Решение №06/5083 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 29 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1514-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

22.05.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика В. Ю. Голуб (по доверенности), О. С. Шульга (по доверенности),

Уполномоченного органа А. В. Козырин-Гаак (по доверенности),

представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 15.05.2017 (вх. №1582/09 от 15.05.2017) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Проведение работ по благоустройству детских и спортивных площадок в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым» (номер извещения 0175300026017000046) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлено обязательное требование о наличии у участников Аукциона опыта выполнения аналогичных работ.

2. По ряду позиций товаров (материалов), используемых при выполнении работ, в документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам, которые являются избыточными для данного товара, не влияют на его потребительские свойства и не обусловлены объективной потребностью Заказчика.

3. По ряду позиций товара (материала), используемого при выполнении работ, в документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарному знаку без обязательного указания «или эквивалент».

4. Заказчиком не установлено требование о наличии у участников свидетельства саморегулируемой организации (СРО).

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 16.05.2017 №06/4662, направленное Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — 27.04.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 35 900 000,00 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 16.05.2017 10:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 16.05.2017, дата проведения Аукциона: 19.05.2017;

- на участие в Аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены к участию в Аукционе;

- предложения о цене контракта подал 1 участник.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком не установлено обязательное требование о наличии у участников Аукциона опыта выполнения аналогичных работ.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями №1, №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99.

В силу пункта 2 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее
20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт <*>:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Пунктом 2 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее: «…В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случая отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Так, пунктом 2 Приложения № 1 данного Постановления определено, что установление дополнительного требования о наличии опта исполнения одного контракта на выполнение соответствующих работ возможно только на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, а не весь перечень в составе данных кодов.

В коде 42 Общероссийского классификатора продукции идет четкое разделение на сооружения и на строительные работы. Код 42.99 делится на код 42.99.1 гражданские прочие и на код 42.99.2 Работы строительные по строительству прочих гражданских сооружений.

Кроме того, предметом закупки определено благоустройство, в состав которого входит монтаж готового оборудования и готовых изделий, что не входит в состав строительных работ и не подпадает, в том числе под требование СРО при выполнении подобных работ.

Таким образом, считаем нарушением включение требования о наличии опыта работы в данной процедуре закупки…» (цитата письменных возражений).

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД) 42.99.12.110 «Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе», в связи с чем, проведение Аукциона не относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В жалобе Заявитель указывает: «…Заказчиком установлены следующие требования к доскам хвойных пород древесины камерной сушки, влажностью не более 8 % на страницах 27, 28, 32, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43 и т.д. документа «Приложение № 1 Техническое задание».

Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ с использованием материалов, но не производство указанных материалов. Таким образом, заявитель жалобы усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не объективном описании объекта закупки….» (цитата жалобы).

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили: «…Условиями аукциона предусмотрено использование детского игрового оборудования, соответствующего потребностям Заказчика.

Для обеспечения качества детского игрового оборудования, оно должно быть произведено из качественных материалов, соответствующих требованиям, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. В соответствии с пунктами 4.3; 4.4 ГОСТ 20850-2014 «Конструкции деревянные клееные несущие. Общие технические условия» для несущих конструкций для спортивно – зрелищных объектов с массовыми нахождениями людей исходная технологическая влажность древесины слоев при изготовлении КДК, должна быть в диапазоне 6-10% Также показатель по влажности древесины не более 8% обусловлен требованиями технологического процесса заводов – изготовителей игрового уличного оборудования.

Часть 2 пункта 1 статьи 33 44-ФЗ предписывает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технический характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и потребностям заказчика…» (цитата письменных возражений).

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии и не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что данным условием Заказчик ограничил круг участников Аукциона.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при размещении данной закупки является необоснованным.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В качестве довода жалобы Заявитель указывает, что по ряду позиций товара (материала), используемого при выполнении работ, Заказчиком установлены требования к товарному знаку без обязательного установления параметров эквивалентности: «…Так, заказчиком установлены требование:

Антикоррозионное покрытие элементов из древесины должно быть выполнено:

- водно – дисперсионная глянцевая эмаль Flora FW550 или эквивалент.

На страницах 54, 62, 68, 72 и т.д. документа «Приложение № 1 Техническое задание».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.203 № 44-ФЗ…документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказания услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Водно – дисперсионную глянцевую эмаль Flora FW550 предполагается использовать при выполнении работ. Вместе с тем, участники закупки лишены возможности предложить эквивалентный товар в связи с тем, что заказчиком не установлены параметры эквивалентности данного товара…» (цитата жалобы).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили: «…В документации к аукциону предусмотрено требование «Антикоррозионное покрытие элементов из древесины должно быть выполнено: - водно – дисперсионная глянцевая эмаль Flora FW550 или эквивалент».

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

У Заказчика не было другого способа, обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, соответствующего потребностям Заказчика. Информация о полных технических характеристиках имеется в свободном доступе, в том числе на сайте производителя эмали «FLORA»…Заказчик при описании объекта закупки включил в описание объекта закупки слово «или эквивалент».

Заявитель утверждает об отсутствии параметров товара водно – дисперсионной глянцевой эмали Flora FW550, при этом указывая самые важные характеристики эквивалентности данного товара, а именно на вид товара – эмаль, область ее применения – древесина, качественные характеристики – водно – дисперсионная, цвет – глянцевый…» (цитата письменных возражений).

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии и не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что данным условием Заказчик ограничил круг участников Аукциона.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при размещении данной закупки является необоснованным.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком не установлено требование о наличии у участников свидетельства СРО.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили: «…Благоустройство детской площадки не требует допуска СРО, т.к. данные работы выполняются на простых объектах и не проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (ст 48.1 ГК РФ).

Таком образом, учитывая специфику работ по пункту 6 третьего раздела СРО благоустройство детских площадок не подпадает…» (цитата письменных возражений).

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии и не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что данным условием Заказчик ограничил круг участников Аукциона.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при размещении данной закупки является необоснованным.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 16.05.2017 №06/4662.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны