

 

Жидкий протеазный фермент

 

 

 

 

 

Химико-физические данные

  • Консистенция: жидкая
  • Значение pH: 7.0(для 1% -ного раствора в умягчённой воде)

 

Составные части

Ферменты (протеазы)

 

  • Производитель/поставщик:

Фирма «БурнусХайхемГмбХ» (BurnusHychemGmbH)

Страна производитель:  ФРГ

 

 

…» (цитаты заявки под порядковым номером «2»).

Заказчик в документации об Аукционе установил следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: «…

Технические характеристики средств используемых при оказании услуг:

№ п/п

Назначение средства

Технические характеристик (требуемые значения (параметров) моющих, чистящих и иных используемых средств)

1

Жидкий щёлочный детергент для основной стирки

Химико-физические данные

- Консистенция: непрозрачная желтая вязкая жидкость

- Общая щёлочность: не более 2,0 г/л (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

- Значение рH: не менее 12,1 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

Составные части

- 5-15 % фосфаты, неионогенные ПАВы,

-< 5 % фосфонаты.

-Алкоксилат спирта жирного ряда (Fettalkoholalkoxylat) 5-15%

-Динатрия метасиликат (Dinatriummetasilikat) 5-15%

- Этоксилат спирта жирного ряда (Fettalkoholethoxylat) < 5%

Плотность при 20 °C: 1,3 г/см3

Растворимость/смешиваемость с водой при 20 °C: полностью смешивается

2

Жидкий щёлочный концентрат для стирки всех видов текстиля

Химико-физические данные

 Консистенция: жидкий

- Общая щёлочность: не более 5.2 г/л (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

- Значение рH: не менее 12.8 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

- гидроксид натрия > 30%

- гидроксид калия 5 - 15%

Плотность при 20 °C: 1,5 г/см3

Растворимость/смешиваемость с водой при 20 °C: - полная смешиваемость

Составные части

< 5 % фосфонаты

3

Сверхмощный детергент для дезинфекции при 40˚С

Химико-физические данные

- Консистенция: жидкость

- Значение рH: не менее 3.1(для 1%-ного раствора в умягченной воде)

Плотность:

насыпная плотность при 20 °C: 1139 ± 25 кг/м3

- Растворимость/смешиваемость с водой: растворимый

Составные части

->30 %: отбеливающее средство на кислородной основе

-< 5%: анионные ПАВы, мыло, фосфонаты, цеолиты

4

Жидкий протеазный фермент

Химико-физические данные

- Консистенция: жидкая

- Значение pH: 7.0(для 1% -ного раствора в умягчённой воде)

Составные части

Ферменты (протеазы).

5

Жидкая стиральная добавка на основе неионогенных ПАВ

Химико-физические данные

- Консистенция: жидкость

- Значение рH: не менее 5.6 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

- Плотность:

- насыпная плотность при 20 °C: 960 ± 25 кг/м3

- ВЯЗКОСТЬ 35 ± 10 мПа*с (20ºC)

- Растворимость/смешиваемость с водой: растворимый

Составные части

- Бутилгликоля/2-бутоксиэтанол <=10%

- Этоксилированный<50%

- Этоксилированный

- (<=5EO) пoлиoл (C10-C15) <50%

- Терпен/моноцикличный <10%

6

Кондиционер

Химико-физические данные

- Консистенция: синяя жидкость

- Значение рH: не менее 4,0 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

Плотность:

-насыпная плотность при 20 °C: 1004 ± 25 кг/м3

- Вязкость 125± 5 мПа*с

- Растворимость/смешиваемость с водой: растворимый

Составные части

- Катионные ПАВ, % не менее 10

- Ароматические добавки, % не более 1

- Консерванты наличие

7

Средство для удаления зольности с белья

Химико-физические данные

- Консистенция: жидкость

- Значение рH: не менее 2,2 (для 1%-ного раствора в умягченной воде)

Плотность:

насыпная плотность при 20 °C: 1100 ± 25 кг/м3

- Вязкость 7± 1,5 мПа*с

- Растворимость/смешиваемость с водой: растворимый

Составные части

- На основе муравьиной кислоты не менее 50% не более 70%

…» (цитаты).

Документация об Аукционе содержит Инструкцию по заполнению первых частей заявок участников, согласно которой: «…

Предоставляемые участником закупки показатели товаров не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог», «типа» и т.п.

При указании значений показателей не могут быть использованы слова и знаки: «не более», «не менее», «должен», «не выше», «не ниже» или их производные, «от», «до», «или», «<», «>», «/» и т.п. и иные математические обозначения, за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара. Если указаны диапазонные значения, то можно указывать точное значение в пределах диапазона или диапазонное значение в пределах диапазона. Единицы измерения, указанные в заявке участника закупки, должны соответствовать единицам измерения, указанным в Техническом задании.

Также не допускается при заполнении сведений вместо указания значения показателя товара указывать: «соответствует», «в полном соответствии», «наличие», за исключением случаев, если это предусматривается документацией об аукционе.

При указании значений показателей товара участник закупки вправе указать значение в диапазоне, если это предусмотрено нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ).…» (цитаты).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее: « В соответствии с пунктом 30 Информационной карты электронного аукциона Заказчиком в документации установлены «Особенности описания конкретных показателей товара»:

«При описании товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения. Наименования показателей, единицы измерения должны соответствовать наименованиям показателей и единицам измерения, установленным в документации об аукционе в электронной форме. Показатели товара, предлагаемого к поставке, должны быть предоставлены в объеме, установленном документацией об аукционе в электронной форме. Участнику закупки рекомендуется соблюдать последовательность указания показателей, установленных документацией об аукционе в электронной форме.

Предоставляемые участником закупки показатели товаров не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог», «типа» и т.п.

При указании значений показателей не могут быть использованы слова и знаки: «не более», «не менее», «должен», «не выше», «не ниже» или их производные, «от», «до», «или», «<», «>», «/» и т.п. и иные математические обозначения, за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара. Если указаны диапазонные значения, то можно указывать точное значение в пределах диапазона или диапазонное значение в пределах диапазона. Единицы измерения, указанные в заявке участника закупки, должны соответствовать единицам измерения, указанным в Техническом задании.

Также не допускается при заполнении сведений вместо указания значения показателя товара указывать: «соответствует», «в полном соответствии», «наличие», за исключением случаев, если это предусматривается документацией об аукционе.

При указании значений показателей товара участник закупки вправе указать значение в диапазоне, если это предусмотрено нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ).»

Таким образом Заявитель при подаче заявки на участие имел возможность указания, в том числе знаков «<», «>», в случаях, если это предусматривалось нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара, и не послужило бы основаниям для отклонения заявки. Так, например показатель фасфонатов в жидком щёлочном детергенте для основной стирки установлен в документации в размере «<5%», (менее 5%), Заявитель в  своей заявке указывает значение данного параметра «5%», что противоречит требованиям Технического задания. Учитывая изложенное Заявителем был неверно сделан вывод о том, что единственно возможным указанием было, четкое цифровое значение, в данном случае 5% без знаков: «<», «>», на основании отсутствия требования о предоставлении паспортов безопасности…» (цитата письменных возражений).

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, первую часть заявки под порядковым номером «2», приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии Заказчика по признанию первой части заявки Заявителя несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, и отказу Заявителю в допуске к дальнейшему участию в Аукционе, не нарушают требования статей 66, 67 Закона о контрактной системе.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия установила.

2.1. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать в том числе информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения не содержит обоснование решения об отказе участникам Аукциона, в т.ч. Заявителю, в допуске к участию в Аукционе, а также не содержит указания положений документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников Аукциона, положений заявок на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.

Таким образом, действия Аукционной комиссии Заказчика, оформившей протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Статьей 8 Закона о контактной системе определено, что:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что под установленные Заказчиком в техническом задании требования к техническим характеристикам (требуемым значениям (параметрам) моющих, чистящих и иных используемых средств), подходят средства одного производителя, что подтверждается, в том числе первыми частями заявок участников Аукциона. Из предложенных участниками средств, только в заявке одного участника средства соответствуют установленным Заказчиком требованиям.

Учитывая приведенное, установление Заказчиком конкретных показателей технических характеристик, требуемых значений (параметров) моющих, чистящих и иных средств, используемых при оказании услуги стирки белья, приводит к ограничению конкуренции при проведении Аукциона.

Таким образом, данные действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.3. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Требования к участникам закупки определены статьей 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности, предусмотренные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (пункт 7 в редакции Федерального закона от 28.12.2016 №489-ФЗ);

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 №489-ФЗ).

Нормы положений пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе являются обязательными к применению с 09.01.2017.

Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе установлены следующие единые требования к участникам: «…

28.

Единые требования к участникам закупки

Участники закупки должны соответствовать следующим требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки – не установлены;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты-  не установлены;

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8) Участник закупки должен быть субъектом малого предпринимательства и (или) социально ориентированной некоммерческой организацией.

9) Участник закупки не является офшорной компанией.

Перечисленные требования должны быть задекларированы Участником электронного аукциона. 

…» (цитаты документации об Аукционе).

Учитывая приведенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе обязательные требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают требования части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной  системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Заказчик в техническом задании документации об Аукционе установил следующие требования к средствам, к примеру: «...

  1. Жидкий щёлочный детергент для основной стирки - … Составные части: - 5-15 % фосфаты, неионогенные ПАВы, -< 5 % фосфонаты. -Алкоксилат спирта жирного ряда (Fettalkoholalkoxylat) 5-15% -Динатрия метасиликат (Dinatriummetasilikat) 5-15% - Этоксилат спирта жирного ряда (Fettalkoholethoxylat) < 5% …

3. Сверхмощный детергент для дезинфекции при 40˚С - … Составные части: ->30 %: отбеливающее средство на кислородной основе, -< 5%: анионные ПАВы, мыло, фосфонаты, цеолиты…» (цитаты), при этом, Инструкция не содержит указание на применение указанных знаков участниками при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками Аукциона в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), а также не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать Аукционную комиссию Заказчика нарушившей требования пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

5. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1432-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 11.05.2017 №06/4438.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/1432-17
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

17.05.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 17.05.2017 по делу №06/1432-17 по итогам рассмотрения жалобы Заявителя б/д, б/н (вх. №1474/09 от 10.05.2017) на действия Аукционной комиссии Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуг по стирке белья» (извещение №0375100002317000003) (далее – Аукцион), в соответствии с частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика отменить протоколы, составленные при проведении Аукциона (далее – Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

2. Заказчику:

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.05.2017 по делу №06/1432-17 и разместить измененную документацию об Аукционе на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новою дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и новой дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.

3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новой дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.05.2017 по делу №06/1432-17.

5. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в месячный срок исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 11.05.2017 №06/4438.

В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны