Решение №06/4883 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №1431-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

25.07.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал южного берега Крыма» (далее — Заказчик, ГУП РК «Водоканал ЮБК»)
А. В. Орышкова (по доверенности), В. Е. Тимченко (по доверенности),
В. Л. Бушуева (по доверенности), 

от общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «СТИС» (далее – Заявитель) поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Заявителя, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 05.07.2016 (вх. №1387/09 от 07.07.2016) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по санации напорного канализационного коллектора» (извещение №31603453356) (далее – Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчик необоснованно осуществил закупку работ по санации напорного канализационного коллектора у единственного подрядчика.

2. Единственный подрядчик не соответствует требованиям документации о закупке у единственного подрядчика.

3. Заказчик не выполнил условия подряда №02/20/5-d-426, заключенного Заказчиком и Заявителем 04.02.2015.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 08.07.2016 №06/4342, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 14:30 14.07.2016. В связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании объявлен перерыв до 15:00 25.07.2016.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд
ГУП РК «Водоканал ЮБК», утвержденного и.о. директора ГУП РК «Водоканал ЮБК» 10.03.2016 (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способами: открытый конкурс в электронной форме, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) – 22.03.2016, изменения - 28.04.2016, 16.06.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;

- дата окончания подачи заявок: 05.07.2016; дата рассмотрения заявок: 12.07.2016, дата подведения итогов: 19.07.2016;

- начальная (максимальная) цена договора – 141 291 430,00 российских рублей;

- Заказчиком принято решение об отмене Конкурса.

1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчиком необоснованно осуществлена закупка работ по санации напорного канализационного коллектора у единственного подрядчика.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способами: открытый конкурс в электронной форме, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 

Согласно письменным пояснениям Заказчика:

«Согласно части 4 раздела 18 главы 2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Водоканал ЮБК» (далее - Положение) «Единая комиссия заказчика вправе принять решение об отказе от проведения конкурса в порядке и сроки, установленные действующим законодательством (не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе), что и было сделано 29 июня 2016 г. (Приказ №91 от 29.06.2016 (копия прилагается)).

Как указано в Извещении и Документации, таковые размещаются на сайте Электронной торговой площадки: www.223etp.zakazrf.ru, где и была первично внесена информация об отмене конкурса 29.06.2016 в 11:20:49 по московскому времени (копия прилагается). Таким образом, заявление о публикации сведений об отмене «после 16 часов» не находит своего подтверждения.

Основанием для отмены конкурса послужил Приказ от 29 июня 2016 года №142-А Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым «О заключении договора на выполнение работ по санации напорного коллектора от РНС «Коммунары» до камеры гашения ОКОС «Семеиз» (копия прилагается) и отсутствие запрета на такие действия законодательства РФ.

Напорный канализационный коллектор от КНС «Коммунары» диаметром
400 мм. признан аварийным, создающим угрозу попадания канализационных стоков в акваторию Черного моря, что может привести к нежелательным экологическим последствиям (согласно Протокола от 27 июня 2016 года №12 Ялтинской городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (копия прилагается)).

Согласно пункта 4.6 части 4 раздела 74 главы 7 Положения решение о заключении договора купли-продажи, поставки (с целью приобретения Предприятием товаров), договоров на выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Единой комиссией заказчика без учета стоимости закупок в случаях ... Возникла потребность в предотвращении угрозы или ликвидации последствий аварийных ситуаций и/или чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного характера при возникновении опасности для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или угрозы срыва производственных процессов заказчика, а также в случае возникновения необходимости в оказании экстренной (неотложной) медицинской помощи необходима определенная продукция, приобретение которой в необходимом количестве и объеме иными процедурами закупок в требуемые сроки невозможно или нецелесообразно. При этом указанные события или обстоятельства должны иметь документальное подтверждение (Протокол от 27 июня 2016 года №12 Ялтинской городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности). Заявитель трактует Положение Заказчика на свое усмотрение, не соответствующее действительности.

Таким образом, заключение договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не противоречит Положению и законодательству РФ. …

С целью определения наилучших условий исполнения договора на выполнение работ по санации напорного канализационного коллектора, а также исполнения Приказа от 29 июня 2016 года №142-А Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, были отправлены запросы на предоставление технико-коммерческих предложений предприятиям, подававшим заявки на участие в конкурсе, в том числе ООО «Производственная фирма «СТИС» и ООО «Бертос».

На вышеуказанные запросы были получены ответы от следующих организаций:

-      Компания 1: согласно технико-коммерческого предложения стоимость выполнения работ составляет 137 490 000,00 руб. (сто тридцать семь миллионов четыреста девяносто тысяч рублей 00 копеек), в т.ч. НДС (18%) 20 973 050.85 руб. (двадцать миллионов девятьсот семьдесят три тысячи пятьдесят рублей восемьдесят пять копеек). Предлагаемые к использованию материалы соответствуют требованиям.

- Компания 2 (ООО «Производственная фирма «СТИС»): согласно технико-коммерческого предложения стоимость выполнения работ составляет 131 146 706,90 руб. (сто тридцать один миллион сто сорок шесть тысяч семьсот шесть рублей девяносто копеек), в т.ч. НДС (18%) 20 005 429.87 руб. (двадцать миллионов пять тысяч четыреста двадцать девять рублей восемьдесят семь копеек). Предлагаемые к использованию материалы соответствуют требованиям.

- Компания 3 (ООО «Бертос»): согласно технико-коммерческого предложения стоимость выполнения работ составляет 130 500 000 руб. (сто тридцать миллионов пятьсот тысяч рублей 00 копеек), в т.ч. НДС (18%) 19 906 779.66 руб. (девятнадцать миллионов девятьсот шесть тысяч семьсот семьдесят девять рублей шестьдесят шесть копеек). Предлагаемые к использованию материалы соответствуют требованиям.

Согласно Протоколу заседания единой комиссии заказчика от 30 июня 2016 №54 (копия прилагается), которое началось в 14:00, из трех поданных технико-коммерческих   предложений,   соответствующих   требованиям   Заказчика, было принято решение заключить договор с ООО «Бертос», предложившим наименьшую цену. Во время проведения заседания единой комиссии заказчика информации о поступлении второго предложения от ООО «Производственная фирма «СТИС» не поступало» (цитата возражения Заказчика на жалобу).

Изучив Положение о закупках, документы закупки у единственного поставщика работ по санации напорного канализационного коллектора Д-400 мм., от КНС «Коммунары» в г. Алупка, Комиссия пришла к выводу о том, что закупка Заказчиком работ по санации напорного канализационного коллектора у единственного подрядчика не нарушает Положение о закупках и Закона о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в том, что единственный подрядчик, с которым заключен договор, не соответствует требованиям документации о закупке у единственного поставщика работ по санации напорного канализационного коллектора Д-400 мм., от КНС «Коммунары» в г. Алупка.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Требования к участникам закупки приведены в разделе 11 Положения о закупках.

Согласно подпункту 1.1 части 1 раздела 11 «Требования к участникам закупки» главы «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» Положения о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — Перечень). В данный перечень включены работы по устройству наружных сетей канализации.

Согласно извещению о проведении закупки у единственного подрядчика (номер извещения 31603841806) объектом закупки являются:

«…

Наименование лота

Совместная закупка

Начальная (макс.) цена договора

Классификация по ОКПД2

Классификация по ОКВЭД2

1

Санация напорного канализационного коллектора Д=400мм., от КНС "Коммунары" в г. Алупка

Нет

141 291 430,00 Российский рубль

42.21.1 Коммуникации инженерные для жидкостей и газов

42.21 Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения

…» (цитата извещения о проведении закупки 31603841806).

Таким образом, объектом закупки являются работы, подпадающие по действие Перечня.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ.

Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве.

Таким образом, условием допуска к участию в закупках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к организации соответствующих работ или о организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене договора.

На основании изложенного заявка участника закупки на участие в процедуре закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение таких работ, должна содержать свидетельство о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене договора.

При этом представление участником закупки в составе заявки на участие в закупке свидетельства о допуске к организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, предельная стоимость которых ниже предложения участника закупки о цене договора, является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении закупки или документации о закупке.

Изучив заявку единственного подрядчика ООО «Бертос», Комиссия установила, что согласно свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «Столичное строительное объединение» 02.12.2011 за №2338.02-2011-7708212245-С-036, ООО «Бертос» вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей. При этом цена договора, предложенная ООО «Бертос» для участия в процедуре закупки 31603841806, составляет 130 500 000,00 (сто тридцать миллионов пятьсот тысяч) рублей, что превышает предельную стоимость договоров, подлежащих заключению согласно свидетельства о допуске к организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка ООО «Бертос» не соответствует требования документации о закупке 31603841806 и подлежала отклонению.

Учитывая приведенное, действия Единой комиссии Заказчика, допустившего ООО «Бертос» к участию в закупке 31603841806, нарушают требования пункта 12 документации о закупке 31603841806, раздела 11 Положения о закупках, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

3. В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик не выполнил условия подряда №02/20/5-d-426, заключенного Заказчиком и Заявителем 04.02.2015.

Вместе с тем, рассмотрения данного довода Заявителя не входит в компетенцию Комиссии Крымского УФАС России.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Единую комиссию Заказчика нарушившей требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. В связи с тем, что итогам процедуры закупки 31603841806 Заказчиком заключен договор, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1431-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 08.07.2016 №06/4342.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны